Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ И СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО СТАТУСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

Работа №154350

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2017
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ С ИХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ 7
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению самооценки
исоциометрического статуса в психологической науке 7
1.2. Социометрический статус и его влияние на самооценку детей
младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИХ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ 22
2.1. Организация и методы исследования 22
2.2. Анализ результатов и их обсуждение 25
2.3. Рекомендации для воспитателей детей младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации по формированию адекватной самооценки 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ


В настоящее время современная семья сталкивается все с большим количеством проблем: разводы, жестокое обращение в семье, безнадзорность и беспризорность детей, алкоголизм и противоправные действия одного или обоих супругов. Увеличивается число неблагополучных семей, дети из которых все чаще попадают в реабилитационные центры. Многообразие социальных проблем в наибольшей степени влияет именно на детей, нарушая их развитие и формирование.
Под самой трудной жизненной ситуацией принято понимать ситуацию, которая нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно [33].
Ребенок очень восприимчив к тому, что его окружает: к атмосфере царящей в семье, к тому как родители относятся к нему и друг к другу, как воспринимают его ровесники и учителя. Ребенок в младшем школьном возрасте еще не способен к полноценной самооценке и имеет тенденцию переносить на себя оценочные суждения окружающих [3, с. 62]. Следовательно, главным критерием самооценки ребенка является отношение к нему окружающих, в первую очередь родителей. Не получая должной заботы и внимания, наблюдая за конфликтами в семье, ребенок ищет причины именно в себе и, ощущая негативное или безразличное отношение родителей, может начать чувствовать себя плохим, никчёмным, неудачником, что ведет к понижению самооценки и неуверенности в себе и своих силах.
Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, дети к которым применяют насилие и жестокое обращение, дети из неполных семей, дети мигрантов, дети, родители которых злоупотребляют алкоголем и наркотическими веществами и другие, не могут в одиночку справиться со своими проблемами. Они переживают большое психологическое напряжение, искажается их представление о себе.
Поэтому так важно изучение психоэмоционального состояния детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особенно следует уделять внимание их самооценке, так как она является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение и дальнейшую направленность развития личности. Через самооценку отражается, каким себя видит ребенок и на что он претендует и надеется в будущем [23 ].
Во всем многообразии сведений о становлении самооценки в младшем школьном возрасте практически отсутствуют данные, касающиеся влияния на самооценку социометрического статуса. Изучение данной проблемы в условиях обучения воспитания детей актуально, прежде всего, потому, что это имеет выход к решению вопроса о психологическом здоровье школьника, столь остро стоящем в рамках современного обучения. Благоприятно складывающиеся отношения в ученическом коллективе способствуют личностному развитию ребёнка и включению его в продуктивную деятельность, они повышают психическую активность, обеспечивают настроенность на решение той или иной задачи [21].
Проблема самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации, несмотря на многообразие исследований, остается недостаточно разработанной. Взаимосвязь самооценки с разным социометрическим статусом не была еще предметом специального исследования. Существует противоречие между недостаточной разработанностью данной проблемы в психологической литературе и потребностью практиков в научно - обоснованных рекомендациях по развитию самосознания младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования - в чем заключается связь самооценки и социометрического статуса детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации?
Цель исследования: выявление взаимосвязи самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Объект исследования: самооценка и социометрический статус младших школьников.
Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации .
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь самооценки и социометрического статуса младших школьников, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Задачи:
1.Изучить теоретические аспекты проблемы самооценки и социометрического статуса в психолого-педагогической литературе.
2.Организовать и провести эмпирическое исследование самооценки и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста , находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. ВЫВИТЬ взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Разработать рекомендации для воспитателей детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по формированию адекватной самооценки.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, сравнение и обобщение психолого - педагогической литературы, применявшиеся для описания категориального поля проблемы.
Эмпирические: тестирование.
Методики исследования:
- «Социометрия» (Дж. Морено);
- «Три оценки» (А.И. Липкина).
Методы математической и статистической обработки результатов исследования: коэффициент корреляции Спирмена.
База исследования: Муниципальное бюджетное учреждение социального обслуживания - городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Росток» города Красноярска, Красноярского края. Выборочную совокупность составили 18 младших школьников, из которых 11 мальчиков и 7 девочек. Возраст респондентов 7-10 лет.
Теоретические и методологические основы исследования: теоретические изучению самооценки и социометрического статуса в психологической науке, а также изучению влияния социометрического статуса на самооценку детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации в трудах отечественных и зарубежных ученых: У. Джеймс, Д. Куперсмит, Л.В. Бороздина, Н.С. Ефимова, А. Бандура, А.В. Захарова, Я. Морено, Я. Л. Коломинский, Х. Й. Лийметс, И. П. Волков, У. Бронфенбреннер, Г. А. Карпова, И.Г.Кузина, Н.Г. Осухова. Исследования взаимосвязи самооценки и социометрического статуса (Н. И. Волчкова, М.В. Федяева, В.О. Казицева, З.Н. Платонова, О.В. Калмыкова, О.А. Нуриева, А.А. Киреева, З.В. Псянчина, Д.Д. Самсонкина, Е.В. Кильдишова).
Практическая значимость исследования: разработка рекомендаций для воспитателей детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации, по формированию адекватной самооценки.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации испытывают больше психологических трудностей, чем дети из благополучных семей, ведь им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Самооценка не всегда может найти опору в социуме. Это может произойти тогда, когда поведение младшего школьника оценивается другими исключительно негативно, и в таком случае потребность в самоуважении остается нереализованной.
Проведен теоретический анализ подходов к изучению самооценки и социометрического статуса в психологической науке, раскрыты понятия самооценки, социометрического статуса, а также изучено его влияние на самооценку детей младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации. Самооценка зависит от различных факторов, в том числе и от мнения окружающих, от построения взаимоотношений со сверстниками, от положения ребенка и от его социометрического статуса, под которым понимается положение человека в социальной группе. Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание. Общение со сверстниками делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях. На социометрический статус младших школьников в трудной жизненной ситуации следует обратить особое внимание, так как они более могут быть подвержены социальными препятствиями в установлении взаимоотношений со сверстниками.
Был подобран диагностический инструментарий для определения самооценки и социометрического статуса и проведено эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки детей младшего школьного возраста с их социометрическим статусом. Исследование проводилось в городском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Росток». Для изучения самооценки детей младшего школьного возраста была выбрана методика А.И. Липкиной «Три оценки», а для выявления социометрического статуса выбрана методика Дж. Морено «Социометрия». С помощью этих методик были получены результаты, которые показали, что из 18 учащихся класса: 4 (22 %) человека из группы имеют завышенную самооценку, у 9 (50%) оппонентов адекватная самооценка, у 5 (28%) участников группы заниженная самооценка; 8 (44%) участников имеют высокий социометрический статус в группе, средний наблюдается у 4 (22%) человек, а низкий наблюдается у 6 (34%) детей.
В результате проведенного эмпирического исследования взаимосвязи самооценки детей младшего школьного возраста с их социометрическим статусом, а также анализа и обработки, полученных в ходе него результатов выявлено, что существует значимая взаимосвязь между самооценкой и социометрическим статусом участников исследования. Выдвинутая гипотеза о том, что существует взаимосвязь самооценки младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации с их социометрическим статусом может быть принята. Это может быть обусловлено тем, что дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, более могут быть подвержены социальными препятствиями в установлении взаимоотношений со сверстниками.
Для воспитателей детей младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации разработаны рекомендации по формированию адекватной самооценки. Воспитателю необходимо участвовать в адаптации ребёнка в пределах социально-реабилитационного центра, адекватно выделять его достоинства, помогать развивать способности, поощрять школьника за его успехи, достижения и хорошие поступки к другим людям. В случае совершения ребёнком неправильных поступков, воспитателю рекомендуется не забывать объяснить, в чем заключается ошибка и как нужно сделать правильно.



1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 2008. 251с.
2. Быковская Е.В., Трошина А.А., Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста. М.: Владос, 2014. 80с.
3. Бороздина, Л. В. Сущность самооценки и её отношение с Я - концепцией // Вестник Московского Университета СЕР. 14. Психология. 2011. № 1. С. 54-65.
4. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста. М.: Кнорус, 2016. 348с.
5. Волчкова Н.И., Федяева М.В. Особенности взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у дошкольников // Гуманитарные научные исследования. 2012. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1436(дата обращения: 19.11.2016).
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. М.: АСТ, 2011. 976с.
7. Евдокимова Л. Большие заботы маленького школьника. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2016. 110с.
8. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. М.: ИНФРА-М, 2013. 288с.
9. Казицева В.О., Платонова З.Н. Влияние межличностных отношений на самооценку младших школьников // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 5. С. 194-194
10. Калмыкова О.В., Нуриева О.А. Взаимосвязь социального статуса и самооценки подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях// IV Международная научно-практическая конференция на основе интернет-форума «Психологическое сопровождение образования: теория и практика». 2013. 103 С.
11. Карпова Г. А. Педагогическая социометрия ученического коллектива. Методические рекомендации. Екатеринбург: г: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. 29с.
12. Киреева А.А. Взаимосвязь самооценки и социометрического
статуса у младших подростков // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL:
www.scienceforum.ru/20 16/1682/17705(дата обращения 14.04.2017)
13. Коджаспирова А. Ю., Коджаспиров. Педагогический словарь. М.: Академия, 2011. 448с.
14. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. М.:АСТ, 2016. 550с.
15. Кузина И.Г. Теория социальной работы. Учебное пособие. Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2016. 176с.
16. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. Спб.: Питер, 2012. 320с.
17. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: Гардарики, 2012. 176с.
18. Молчанова О.Б. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие. М.: ФЛИНТА, 2016. 460с.
19. Мухина В.С. Детская психология. М.: Апрель-Пресс, 2012. 272с.
20. Обухова Л.Ф.Возрастная психология. Учебник для вузов. М.: Тривола, 2013. 464с.
21. Ольшанский, Д.П. Самооценка и самоуважение /Д.П. Ольшанский // Школьный психолог. 2007. №4. С. 20-23.
22. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М.: Академия, 2012. 320с
23. Охлопкова В. С., Данилова М. В. Исследование уровня самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации // Молодой ученый. 2013. №4. С. 584-587.
24. Пирожкова Н. В. Взаимосвязь самооценки младших школьников с их социометрическим статусом // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 1. С. 221-225.
25. Псянчина З.В. Взаимосвязь социометрического статуса и самооценки подростков, воспитывающихся в разных микросоциальных условиях// Первое сентября. 2011. № 14. С. 32-36.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 2012. 384с.
27. Савинова Е. Ю. Исследование уровня самооценки младших школьников // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2012. С. 178-180.
28. Самсонкина Д.Д., Кильдишова Е.В. Особенности самооценки и
внутригруппового статуса старших школьников // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. Саранск. 2014 . № 11. URL:
https ://nauchforum.ru/archive/MNF humanities/11(17).pdf(дата обращения 5.03.2017).
29. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов на Дону: Феникс, 2002. 539с.
30. Шупарова К.В. Подходы к пониманию самооценки младших
школьников в зарубежной и отечественной психологии // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». 2016. URL:
http://www.scienceforum.ru/2017/2577/27865(дата обращения 10.03.2017).
31. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Минск: Элайда, 2012. 438 с.
32. Фоломеева Т.В. Социальная психология. Практикум. М.: Аспект Пресс, 2009. 480с.
33. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195, ст.3 [Электронный ресурс]. URL: // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=78745(дата обращения 12.02.2017)
34. Шилова А. А. Формирование адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации // Молодой ученый. 2015. №24. С. 1050-1053.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ