Введение 3
Глава 1. Концептуальные вопросы инклюзивного образования и возможностей его реализации в условиях современной школы 7
1.1. Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в
современных стратегиях общественного развития 7
1.2. Теоретические аспекты инклюзивного образования 15
1.3. Инклюзивные возможности движения «Абилимпикс» для образования
и социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья 21
Глава 2. Вопросы практической организации инклюзивных образовательных и социализационных процессов в контексте предметной области «Технология» 27
2.1. Психолого-педагогические особенности организации школьного обучения и социализации детей с легкой степенью умственной отсталости . 27
2.2. Общеобразовательная школа как локальная база организации инклюзивного образования с использованием технологий «Абилимпикс» ... 33
2.3. Проектирование и организация опытно-практического исследования
влияния технологий «Абилимпикс» на социализацию учащихся с легкой степенью умственной отсталости 37
2.4. Анализ и интерпретация результатов опытно-практического исследования 48
Заключение 54
Список использованных источников 57
Приложения 68
Сегодня перед всем мировым сообществом, и российским обществом в том числе, остро стоит вопрос создания равных возможностей получения полноценного всестороннего образования людьми с разными возможностями жизнедеятельности и здоровья. Такое право, в частности, нормативно закреплено в «Концепции модернизации Российского образования».
Одним из приоритетов современной российской государственной политики в сфере образования в настоящее время стало инклюзивное образование, направленное на предоставление возможности быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации) каждому учащемуся с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей развития. Стратегической целью данного образования является создание инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать свою востребованность и возможность реализовать себя в социуме.
В этой связи актуальной становится проблема создания более эффективных условий для образовательного развития и социализации детей с ограничениями возможностей здоровья, включения детей с ОВЗ в социально - культурную и общеобразовательную среду. Эта проблема связана с поиском новых технологичных возможностей создания инновационных элементов системы образовательного, психологического и педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, которая позволила бы им оптимально и адекватно войти в жизнь, в общественную деятельность, социализироваться, чувствовать себя необходимыми и полезными членами общества.
Социальные и правовые аспекты инклюзивного образования исследованы в работах Л.И. Акатова, Н.В. Антипьевой, Д.В. Зайцева, П.В. Романова, Р.Н. Жаворонкова, В.З. Канторс, Н.Н. Малофеева, Е.Ю. Шинкаревой др.
Поиск новых подходов и технологий психолого -педагогической работы в инклюзивном контексте является одной из значимых линий современного развития образования и общества. Школьная предметная область «Технология» открывает большой спектр особых потенциальных возможностей для решения проблем образования, социализации и иного общего развития детей с ОВЗ. Эти ее особые возможности актуализируют проблемы реальной организации инклюзивных образовательных практик в содержательно-деятельностном контексте предметной области «Технология».
В современной международной практике организации инклюзивных социокультурных процессов свое заметное место уже в достаточной мере завоевала система профессиональных конкурсов для людей с ОВЗ «Абилимпикс». Но для среднестатистической российской школы образовательно-деятельностный инклюзивный контекст конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» для детей с ОВЗ является во многом инновационным. Интеграция на школьных базах социальных технологий «Абилимпикс» с предметной областью «Технология» может дать позитивные эффекты усиления образовательного развития и социализации детей с ОВЗ и тем самым способствовать созданию элементов инклюзивного общества в современной российской школе и за ее пределами.
В связи с этим представляется актуальным проведение исследования потенциальных возможностей включения комплекса технологий «Абилимпикс» в деятельность общеобразовательной организации, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, в качестве инновационного инструментария организации инклюзивных процессов.
Вопрос возможностей использования социально-технологического потенциала конкурсов «Абилимпикс» в образовательном и социальном развитии и становлении детей с ОВЗ активно обсуждается разными современными исследователями, в частности, такими как Л.И. Анищева, Ю.Б. Ащеулов, Р.И. Остапенко, Б.Н. Бюрчиева, Ю.Н. Исаева, И.А. Ким.
Объект исследования: теория и практика инклюзивного образования.
Предмет исследования: возможности технологий «Абилимпикс» для организации инклюзивных процессов образовательного развития и социализации детей с ограничениями возможностей здоровья в содержательно-деятельностном контексте предметной области «Технология» в современной школе.
Цель: теоретически обосновать и опытно -практически проверить возможности применения технологий конкурсов «Абилимпикс» в качестве особых педагогических компонентов инклюзивного образования в предметной области «Технология» для повышения уровней образования и социализации школьников с ограничениями возможностей здоровья.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научных источников по разным аспектам современной теории и практики организации инклюзивного образования в мире и России.
2. Выявить и описать основные группы систематизации людей по специфике ограничений возможностей жизнедеятельности, в том числе систематизации детей с ограниченными возможностями здоровья по видам коррекционного образования.
3. Рассмотреть и представить социальные технологии подготовки, организации и проведения конкурсов «Абилимпикс» как особый ресурс и потенциал для педагогических действий по организации инклюзивных образовательных и социализационных процессов.
4. Определить и обосновать особые возможности предметной области «Технология» для организации инклюзивных образовательных и социализационных практик в условиях современной школы и дополнительного образования.
5. Разработать и провести опытно -практическое исследование по применению технологий «Абилимпикс» для повышения уровней образования и социализации учащихся с ОВЗ (на примере учащихся с легкой степенью умственной отсталости).
Для достижения цели и решения задач исследовании был использован комплекс методов:
1. Методы теоретического исследования: анализ психолого - педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта по различным аспектам исследуемой проблемы.
2. Методы эмпирического исследования: диагностирование, анкетирование, наблюдение, аналитические и сравнительные методы обработки экспериментальных данных.
В ходе анализа научных источников были рассмотрены особенности инклюзивного образования и основы его реализации в условиях современной школы. В рамках инклюзивного образования реализуется право всех обучающихся получать качественное образование, в основе которого лежит принцип адаптации под индивидуальные возможности обучающихся, что позволяет создать условия для самореализации каждого учащегося, с разными характеристиками здоровья, в том числе учащихся с ОВЗ, их успешного вхождения в общество, избавления от различных психологических и физических барьеров с помощью психологического и педагогического сопровождения.
В теоретической части исследования рассмотрена система конкурсов «Абилимпикс» как комплекс социальных технологий, различные технологические инструменты, средства и возможности которого могут использоваться современными общеобразовательными школами для создания инклюзивных образовательных сред, способствующих как личностному развитию, социализации и большей интеграции в общество детей с ОВЗ, так и толерантному, равному самим себе восприятию детьми «нормы» детей с ОВЗ.
Для оценивания практических возможностей влияния технологий «Абилимпикс» на образовательное развитие и социализацию детей с ОВЗ в исследовании была выбрана целевая группа учащихся с ограничениями интеллектуального развития как характеристическое отражение ситуации среднестатистической российской школы, для которой наличие некоторого числа учащихся с интеллектуальными отклонениями от «нормы» является типологической, широко распространенной и, следовательно, проблемно - актуальной в масштабах страны ситуацией.
Решение задач образовательного развития и социализации школьников с легкой степенью умственной отсталости заключается в создании определенных условий, способствующих усвоению детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, а также развитию социально -бытовой, профессиональной ориентации и трудовых навыков. Такие условия реализуются через включение детей с ограниченными возможностями в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.
Практическая часть работы представляла собой экспериментальное исследование, включающее три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. В результате констатирующего этапа определялся начальный (в рамках данного исследования) уровень социализации учащихся с легкой степенью умственной отсталости. Диагностика уровня социализации проводилась по определенным в ходе анализа теоретической литературы критериям: сформированность образа профессионального будущего в соответствии со своими интересами, способностями (профессиональное самоопределение); уровень самооценки (самосознание себя, своих возможностей); уровень межличностных взаимоотношений; уровень саморегуляции, самоконтроля.
Показатели уровня социализации зафиксировали средний уровень у одного учащегося, низкий у трех участников эксперимента. В связи с выявленными дефицитами была организована работа по устранению проблемных мест, повышению уровня социализации. В ходе формирующего этапа была разработана и апробирована программа подготовки к конкурсу «Абилимпикс» учащихся с легкой степени умственной отсталости. В основе этой программы лежит индивидуальный подход, принципы инклюзии, направленные на самореализацию, осознание собственных возможностей, профессиональное самоопределение и развитие учащихся.
После проведения запланированной работы, апробации программы подготовки учащихся к профессиональному конкурсу была снова проведена диагностическая работа (контрольный этап). Результатом контрольного этапа стало установление положительной динамики уровня образовательного развития и социализации учащихся с ОВЗ. Положительная динамика доказывает, что организация системной, целенаправленной образовательной деятельности по подготовке учащихся с легкой степенью умственной отсталости к конкурсу «Абилимпикс» на основе использования разных составляющих социально -технологического комплекса «Абилимпикс» способствует повышению уровня образовательного развития и социализации учащихся, так как конкурс направлен на профессиональное и социальное самоопределение детей с ОВЗ: представленные компетенции конкурса затрагивают практически все сферы деятельности, широкий спектр компетенций имеет связь с трудовым обучением, что представляет возможность выбора согласно интересам и способностям детей с ОВЗ; учащиеся приобретают навыки работы по алгоритмам трудовых действий; при подготовке и участии в конкурсе происходят коммуникации участников, их самореализации и самоутверждение.
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 368 с.
2. Аксенова Л. И. Абилитационная педагогика : учеб. пособие для академического бакалавриата / Л. И. Аксенова. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 377 с.
3. Алехина С. В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России / С. В. Алехина // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - 2015. - № 3(5). - С. 10-15.
4. Анищева Л.И., Ащеулов Ю.Б., Остапенко Р.И. Движение «Абилимпикс» как один из способов социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (по материалам круглого стола «Перспективы развития движения «Абилимпикс» в Воронежской области») // Econo mic Consultant. - 2016. - №4 (16). - с. 60 - 65.
5. Баринова Е.Б. Особенности реализации инклюзивного образования в Российской Федерации на современном этапе // Современное образование. 2020. №1. - с. 53 - 63.
6. Бюрчиева Б. Н. Конкурс профессионального мастерства «Абилимпикс»
как средство социализации и профориентации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ / Б. Н. Бюрчиева // Проблемы развития экономики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях : сборник материалов Межрегиональной научно -практической конференции,
посвященной 60-летию Калмыцкого филиала ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно -экономический университет», Элиста, 09 октября 2020 года. - Элиста: Калмыцкий филиал ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно - экономический
университет», 2020. - С. 269-272.
7. Верхотурцева Е. Е. Особенности социализации детей с умственной отсталостью / Е. Е. Верхотурцева // International Conference on Advanced Research in Business, Economics, Law and Social Sciences : Conference Proceedings, Madrid, Spain, 15 ноября 2017 года. - Madrid, Spain: Scientific public organization "Professional science", 2017. - С. 79-85.
8. Винярка Ю.Т. Основные виды детей с ОВЗ и особенности их психолого- педагогической поддержки в начальной школе // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. №1. - с. 226 - 235.
9. Вишнякова Е. А. Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как средство реализации инклюзивного процесса образовательной организации / Е. А. Вишнякова // Региональное образование: современные тенденции. - 2017. - № 3(33). - С. 70-74.
10. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М. : Изд-во-АПН РСФСР, 1973. - 88 с.
11. Выготский Л.С. Основы работы с умственно отсталыми и физически дефективными детьми / Лев Выготский. - Москва: РГГУ, 2018. - 787 c.
12. Гонеев А.Д. Проблема программно -методического обеспечения
инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. №2 (38). URL:
https://cyberleninka. ru/artic le/n/problema-pro grammno-metodichesko go-obespecheniya-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
13. Гочошвили Н.Г. Инклюзивное образование: характеристика, сущность, принципы // Вестник науки и образования. - 2019. - №12-1 (66). - с. 98 - 101.
14. Грунт Е.В. Инклюзивное образование в современной российской школе: региональный аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2019. Т. 12. Вып. 1. С. 67-81.
15. Демченко И.И. Дети с особыми образовательными потребностями в
инклюзивной школе // Концепт. 2015. № 8. URL: https://e-
ko nc ept. ru/2015/15298. htm
16. Денисова О.А., Леханова О.Л., Голицина Н.В. Проблемы и пути прогнозирования угроз социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. №4 (44). - с. 97 - 101.
17. Егорова Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными
возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Изд -во «Николаев», 2002. 80 с.
18. Еретнова Е.П. Инклюзивное образования в России: понятие, задачи,
особенности // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 7
[Электронный ресурс]. URL:http s ://human. s nauka. ru/2019/07/25997
19. Ермолаев Д.О. Социализация детей с интеллектуальными недостатками развития // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 9-1. - С. 32-36.
20. Заводчикова Т. А. Формирование жизненных компетенций у учеников с умеренной умственной отсталостью на уроках общеобразовательного цикла / Т. А. Заводчикова // Психолого -педагогические условия обучения, воспитания и социализации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью : Материалы межрегиональной научно -практической конференции, Ярославль, 25 октября 2017 года / Под ред. Л. Ф. Тихомировой, А. М. Ходырева, А. В. Басова. - Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2017. - С. 62-67.
21. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с
детьми с ОВЗ: методическое пособие. - М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2014. - 167 с.
22. Исаева Ю. Н. Сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья при подготовке к участию в чемпионатах профессионального мастерства «Абилимпикс» / Ю. Н. Исаева // Психолого -педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии : Материалы VII Международной научно -практической конференции, Орёл, 09-10 апреля 2020 года / Под редакцией А.И. Ахулковой. - Орёл: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2020. - С. 161-164.
23. Искендерова С.Н. Социальная адаптация, реабилитация, интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно -практической конференции (Москва, 23—25 октября 2019 г.) / гл. ред. С.В. Алехина. — М. : МГППУ, 2019. — с. 398 - 402.
24. Ким И. А. Движение «Абилимпикс» как актуальный инструмент социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Опыт Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства / И. А. Ким. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 5 (25). — С. 36-38.
25. Кирютина Н. В. Проблемы формирования инклюзивного общества в России: основы нормативно -правовой базы инклюзивного образования / Н. В. Кирютина // Проблемы и перспективы развития образования : Материалы VIII Международной научной конференции, Краснодар, 20¬23 февраля 2016 года. - Краснодар: Новация, 2016. - С. 55-60.
26. Ковалев Е.В., Староверова М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 272с.
27. Козырева О.А. Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9-10. С. 33-37.
28. Коноплева А. Н. Образовательная интеграция и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями как социальная и психолого - педагогическая проблема: пособие для учителей, психологов и родителей детей с ограниченными возможностями / руковод. А. Н. Коноплева; ред. Т. Л. Лещинская. Минск: Национальный институт образования, 2005. 260 с.
29. Криводонова Ю.Е. Профориентация подростков с ограниченными возможностями здоровья // Карельский научный журнал. 2013. № 4. С. 20-22.
30. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 143 с.
31. Кузьмин М. Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики / М. Н. Кузьмин. - Москва : ИНПО, 2006. - 236 с.
32. Лазуренко С.Б., Простова М.В. Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII Междунар. науч.-практ. конф. Ч. III. Новосибирск: СибАК, 2011. С. 74¬80.
33. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского университета, 1985. С.38.
34. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности //
Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 5. URL:
http ://psyedu. ru/journal/2013 /5/Lubovskiy. phtml
35. Лыкова-Унковская Е. С. К вопросу о социализации детей с особыми образовательными потребностями // Непрерывное образование в современном мире: история, проблемы, перспективы: материалы VI Всерос. с междунар. участием научно -практ. конф. М., 2019. С. 306-309.
36. Лыкова-Унковская Е.С., Галкина В.А. Социально -коммуникативное развитие детей с легкой умственной отсталостью // Ped.Rev.. 2019. №6 (28).- с. 17 - 22.
37. Максимова Е.Ю. Проблемы организации обучения и развития детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ): психолого -
педагогический аспект // БГЖ. 2019. №4 (29). - с. 111 - 114.
38. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академии», 2010. 208 с.
39. Мантрова М. С. К вопросу о разработке адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ / М. С. Мантрова, Н. Г. Попрядухина // Научные исследования современных ученых : Сборник материалов XV Международной научно -практической конференции, Москва, 30 октября 2016 года. - Москва: Научный центр "Олимп", 2016. - С. 506-508.
40. Международная классификация функционирования, ограничений жизне-деятельности и здоровья: МКФ : каталогизация публ. / Библ. служба ВОЗ. - Женева : Всемир. орг. здравоохранения, 2001. - Прил.: с. 245-308. -
Предм. указ.: с. 311-342.
41. Методика «Кто прав?». URL: 1 kommunikativnye uud kto prav. pdf
(ucoz.ru)
42. Методика «Рисование по точкам» А. А. Венгера. URL: risovanie po tochkam.pdf (nsportal.ru)
43. Методика «Я-концепции» Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. URL:https://www.psychologos.ru/articles/view/80844-metodika-diagno stika-samo o c enki-dembo-rubinstejn-modifikac ia-am-prihozan
44. Методические рекомендации по организации и проведении конкурсов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в субъектах Российской Федерации. Российский государственный социальный университет. Москва, 2018. 8 с. URL:04. Метод о проведениизкСГ (abilympics -russia.ru)
45. Методические рекомендации по поэтапному вовлечению людей с умственной отсталостью и сложными дефектами в конкурсное движение
«АБИЛИМПИКС». Национальный центр «Абилимпикс». Москва, 2018.
19 с. URL:02. METQD REKOMENDAT YQ.pdf (abilympics -russia.ru)
46. Мудрик А.В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 146 с.
47. Нагаева Л. Г. Социальная адаптация и профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья / Л. Г. Нагаева, Q. В. Писарева // Фундаментальные проблемы социально - экономического развития общества: история и современность : материалы международной научно-практической конференции, Кингисепп, 10 апреля 2015 года / Кингисеппский филиал Ленинградского государственного университета (ЛГУ) им. А.С. Пушкина. - Кингисепп: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2015. - С. 235-237.
48. Назарова Н.Н. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. 2010. № 1. С.77-87.
49. Нелидкин А. М. Социальная адаптация детей с умственной отсталостью:
проблемы и пути их решения / А. М. Нелидкин, Н. А. Хомякова // Социально-экономические аспекты развития современного общества : Межвузовский сборник научных трудов. - Рязань : Общество с ограниченной ответственностью "Рязанский Издательско -
Полиграфический Дом "ПервопечатникЪ", 2015. - С. 160-176.
50. Неретина Т. Г. Освоение жизненно значимых компетенций детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. Г. Неретина, Т. И. Блажнова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2015. - № 7-9. - С. 95-97.
51. Омарова П. Q. Социализация детей с нарушениями интеллекта / П. Q. Омарова // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 10. - С. 29¬34.
52. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/ Отв. ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. - М.: МГППУ, 2013. - 324с.
53. Официальный сайт Национального чемпионата «Абилимпикс» URL: https://ab ilympicspro.ru/
54. Песоцкий К. С. Психолого-педагогические особенности обучения и воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости / К. С. Песоцкий // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы : сборник научных статей и докладов XII Всероссийской научно -практической конференции : 100- летию со дня рождения В.А. Сухомлинского посвящается, Уссурийск, 11 мая 2018 года. - Уссурийск: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) Филиал ДВФУ в г.Уссурийске, 2018. - С. 267-272.
55. Петров В.Н., Кантемирова И.Б. Феномен социальной
эксклюзии/инклюзии в аспекте образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2019. №2 (239). - с. 129 - 137.
56. Резникова Е.В. Коррекционно -педагогическая помощь учащимся с разным уровнем умственной недостаточности в условиях интегрированного обучения. Ч.: Прогресс, 2017. 215 с.
57. Россия Абилимпикс ABILYMPICS RUSSIA// Корпоративный журнал
Национального центра «Абилимпикс» - №1. URL: ablmp 1.pdf
(abilymp ics-russia.ru)
58. Рудь Н.Н. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения: методич. пособие. М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011. 28 с.
59. Саламанкская Декларация и Рамки действий по образованию лиц с
особыми потребностями 1994 г. URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/pdf/salamanka.pdf.
60. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
61. Соломин И.Л. Анкета «Ориентация». URL:
http ://testoteka. naro d. ru/pro f/1/06. html
62. Степанова М.П. Инклюзивное образование в системе непрерывного образования // Непрерывное образование как стратегия развития профессиональной карьеры: традиции и инновации. 2017. № 5. С. 70-75.
63. Студеникина О. В. Специфика инклюзивного образования / О. В. Студеникина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 17-21.
64. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 110 с.
65. Титова О. В. Подготовка подростков с интеллектуальными нарушениями к участию в конкурсах профессионального мастерства на базе общеобразовательной организации / О. В. Титова, Н. В. Попова // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2018. - № 3(77). - С. 5¬10.
66. Успенский В.Б. Опросник определения готовности к выбору профессии. URL: Опросник определения готовности к выбору проф.рбГ (brroo.ru)
67. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. М.: Национальный книжный центр, 2016. 144 с.
68. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599.
69. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL:
http ://www. c o nsultant. ru/doc ument/c o ns doc LAW 140174
70. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/10164504
71. Федотенко И.Л., Харланова Ю.В. Особенности реализации инклюзивного образования в условиях современной российской школы // ИСОМ. 2017. №2-1. - с. 182 - 188.
72. Феталиева Л.П. Современный взгляд на инклюзивное образование // МНКО. - 2018. - №4 (71). - с. 214 - 216.
73. Халимова Н.М., Найданова О.С. Особенности социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. №3 (29). - с. 127 - 130.
74. Черемисова Д. М. Особенности навыков социального поведения школьников с легкой степенью умственной отсталости / Д. М. Черемисова, А. А. Андреева // Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации : материалы XIII всероссийской научно -практической конференции: в 3-х частях, Тамбов, 14-15 ноября 2019 года. - Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019. - С. 93-97.
75. Чернова Е. А. Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья»: анализ, структура, классификация / Е. А. Чернова // Научные труды магистрантов и аспирантов. - Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет, 2019. - С. 199-205.
76. Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов специальных образовательных учреждений VIII вида (Методические рекомендации) // Дефектология. - 2001. - № 3, С. 19- 34.