ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1. Саморегуляция поведения психических состояний 6
1.2. Методы развития психологической саморегуляции 11
1.3. Программный материал по л/а учащихся 6 классов 17
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Методы исследования 22
2.2. Организация исследования 23
2.3.Этапы исследования 24
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА 25
3.1. Экспериментальная методика развития психологической саморегуляции ... 25
3.2. Сравнительный анализ показателей эксперимента по успеваемости на конец
учебного года 35
3.3. Сравнительный анализ уровня развития психологической саморегуляции на
начало и конец эксперимента в экспериментальной и контрольной группах 36
ВЫВОДЫ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
Приложение 1 47
Приложение 2 52
Актуальность исследования. Существование человека (биологическое и социальное) возможно благодаря присущей ему способности к произвольной целенаправленной активности. Такая активность, реализующая все множество действенных отношений человека с миром природы, вещей, людей, социальных явлений, средовых условий и т.д., является основным модусом существования человека.
Осуществление жизнедеятельности ребенка реализуется благодаря деятельности психики, которая выступает как регулятор активности человека и отчетливо проявляется в качестве осознанной саморегуляции произвольных движений в учебной, и в повседневной деятельности.
При осуществлении осознанной саморегуляции произвольных движений ребенок регулирует собственную психическую сферу. Объектом регуляции для ребенка в данном случае являются его собственные поступки и действия, присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства).
Очень важно начинать развитие психологической саморегуляции именно в среднем школьном возрасте. Так как в онтогенезе саморегуляция начинает формироваться в связи с необходимостью подчиняться требованиям взрослых, правилам поведения в обществе, при включении в учебную деятельность. Способность к саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение. Для осуществления учебной деятельности необходимы умения сосредоточить внимание, активно воспринимать и запоминать информацию, предварительно ориентироваться в условиях задания и продумывать ход решения, сверять полученный результат с заданным образцом и предъявленными условиями. То есть, для успешного осуществления учебной деятельности, необходимо определенное развитие способности психологической саморегуляции.
Регуляция функциональных состояний, индивидуальных особенностей саморегуляции произвольной активности, поведение и деятельность человека, когнитивная, личностная, эмоционально-волевая регуляция, индивидуальные стили регуляции и реализация различных видов произвольной активности, - всё это как фундамент психологической саморегуляции, закладывается в детском возрасте .
Открытость организма ребенка внешним влияниям, высокая восприимчивость к движениям позволяют формировать у него приспособительные механизмы к реальным условиям жизнедеятельности с момента рождения. Развитие способности к саморегуляции служит функциональным средством, позволяющим ребенку мобилизовать свои личностные и когнитивные возможности, психические ресурсы, для реализации собственной активности, и достижения целей жизнедеятельности. Мы основываемся на представлении о том, что адекватной психической деятельностью саморегуляция становится только при осознании ребенком цели своей активности в целенаправленном использовании комплекса средств оздоровительной физической культуры.
Источником развития способности к саморегуляции выступает противоречие между наличным уровнем саморегуляции и требованиями к ее развитию в среднем школьном возрасте, а также противоречие между имеющейся программой физического воспитания в СОШ и методической разработанностью развития саморегуляции на уроках физического воспитания детей 11-12 лет.
...
1. Проведен анализ научно-методической и специальной литературы по развитию психологической саморегуляции в спортивной и физкультурной деятельности, изучены работы советских и российских авторов. Особое внимание было обращено на труды В.И. Моросановой, О.А. Конопкина.
2. Разработана методика развития психологической саморегуляции у обучающихся среднего школьного возраста на уроках физического воспитания, которая включила в себя методические приемы, психологические техники и упражнения по развитию психологической саморегуляции.
3. Проведен педагогический эксперимент который показал
эффективность экспериментальной методики развития психологической саморегуляции, которая выразилась в достоверном (Р<0,05) улучшении показателей успеваемости обучающихся экспериментальной группы по учебным дисциплинам: Математика, Русский язык, Физическая культура, География, тогда как в контрольной группе достоверного улучшения по этим учебным дисциплинам не произошло.
1. Абульханова-Славская К.А. Идея системности в современной
психологии. М.: Институт психологии РАН, 2005. 496 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Личностные механизмы регуляции
деятельности // Проблемы психологии личности. М.: 1982. С. 32-41.
3. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1981. С. 4-8.
4. Ашмарин В.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. 223с.
5. Бабушкин, Геннадий Дмитриевич. Формирование спортивной мотивации. 2000, 123 с.
6. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 23-25.
7. Барчуков, Игорь Сергеевич. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика : учебное пособие / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров ; ред. Н. Н. Маликов. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 528 с.
8. Батаршев, Анатолий Васильевич. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] : учебное пособие / А. В. Батаршев. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
9. Бергер, Григорий Ильич. Урок физкультуры: спортивные игры, лыжная подготовка, подвижные игры / Г. И. Бергер, Ю. Г. Бергер. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 144 с.
10. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 128 с.
11. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н.А. Бернштейн. М.; Воронеж, 1997 .324 с.
12. Бехтерев В.М. Проблемы развития и воспитания человека. М.: Изд- во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЕК». 1997. 280 с.
13. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения
и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН. 1995. 125 с.
14. Болонов, Геннадий Павлович. Физическое воспитание в
системе коррекционно-развивающего обучения. Программа
закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга: методические рекомендации / Г. П. Болонов. - М. : Сфера, 2003. - 160 с.
15. Большой психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. 298 с.
... всего 90 источников