Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА ОБРАЗА ЖЕНЩИНЫ-ТВОРЦА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ XX - XXI ВВ.

Работа №154391

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Понятие «гендер», современные подходы к его пониманию и
конструирование образа женщины-творца 9
1.1 Понятие «гендер» в современной научной парадигме 9
1.2 Особенности современных подходов к изучению понятия «гендер» 12
1.3 Образ женщины как творца в современных гендерных исследованиях 17
2 Выявление динамики образа женщины-творца в русской культуре XX-XXI
веков 23
2.1 Анализ писем 3. Е. Серебряковой 23
2.1 Результаты интервью с Валерией Тыняной 33
2.2 Сравнительный анализ образов женщины-творца XX-XXI веков на основе
результатов анализа писем 3. Серебряковой и интервью с В. Тыняной 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55


Актуальность исследования. В XX веке изменения в мировоззрении людей стали причиной того, что большое внимание стало уделяться исследованиям идентичности, гендера, феминизма, ориентации и тому подобное. Однако, к компромиссу в подобных вещах так никто и не смог прийти: у каждого исследователя (как, впрочем, и у любого обычного человека) на каждый вопрос или проблему есть свой взгляд. Он обусловлен культурой, в которой рос человек, окружением, политической ситуацией в стране проживания и в мире вообще, экономикой и многими другими факторами, безусловно влияющими на человека. Также не менее важными стали исследования в области искусства, так как именно в XX веке складываются те направления в живописи, архитектуре и скульптуре, которые в наше время принято называть «современным искусством». Но, несмотря на то, что на данный момент известно о трёх волнах феминизма (уже идёт четвёртая), фигура женщины как творца в искусстве всё ещё не является нормой. Для того, чтобы стать значительной фигурой художницам нужно стать не просто заметными, но и выделиться среди большинства мужчин-творцов. И если говорить о том, что в XXI веке это проблема, то насколько сложной была эта проблема в начале XX века, когда феминизм еще не набрал оборотов популярности среди не сколько в обществе, сколько среди самих женщин? Поэтому важно изучать то, как творили женщины-художницы в России начала XX века, с какими трудностями они сталкивались, что изображали, и каким образом это воплощалось на холсте. В данном исследовании репрезентативной художницей того времени будет Зинаида Серебрякова, одна из первых русских художниц, которые вошли в историю живописи. Однако, для того, чтобы понять, насколько изменился образ женщины-творца с начала XX века до начала XXI века, нужно исследовать вопрос непосредственно о тех художницах, которые творят в наше время. Актуальным будет рассмотрение деятельности красноярской художницы Валерии Тыняной, чьи картины выставлялись в музейном центре «Площадь Мира», а сама выставка имела успех у красноярцев. Важно рассмотреть, каким образом изменился образ женщины-творца в русской живописи, если ли какая-то динамика, с чем это связано и какие имеются последствия для русского современного искусства в общем. Поэтому тема исследования, безусловно, актуальна - как в рамках искусства, так и в плане исследований гендера и феминизма.
Объектом исследования является образ женщины-творца в русской культуре XX-XXI веков.
Предметом исследования является динамика образа женщины-творца в русской культуре XX-XXI веков.
Степень изученности. Образ женщины творца достаточно широко изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями.
В качестве исследователей женского образа в культуре можно назвать А. Альчука , П. Бояринова , В. Васильева , Д. Григорьева , Н. Абалакова , В. Романенкова , В. Трофимова .
Н. Абалаковой и А. Альчуком поднимается вопрос о том, какие есть возможности у женщин-художниц в творческой самореализации в группах, которые являются преимущественно мужскими. Н. Абалакова приходит к выводу, что современные парадигмы создания художественной карьеры создают препятствия для творцов обоих полов. Однако, те художницы, творчество которых так или иначе связано с вопросами гендера и феминизма, вынуждены существовать за счет малобюджетных проектов и не набирают такой популярности, как те художники, которые творят на другие темы.
Д. К. Григорьева раскрывает проблему того, что объектом в философии является мужчина как синоним «человеческого», что, в свою очередь, показывает лишь односторонний взгляд на общечеловеческие проблемы. Поэтому тема образа женщины в философско-антропологическом аспекте актуальна для исследований. Она приводит к расширению антропологического знания, а также к развитию знаний о человеке, о его природе и сути.
В. Ю. Романенковой и В. В. Васильевой рассматривается модель включенности женщины в искусство через призму трех её ролей - как творца, как музы для мужчины-художника и как злого гения в биографии мужчины-творца...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы было выявление динамики образа женщины-творца в русской культуре XX-XXI веков.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи. Во-первых, было изучено понятие «гендер» как основополагающий феномен гендерных исследований, а также проанализированы современные подходы к феномену гендера. Во-вторых, рассмотрен теоретический материал, связанный гендерным образом «женщина-творец», а также то, как этот термин понимается разными авторами. В-третьих, были проанализированы письма Зинаиды Серебряковой и интервью с Валерией Тыняной для выявления образов женщин-творцов XX и XXI веков соответственно. В-четвертых, была выявлена динамика образа- женщины творца в русской культуре XX-XXI веков.
Результатами теоретической части настоящей работы являются:
1. Понятие «гендер» рассматривается как феномен, который не является заданным природой фактором, может изменяться с течением жизни индивида в зависимости от различных жизненных обстоятельств.
2. Теория социального конструирования гендера основана на понимании различий биологического пола и категории принадлежности к полу. Гендер рассматривается уже не как понятие, а как некий процесс по приписыванию пола обществом индивиду. При этом отношения между мужским и женским как социальными категориями могут изменяться.
3. Историко-философский подход к изучению понятия гендера раскрывает историю становления гендерной теории и феминистской мысли (это важно, так как тема работы посвящена именно женскому образу). Изменение в принятии феминного происходило на протяжении многих веков, что привело к развитию движения за права женщин, а также привлекло внимание к образу женщины как творца.
4. Изучение образа женщины-творца является актуальным и важным не только для определения уже состоявшихся художниц прошлого, но и тех,
чье имя еще не ассоциируется в обществе с понятием «женщина-творец», так как многие исследователи отмечают, что женщина как творец не представлена в полной мере в истории искусств...


Issina, G. I. Gender Stereotypes in the Language Picture of the World /
G. I. Issina, O. Yu. Mechsherskaya // European Researcher. - 2013. - No 2-3(42). - P. 462-466
2. Miller, C., Swift K. Words and Women. Garden City, N.Y.: Anchor Press, 1977
3. VLRYN.ART. Официальная группа Валерии Тыняной // Режим доступа: https: //vk.com/vlryn art
4. Абалакова, Н. Гендерный аспект современного искусства. Женщина-художник в паре, группе и мужском коллективе // Гендерные исследования. 2007. № 16. С. 38-49
5. Альчук, А., Аристов, В., Козлова Н. Женщина и визуальные знаки. - М.: Идея-Пресс, 2000. С. 280
6. Ануфриева, А.В., Небыков И.А. Гендерная история как инструмент формирования патриотизма // Известия Волгоградского государственного университета. - 2015. - № 2 (155). - С.55-59
7. Батлер, Джудит: Лакан, Ривьер и стратегии маскарада// Гендерная теория и искусство. Антология: 1970—2000. — М.: РОССПЭН, 2005. — С. 422¬441
8. Бербер, П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М.: Медиум, 1995. 97 с
9. Богданова, Е. Пол, гендер и гендерные роли: как в обществе формируются представления о мужском и женском [Электронный ресурс] Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/156426
10. Борейчук, Е. П. Гендерные стереотипы в современном обществе / Е. П. Борейчук, М. С. Стрига // Женская активность: история и современность: материалы Международной научно-практической конференции, Махачкала, 21-22 января 2021 года. - Махачкала, 2021. - С. 272-276
11. Бояринова, П.А. Мужчины и женщины в японской культуре: традиция и современность // Вестник Томского государственного университета. История. - 2016. - № 1 - (39). - С. 97-100
12. Васильева, В. В. Женские образы Евы/Марии в средневековой культуре / В. В. Васильева // Искусство и культура. - 2021. - № 1(41). - С. 30-34
13. Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. — 708 с. ISBN 5-89329-397-5
14. Выставка Зинаиды Серебяковой. // Режим доступа:
http://tretyakovgallery.org/exhibitions/zinaida-serebryakova/
15. Годованная, М. «Мать - ты навечно, но и художница - всегда»: творчество в условиях интенсивно расширенного материнства / М. Годованная, А. Темкина // Laboratorium. 2017. № 9. С. 30-61...50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ