Введение 3
1 Современные медиа Бахрейна и Катара 6
1.1 Краткая история и современное государственное устройство Бахрейна . 6
1.2 Традиционные медиа современного Бахрейна 8
1.3 Медиаправо и цензура в Бахрейне 10
1.4 Краткая история и современное государственное устройство Катара ... 13
1.5 Традиционные медиа современного Катара 16
1.6 Медиаправо и цензура в Катаре 19
1.7 Новые медиа Катара 20
Выводы по главе 1 22
2 Сравнительный анализ медиасистем Бахрейна и Катара, а также освещения
катарскими и бахрейнскими медиа некоторых известных событий мировой медийной повестки дня 24
2.1 Описание методики и материалов исследования 24
2.2 Система СМИ Катара и Бахрейна 25
2.2.1 Al-Watan (ц^1) 26
2.2.2 Al-Arab (мдЛ) 29
2.2.3 Al Bilad (^Л) 31
2.2.4 Gulf Times 34
2.2.5 Религиозные медиа 36
2.3 Сравнительный анализ освещения темы пандемии в СМИ Катара и
Бахрейна 38
2.4 Сравнительный анализ освещения темы штурма Капитолия
сторонниками Трампа в СМИ Катара и Бахрейна 41
2.5 Сравнительный анализ освещения палестино-израильского конфликта в
СМИ Катара и Бахрейна 48
Выводы по главе 2 53
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение А. Примеры обложек новостных изданий 63
В последнее время все больше и больше людей заинтересованы отдыхом и работой в арабских странах, ведь в большинстве из них уровень жизни выше, чем в Европе или США. Несмотря на кажущейся мираж открытости и гостеприимства, восток таит в себе много секретов и традиций, к которым люди с более западным видением мира не готовы. Приезжая туда, они сталкиваются с большими проблемами, и это не финансы, а язык и культура. Все СМИ говорят и показывают только на арабском или на языках индийских штатов, а женщины там в большинстве своем предпочитают закрытый стиль одежды, поэтому и требуют этого от туристов и тех, кого завлекла туда работа. Также приезжие там практически никогда не станут местными жителями, даже если по неожиданной случайности выйдут замуж за местных. И тут то и заканчивается гостеприимность, и приходит суровая реальность - культура востока никогда не подпустит себе чего-то западного, она плотно укоренилась в традициях и будет так жить всегда. Но все-таки в таких странах, как ОАЭ, Катар и Бахрейн правительство смиловалось над приезжими и разрешило зарегистрировать несколько англоговорящих СМИ.
Актуальность этого исследования состоит в том, что ранее система СМИ некоторых стран Ближнего Востока не была изучена в достаточной мере. Более того, вопрос системы СМИ Катара и Бахрейна ранее не поднимался. Это связано с жесткой политикой государств в отношении медиа, а также различными культурными особенностями. Ведь в этих странах к журналистике относятся несерьезно, ведь медиа - это что-то открытое, а у местных людей закрытый стиль жизни. В данной работе эта тема будет рассмотрена в свете главной проблемы, а именно проблемы контроля над медиа.
Цель работы - провести сравнительный анализ медиасистем Катара и Бахрейна в свете проблемы контроля над медиа...
Целью данного исследования являлся сравнительный анализ медиасистем Катара и Бахрейна в свете проблемы контроля над медиа.
В первой главе был сделан краткий экскурс в историю Катара и Бахрейна, изучено и описано современное состояние медиасистем этих государств, рассмотрены проблемы цензуры и медиаправа в этих странах, а также вопрос о вовлеченности новых медиа в жизнь СМИ на Ближнем Востоке.
В результате были сделан вывод о том, что в данных странах главенствует авторитарная концепция медиа. В обоих государствах власть в лице правящих династий имеет право уволить журналиста только за то, что он не разделяет их взгляды. Народ, который получает там информацию из СМИ, предпочитает верить позиции государства, так как за свободомыслие предусмотрены тюремные сроки и, более того, смертная казнь. Большое влияние на СМИ и их аудиторию имеет ислам. Из двух исследуемых стран новые медиа функционируют только в Катаре, так как в Бахрейне слишком жесткая цензура.
Во второй главе был проведен сравнительный анализ существующих в рассматриваемых государствах медиасистем. После рассмотрения понятия системы СМИ была разработана оригинальная схема, отражающая структуру медиасистем рассматриваемых государств. По критерию контроля все медиа Катара мы разделили на государственные, религиозные и контролируемые Лигой Арабских государств. Медиа Бахрейна были разделены нами на правительственные, религиозные и иммигрантские СМИ, так как в этом королевстве живет много мигрантов, в основном, выходцев из Индии.
Далее было рассмотрено функционирование некоторых популярных изданий, выявлена типичная новостная повестка и основные медиапредпочтения жителей Катара и Бахрейна.
Затем был проведен сравнительный анализ освещения катарскими и бахрейнскими медиа нескольких резонансных событий, освещение и обсуждение которых получило широкое распространение в мировых медиа: палестино-израильского конфликта, эпидемии коронавируса и штурма Капитолия сторонниками Трампа.
В результате анализа были выделены основные проблемы контроля над медиа:
1 Невозможность критики чего-либо и кого-либо, если это не соответствует позиции государства. Эта проблема есть в обеих рассматриваемых в работе странах, поэтому ее можно поставить на первое место.
2 Религиозным СМИ можно говорить только о религии. Удивительно, но в отличие от православных российских медиа, где активно обсуждается политика, даются рекомендации людям относительно их обыденной жизни, в этих маленьких арабских странах религиозные медиа не могут даже слова сказать об этом. Только молитвы, проповеди, песни о Боге.
3 СМИ иммигрантов контролируются министерствами Катара и Бахрейна. Несмотря на официальные заявления, что якобы никакого контроля нет, на самом деле присутствует самая строгая цензура, которая требует освещать мировые события с определенным политическим уклоном.
4 Иногда контроль над медиа действует по принципу «Нельзя и немного можно». Особенно это заметно в бахрейнских медиа, которые активно поддерживали Палестину в ее конфликте с Израилем, при этом в некоторых случаях позволяя себе говорить положительно и об Израиле.
5 Правительственные цензоры не всегда успевают отслеживать все новости. Так на сайте Al-Watan иногда можно увидеть новость, которая явно бы не понравилась правящей семье. Хотя, возможно, это делается намеренно, с целью создания иллюзии либеральности.
6 Катар имеет довольно терпимую политику в отношении медиа, но только тогда, когда это касается восхваления заслуг власти и поддержания высокого статуса страны.
Таким образом, можно утверждать, что цель работы достигнута, задачи исследования выполнены.
1 Виниченко, В. М. Феномен «Аль-Джазиры» на ближневосточном и глобальном информационных рынках / В. М. Виниченко // Вестник ЮФУ. - 2014. - №13. -11 с.
2 Дербенев, А. С. Катар: политические и экономические аспекты современного развития / А. С. Дербенев // Журнал МИГУ. - 2019. - №1. - С. 193-202.
3 Короченский, А. П. Эпоха телевидения. История мировой журналистики / А. П. Короченский. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2003. - С. ДОЗ- 404.
4 Орлова, В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке / В. В. Орлова. - Москва: РИП-холдинг, 2003. - С. 88-95.
5 Отчет IREX. - 2008. Режим доступа:
https://web.archive.Org/web/20121224211744/http://www.irex.org/system/files/M SIMENA08 Qatar.pdf (Дата обращения 06.04.2022).
6 Фомичева, И. Д. Социология СМИ / И. Д. Фомичева. - Москва: Аспект Пресс, 2012. - 359 с.
7 Шкондин, М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога / М. В. Шкондин. - Москва: Пульс, 2002. - С. 196-204.
8 Юдина, Т.Н. Социальная миграция / Т. Н. Юдина. - Москва: РГСУ, 2017. - 272 с.
9 Blanchard, C. M. Qatar: Background and U. S. Relations / C. M. Blanchard. - USA: DIANE, 2015. - 17 p.
10 Bogardus, E. S. Immigration and race attitudes / E. S. Bogardus. - USA. - 1928. - 268 p.
11 Boyd, D. Broadcasting in the Arab world: A survey of the electronic media in the Middle East / D. Boyd. - USA: Iowa State University Press, 1993. - 408 p.
12 Constitution of Bahrain, Manama, 2002. Режим доступа:
https://adsdatabase.ohchr.org/IssueLibrary/BAHRAIN Constitution.pdf (Дата
обращения 12.04.2022).
13 Copeland, D. A., Shannon, E. M., Shannon, M. The Function of Newspapers in Society: A Global Perspective / D. A. Copeland, E. Shannon, M. Shannon. - USA: Greenwood Publishing Group, 2003. - 24 p.
14 Dr. Al-Jaber, Kh. Media in Qatar: Origins, Evolution and Challenges / Kh. Al-Jaber. - Doha: Katara publishing house, 2021. - 267 p.
15 Guaaybess, T. National Broadcasting and State Policy in Arab Countries / T. Guaaybess. - Marocco: Palgrave Macmillan, 2013. - P. 1899-1900...45