ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ 7
Социальная адаптация - сущность, основные подходы 7
Подростковый возраст как фактор риска дезадаптации 11
Развитие самопонимания как средства профилактики социальной
дезадаптации старших подростков 14
ВЫВОД К ГЛАВЕ I 19
ГЛАВА П. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ СТАРШИХ
ПОДРОСТКОВ 21
2.1 Диагностика уровня самопонимания и изучения микросоциальных событий старших подростков 21
2.2. Реализация программы по профилактике социальной дезадаптации 42
ВЫВОД К ГЛАВЕ П 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЛЕНИЯ 53
СПИОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в привычном понимании подросток - это человек от 14 до 18 лет, имеющий общие признаки и стандартны поведения, однако изучая самопонимание и развитие подростков, важно было уделить внимание среде обитания. Не смотря на то, что сейчас век глобализации, важно понимать, в какой мере эти изменения затронули разные уголки нашей страны, но чтобы говорить об изменениях, необходимо изучить местные условия обитания. Самопонимание является началом становления личности, лежит в основе самосознания. На сколько, сильно будут влиять исходные данные, события и другие, казалось бы, незначительные условия на становление подростков? Красноярский край - уникальное место по своей истории и народу. Важно понимать, что это в первую очередь Сибирь - определенные условия, быт, традиции которые, передаются из поколения в поколение. Были исследованы две группы подростков, от 14 до 18 лет, учащиеся в школах г. Красноярска и Сухобузимского р-на, Красноярского края. Результаты исследований заставили иначе анализировать мир современных подростков, не смотря на разные условия жизни, школьная программа, стандарты поведения и нормы должны быть неизменными в пределах одного края. Конечно, территориальные, языковые и культурные особенности накладывают некий отпечаток на развитие современной молодежи, но важно понимать, что данная молодежь это пласт, который заменит в будущем предыдущее поколение. Смотря на исторический опыт нашей страны, анализируя современную Россию, хочется изменений в разных направлениях. В современных условиях, воспитание и должное образование детей могут себе позволить люди с достатком. Аристотель писал: "В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина - наилучшее, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше. При наличии его легче всего повиноваться доводам разума... Государство стремится к тому, чтобы все в нем были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним... Они не 3
стремятся к чужому добру, как бедняки, а прочие не посягают на то, что этим принадлежит, подобно тому, как бедняки стремятся к имуществу богатых. И так как никто на них и они ни на кого не злоумышляют, то и жизнь их протекает в безопасности"[1] Материальный достаток и сейчас остается проблемой для большинства людей, все тяжелее становится уделять время своей семье ведь на кону стоит обеспечение своих детей. Делая выбор между работой и взаимоотношениями, кажется, что отношения всегда можно будет успеть построить, но время потраченное на работу уже не вернуть, подмена понятий и ценностей случается уже на этапе взросления, где разменной монетой становятся дети. В семьях, живущих в городе более высокий темп жизни и не всегда, получается, верно, распределять ресурсы. Все чаще с нашей подачи в руки детей попадают смартфоны: с разными приложениями, ярками кнопками, интересными людьми и все чаще мы становимся заложниками ситуаций, где нашим детям навязывают другой образ жизни, с другими понятиями и нормами. Мы не заметили, как быстро глобализация вошла в наши дома. По оценкам Росстата преступность среди групп подростков увеличилась в два раза, по сравнению с взрослыми заключенными за несколько лет. У подростков формируется подмена понятий и моральных ценностей, что приводит к девиантному поведению и как следствие: к арестам; зависимостям алкогольным и наркотическим; неправильному пониманию института семьи в Российской Федерации.
...
Проведенное исследование, анализ литературы и сбор информации о дезадаптации и уровне развития самопонимания старших подростков, прояснил сложившуюся в данный момент ситуацию среди учителей, родителей и подростков. Подростковый возраст определенно является риском дезадаптации для несовершеннолетнего. Один из сложнейший периодов сопровождается сразу большим количеством изменений на разных уровнях: физическом, физиологическом, психологическом.
Ребенок подвержен разного рода влияниям и является особенно незащищенным в данный период. Ошибка родителей в данный возраст - педагогическая неосведомленность, неумение общаться и быть полезным как родитель для своего ребенка. Среда обитания является особенностью при воспитании ребенка и развития самопонимания. Неразвитая инфраструктура, социальные, экономические и иные проблемы существуют за пределами городской среды. Конечно, глупо было бы утверждать, что данных проблем не существует в городе, но как показывает практика: ребенок, растущий в городе, имеет некую вседозволенность, безнаказанность и внутригородские особенности воспитания. Так, например, для несовершеннолетнего подростка, растущего в городе, абсолютно нормальным будет то, что у него есть обязанности в виде уборки дома, выполнения домашней работы заданной в школе. В сельской местности спектр ответственности у подростка шире, чем у подростка из города. В обязанности подростка проживающего в селе, может входить: уход за скотом, помощь в хозяйстве и огороде, уход за детьми и другими людьми нуждающиеся в присмотре, а так же учебная деятельность и хозяйственно бытовые вопросы. Такой подход к воспитанию может привести к негативным последствиям, не любви к труду, негативным проявлениям и ненависти к родителям, но с другой стороны, в сельской местности это привычный уклад жизни, который дети принимают с детства и исполняют возложенные на них обязанности. Трудовая деятельность воспитывает в ребенке потребность адаптироваться к разным условиям и мыслить шире при правильном воспитательном и образовательном процессе. Во 50
время трудовой и физической деятельности, возникает возможность анализа своей жизни, состояния, условий, желаний. Формируются планы на будущее, возникает желание получить грамотную профессию и достойное образование, которое поспособствует развитию возможностей выполнять тот труд, который наиболее интересен подростку. Профессии, на которые ориентируются несовершеннолетние, проживающие в селе, связаны: с ручным трудом, агропромышленностью и социально направленной деятельностью. Не смотря на проявление девиантного поведения, большинство детей открыты к общению, проявляют взаимопомощь, поддержку, милосердие и другие, социально значимые качества. Современные подростки, растущие в других социально-бытовых и материальных условиях, отличаются не только материальным статусом благодаря своим родителям, но и самопониманием. Присутствует желание мало работать и много получать, тем самым не понимая, как формируется баланс между знаниями, интеллектом, опытом и трудом. Современная социальная жизнь, приводят к формированию новых проблем, требующих инновационных решений. Современными проблемами подростков стали: сексуальная неграмотность, ранние беременности, доступная информационная среда в которой подросток может не только слушать музыку, но и покупать запрещенные вещества. На самом деле, изучая научно исследовательские и иные материалы, касающиеся проблем современных подростков, появляется идея принимать решение по решению проблем уже сейчас. Период глобализации - это необратимый процесс, в котором важно уметь адаптироваться. Чтобы научить ребенка адаптироваться к разным жизненным сценариям, стоит не ограничивать его от «плохого», а научить жить в балансе с собой, с обществом и привитыми социальными нормами. Таким образом, будет созданы условия для развития, в которых нет ограничений, но есть глубокое понимание роли человека в обществе. С помощью глубинного подхода к развитию подростка, можно исключить риски появления дезадаптации, так как работа будет проведена на начальном этапе формирования личности.
...
Большой Российский энциклопедический словарь./ Репр. изд. - Москва : Большая Российская энцикл., 2009. - 1887 с. : ил., к., табл.; 27 см. - (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).; ISBN 978-5-85270-332-3 (в пер.)
"Социальная адаптация" URL: https://studentopedia.ru/sociologiya/socialnaya-adaptaciya--ponyatie-socialnoj- adaptacii—adaptaciya-molodezhi-k-socialnim-izmeneniyam.html (Дата обращения 19.03.2022).
«Адаптация» URL: https://ik-ptz.ru/exam-tests—2017-math/adaptaciya- kto-vvel-termin-budte-vsegda-v-nastroenii.html (Дата обращения 20.03.2022).
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для вузов /
Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00249-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488576 (дата обращения: 26.05.2022).
Большой Российский энциклопедический словарь./ Репр. изд. - Москва : Большая Российская энцикл., 2009. - 1887 с. : ил., к., табл.; 27 см. - (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).; ISBN 978-5-85270-332-3 (в пер.)
Большой Российский энциклопедический словарь./ Репр. изд. - Москва : Большая Российская энцикл., 2009. - 1887 с. : ил., к., табл.; 27 см. - (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).; ISBN 978-5-85270-332-3 (в пер.)
Большой Российский энциклопедический словарь./ Репр. изд. - Москва : Большая Российская энцикл., 2009. - 1887 с. : ил., к., табл.; 27 см. - (Золотой фонд. Энциклопедический словарь).; ISBN 978-5-85270-332-3 (в пер.).
Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема. / В.В. Знаков /Психологический журнал. - 2005. - №1. - С. 18-28. цитата
Кайгородов, Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. - Астрахань, 1999, 346с. цитата
Цукерман Г.А. Психология саморазвития. - Москва: Издательство Ин- терпракс, 1994, 277с.
Выготский, Лев Семенович Мышление и речь [Текст]/ Л.С. Выготский. -М.: Лабиринт, 1996. -414,[1] с.:ил. -(Философия риторики и риторика философии). -Библиогр.: 400-401 с. - ISBN 5-87604-123-8 Указ.: с.402-413
Сеченов И. М. Психология поведения. Избранные труды /
И. М. Сеченов. - Москва: Издательство Юрайт, 2019, 223с.
Кон, И.С. Психология старшеклассника [Текст] / И.С. Кон Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980. - 191 с
Шик С.В. Психология девиантного поведения подростков./ Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. - Красноярск: Издательство филиал НОУ ВПО «СПб ИВЭСЭП» в г. Красноярске, 2014, 251с