ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ К ЭКЗАМЕНУ 7
1.1 Понятие психологической готовности в психолого-педагогической
литературе 7
1.2 Психологическая готовность к экзамену обучающихся в старших классах.. 16
1.3. Психологическая подготовка к экзамену обучающихся 26
Выводы по Главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЭКЗАМЕНУ ОБУЧАЮЩИХСЯ 33
2.1. Организация и методики исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 35
2.3. Комплекс психолого-педагогических мероприятий развития
психологической готовности к экзамену обучающихся 11 класса 41
2.4. Анализ результативности реализации комплекса психолого
педагогических мероприятий развития психологической готовности к экзамену обучающихся 11 класса 51
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
Актуальность исследования обусловлена тем, что единые государственные экзамены (ЕГЭ) в качестве основной формы государственной итоговой аттестации выпускников 11 классов проводятся в нашей стране на протяжении последних 15 лет.
Самой стрессовой ситуацией в школе является государственная аттестация, когда поступление в ВУЗ и реализация планов взрослой жизни зависят от полученного результата. Ситуации, связанные с контролем знаний, вызывают наиболее эмоциональную реакцию обучающихся.
Экзаменационные задания единого государственного экзамена требуют широкого спектра знаний, которые подвергаются тщательной проверке. Успешная сдача экзамена требует не только усвоения предметных знаний, но и высокой мобильности, сосредоточенности, умения быстро переключаться и давать точные и краткие ответы. В этот период обучающиеся выпускники проходят проверку не только знаний, но и психической устойчивости, что можно рассматривать как серьезное психологическое испытание. Уровень психологической готовности часто играет решающую роль на экзамене, как и в период его подготовки.
Для успешного преодоления стрессовой ситуации экзамена выпускникам следует активно разрабатывать разнообразные навыки, включая умение эффективно управлять своими эмоциями, контролировать мыслительные процессы, эффективно распределять время и ясно определять цели, выбирая соответствующие методы достижения задуманного результата. Важно, чтобы на начальном этапе формирования психологической готовности к стрессу учащиеся активно развивали все эти и другие умения.
Однако подготовка старшеклассников к ЕГЭ имеет ряд трудностей психологического характера. Это связано, прежде всего, с личностными особенностями старшеклассников, с изменением их социального статуса, со стрессовой ситуацией подготовки и сдачи экзамена, а также с требованиями, предъявляемыми к процедуре проведения ЕГЭ.
Важный фактор, влияющий на успешную аттестацию выпускников школ в форме ЕГЭ, это психологическая готовность. Согласие на содействие, желание и стремление сделать что-то являются ключевыми аспектами психологической готовности к экзаменам. Проблемы этой готовности рассматриваются через призму психологического понятия "готовность".
Сегодня наибольшие вопросы возникают вокруг того, как формируется психологическая подготовленность обучающихся, поскольку этот аспект остается малоизученным. Часто случается так, что ученик 11 класса, хорошо подготовленный в техническом и предметном аспекте, показывает результаты на ЕГЭ, которые заметно ниже его потенциала. В таких ситуациях проблема, скорее всего, кроется в отсутствии психологической подготовленности к экзамену.
В психолого-педагогической литературе обширно затрагивается тема подготовки обучающихся к разнообразным видам задач, в том числе в области образования, предоставляя детальный анализ разных сторон этой проблемы. (В.П. Бездухов, Д.А. Белухин, К.М. Дугай-Новакова, М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, В.П. Каширин, А.В.Кирьякова, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров, В.А. Сластенин, В.И.Слободчиков).
Современные психолого-педагогические исследования затрагивают вопрос о том, как подготовиться к экзаменам на психологическом уровне (Есаян М.Л., Осипова Н.В., Красножонова А.С., Литвинова Ю.А., Новикова М.И., Шубина А.С., Граница В.Г., Сафонова Н.И. Литке Н.В, и др.)
Важный государственный экзамен, который является обязательным и единым для всех учащихся, становится сложным испытанием для выпускников. Стресс и беспокойство, вызванные предстоящими экзаменами, мешают сосредоточиться и ухудшают память и концентрацию. Тем самым, обучащихся теряет силы на учебу и подготовку, что снижает его работоспособность.
...
Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической литературы в отношении рассмотрения понятия «психологическая готовность» позволил сформулировать выводы.
В психологических исследованиях многие ученые изучали понятие психологической готовности, формулировали его определение и выделяли составляющие. Различные подходы исследователей позволяли рассматривать психологическую готовность как динамическое состояние, личностное образование и систему качеств личности, что позволяло выделить разные компоненты структуры. Однако, несмотря на это, исследователи соглашаются на характеристиках и путях формирования психологической готовности. Понимание ее значения позволяет качественно организовать процесс подготовки человека к успешной деятельности.
Развитие психологической готовности к экзамену старшеклассников включает в себя следующие виды деятельности: психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, тренинговые занятия с учащимися. Развивающая работа должна вестись по трём основным направлениям: развитие познавательной сферы обучающихся, снятие
тревожности, формирование адекватной самооценки, развития произвольности, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Проведенное экспериментальное исследования на констатирующем этап исследования свидетельствует, что психологическая готовность к экзаменам характеризуется повышенной тревожностью, чувством неуверенности в своих знаниях, недостаточным умением самоконтроля и саморегуляции деятельности по подготовке к сдаче ЕГЭ. Обучающиеся в большей степени знакомы с процедурой проведения экзамена, умеренной тревожностью. несформированность умений самоорганизации деятельности и самоконтроля эмоциональных проявлений. большинство подростков переживают стресс непосредственно в ситуации экзамена.
У большинства обучающихся выявлен смешанный стиль саморегуляции обучающихся в, которые проявляют самостоятельность, средний уровень самоконтроля, подвержены внешнему влиянию.
С целью развития психологической готовности к экзамену нами был разработан и реализован комплекс психолого-педагогических мероприятий развития психологической готовности к экзамену обучающихся:
1. Комплекс занятий с элементами тренинга, направленный на психологическую подготовку к экзамену обучающихся 11 класса с целью отработки с обучающимися навыков психологической подготовки к экзаменам (ЕГЭ), снижении тревожности, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов. Комплекс занятий имеет 4 блока: первый блок нацелен на формирование у учащихся новое отношение к экзаменам - как к необходимому этапу в жизни. Второй блок включает профилактику стресса и формирование уверенного поведения. Третий блок нацелен на формирование практического опыта участников в освоении эффективных методов работы с учебным материалом. Четвертый блок является обобщающим.
2. Комплекс психологических, ролевых, деловых игры «Лицом к лицу с экзаменом»
Цель: направленные на ознакомление с простейшими приемами снятия эмоционального напряжения, снятие фрустрации на неожиданную ситуацию, получение опыта поведения на экзамене, структурирования ответа, поиск ресурса для уверенного поведения.
В дальнейшем проводятся психологические, деловые и ролевые игры, где апробируются все полученные в процессе реализации занятий умения.
...
1. Андреева Е.А., Соловьева С.А. Особенности проявления стресса у
студентов во время сдачи экзаменационной сессии // АНИ: педагогика и психология. 2016. № 1(14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
proyavleniya-stressa-u-studentov-vo-vremya-sdachi-ekzamenatsionnoy-sessii (дата обращения: 18.07.2023).
2. Антошкина И. В. Круглова Т.А. Формы и методы работы по
психологической подготовке учащихся к экзаменам (ГИА, ЕГЭ) [Электронный ресурс] / И. В. Антошкина,— Режим доступа :
http://edusev.ru/consultation/psiholog/.
3. Барышев А.Ю. Программа психологической подготовки к сдачи ЕГЭ // Справочник заместителя директора школы. - 2009 - № 4. С, 36-39.
4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1999. 37 с.
5. Бочева Н.А., Хотеева Е.В. Психологическая подготовка учащихся к ЕГЭ // Наука, образование, общество. - 2015. - № 1 (93). - С. 194-201.
6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М.: Ось-89, 1999. 219 с.
7. Власенко И.И. Как удвоить свои способности. Секреты психологической подготовки к экзаменам. Р/Д.,2007. - 269 с.
8. Гапонова С.А., Романова А.И. Психологические факторы, влияющие на успешность сдачи выпускниками школ итоговых экзаменов в форме ЕГЭ // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 1. - С. 120-123.
9. Голубев Г.Г. Психология. - М.: Высш. школа, 1987. - 247 с.
10. Деркач А.А. Методология и стратегия акмеологического исследования - М.: РАГС, 1998. 148 с.
11. Долгополова И.В. Психологическая готовность детей к ЕГЭ // Психологический журнал. - 2015 - с. 14-17 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26280452 (дата обращения 21.03.2023).
12. Дурай-Новикова К.М. Мотив и смысл (психолого-педагогического исследования) - М.: Наука, 1993.
13. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы
готовности к деятельности - Минск, 1976. - 25 с.
14. Единый государственный экзамен: психолого-педагогическая
подготовка учащихся и родителей: Методические рекомендации учителям / сост. А.Д.Барбитова. - Ульяновск: УИПКПРО, 2005. - 13 с.
15. Еремина О. Тест «О правилах и процедуре проведения ЕГЭ» //Школьный психолог. 2008. №9. С. 28-37.
... всего 55 источников