ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ С ИХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ 7
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению самооценки
исоциометрического статуса в психологической науке 7
1.2. Социометрический статус и его влияние на самооценку детей
младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов и их обсуждение 25
2.3. Рекомендации для воспитателей детей младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации по формированию адекватной самооценки 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ С ИХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ 7
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению самооценки
исоциометрического статуса в психологической науке 7
1.2. Социометрический статус и его влияние на самооценку детей
младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов и их обсуждение 25
2.3. Рекомендации для воспитателей детей младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации по формированию адекватной самооценки 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время современная семья сталкивается все с большим количеством проблем: разводы, жестокое обращение в семье, безнадзорность и беспризорность детей, алкоголизм и противоправные действия одного или обоих супругов. Увеличивается число неблагополучных семей, дети из которых все чаще попадают в реабилитационные центры. Многообразие социальных проблем в наибольшей степени влияет именно на детей, нарушая их развитие и формирование.
Под самой трудной жизненной ситуацией принято понимать ситуацию, которая нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [33].
Ребенок очень восприимчив к тому, что его окружает: к атмосфере царящей в семье, к тому как родители относятся к нему и друг к другу, как воспринимают его ровесники и учителя. Ребенок в младшем школьном возрасте еще не способен к полноценной самооценке и имеет тенденцию переносить на себя оценочные суждения окружающих [3, с. 62]. Следовательно, главным критерием самооценки ребенка является отношение к нему окружающих, в первую очередь родителей. Не получая должной заботы и внимания, наблюдая за конфликтами в семье, ребенок ищет причины именно в себе и, ощущая негативное или безразличное отношение родителей, может начать чувствовать себя плохим, никчёмным, неудачником, что ведет к понижению самооценки и неуверенности в себе и своих силах.
Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети к которым применяют насилие и жестокое обращение, дети из неполных семей, дети мигрантов, дети, родители которых злоупотребляют алкоголем и наркотическими веществами и другие, не могут в одиночку справиться со своими проблемами. Они переживают большое психологическое напряжение, искажается их представление о себе.
Поэтому так важно изучение психоэмоционального состояния детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особенно следует уделять внимание их самооценке, так как она является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение и дальнейшую направленность развития личности. Через самооценку отражается, каким себя видит ребенок и на что он претендует и надеется в будущем [23 ].
Во всем многообразии сведений о становлении самооценки в младшем школьном возрасте практически отсутствуют данные, касающиеся влияния на самооценку социометрического статуса. Изучение данной проблемы в условиях обучения воспитания детей актуально, прежде всего, потому, что это имеет выход к решению вопроса о психологическом здоровье школьника, столь остро стоящем в рамках современного обучения. Благоприятно складывающиеся отношения в ученическом коллективе способствуют личностному развитию ребёнка и включению его в продуктивную деятельность, они повышают психическую активность, обеспечивают настроенность на решение той или иной задачи [21].
Проблема самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации, несмотря на многообразие исследований, остается недостаточно разработанной. Взаимосвязь самооценки с разным социометрическим статусом не была еще предметом специального исследования. Существует противоречие между недостаточной разработанностью данной проблемы в психологической литературе и потребностью практиков в научно - обоснованных рекомендациях по развитию самосознания младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования - в чем заключается связь самооценки и социометрического статуса детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации?
Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: самооценка и социометрический статус младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации .
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
1.Изучить теоретические аспекты проблемы самооценки и социометрического статуса в психолого-педагогической литературе.
2.Организовать и провести эмпирическое исследование самооценки и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста , находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. ВЫВИТЬ взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Разработать рекомендации для воспитателей детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по формированию адекватной самооценки.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого - педагогической литературы, применявшиеся для описания категориального поля проблемы.
Эмпирические: тестирование.
Методики исследования:
- «Социометрия» (Дж. Морено);
- «Три оценки» (А.И. Липкина).
Методы математической и статистической обработки результатов исследования: коэффициент корреляции Спирмена.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания - городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» города Красноярска, Красноярского края. Выборочную совокупность составили 18 младших школьников, из которых 11 мальчиков и 7 девочек. Возраст респондентов 7-10 лет.
Теоретические и методологические основы исследования: теоретические изучению самооценки и социометрического статуса в психологической науке, а также изучению влияния социометрического статуса на самооценку детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации в трудах отечественных и зарубежных ученых: У. Джеймс, Д. Куперсмит, Л.В. Бороздина, Н.С. Ефимова, А. Бандура, А.В. Захарова, Я. Морено, Я. Л. Коломинский, Х. Й. Лийметс, И. П. Волков, У. Бронфенбреннер, Г. А. Карпова, И.Г.Кузина, Н.Г. Осухова. Исследования взаимосвязи самооценки и социометрического статуса (Н. И. Волчкова, М.В. Федяева, В.О. Казицева, З.Н. Платонова, О.В. Калмыкова, О.А. Нуриева, А.А. Киреева, З.В. Псянчина, Д.Д. Самсонкина, Е.В. Кильдишова).
Практическая значимость исследования: разработка рекомендаций для воспитателей детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по формированию адекватной самооценки.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Под самой трудной жизненной ситуацией принято понимать ситуацию, которая нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [33].
Ребенок очень восприимчив к тому, что его окружает: к атмосфере царящей в семье, к тому как родители относятся к нему и друг к другу, как воспринимают его ровесники и учителя. Ребенок в младшем школьном возрасте еще не способен к полноценной самооценке и имеет тенденцию переносить на себя оценочные суждения окружающих [3, с. 62]. Следовательно, главным критерием самооценки ребенка является отношение к нему окружающих, в первую очередь родителей. Не получая должной заботы и внимания, наблюдая за конфликтами в семье, ребенок ищет причины именно в себе и, ощущая негативное или безразличное отношение родителей, может начать чувствовать себя плохим, никчёмным, неудачником, что ведет к понижению самооценки и неуверенности в себе и своих силах.
Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети к которым применяют насилие и жестокое обращение, дети из неполных семей, дети мигрантов, дети, родители которых злоупотребляют алкоголем и наркотическими веществами и другие, не могут в одиночку справиться со своими проблемами. Они переживают большое психологическое напряжение, искажается их представление о себе.
Поэтому так важно изучение психоэмоционального состояния детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особенно следует уделять внимание их самооценке, так как она является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение и дальнейшую направленность развития личности. Через самооценку отражается, каким себя видит ребенок и на что он претендует и надеется в будущем [23 ].
Во всем многообразии сведений о становлении самооценки в младшем школьном возрасте практически отсутствуют данные, касающиеся влияния на самооценку социометрического статуса. Изучение данной проблемы в условиях обучения воспитания детей актуально, прежде всего, потому, что это имеет выход к решению вопроса о психологическом здоровье школьника, столь остро стоящем в рамках современного обучения. Благоприятно складывающиеся отношения в ученическом коллективе способствуют личностному развитию ребёнка и включению его в продуктивную деятельность, они повышают психическую активность, обеспечивают настроенность на решение той или иной задачи [21].
Проблема самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации, несмотря на многообразие исследований, остается недостаточно разработанной. Взаимосвязь самооценки с разным социометрическим статусом не была еще предметом специального исследования. Существует противоречие между недостаточной разработанностью данной проблемы в психологической литературе и потребностью практиков в научно - обоснованных рекомендациях по развитию самосознания младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования - в чем заключается связь самооценки и социометрического статуса детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации?
Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: самооценка и социометрический статус младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации .
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
1.Изучить теоретические аспекты проблемы самооценки и социометрического статуса в психолого-педагогической литературе.
2.Организовать и провести эмпирическое исследование самооценки и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста , находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. ВЫВИТЬ взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Разработать рекомендации для воспитателей детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по формированию адекватной самооценки.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого - педагогической литературы, применявшиеся для описания категориального поля проблемы.
Эмпирические: тестирование.
Методики исследования:
- «Социометрия» (Дж. Морено);
- «Три оценки» (А.И. Липкина).
Методы математической и статистической обработки результатов исследования: коэффициент корреляции Спирмена.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания - городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» города Красноярска, Красноярского края. Выборочную совокупность составили 18 младших школьников, из которых 11 мальчиков и 7 девочек. Возраст респондентов 7-10 лет.
Теоретические и методологические основы исследования: теоретические изучению самооценки и социометрического статуса в психологической науке, а также изучению влияния социометрического статуса на самооценку детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации в трудах отечественных и зарубежных ученых: У. Джеймс, Д. Куперсмит, Л.В. Бороздина, Н.С. Ефимова, А. Бандура, А.В. Захарова, Я. Морено, Я. Л. Коломинский, Х. Й. Лийметс, И. П. Волков, У. Бронфенбреннер, Г. А. Карпова, И.Г.Кузина, Н.Г. Осухова. Исследования взаимосвязи самооценки и социометрического статуса (Н. И. Волчкова, М.В. Федяева, В.О. Казицева, З.Н. Платонова, О.В. Калмыкова, О.А. Нуриева, А.А. Киреева, З.В. Псянчина, Д.Д. Самсонкина, Е.В. Кильдишова).
Практическая значимость исследования: разработка рекомендаций для воспитателей детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по формированию адекватной самооценки.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации испытывают больше психологических трудностей, чем дети из благополучных семей, ведь им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Самооценка не всегда может найти опору в социуме. Это может произойти тогда, когда поведение младшего школьника оценивается другими исключительно негативно, и в таком случае потребность в самоуважении остается нереализованной.
Проведен теоретический анализ подходов к изучению самооценки и социометрического статуса в психологической науке, раскрыты понятия самооценки, социометрического статуса, а также изучено его влияние на самооценку детей младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации. Самооценка зависит от различных факторов, в том числе и от мнения окружающих, от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка и от его социометрического статуса, под которым понимается положение человека в социальной группе. Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание. Общение со сверстниками делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях. На социометрический статус младших школьников в трудной жизненной ситуации следует обратить особое внимание, так как они более могут быть подвержены социальными препятствиями в установлении взаимоотношений со сверстниками.
Был подобран диагностический инструментарий для определения самооценки и социометрического статуса и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки детей младшего школьного возраста с их социометрическим статусом. Исследование проводилось в городском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Росток». Для изучения самооценки детей младшего школьного возраста была выбрана методика А.И. Липкиной «Три оценки», а для выявления социометрического статуса выбрана методика Дж. Морено «Социометрия». С помощью этих методик были получены результаты, которые показали, что из 18 учащихся класса: 4 (22 %) человека из группы имеют завышенную самооценку, у 9 (50%) оппонентов адекватная самооценка, у 5 (28%) участников группы заниженная самооценка; 8 (44%) участников имеют высокий социометрический статус в группе, средний наблюдается у 4 (22%) человек, а низкий наблюдается у 6 (34%) детей.
В результате проведенного эмпирического исследования взаимосвязи самооценки детей младшего школьного возраста с их социометрическим статусом, а также анализа и обработки, полученных в ходе него результатов выявлено, что существует значимая взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом участников исследования. Выдвинутая гипотеза о том, что существует взаимосвязь самооценки младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации с их социометрическим статусом может быть принята. Это может быть обусловлено тем, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, более могут быть подвержены социальными препятствиями в установлении взаимоотношений со сверстниками.
Для воспитателей детей младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации разработаны рекомендации по формированию адекватной самооценки. Воспитателю необходимо участвовать в адаптации ребёнка в пределах социально-реабилитационного центра, адекватно выделять его достоинства, помогать развивать способности, поощрять школьника за его успехи, достижения и хорошие поступки к другим людям. В случае совершения ребёнком неправильных поступков, воспитателю рекомендуется не забывать объяснить, в чем заключается ошибка и как нужно сделать правильно.
Проведен теоретический анализ подходов к изучению самооценки и социометрического статуса в психологической науке, раскрыты понятия самооценки, социометрического статуса, а также изучено его влияние на самооценку детей младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации. Самооценка зависит от различных факторов, в том числе и от мнения окружающих, от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка и от его социометрического статуса, под которым понимается положение человека в социальной группе. Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание. Общение со сверстниками делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях. На социометрический статус младших школьников в трудной жизненной ситуации следует обратить особое внимание, так как они более могут быть подвержены социальными препятствиями в установлении взаимоотношений со сверстниками.
Был подобран диагностический инструментарий для определения самооценки и социометрического статуса и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки детей младшего школьного возраста с их социометрическим статусом. Исследование проводилось в городском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Росток». Для изучения самооценки детей младшего школьного возраста была выбрана методика А.И. Липкиной «Три оценки», а для выявления социометрического статуса выбрана методика Дж. Морено «Социометрия». С помощью этих методик были получены результаты, которые показали, что из 18 учащихся класса: 4 (22 %) человека из группы имеют завышенную самооценку, у 9 (50%) оппонентов адекватная самооценка, у 5 (28%) участников группы заниженная самооценка; 8 (44%) участников имеют высокий социометрический статус в группе, средний наблюдается у 4 (22%) человек, а низкий наблюдается у 6 (34%) детей.
В результате проведенного эмпирического исследования взаимосвязи самооценки детей младшего школьного возраста с их социометрическим статусом, а также анализа и обработки, полученных в ходе него результатов выявлено, что существует значимая взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом участников исследования. Выдвинутая гипотеза о том, что существует взаимосвязь самооценки младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации с их социометрическим статусом может быть принята. Это может быть обусловлено тем, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, более могут быть подвержены социальными препятствиями в установлении взаимоотношений со сверстниками.
Для воспитателей детей младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации разработаны рекомендации по формированию адекватной самооценки. Воспитателю необходимо участвовать в адаптации ребёнка в пределах социально-реабилитационного центра, адекватно выделять его достоинства, помогать развивать способности, поощрять школьника за его успехи, достижения и хорошие поступки к другим людям. В случае совершения ребёнком неправильных поступков, воспитателю рекомендуется не забывать объяснить, в чем заключается ошибка и как нужно сделать правильно.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ САМООЦЕНКИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Особенности психологической адаптации детей-мигрантов подросткового возраста в современной школе
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - Педагогическое сопровождение адаптации пятиклассников
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022



