Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления 8
1.1. Познавательная деятельность обучающихся 8
1.2. Сущность технологии развития критического мышления 16
1.3. Характеристика педагогических условий активизации
познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления 28
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления
2.1. Выявление уровня познавательной активности обучающихся 52
2.2. Реализация комплекса уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием технологии развития критического мышления 53
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 58
Заключение 61
Список использованной литературы 63
Приложения
Современная теория обучения и воспитания все больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Вполне объяснимо внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями познавательным интересам, которые в становлении личности играют роль ценных мотивов деятельности, а при некоторых условиях становятся чертой личности и обнаруживают себя в любознательности, пытливости, в постоянной и неистощимой жажде знаний.
Формирование познавательных интересов исследователи Н.А. Березовин, Я.И. Божович, Г.И. Щукина и др. связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. В самой структуре учебного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов обучающихся.
Обучающиеся часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам, их трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Критическое мышление помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает требованиям Федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС) является технология развития критического мышления (далее ТРКМ) (Ч. Темпл, Дж. Стил, К. Мередит). Данная технология может эффективно использоваться при изучении многих учебных дисциплин, в том числе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ).
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по ОБЖ посредством использования ТРКМ.
Цель исследования - определить педагогические условия активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования ТРКМ и доказать их эффективность.
Объект: образовательный процесс, направленный на использование технологии развития критического мышления на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет: педагогические условия активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования ТРКМ.
Гипотеза: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления будет более эффективной при организации следующих педагогических условий:
- методически грамотный отбор методов, приемов и средств, используемых в ТРКМ;
- создание проблемных ситуаций на уроках;
- включение обучающихся в планирование учебной деятельности;
- организация групповой работы обучающихся;
- организация самоанализа учащимися своих достижений и др.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность познавательной деятельности.
2. Охарактеризовать особенности ТРКМ.
3. Охарактеризовать педагогические условия активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по ОБЖ посредством использования ТРКМ.
4. Выявить уровень познавательной активности обучающихся.
5. Разработать и реализовать комплекс уроков по ОБЖ с использованием ТРКМ, проанализировать полученные результаты.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- методика диагностики уровня развития познавательной активности обучающихся;
- опытно-экспериментальная работа, качественный и количественный анализ её результатов.
База исследования: МКОУ «Новиковская СОШ им. Н.Д. Федорова» Бийского района Алтайского края.
Практическая значимость: разработанный комплекс уроков по ОБЖ с использованием ТРКМ, направленный на активизацию познавательной деятельности обучающихся, может использоваться в практике учителей- предметников, представляет интерес для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование, профили подготовки Биология и Безопасность жизнедеятельности.
Результаты исследования представлены:
1. На Всероссийском конкурсе молодых ученых «Лучшая молодежная научная статья - 2018» («Концепт», научно-методический электронный журнал). Публикация на сайте журнала: «Использование технологии развития критического мышления на уроках по основам безопасности жизнедеятельности». Лауреат конкурса.
2. На Всероссийском конкурсе научно-исследовательских и методических работ педагогов, студентов и учащихся «Как прекрасен этот мир» (АГГПУ, г. Бийск, 2018). Направление: изучение основ безопасности жизнедеятельности в основной школе и старших классах. Победитель конкурса, диплом 1 степени.
3. На фестивале-конкурсе научных, учебных и методических работ «Здоровьесбережение. Безопасность жизнедеятельности. Физическая культура» (АГГПУ, г. Бийск, 2018). Направление: Современные здоровьесберегающие технологии в образовании и их эффективность. Тема: Формирование познавательного интереса обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления. Сертификат участника.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования представлений школьников о безопасности жизнедеятельности при изучении окружающего мира» раскрыта сущность познавательной деятельности, представлены особенности технологии развития критического мышления,охарактеризованы педагогические условия активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по основам безопасности жизнедеятельности посредством использования технологии развития критического мышления» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы включает 44 источника.
В приложении приведены материалы опытно-экспериментальной работы.
Познавательная деятельность содействует воспитанию мировоззрения, нравственных и эстетических качеств учащихся; развивает их познавательные силы и личностные образования (активность, самостоятельность, познавательный интерес). Познавательная активность является действием волевым, целенаправленным и процесс познавательной деятельности определяется уровнем внутренней (мыслительной) активности, которая несет в себе элементы творчества.
Для развития познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность так, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное овладение новой для них информации. Особенностью технологии развития критического мышления является то, что обучающийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. Приемы и методы ТРКМ включают в себя совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, что позволяет сохранить активность ученика в течение всего урока.
ТРКМ может эффективно использоваться на уроках по ОБЖ в рамках активизации познавательной деятельности обучающихся с соблюдениям ряда педагогических условий: методически грамотный отбор методов, приемов и средств, используемых в технологии развития критического мышления; создание проблемных ситуаций на уроках; включение обучающихся в планирование учебной деятельности; организация групповой работы обучающихся; организация самоанализа учащимися своих достижений и др.
В МКОУ «Новиковская СОШ им. Н.Д. Фёдорова» Бийского района Алтайского края нами была проведена опытно-экспериментальная работа по активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках по ОБЖ посредством использования ТРКМ.
На констатирующем этапе работы было установлено, что в экспериментальной группе преобладают низкий и средний уровни познавательной активности обучающихся к изучению ОБЖ.
Полученные результаты обусловили на формирующем этапе опытно- экспериментальной работы разработку и реализацию комплекса уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием технологии развития критического мышления, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся, с соблюдением педагогических условий, заложенных в гипотезе.
Повторный мониторинг на контрольном этапе опытно¬экспериментальной работы и анализ полученных результатов показал эффективность внедрения разработанного нами комплекса уроков по основам безопасности жизнедеятельности с использованием технологии развития критического мышления.
Таким образом, поставленные цели и задачи исследования выполнены, выдвинутая гипотеза доказана. Можно сделать вывод о том, что разработанный и реализованный нами комплекс уроков по ОБЖ с использованием ТРКМ, направленных на активизацию познавательной деятельности обучающихся является эффективным и практически значимым.
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. АнДреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 318 с.
3. Ахияров, К.Ш. Активная познавательная деятельность в целостном педагогическом процессе [Текст] / К. Ш. Ахияров. - Уфа: Бирск. гос. пед. ин-т, 2001. - 276 с.
4. БайбороДова, Л.В. Образовательные технологии [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.В. Байбородова, В.В.Белкина - Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. - 187 с.
5. Березовин, Н.А. Воспитание у школьников интереса к учению [Текст] / Н.А. Березовин // Педагогика. - 2011. - № 3. - С. 10-11.
6. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 1989. - 215 с.
7. БорДовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2000. - 219 с.
8. Бутенко, А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика. [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. - М.: Мирос, 2002. - 245 с.
9. Божович, Л.И. Познавательные интересы и пути их изучения // Известия АПН РСФСР. Вып. 73. М., 1955. [Электронный ресурс] / Л.И. Божович. - Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/vestnik/articles/871.pdf (Дата обращения: 20.04.2018).
10. Галактионова, Т.Г. От самопознания к самореализации: технолог ии образовательной деятельности. [Текст] / Т.Г. Галактионова - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 156 с.
11. Генике, Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. [Текст] / Е.А. Генике, Е.А. Трифонова - М.: БОНФИ, 2002. - 165 с.
12. Гершунский, Б.С. Философия образования XXI века [Текст] / Б.С. Гершунский - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.
13. Душина, И.В. Методика и технология обучения [Текст]: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. / И.В. Душина - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 203 с.
14. Иванов, В.Г. Основные положения теории интереса в свете проблемы отношений человека [Текст] / В.Г. Иванов // Учебные записки ЛГУ. - Вып. 9. - № 214. - 1956. - С. 68-74.
15. Ермоленко, С.Л. Использование технологии проблемного обучения в преподавании курса основы безопасности жизнедеятельности [Текст] / С.Л. Ермоленко // Педагогика высшей школы. - 2015. - № 3.1. - С. 72-75.
16. Загашев, И.О. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма [Электронный ресурс] / И.О. Загашев. - Режим доступа: http // lib.september. ru 2004/17/15. htm/ (Дата обращения: 02.03.2018).
17. Загашев, И.О. Развитие критического мышления [Текст] /И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003. - 284 с.
18. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически [Текст] /
И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - СПб.: Изд-во «Альянс «Дельта», 2003. - 198 с.
19. Заир-Бек, И.О. Развитие критического мышления на уроке [Текст] / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2004. - 140 с.
20. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития [Текст]: пособие для учителя / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003. - 176 с.
21. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников [Текст] / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
22. КувалДина, Е.А. Исследование познавательных интересов кировских школьников [Текст] / Е.А. Кувалдина // Вестник ВятГГУ. - 2007. - № 19. - С. 127-132.
23. Кулюткин, Ю.Н. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, И.В. Муштавинская. - СПб.: СПбГУПМ, 2003. - 169 с.
24. Клустер, Д. Что такое критическое мышление? [Текст] / Д. Клустер - М.: Перемена, 2001. - 89 с.
25. Михайлов, А.А. Линия УМК В.Н. Латчука. 5-9 классы
[Электронный ресурс] / А.А. Михайлов. - Режим доступа: https://drofa- ventana.ru/material/organizaciya-i-provedenie-urokov-5-9-klassy/ (Дата
обращения: 27.03.2018).
26. МеДвеДев, Д.А. Послание Президента РФ Федеральному собранию РФ 12 ноября 2009 года. [Электронный ресурс] / Д.А. Медведев. - Официальный сайт Президента РФ. - Режим доступа: http
//www.kremlin.ru/transcrips/5979. (Дата обращения: 07.03.2018).
27. Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под и ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
28. ПиДкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Юрайт, 2012. - 511 с.
29. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Е.С. Полат. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
30. Рапацевич, Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия [Текст] / Е.С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005. - 458 с.
31. Рязанова, Т.М. Технология развития критического мышления (из опыта работы) [Текст]: методическая брошюра / Т.М. Рязанова. - Улькан, 2010. - 18 c.
32. Сайт международного журнала «Перемена» [Электронный ресурс]. - Официальный сайт ТРКМ - Режим доступа: http://www.reading.org/ (Дата обращения: 23.03.2018).
33. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 176 с.
34. Сетевое издание «Современные педагогические технологии» [Электронный ресурс]. - Официальный сайт ТРКМ - Режим доступа: https://pedtehno.ru/content/teoreticheskie-osnow-ispolzovaniva-tehnologii-
razyitiya-kriticheskogo-myshleniya-na-urokah#undefined/ (Дата обращения: 20.03.2018).
35. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Просвещение, 1997. - 243 с.
36. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 класс [Текст]: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.Б. Маслов; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2013. - 178 с.
37. Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 кл. [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т Смирнова. - М.: Просвещение, 2011. - 207 с.
38. Сорина, Г.В. Критическое мышление: история и современный статус [Текст] / Г.В. Сорина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - № 6. - 2003. - С. 97-110.
39. Тихомиров, Л.Ф. Методика диагностики познавательной мотивации обучающихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/diaghnostika-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchik.htm.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/file doc fgos oo.pdf
41. Халперн, Д. Психология критического мышления. [Текст] / Д. Халперн - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
42. Шигаев, А.В Учебно-методические материалы для преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности [Текст]: учебно-методическое пособие / А.В. Шигаев. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2005. - 101 с.
43. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст]: книга для учителя / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение,1986. - 190 с.
44. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе [Текст]: книга для учителя / Г.И. Щукина - М: Просвещение, 1979. - 178 с.