ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1.ПРЫГУЧЕСТЬ КАК ОДНО ИЗ ОСНОВНЫХ
КАЧЕСТВ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6
1.1 Анатомо - физиологические особенности юношей 13-14
лет 6
1.2 Прыгучесть как физическое качество 15
1.3 Средства и методы развития прыгучести, анализ
существующих программ по развитию прыгучести 22
ГЛАВА 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 37
2.1 Методы исследований 37
2.2 Организация исследований 41
ГЛАВА 3.ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ЮНОШЕЙ 13 -14 ЛЕТ 45
3.1 Разработка и обоснование комплекса упражнений 45
3.2 Проверка разработанного комплекса 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЬЕ ИСТОЧНИКОВ 59
Волейбол широко используется, как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия волейболом и другими спортивными играми способствуют всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на такие физические качества, как быстрота, ловкость, силовая выносливость и прыгучесть
Современный волейбол-это атлетическая игра. Поэтому требования, предъявляемые к волейболисту, очень высокие. Чтобы достичь техникотактического мастерства, спортсмену прежде всего необходим высокий уровень развития физических качеств. Волейболист сегодня-это подвижный спортсмен, отлично координированный, быстро мыслящий на площадке.
Для волейболиста всегда важны такие качества, как выносливость, быстрота, ловкость, сила, гибкость, но особенно значимы развитие скоростно-силовых качеств мышц ног, прыгучесть.
Доказано, что 90-95% результата игры зависит от борьбы над сеткой (блок, нападение), а чтобы хорошо ставить блок, нападать, надо хорошо прыгать. Поэтому прыжковая подготовленность игроков должна быть на очень высоком уровне. Прыгучесть является одним из ведущих качеств в волейболе. И поэтому уже на начальном этапе подготовки волейболистов ей необходимо уделять должное внимание.
. Это позволяет ставить вопрос о необходимости разработки методики развития прыгучести правильного выбора и умелого применения методов и средств с первых лет занятий волейболом.
Многими спортивными специалистами отмечается, что за последние несколько лет в классическом волейболе произошли значительные изменения, а именно:
-усложнилась техника исполнения подачи, которая в настоящее время является эффективным атакующим средством, (а большинство подач выполняются в прыжке);
-увеличилась доля атак из глубины площадки;
-направленность соревновательной деятельности представителей различных игровых амплуа в последние годы приобретает все большее различие
Прежде всего эти изменения связаны с существенными изменениями в правилах соревнований, что приводит к повышению требований, предъявляемых к уровню технической и физической подготовленности волейболистов.
Следовательно, возникает необходимость совершенствования научнометодического обеспечения тренировочного процесса волейболистов, внесения изменений в структуру и содержание их подготовки.
В своей работе я рассмотрю основное скоростно-силовое физическое качество волейболистов-прыгучесть, а также эффективность его развития у юношей 13-14 лет. Без грамотного подхода к изучению этих качеств, не обладая определенными навыками и не имея соответствующих методик, невозможно развить прыгучесть.
На сегодняшний день существует противоречие между высоким требованием к уровню играющих и их физической подготовленностью, то есть остро стоит проблема исследования уровня развития прыгучести. В своей работе я постараюсь отразить наиболее эффективные стороны различных методик, разработанных выдающимися тренерами в области волейбола и других видов спорта.
Цель исследования:
Обосновать и разработать комплекс упражнений, направленный на развитие прыгучести у юношей 13-14 лет, и выявить его результативность.
...
После анализа научно-методической литературы было определено, что характерными особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Различают общую прыгучесть как способность выполнить прыжок (в длину или вверх) и специальную прыгучесть, то есть способность развивать высокую скорость отталкивания. Главным звеном воспитания прыгучести считается сочетание разбега с отталкиванием. Величина тех усилий, которые развиваются при выполнении толчка в прыжке за максимально короткое время, должна быть предельно большой. Это возможно только лишь при их взрывном характере. В мощности движение проявляется взаимосвязь силы и мощности движений. Для сильного и короткого отталкивания прежде всего необходимо проявление моментальной сократимости мышц при их одновременном сильном напряжении, что в свою очередь требует мощной концентрации волевых усилий. Прыжок- краеугольный камень во многих видах спорта - баскетболе, волейболе и др. При воспитании прыгучести главные требования предъявляются к работе нервно-мышечного аппарата, работа которого прежде всего зависит от функционального состояния и функциональной подготовки организма спортсмена, то есть от величины стартовой скорости.
Для развития прыгучести волейболистов используются упражнения в динамических скоростных режимах: специально подобранные прыжковые упражнения, напрыгивания, упражнения с отягощениями и др., которые выполняются с максимальной интенсивностью.
В экспериментальной методике развития прыгучести было предусмотрено:
-изменение соотношения средств ОФП и специальной ФП в пользу
СФП в годичном цикле тренировок;
-соотношение средств специальной физической подготовки составило: 35% на скоростно-силовую (в большей части прыжковую), 40% на силовую, по 10% на специальную выносливость и быстроту и 5% на расслабление и увеличение подвижности в суставах;
-блочная система специальных прыжковых упражнений разной интенсивности.
. В результате использования методики значительно повысился уровень развития прыгучести. В свою очередь эти изменения отразились на эффективности игры, в учебных играх показан более высокий уровень спортивного мастерства, в контрольных играх экспериментальная группа неоднократно побеждала контрольную. Волейболисты экспериментальной группы более быстро осваивают новые упражнения, что экономит время для других действий. По результатам наблюдения группа, занимавшаяся по разработанной методике, превосходит по многим параметрам контрольную. Таким образом, рекомендуем применять данную методику для подготовки волейболистов на различных этапах подготовки, но с учетом возрастных особенностей и физической подготовки.
1. Виера Б.Л., Фергюсон Б.Д. Волейбол. Шаги к успеху.-М.:АСТ, 2004176 с.
2. Гласнов В.Н. Техника и тактика индивидуального блокирования в
волейболе: метод.указания к практ. занятиям для студентов. -
Ульяновск.:УлГТУ,2010-19 с.
3. Голунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта., уч. пособие.-М.: «Академия», 2008
4. Ерёмин, И.В. К проблеме развития прыгучести у баскетболистов / И.В. Еремин // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях- Харьков-Белгород-Красноярск, 2006. - с. 187-190.
5. Железняк Ю.Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе. -Теория и практика физической культуры, 2004. № 4 с.30-33
6. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П. А.Я. Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства: учебное пособие для учителей. - М.:Академия, 2004-396 с.
7. Железняк Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для студентов высш. учеб. заведений / под. ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - 5-е изд., стер.- М.: Изд. центр «Академия», 2008. - 518с.
8. Караулова Л.К., Красноперова Н.А., Расулов М.М. Физиология: учебное пособие для студ.ВУЗ.-Издательский центр «Академия», 2009
9. Кикотя В.Я, Барчуков И. С. Физическая культура и физическая подготовка [Электронный ресурс] : учеб. для студ. вузов / Университетская библиотека онлайн (ЭБС) ; под ред.:. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 432 с. — Режим доступа: http: //www. biblioclub.ru/book/117573/.
10. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры-М.: Советский спорт, 2004- 464 с.
11. Мезенцева Н.В , Казанкова Е.А. Методики обучения техники и игры в волейбол- Методическое пособие, 2007г.
12. Савченков, Ю.И.: Нормальная физиология человека. - Красноярск: Издательские проекты, 2007г.
13. Сальников, А. Н. Физическая культура [Электронный ресурс] : консп. лекц. / А. Н. Сальников ; Университетская библиотека онлайн (ЭБС). — Моск- ва : Приор-издат, 2009. — Режим доступа: http: //www.biblioclub.ru/book/56281/
14. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник, издание 2-е, исп. и допол.-М.:Олимпия Пресс, 2005-528 с.
15. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность.-М.:Академия, 2007
... всего 30 источников