Реферат 2
Введение 4
1 Теоретические основы физической рекреации 6
1.1 Содержание, формы и задачи физической рекреации 6
1.2 Особенности физической рекреации студентов 10
1.3 Критерии рекреационной деятельности студентов 16
2 Организация и методы исследования 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методы исследования 21
3 Результаты исследования и их обсуждение 22
Заключение 40
Список использованных источников 43
Приложение А 52
В настоящее время молодежь выбирает абсолютно разные виды отдыха: кто-то читает книги, занимается спортом, другие идут на прогулку с друзьями, третьи, к сожалению, слишком много времени проводят пассивно, сидя у телевизоров или социальных сетей, без какого-либо активного отдыха. Поэтому важное значение физической рекреации состоит в том, что она, удовлетворяя потребности людей в двигательной деятельности, создает предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в учебной и трудовой деятельности.
Физическая рекреация в деятельности каждого человека является одной из форм проведения собственного досуга и считается важным компонентом во время поддержания и совершенствования его психического состояния, духовного мира и здоровья, также содействует укреплению социальной сплоченности всего сообщества и повышению его благосостояния, что является жизненно необходимым. Так как физическая рекреация является двигательноактивным отдыхом или же развлечением с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, то в результате достигается удовольствие, хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность, необходимые для здоровой и качественной жизни человека.
Современные студенты - наиболее перспективная часть молодежи, в связи с тем, что потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, а также возможностей и условий для развития их у этой социально-демографической группы больше, чем у других категорий молодежи. Следует отметить, что студенты подвергаются огромной умственной нагрузке, в большинстве случаев совместно еще и с трудовой. Вследствие которых, возникает множество стрессовых ситуаций, которые влияют на все сферы деятельности студента. Поэтому определенный интерес представляет изучение влияния направления профессиональной подготовки студентов на их рекреационную деятельность.
Актуальность исследования заключается в выявлении влияния направления профессиональной подготовки студентов институтов на содержание и результаты их рекреационной деятельности. Вопросов влияния обучения на физическую рекреацию студентов, в своих работах касались: Глобенко Р.Р., Горовой В. А., Бардина М. Ю., Джаубаев, Ю.А., Зайцев В.П, однако особенности влияния направлений профессиональной подготовки студентов на их рекреационную деятельность пока не достаточно изучены.
Объект исследования: физическая рекреация.
Предмет исследования: влияние направления профессиональной подготовки на результативность занятий физической реакцией студентов СФУ.
Цель работы: выявить влияние направления профессиональной подготовки на содержание результативность занятий физической реакцией студентов.
Задачи исследования:
1. Определить содержание, задачи и формы физической рекреации.
2. Раскрыть особенности физической рекреации студентов.
3. Выявить критерии рекреационной деятельности студентов.
4. Определить содержание и результаты рекреационной деятельности студентов разных направление профессиональной подготовки.
Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование.
Гипотеза исследования: предполагалось, что направление профессиональной подготовки студентов влияет на содержание и результаты их рекреационной деятельности.
1. Физическая рекреация составляет содержательную основу физкультурно-рекреационной деятельности. Под физкультурно - рекреационной деятельностью понимается деятельность людей, осуществляемая в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических, эмоционально-духовных сил человека с помощью средств физической культуры, спорта и туризма.
Главной задачей физической рекреации является оздоровление, восстановление и профилактика от пагубных действий на человека. Основными формами физической рекреации являются: самостоятельные занятия; групповые занятия под руководством тренера или педагога; массовые физкультурные мероприятия. Все виды и формы физической рекреации могут осуществляться в домашних условиях, в спортивных залах, бассейнах, саунах, клубах, на производственных предприятиях, в местах отдыха и лечения, во время службы в армии.
2. В качестве критериев отражающих рекреационную деятельность студентов могут быть следующие:
1) вовлеченность студентов в занятия физической направленности;
2) мотивационно - ориентировочное отношение студентов к физической рекреации;
3) знания и умения в организации самостоятельных занятий физической рекреацией;
4) ориентирование на результаты собственных занятий физической рекреации.
На основе выявленных критериев можно сравнить влияние направления профессиональной подготовки на физическую рекреацию студентов.
3. Важной задачей для студента является сохранение физической и умственной работоспособности, противодействие психическому утомлению. Одним из важнейших средств ее решения является смена деятельности, отвлечение от ее профессиональных видов и форм, переключение на другие виды. Именно физическая рекреация является той формой активности студентов, которая должна удовлетворять различные психофизические потребности. Это очень важно для учащихся, так как, если психофизические потребности не удовлетворены, то продуктивность снижается во всех видах деятельности, особенно в учебе. Также, одной из особенностью физической рекреации студентов является возможность свободного выбора занятий, поддержка и помощь от института. Это дает студенту большее желание воспользоваться такими возможностями, а, следовательно, систематически посвящать свое время активному времяпрепровождению, получать удовольствие от занятий, общения и т.д.
4. Результаты анкетирования показывают, что направление профессиональной подготовки оказывает влияние на отношение студентов к рекреационной деятельности.
Различия содержания и результатов физической рекреации при обработке результатов оказались следующие:
1) Количество свободного времени у студентов ИФКСиТ, значительно меньше, чем у остальных опрашиваемых институтов.
2) Разница в количестве времени, которое студенты могли бы уделять на занятия физической рекреацией. Больше всего этого времени у студентов ВИИ, меньше всего у студентов ИИФиРЭ.
3) Разница в количестве времени, которое студенты уделяют активному отдыху. Больше всего времени уделяют на занятия студенты ВИИ, меньше - студенты ИФКСиТ.
4) Наибольшее количество студентов, которые участвуют в спортивных мероприятиях СФУ из ВИИ, наименьшее число студентов из ИИФиРЭ. Равные показатели у студентов ИФКСиТ и ИФиЯК.
5) Разница в качестве здоровья студентов. Анкетирование показало, что по субъективной оценке здоровья, студенты ВИИ оценили его гораздо лучше, чем студенты из опрашиваемых институтов. А наиболее низкий показатель у студентов ИФКСиТ.
6) Различна потребность в дополнительных знаниях в области ФК. Наиболее остро чувствуют необходимость в знаниях студенты ИФиЯК, меньше всего этот уровень у студентов ИИФиРЭ.
Схожие результаты в том, что среди доминирующих видов двигательной активности выявлены: занятия по физической культуре в институте, определенный вид спорта. Наименее популярны: танцы и туризм. Так же схожесть проявляется в том, что студентов ИФКСиТ, ВИИ и ИФиЯК больше всего привлекает, что физическая рекреация это способ восстановления и укрепления здоровья. Студентов ИИФиРЭ больше всего привлекает, что это способ получения удовольствия от процесса.
1. Алексеев С.В., Виленский М.Я., Гостев Р.Г., Гостева С.Р., Лотоненко А.В.,
Филимонова С.И. Физическая культура и спорт в образовательном пространстве России. Монография. - М.: ООО НИЦ «Еврошкола», Воронеж: ООО «Издательство РИТМ», 2017. - 500 с. URL:
https://www.rea.ru/ru/org/cathedries/Kafedra-fizicheskogo-
vospitanij a/PuЫishingImages/Pages/science/Moнoгpaфия%202018.pdf
2. Аслаханов С-А. М., Эльмурзаев М. А. Познание сущности физической рекреации // Ученые записки университета Лесгафта. 2017. №10 (152). URL: https://cyberieninka.ru/article/n/poznanie-suschnosti-fizicheskoy- rekreatsii (дата обращения: 18.03.2021).
3. Бальба Р. В., Лундина Г. А., Джаубаев Ю. А. Реализация концепции физической рекреации в профессиональной подготовке будущих педагогов // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. №1 (173). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya- kontseptsii-fizicheskoy-rekreatsii-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih- pedagogov (дата обращения: 18.02.2021).
4. Бардина М. Ю., Иванов В. Д., Петров Б. М. Организация рекреационных
занятий физической культурой студентов высших учебных заведений // Вестник ЧелГУ. 2014. №4 (333). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-rekreatsionnyh-zanyatiy- fizicheskoy-kutturoy-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата обращения: 26.02.2021).
5. Бардина М. Ю., Иванов В. Д., Петров Б. М. Организация рекреационных
занятий физической культурой студентов высших учебных заведений // Вестник ЧелГУ. 2014. №4 (333). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-rekreatsionnyh-zanyatiy- fizicheskoy-kulturoy-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy
6. Бинеева, Е.А. Особенности досуговой деятельности современной
студенческой молодежи : на примере тюменских вузов : автореферат дис... кандидата социологических наук : 22.00.06 / Бинеева Елизавета Альбертовна; [Место защиты: Тюмен. гос. нефтегаз. ун-т]. - Тюмень, 2012. - 23 с.
7. Военно инженерный институт СФУ [Электронный ресурс] // офиц. сайт Военно инженерного института СФУ http://vii.sfu-kras.ru/on- institute/obshchaya-informatsiya
8. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин //Культура физическая и здоровье. 2004. № 2. С. 18-21
9. Глобенко Р.Р. Влияние качества физической рекреации студентов на уровень
их физического развития и психоэмоционального состояния // Наука и образование сегодня. 2016. №9 (10). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kachestva-fizicheskoy-rekreatsii- studentov-na-uroven-ih-fizicheskogo-razvitiya-i-psihoemotsionalnogo-sostoyaniya
10. Горовой В. А. Подходы и принципы организации физической рекреации студентов // Весшк МДПУ iMa I. П. Шамякша. 2013. №1 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody-i-printsipy-organizatsii-fizicheskoy- rekreatsii-studentov (дата обращения: 02.04.2021).
11. Горовой В.А. Обоснование эффективности использования форм и средств
физической рекреации студентами вузов // Весшк МДПУ ыя I. П. Шамякша.
2012. №4 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-effektivnosti- ispolzovaniya-form-i-sredstv-fizicheskoy-rekreatsii-studentami-vuzov (дата
обращения: 18.02.2021).
12. Горовой, В. А. Физическая рекреация студентов : методические рекомендации / В. А. Горовой. - 2-е изд. - Мозырь : МГПУ имени И. П. Шамякина, 2015. - 158 с
13. Горовой, В. А. Практический этап методики организации физической рекреации студентов // Весшк МДПУ iMa I. П. Шамякша. - 2012. - №1 (34). - С. 80-85.
14. Горовой, В. А. Структурно-функциональная модель и методика организации физической рекреации студентов / В. А. Горовой // Мир спорта. - 2010. - № 4. - с. 68-75
15. Герега Н. Н. Отношение студентов педагогического вуза к занятиям
физической культурой и внедрению комплекса ГТО // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2017. №4. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/otnoshenie-studentov-pedagogicheskogo-vuza-k- zanyatiyam-fizicheskoy-kulturoy-i-vnedreniyu-kompleksa-gto (дата обращения: 21.02.2021)...52