Введение 3
Глава1. Метапредметные результаты в системе ФГОС основной школы....4
1.1. Теoретические аспекты понятия «метапредметные
результаты» 6
1.2. Познавательные универсальные учебные действия обучающихся
основной школы 13
1.3. Диагностика уровня сформированности УУД 16
Вывод по1 главе 24
Глава 2. Мегакласс для развития познавательных УУД обучающихся 25
2.1. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике.. .25
2.2. Методическое планирование системы уроков по теме:
«Информация и информационные процессы» 25
2.3. Методическое планирование уроков информатики 63
Вывод по 2 главе 69
Заключение 70
Библиографический список 71
Приложение 75
В отличие от стандартов 2004 года, лозунгом которых была фраза «Образование для жизни», девиз ФГОС - «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня общество как никогда нуждается в образованных мобильных людях, чувствующих ответственность за судьбу страны; способных подвергать анализу свои действия и общую ситуацию; готовых самостоятельно принимать решения и прогнозировать возможные последствия; желающих сотрудничать друг с другом. Стандарт второго поколения, помимо предметных, ориентирует на достижение личностных и метапредметных результатов. Результаты образования, цель которого состоит в том, чтобы передать от учителя к ученику опыт, накопленный человечеством, отчуждены от учащегося, поскольку образовательный процесс в этом случае монологичен, направлен в одну сторону. Особенности «принимающей» стороны: личностные цели, смыслы, характер ученика - не принимаются во внимание. Таким образом, передается не опыт, а информация в готовом виде: факты, правила, дефиниции, законы и т.д. - то, что не может обеспечить целостного представления о мире. Старый лозунг «Учись учиться» приобретает современное звучание, поскольку школа призвана вооружить учащегося не только (и не столько) некоей суммой знаний, но, прежде всего, научить его самому добывать информацию из различных источников, перерабатывать ее и применять полученные знания на практике. Именно достижение метапредметных результатов, или, иными словами, формирование универсальных учебных действий (УУД) призвано решить эту задачу. Универсальные учебные действия - это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Объект исследования: развитие и формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы на уроках информатики.
Предмет исследования: мега-класс как средство развития и формировании познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы при изучении темы «Информация и информационные процессы».
Исходя из этого, нами были сформулированы цель и задачи исследования, а так же выдвинута гипотеза.
Цель исследования: разработка системы мега-уроков,
способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках в курсе информатики основной школы при изучении темы «Информация и информационные процессы».
В основу нашего исследования была положена следующая гипотеза:
Проведение уроков информатики в основной школе в рамках проекта «Мега-класс» будет способствовать развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие частные задачи:
1. Проанализировать проблемы развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы, описать известные подходы к развитию УУД;
2. Выявить критерии сформированности и развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы;
3. Проанализировать особенности организации мега-уроков в основной школе в рамках проекта «Мегакласс» Северо-Арктического кластера;
4. Разработать систему мега-уроков по информатике для изучения темы «Информация и информационные процессы» в основной школе.
Научная новизна полученных результатов исследования состоит в научно-педагогическом обосновании целесообразности обучения
информатике обучающихся основной школы в рамках проекта «Мега-класс».
Теоретическая значимость: обоснование дидактических качеств ментальных учебных
пособий как средства формирования познавательной активности обучающихся.
Практическая значимость: разработанная система мега-уроков для изучения темы «Информация и информационные процессы» по информатике в основной школе может быть использована в практике учителей.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Сетевое общество формирует новую педагогику сетевого взаимодействия, которая определяет науку учиться на расстоянии, учиться с использованием дистанционных ресурсов, дистанционных средств и инструментов, учиться с помощью коллективного разума в совместных сетевых проектах. Высокое качество подготовки школьников, вне зависимости от места их проживания, можно обеспечить при целесообразном использовании облачных технологий, реа- лизации кластерного подхода для организации единых уроков в мегаклассе, при одновременном участии учителей, студентов, преподавателей вузов и ученых.
Проект «Мегакласс» позволяет интегрировать научнообразовательные ресурсы и целенаправленно их использовать для нужд отдельного образовательного учреждения и отдельного ученика.
В результате работы выполнены следующие задачи:
• Выявлены дефициты преподавания информатике в северных
территориях Красноярского края такие как, малая плотность населения при небольшой численности населенных пунктов. Порой отсутствие кадрового обеспечения учебного процесса в школах сельской местности и Крайнего Севера. Существует проблема реализации образовательных стандартов и учебных программ в актированные дни, что приводит к сокращению учебных часов, экстремальные
природно-климатических условий;
• Спроектирована модель образовательных кластеров педвуз - школы северных арктических территорий;
• Разработано ментальное ЭУП по теме «Информация и информационные процессы» для 8 класса;
• Разработаны мегауроки по темам урок № 1 Тема «Информация и информационные процессы» и урок № 2 «Информационные
процессы».
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2008. С. 4-5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2008. С. 4-5.
2. Гальперин П.Я. «Формирование умственных действий и понятий». М.,1965.
3. Громыко, Юрий Вячеславович Метапредмет "Знание": Учеб. пособие для обучающихся ст. кл. / Ю.В. Громыко М.: Пушк. инт, 2001
4. Губарев, В.Г. Программное обеспечение и операционные системы ПК [Текст]: учебник / В.Г. Губарев.- Ростов н/Д.: Феникс,2012г.- 384с.
5. И 254 Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: коллективная монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. [Электронный ресурс] / Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - Систем. требования: РС не ниже класса Pentium I ADM, Intel от 600 MHz, 100 Мб HDD, 128 Мб RAM; Windows, Linux; Adobe Acrobat Reader. - Загл. с экрана.
6. Ивкина И.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., Сокольская М.А., Xегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДOТ и СПO // Коллективная монография. - Красноярский государственный педагогический университет. - 2014.
7. Ивкина И.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова А.Л., Сокольская М.А., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО // Коллективная монография. - Красноярский государственный педагогический университет. - 2014.
8. Ивкина Л.М., Кулакова И.А., Пак Н.И., Романов Д.В., Симонова
A. Л., СокольскаяМ.А., Хегай Л.Б., Яковлева Т.А. Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: коллективная монография //Краснояр. гос. пед. ун-т им.
B. П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 196 с.
9. Избачков, Ю. С. Информационные системы [Текст] : учеб.пособие / Ю. С. Избачков, В. Н. Петров. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2015. - 656 с.
10. Колмыкова, Е. А. Информатика: учеб.пособие для студ. сред. проф. образования [Текст] / Е. А. Колмыкова , И. А. Кумскова. - 2-е изд. - М.: Издательский центр "Академия" , 2015. - 416 с.
11. Кузюк И. Г., Туч В. В. ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ В
СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14.
URL: http: //sibac.info/archive/social/8(11 ).pdf.
12. Макарюк Г.Ю. «Коммуникативные УУД» URL:
http: //konspektdoma.ru/studentu/praktika/kommunikativnye -uud (дата обращения: 28.05.2017)
13. Могилев, А. В. Информатика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст] / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е.К. Хеннер; Под редакцией Е. К. Хеннера. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 848 с.
14. Н.Д. Угринович. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 8 класса / - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лабора-тория знаний, 2011. 178
15. Пак Н.И. Стратегии информационного подхода в проектировании кластерной системы образования школа-педвуз //В сборнике: Фундаментальные науки и образование Материалы II
международной научно-практической конференции (02
05 марта 2014 г.). Бийск, 2014, с.66-76.
... всего 24 источника