Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественная реализация типа «любви-тщеславия» в новелле Ф. Стендаля «Ванина Ванини» и в романе «Красное и чѐрное»

Работа №154353

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Тип «Любви-тщеславия»: философия и эстетика. Трактат Ф. Стендаля «О любви» 6
1.1. Тема «любви-тщеславия»: культурно-философский контекст 6
1.2. Варианты художественной реализации «любви-тщеславия» в литературе второй половины XIX века 11
Глава 2 Художественная реализация темы «любви-тщеславия» в новелле Ф. Стендаля «Ванина Ванини» 21
2.1 «Ванина Ванини» Ф. Стендаля: первый опыт разработки темы «любви-тщеславия» 21
2.2 Хронотоп и его функции в развитии темы «любви-тщеславия» 24
2.3 Ванина Ванини как женский вариант художественной реализации
темы «любви-тщеславия» 27
Глава 3 Художественное воплощение темы «любви-тщеславия» в романе Ф. Стендаля «Красное и чёрное» 29
3.1 Тема «любви-тщеславия» в романе Стендаля «Красное и чёрное».. ..29
3.2 Хронотоп и его функции в раскрытии темы «любви-тщеславия» 31
3.3. Жюльен Сорель как мужской вариант художественной реализации
темы «любви-тщеславия» 33
3.4. Матильда де Ла-Моль как женский вариант художественного
воплощения темы «любви-тщеславия» 37
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение. Методическая часть 48

Практически ни одно художественное произведение не обходится без темы любви, и эпоха реализма не была исключением. В каждую эпоху писатели и философы по-разному изображали это чувство.
В эпоху античности считалось, что любовь пробуждает в человеке всё самое лучшее («Дафнис и Холя» Лонга и др). В Средние века в литературе в основном воспевалась любовь к религии, люди много внимания уделяли спасению души, однако в рыцарской культуре теме любви было отведено особое значение: рыцари посвящали прекрасным дамам стихи с признаниями в своих чувствах (альба, канцона, сирвента). Эта любовь имела разные оттенки: тайная, тонкая, неразделённая. Часто влюблённый прибегал к иносказаниям, скрывая свои чувства. В комедиях эпохи классицизма чувство любви боролось с чувством долга («Сид» П. Корнеля, «Андромаха» Ж. Расина). В эпоху Просвещения на первом месте был разум, однако французский философ Вольтер в повести «Кандид» пытался найти гармонию между разумом и чувствами. Для романтика любовь и внутренний мир героя были самой большой ценностью, особое внимание уделялось психологизму (произведения Дж. Байрона, «Рене» Ф. Шатобриана). В эпоху реализма действительность познавалась при помощи анализа, это относилось и к человеческим чувствам, поступкам, действиям, и чувство любви под воздействием реализма тоже стало подвергаться анализу. Одним из первых писателей, кто уделил этому чувству особое внимание, был Фредерик Стендаль (Marie-Henri Beyle, 1783-1842). В возрасте 39 лет он пишет трактат «О любви»(1822), где особое внимание обращает на такой, по его мнению, опасный тип любви, как любовь-тщеславие. Такой тип любви, как «любовь- тщеславие» наиболее полно представлен в его новелле «Ванина Ванини» (Vanina Vanini, 1829), а также в романе «Красное и чёрное» (Le Rouge et le Noir, 1830).
Анализируя поведение и взаимоотношение главных героев в этих произведениях, мы можем увидеть, как «любовь-тщеславие» может быть представлено в художественной литературе и какую опасность этот тип любви может представлять, как для самого человека, испытывающего данное чувство, так и для окружающих его людей.
Особенно ярко тип «любви-тщеславия» мы можем увидеть на примере таких персонажей, как Ванина Ванини (новелла «Ванина Ванини») и Матильда де Ла-Моль, а особенно во время проявления любви к главному герою Жюльену Сорелю (роман «Красное и чёрное»).
Актуальность данной темы заключается в исследовании особенностей проявления «любви-тщеславия», а также того, как данный тип любви влияет на самого человека, как эволюционирует его характер посредством испытаний и какие истинные цели преследует герой, которому свойственен данный тип любви. Ванина Ванини, Жюльен, госпожа де Реналь, Матильда де Ла-Моль, все испытывают такое чувство, как любовь, но только проявляют её по-разному, преследуя каждый свои цели: один любит искренне и бескорыстно, другой - из корыстных соображений, а третий любит не столько другого человека, сколько себя рядом с ним.
Цель данной работы: исследовать варианты художественной реализации типа «любви-тщеславия» в новелле Ф. Стендаля «Ванина Ванини» и романе «Красное и чёрное».
Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
1) выявить философско-эстетические принципы Ф. Стендаля, основываясь на трактате «О любви»;
2) рассмотреть «любовь-тщеславие» с точки зрения психологии;
3) проанализировать, как данный тип любви представлен в новелле «Ванина Ванини» и романе «Красное и чёрное» на примере образов главных героев произведения и их взаимодействий друг с другом;
4) исследовать хронотоп и его функции в выбранных произведениях.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является тема «любви-щеславия» в новелле Фредерика Стендаля «Ванина Ванини» и романе «Красное и чёрное».
Предмет исследования - варианты художественной реализации типа «любви-тщеславия» в новелле Ф. Стендаля «Ванина Ванини» и в романе «Красное и чёрное».
Практическое значение данной работы заключается в том, что ее материалы можно использовать при преподавании литературы, на внеклассных мероприятиях, на курсах по выбору.
По материалам данной работы были написаны статьи, которые прошли апробацию на международных научно-практических конференциях: «I Воропановские чтения» (ноябрь, 2020), а также «Молодёжь и наука XXI века» (апрель, 2021).
Обозначенные выше цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, а также приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного исследования были выявлены философско- эстетические принципы Ф. Стендаля, заложенные в трактате «О любви». На основании этого стало очевидно, что Ф. Стендаль по-новому изобразил чувство любви, выделив такой тип, как «любовь-тщеславие», что, без сомнения, показало нам совершенно иное видение любви, а его трактаты повлияли на формирование реализма во Франции.
Рассмотрев «любовь-тщеславие» с точки зрения психологии, мы можем увидеть истинные мотивы поступков главных героев, чья любовь носит тщеславный характер.
На характеры героев повлияли политические события, новое время и новые идеи. Также Ф. Стендаль мастерски передаёт психологическое состояние героев с помощью пейзажа и окружающей обстановки.
Таким образом, можно сделать вывод, что такой тип любви, как «любовь-тщеславие» герои раскрывают по-разному. Жюльен, пытаясь подняться по социальной лестнице с помощью любовных взаимоотношений с двумя высокостатусными женщинами шёл к своей цели. Однако после, уже ближе к смерти, характер Жюльена эволюционирует, его понятие о любви меняется, а истинная любовь победила любовь тщеславную. Жюльен смог отличить истинную любовь Луизы де Реналь от «любви-тщеславия» Матильды.
Матильда де Ла-Моль, напротив, до самого конца романа сохраняла в себе ту самую тщеславную любовь. Такая любовь фактически довела её до сумасшествия, девушка забыла о всех остальных человеческих чувствах, в том числе и о чувстве страха.
Ванина Ванини, тщеславная любовь которой привела к аресту не только друзей возлюбленного, но и его самого, в конце новеллы представлена, как совершенно уничтоженная и сломленная женщина. Своим браком с ранее ненавистным ей человеком Ванина хотела наказать себя за свой тщеславный поступок на всю жизнь.
Герои, которым присущ такой тип любви, не остановятся ни перед чем, чтобы добиться своего: пойдут против семьи, против закона, против себя самого. Кажется, что они просто одержимы объектом их любви, но на самом деле они одержимы состоянием рядом с этим человеком. Матильда любила не Жюльена, а себя рядом с ним. Ванина не хотела делить любимого ни с кем, а особенно с самой Италией. Другие девушки не были ей соперницами, а с целой Италией ей соперничать ранее не доводилось. Победи она в этой борьбе, и её гордость возросла бы ещё больше. Не каждая девушка круга Матильды и Ванины способна полюбить простого человека. Матильда, как и Ванина бросили вызов, боролись за любовь, тем самым всё больше и больше восхищались самими собой и влюблялись в самих себя.
Таким образом поставленная цель - исследовать варианты художественной реализации типа «любви-тщеславия» в новелле Ф. Стендаля «Ванина Ванини» и романе «Красное и чёрное» на примере взаимоотношений героев друг с другом - была достигнута.
«Любовь-тщеславие» является ещё и самым опасным типом любви. Ф. Стендаль специально уделял так много внимания тщательному психологическому анализу. Такая любовь доводит людей до критического состояния, что, без сомнений, актуально не только во времена Стендаля, но и в наши дни.



1. Стендаль Ф. Ванина Ванини: новелла / Фредерик Стендаль [пер. с фр. Н.И. Немчинова]. — М.: «Эксмо-Пресс», 2017. — 14 с.
2. Стендаль Ф. Красное и чёрное: роман / Фредерик Стендаль [пер. с фр. Н.М. Любимов]. — М. «Эксмо», 2019. — 541 с.
3. Стендаль Ф. О любви: Собрание сочинений в 12-ти т. Т. 7 / Фредерик Стендаль [пер. с фр. М. Левберг и П. Губера] - М., «Правда», 1978, 15 с.
4. Стендаль Ф. Расин и Шекспир: трактат. - М. «Правда», 1978, 4 с.
5. Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад / Рене Андрие [перевод с фр. Ю. Гинзбург и Л. Зониной]. - М.: «Прогресс», 1985. - 285 с.
6. Бердников Г.П. История всемирной литературы в 8 томах. Т 6
«Стендаль» / Георгий Петрович Бердников. - М.: «Наука», 1991 г. С 94-99.
7. Бердников Г.П. История всемирной литературы в 8-ми т. Т. 7.
«Флобер» / Георгий Петрович Бердников. - М.: «Наука», 1991 г. - С. 133¬138.
8. Бердников Г.П. История всемирной литературы в 8-ми т. Т. 6. «Французский реализм» / Георгий Петрович Бердников. - М.: «Наука», 1991 г. - С. 93-94.
9. Виноградов А. К. Стендаль и его время / А. К. Виноградов; Ред., предисл. и коммент. А. Д. Михайлова. - 2-е изд. - М. : Молодая гвардия, 1960. - 366 с.
10. Галкин А.Б. Тема тщеславия в романе Стендаля «Красное и черное». - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 24 с.
11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Т. 4. - М., 1956. - С. 46.
12. Джонсон С. Чувство любви: новый научный подход к романтическим отношениям / Сью Джонсон [пер. с англ. Э.Каировой]. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2020. - С. 87-112.
13. Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа.
- Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1982. - 115 с.
14. Зарубежная литература XIX в. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990. - 143 с.
15. Косиков Г.К. Собрание сочинений. Т 2: Теория литературы. Методология гуманитарных наук. - М.: Центр книги Рудомино, 2012 г. - 696 с.
16. Михальская Н.П. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь для школьников и поступающих в вузы: В 2 ч. Ч 2 - М.: «Дрофа», 2003. - 624 с.
17. Моруа А. Литературные портреты. М.: Просвещение, 1970. С 360.
18. Ощепков А.Р. Россия в письмах и дневниках Стендаля: статья - М, 2010. С 15.
19. Реизов Б.Г. Почему Стендаль назвал свой роман «Красное и чёрное». Из истории европейских литератур. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1970. С. 170-186.
20. Реизов Б. Г. Стендаль: художественное творчество. Л.: «Художественная литература», 1978. - 64-186 с.
21. Сашина Е.В. История мировой (зарубежной) литературы. Франция Х1Хв. (2 половина): учебное пособие. - Псков, 2013. С 58.
22. Троллоп Э. О романах и искусстве создавать их: [Из книги «Авто-биография» Гл. XII/ пер.Т. Шишкиной // Писатели Англии о литературе XIX - XX в.: сб. ст. / сост. К. Атарова; предисловие А.А. Аникста. М., 1981.
23. Фрид Я. Стендаль. «Очерки жизни и творчества». М.: «Художественная литература», 1967. С 383.
24. Фромм Э. Искусство любить // Философия любви. М., 1990 г. Т2, с 289.
25. Эстетика раннего французского романтизма. М.,1982 г, с 183.
26. История зарубежной литературы Х!Х века (Под ред. Н.А. Соловье-вой) [Электронный ресурс] М.: Высшая школа, 1991.- Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/izl-hih-soloveva/32-stendal.htm(дата об-ращения: 21.04.2020).
27. Елизарова М. Е., Колесников Б. И., Гиждеу С. П., Михальская Н. П. История зарубежной литературы Х!Х века [Электронный ресурс] М.: «Просвещение», 1972. Режим доступа: Источник:http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/elizarova-izl/index.htm(дата обращения: 21.04.2020).
28. Затонский Д.В., Наркирьер Ф.С. История всемирной литературы. 19
век. первая половина. Французский реализм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/ivl- 19-vek-pervaya-polovina/zatonskij-narkirer-francuzskij-realizm.htm (дата обращения:
21.04.2020)
29. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. [Электронный ресурс] «Прайм-Еврознак», 2007 г. Режим доступа: https://psychological.slovaronline.com/ (дата обращения: 15.10.2020).
30. Стендаль, Ф. Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская»: статья, 1830 г. Режим доступа:http://henri-beyle.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st031 .shtml(дата обращения: 02.03.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ