Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ

Работа №154373

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2023
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы формирования игровых умений детей старшего дошкольного возраста 8
1.1 Анализ понятия «игровые умения» в психолого-педагогическом контексте 8
1.2 Учёт возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при формировании игровых умений 13
1.3 Возможности использования сюжетно-ролевых игр в формировании игровых умений старших дошкольников 20
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 27
2.1 Диагностика сформированности игровых умений детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Система работы педагога по формированию игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре 32
2.3 Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно -ролевой игре 38
Заключение 45
Список использованных источников 49
Приложение А Сводная таблица результатов первичной диагностики по методике Т.Н. Дороновой «Диагностика наблюдения за игровой деятельностью старших дошкольников» 54
Приложение Б Сводная таблица результатов первичной диагностики по методике Т.А. Криволесовой «Наблюдение сформированности игровых умений у дошкольников» 55
Приложение В План сюжетно-ролевой игры «Воздушный транспорт. Как все устроено в аэропорту?» 56
Приложение Г Сводная таблица результатов повторной диагностики по методике Т.Н. Дороновой «Диагностика наблюдения за игровой деятельностью старших дошкольников» 60
Приложение Д Сводная таблица результатов повторной диагностики по методике Т.А. Криволесовой «Наблюдение сформированности игровых умений у дошкольников» 61

Проблема формирования игровых умений в старшем дошкольном возрасте является актуальной в педагогике уже на протяжении многих лет. Пристальное внимание педагогического сообщества к этому вопросу обуславливается ведущей ролью игровой деятельности в развитии личности старшего дошкольника. Так, в законе «Об образовании в РФ» отмечается, что «образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» [7].
На основании этого положения в ФГОС ДО игровая деятельность рассматривается как деятельностный конструкт работы дошкольного учреждения и выступает одним из основных принципов стандарта «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка» [32].
Организация игровой деятельности дошкольников и необходимость формирования игровых умений отмечена в профессиональном стандарте педагога, в котором одним из трудовых действий воспитателя отмечена «Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой,
режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства» [31].
Игра в жизни ребёнка выступает инструментом познания мира, способом коммуникации со сверстниками и взрослыми, ключом к развитию воображения и познавательной активности. Именно поэтому для успешного овладения игровой деятельностью в старшем дошкольном возрасте ребёнку так важно овладеть игровыми умениями. Под игровыми умениями подразумевается «преобладающий у ребёнка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребёнка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события)» [26].
Реализация особых педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении может позволить существенно ускорить процесс формирования игровых умений в старшем дошкольном возрасте. Однако, как показывают последние исследования игровой деятельности старших дошкольников (И. П. Михайленко, Е. О. Смирнова, А. Г. Усова, К. С. Лежнина и мн. др.), игра «исчезает» из детской жизни, понятие игровой деятельности подменяется учебной - все эти тенденции выступают новым проблемным полем в выявлении специфики процесса формирования игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой и требуют актуализации организационно-педагогических условий с учётом современной ситуации развития дошкольного детства.
Цель: теоретически описать и опытно-экспериментальным путём подтвердить эффективность использования сюжетно-ролевой игры в формировании игровых умений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект: игровые умения детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: формирование игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
- проанализировать понятие «игровые умения» в психолого-педагогическом контексте;
- выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, которые необходимо учитывать при формировании игровых умений;
- охарактеризовать возможности использования сюжетно-ролевых игр в формировании игровых умений старших дошкольников;
- провести опытно-экспериментальную работу по формированию игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема формирования игровых умений в старшем дошкольном возрасте является актуальной в педагогике уже на протяжении многих лет. Пристальное внимание педагогического сообщества к этому вопросу обуславливается ведущей ролью игровой деятельности в развитии личности старшего дошкольника, а для успешного овладения этой деятельностью в старшем дошкольном возрасте ребёнку так важно овладеть игровыми умениями.
Проанализировав понятие «игровые умения», мы пришли к выводу, что в своем исследовании под игровыми умениями, вслед за Н. Я. Михайленко, понимаем совокупность способов построения игры, а именно предложение игрового замысла и сюжета, реализация игровых действий и ролевой речи.
К тому же важно понимать, что существуют определенные возрастные особенности формирования игровых умений в старшем дошкольном возрасте, а именно к выбору сюжета дети в старшем дошкольном возрасте подходят обдуманно; у них продолжается обобщение игровых ситуаций; кроме условных и символических действий активно используют речевые комментарии; предметы классифицируют по материалу, назначению, широко используются словесные игры, требующие большого умственного напряжения; интересы старших дошкольников характеризуются значительным увлечением играми с познавательным содержанием, в том числе и общественным.
Говоря же о возможностях использования сюжетно-ролевых игр в формировании игровых умений в старшем дошкольном возрасте, можно утверждать, что с помощью сюжетно-ролевой игры возможно формировать такие игровые умения как умение взаимодействовать с другими игроками для организации совместной игры, умение придумывать замысел игры и определять необходимые условия, умение организовать предметно-игровую среду, умение распределять роли между игроками в соответствии с условиями, умение подбирать роль, опосредовать её в соответствии с условиями и т.д.. Однако стоит отметить, что в процессе этого формирования главная роль отводится созданию необходимых педагогических условий, а сама сюжетность и ролевая составляющая являются больше формой, чем содержанием процесса.
Диагностическая работа была проведена на базе МБДОУ «Центр развития ребёнка - Детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска», старшая группа «Улыбка». Выборка исследования: 12 детей в возрасте 5 -6 лет, 5 мальчиков и 7 девочек. Цель диагностической работы - выявление актуального уровня развития умений игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста МБОУ «Детский сад №54 «Золушка».
Диагностическая работа проведена в несколько этапов:
- констатирующий этап диагностической работы - проведено изучение исходного уровня игровых умений старших дошкольников (сентябрь 2022);
- формирующий этап - проведена апробация системы работы педагога по формированию игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре (октябрь 2022 - март 2023).
- контрольный этап - проведена повторная диагностика уровня сформированности игровых умений старших дошкольников (апрель 2023).
Основываясь на результатах первичной диагностики, становится возможным подытожить, что в диагностируемой группе преобладает средний уровень сформированности игровых умений (59%), после отмечается низкий уровень (33%), и лишь 8% показали высокий уровень сформированности игровых умений. Данные положения свидетельствуют о необходимости разработки и реализации системы работы педагога по формированию игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В рамках реализации данной задачи нами была разработана, реализована и описана система работы педагога по формированию игровых умений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре, которая заключается в реализации следующих педагогических условий: косвенное руководство детской игрой в соответствии с чёткой структурой игры, пополнение предметно-развивающей среды ДОУ. Результаты контрольного этапа эксперимента позволили выявить результативность проводимой работы....


1. Аббасова, Л. И. Развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры / Л. И. Аббасова // Обзор педагогических исследований. - 2021. - Т. 3. - № 7. - С. 94 - 98.
2. Авакян, Ж. А. Специфика педагогического взаимодействия с детьми дошкольного возраста посредством сюжетной игры / Ж. А. Авакян // Фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы: сборник статей Международной научно-практической конференции, 2020. - С.146 - 150.
3. Амет-Уста, З. Р. Педагогические возможности сюжетно -ролевых игр как средства развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста / З. Р. Амет-Уста, Н. Н. Сапон // Вестник науки и образования. - 2019. - №10-1 (64). - С. 128 - 134.
4. Базарова, Я. М. Значимость сюжетно-ролевой игры для дошкольников, роль воспитателя в организации игры / Я. М. Базарова // Наука и образование сегодня. - 2021. - №2(61). - С. 106 - 107.
5. Беляева, Л. С. Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольника / Л. С. Беляева // Трибуна ученого. - 2023. - № 1. - С. 163 - 168.
6. Виноградова, М. А. Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста / М. А. Виноградова // Воспитание и обучение детей младшего возраста - 2019. - №5. - С. 147 - 153.
7. Гавриченко, О. В. Особенности сюжетно-ролевой игры в современной субкультуре детей старшего дошкольного возраста / О. В. Гавриченко // Дошкольное образование и профессиональная подготовка кадров: традиции и инновации: сборник научных статей международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, 2017. - С. 13 - 20.
8. Гиевая, Д. В. Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры / Д. В. Гиевая // Научно-практические исследования. - 2020. - №2-1(25). - С. 20 - 22.
9. Джиоева, А. Р. Сюжетно-ролевая игра как основа деятельности ребенка в период дошкольного детства / А. Р. Джиоева, А. Г. Бесаева, Н. К. Гассиева // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - №76-4. - С. 102 - 105.
10. Доронова, Т. Н. Игра в дошкольном возрасте / Т. Н. Доронова, О. А. Карабанова, Е. В. Соловьева. - 3. изд. - Москва : Воспитание дошкольника, 2020. - 127 с.
11. Дунина, В. Е Формирование игровых умений и навыков у детей дошкольного возраста / В. Е. Дунина // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования: сборник научно-методических работ, 2016. - С. 142 - 145.
12. Ермакова, Г. А. Игровая деятельность дошкольников в аспекте ФГОС / Г. А. Ермакова // Международный образовательный портал. - 2020. - № 6. - С. 16 - 19.
13. Журавлёва, Д. О. Формирование игровых умений дошкольников в полихудожественной деятельности / Д. О. Журавлева, О. В. Гончарова // Актуальные вопросы в науке и практике: сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. В 5-ти частях, 2017. - С.187 - 192.
14. Ивакина, И. О. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников : учеб.-метод. пособие / И. О. Ивакина; Пенз. гос. пед. ун-т им. B. Г. Белинского. - Пенза : ПГПУ, 2018. - 64 с.
15. Иванова, И. С. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста / И. С. Иванова, Н. Н. Ставринова // Актуальные вопросы современной науки. -
C. 39 - 48...(41)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ