Введение 3
Глава 1. Генезис понятия «Маргинальность»: социально-философский аспект 7
Глава 2. Историко-литературный контекст второй половину XX века, 1970 - 1980е годы 24
Глава 3. Проблемы соотношения реального автора и героя в художественном мире В. Ерофеева и С. Довлатова 36
3.1. Сращение Венички, героя поэмы «Москва-Петушки», и ее автора -
Венедикта Ерофеева 36
3.2. «Новый автобиографизм» Сергея Довлатова 41
Глава 4. Способы создания героя - маргинала в поэме Вен. Ерофеева «Москва - Петушки» и повести Сергея Довлатова «Заповедник» 49
4.1. Тропы и риторические фигуры 49
4.2. Функция измененных состояний сознания 63
4.3. Образ главного героя в субъективизированном повествовании 74
Глава 5. Методические рекомендации к уроку литературы по поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки» 80
Заключение 84
Список литературы 87
Приложение
Феномен маргинальности в науке известен сравнительно недавно. В 1928 году Э.Р. Парком был выпущен труд «Маргинальный человек», где он ставит вопрос об изучении затруднительного положения иммигрантов. Дальнейшая трансформация термина выводит его из только социологического понимания. Термин становится междисциплинарным, потому, как носит абстрактный характер. Варианты трактовок и попытки систематизировать подходы к данному явлению ведутся до сих пор (Например, монография «Маргинальность в современной России» вышедшая в 2000 году под руководством Балабановой или работа Александра Андреевича Белого «„Постиг я путь от формы к смыслу": (феномен маргинальности в советской литературе)» вышедшая в 2002 году и др.).
В.В. Ерофеева и С.Д. Довлатова можно назвать писателями одного поколения - и в биографическом, и в литературном смысле. Оба автора входили в неофициальную литературу и помимо этого имею ряд схожих черт (например, у обоих писателей биография тесно переплетается с литературным творчеством; как авторов, так и их героев можно отнести к типу «маргинального человека») и различий (маргинальность в героях реализуется кардинально разными средствами и способами). Субъективизированное повествование поэмы «Москва - Петушки» и повести «Заповедник» позволяет нам говорить о подчиненности взгляду «внешнего мира» главному герою. К примеру, в поэме Ерофеева отсутствует описание урбанистического пейзажа, описание натуры, тогда как в повести Довлатова они наполнены авторским отношением, не смотря на лаконизм и стремление к сухому, объективному изложению, встречаются и метафоризированные портреты (например, «брат- пейзаж»), и стилистически окрашенная лексика, и другие приемы, которые мы рассматриваем подробно в нашей работе, все это дает возможность судить о взглядах главного героя на окружающую его среду. У Ерофеева обратная ситуация, мы встречаем те же приемы (портрет), но с другими функциями в тексте. Художественный мир идет вопреки логике - это выражается и в описании внучка, и в использованных Ерофеевым метафорах «разинув глаза» и «сощурив рот», когда как все должно быть наоборот. В «Заповеднике» же отчетливо прослеживается отторжение Борисом всего искусственного и тяга к естественному, чем и являлся для него Михаил Иваныч. Отличительные черты прослеживаются и на других уровнях (в отношении героев к своему маргинальному положению, в оппозициях «сакрализации» и «десокрализации», в художественных приемах и т.д.).
Совместный анализ этих писателей дает возможность выявить не только художественные частные особенности текста, но и обозначить влияние течения, в рамках которого они работают.
Не смотря на перечисленные различия, в обоих произведениях присутствуют традиционные черты «героя-маргинала». Веничка не имеет прочного социального статуса, не имеет семьи, мы ничего не знаем о том, есть ли у него постоянное место жительства, герой может быть охарактеризован как алкоголик и т.д.
Г ерой «Заповедника» разведен, к началу романа практически не имеет денег, до устройства в пушкинский заповедник не имеет постоянного места работы и также может быть обозначен как алкоголик.
Герой-маргинал в русской литературе явление не новое. Его история, вероятно, берет начало в XVII и XVIII столетии, которые порождают тип героя, демонстративно протестующего против сложившегося уклада жизни, как правило, выходца из иной социальной среды (деревни) и не вписывающегося в городскую культуру. Литература XIX-XX веков породила обнаруживающих свою социальную пограничность персонажей, «униженных и оскорбленных», «лишних людей», «нигилистов» и «босяков», которые по разным основаниям могут быть отнесены к типу маргинальных героев.
Таким образом, мы включаем героев Довлатова и Ерофеева в традицию героев-маргиналов и выявляем отличительные черты этих героев.
литературоведении в данный временной период активно изучается, появляются, в основном, контекстуальный работы, по этой причине невозможно на данном этапе формулировать выстроенные концептуальные подходы. Раскрытие темы носит фрагментарный характер, как в критической литературе (статьи А. А. Белого, М. Золотоносова, Л. Н. Душиной, Т. В. Журчевой, М. Рожанского, М. Т. Рюминой, Н. В. Цымбалистенко и др.), так и в диссертационных исследованиях. Это принципы изображения маргинального человека (А. А. Газизова, 1992), анализ писателей с маргинальным сознанием (С. Н. Бунина, 2006; Т. А. Тернова, 2012), маргинальные зоны словесности (Д. М. Давыдов, 2004), психологизм героев- маргиналов у А. П. Чехова (Д. А. Агапов, 2004 ; Л. Д. Кулькина, 2010), И. Бродского (И. А. Романов, 2004), В. Маканина (К. О. Шилина, 2005) и В. Высоцкого (Е. В. Климакова, 2010), маргинальность женской прозы этнических меньшинств США (Е. В. Левченко, 2008), маргинальность драматургии Н. Коляды (Е. Ю. Лазарева, 2010), маргинальность литературных жанров (В. И. Пинковский, 2009), отражение социальной маргинальности в литературе XIX века (А. П. Давыдов, 2002).
Цель: выявить черты, позволяющие определить тип героя-маргинала и новаторство в создании типа «героя-маргинала» в поэме В. Ерофеева «Москва- Петушки» и в повести С. Довлатова «Заповедник».
Для достижения цели решаются следующие задачи:
• опираясь на существующие социально-философские трактовки, выработать рабочее понятия «маргинальности»;
• выявить, учитывая историко-культурный контекст эпохи, способы взаимоотношения биографического автора и героя в художественном мире Ерофеева и Довлатова;
• определить типологические способы и приемы создания образов маргиналов;
Объектом исследования являются произведения С. Довлатова и В. Ерофеева, в первую очередь «Москва - Петушки» Ерофеева, «Заповедник» Довлатова, предметом - герои-маргиналы в их творчестве.
Новизна данной темы заключается в подробном анализе приемов и способов создания образов героев-маргиналов.
Методы, использованный при работе, сравнительно-типологический, биографический, формальный.
Структура работы: диссертация состоит из введения, пяти глав, включая методические рекомендации, заключения и библиографического списка.
В советское время начинается активное развитие андеграундной культуры, которая породила целый пласт текстов в истории русской литературы. В неофициальных течениях находились такие писатели и поэты как Бродский, Алешковский, Соколов, Сорокин, Ерофеев, Довлатов и многие другие, чьи произведения сейчас входят в список классической литературы и активно изучаются филологами.
Целью нашей работы было: выявить черты, позволяющие определить тип героя-маргинала и новаторство в создании типа «героя-маргинала» в поэме В. Ерофеева «Москва-Петушки» и в повести С. Довлатова «Заповедник». По окончанию проделанной работы мы пришли к следующим выводам: безусловно Веничка Ерофеева и Борис Алиханов Довлатова относится к типологии героев-маргиналов. Это подтверждает их социальное положение (отсутствие постоянной работы, балансирование на границе разрыва семьи, в случае Венички - внебрачный ребенок, нельзя определенно сказать о наличии какой-либо постоянной жилплощади), девиантное поведение с точки зрения «нормы» (Веничку выгоняют из ресторана, Бориса уводит полиция после недельного пьянства и неприглядного поведения), эмоциональное состояние на момент событий, описанных в произведении (Алиханов с сарказмом воспринимает мир заповедника).
На основе того, что в обоих текстах субъективизированная повествовательная модель, мы можем говорить о зависимости окружающего мира от взгляда главного героя, то есть реципиент воспринимает художественное пространство через взгляд главного героя. Например, в повести «Заповедник» встречаются как лаконичные портреты (буквально в одно предложение), так и метафоризированные, которые, на наш взгляд, можно интерпретировать как образы-символы со значением для главного героя («Брат-пейзаж»), традиционные пейзажи деревни у Довлатова представлены в не поэтизированном, но и не в реалистическом виде, через них мы понимаем отношение главного героя к «миру заповедника», он воспринимает его как: искусственное, театрализованное представление. В поэме же не встречается портретных описаний, помимо одного - описания внучка, но и оно представлено нереалистично. Внучок полностью алогизированный персонаж, он, в данном случае, служит характеристикой мира, в который попал Веничка. Также не встречаются в поэме урбанистические или пейзажные описания, что парадоксально, как отмечает исследователь Банах, так как название, которое дает автор своему произведению, говорит о путешествии, то есть смене привычного местопребывания. В свою очередь Веничка даже не смотрит в окно.
Мы отмечали места, где повествовательная модель изменяется: в моменте внутреннего монолога Бориса Алиханова, где он обращается к самому себе во втором лице; в ситуации дискуссии «сердца» и «рассудка» в поэме. Но стиль или приемы остаются прежние, на основе этого наблюдения можно сделать вывод об эмоциональном состоянии героя. Борис Алиханов пребывает в долгом личностно-нереализованном и социальном положении, что приводит его к депрессивному, нервозному состоянию к концу повести. В случае Венички наблюдается три различных измененных состояния сознания - похмелья, опьянения и сильного опьянения. Из логики текста следует, что опьянение происходит не только на физическом уровне, но и на духовном, мистическом. Состояние похмелья характеризуется сильными болезненными ощущениями. Болезненное состояние, вызванное чрезмерным употреблением алкоголя, перерастает в еще более сильное чувство страдания. Состояние опьянение граничит у Венички с состоянием просветления, в силу чего можно сделать предположение, что состояние опьянения - это своего рода поэтический акт.
Также мы вывели характерные приемы, на примере поэмы «Москва- Петушки» и повести «Заповедник», для писателя В. Ерофеева и С. Довлатова. В поэме наиболее часто употребительным становится прием повтора с его разными видами и функциями и метафорические фигуры, которые и создают, на наш взгляд, открытость формы и материал для всевозможных интерпретаций. Довлатов же хотя и стремится к лаконичному, сухому, нейтральному тону повествования, не лишен и приемов риторического восклицания и вопроса, где герои подчеркнуто эмоционально высказываются. Отмечаем также в повести обилие саркастического и комического наполнения, где через прием и анализ речевых портретов мы выводим оппозиции «мир искусственный» и «мир естественный».
Таким образом, герои Ерофеева и Довлатова вписываются в традиционную типологию героев-маргиналов, привнося при этом и новый, углубленный взгляд на данный тип героев. В связи с этим мы считаем, что выдвинутая нами гипотеза в ходе исследования творчества Ерофеева и Довлатова подтверждена.
1. Авдиев И. Биография в цитатах // Новое литературное обозрение. 1996. № 18. 150-161 с.
2. Авдиев И. Предисловие к «Последнему дневнику» // Новое литературное обозрение. 1996. № 18. 161 - 169 с.
3. Балабанова, Е. С. Маргинальность в современной России: коллективная монография/ Е. С. Балабанова // Научные доклады (Том 121). - МОНФ, 2000 - 7 с.
4. Банах И.В. Традиция сентиментального путешествия в поэме Вен.
Ерофеева «Москва - Петушки» [Электронный ресурс] / И.В. Банах // Материалы Третьей международной конференции ТГУ. - Сборник статей. - 2000. - режим доступа: http://www.moskva-
petushki.ru/articles/3mkttgu
5. Баньковская С.П. Роберт Парк. // Современная американская социология / Под ред. В.И. Добренькова. - М., 1994.
6. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Советский писатель, 1972. - 179 с.
7. Богомолов Н. «Москва - Петушки»: историко-литературный и актуальный контекст // Новое литературное обозрение. 1999. №3 8. 302-319 с.
8. Большой академический словарь русского языка: в 11 т. Т.9. М., 1999. 634 с.
9. Бродский И. О Сереже Довлатове // Звезда. 1992. № 2. 4-6 с.
10. Вайль П. Без Довлатова // Звезда. 1994. № 3. 162-165 с.
11. Вайль П. Бродский о Довлатове [Электронный ресурс] / П. Вайль //
Журнальный зал. - Статья. - 2000. - режим доступа:
http: //magazines .russ. ru/zvezda/2000/8/br.html
12. Вайль П., Генис А. Страсти по Ерофееву // Современная русская проза. Ann Arbor: Эрмитаж, 1982. 41-50 с.
13. Веселова Н.А. Веничка, Веня, Венедикт Ерофеев: парадигма имени [Электронный ресурс] / Н.А. Веселова // Анализ одного произведения: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева. - Сборник статей. - 2001. - режим доступа:http://www.e-reading.club/book.php?book=115312
14. Всемирная энциклопедия. Философия. Мн., 2001. 1312 с.
15. Генис А. Благая весть: Венедикт Ерофеев. // Звезда. 1997. № 6. 11 - 15 с.
16. Генис А. Довлатов и окрестности. М., 2004. - 286 с.
17. Грицанов А. Социология: энциклопедия. Мн., 1998. - 1040 с.
18. Дзаппи Г. Апокрифическое Евангелие от Венички Ерофеева // Новое литературное обозрение. 1999. № 38., 326 -331 с.
19. Довлатов С. Заповедник и другие истории. СПб., 2013. - 544 с.
20. Довлатов С. Ремесло. Иностранка. СПб., 2009. - 255 с.
21. Егоров Е.А. Развитие гоголевской поэтики в поэме Вен. Ерофеева [Электронный ресурс] / Е.А. Егоров // Анализ одного произведения: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева. - Сборник статей. - 2001. - режим доступа:http://www.e-reading.club/book.php?book=115312
22. Ерофеев В. Собрание сочинений: в 2т. М., 2007. - 730 с.
23. Ерофеев В.В. Мой очень жизненный путь. М., 2008, 590-602 с.
24. Ефимов И. и Довлатов С. эпистолярный роман. М., 2001. - 464 с.
25. Живов В. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М., 1994. - 112 с.
26. Живолупова Н. Паломничество в Петушки, или Проблема
метафизического бунта в исповеди Венички Ерофеева //Человек 1992., №1. - 79 с.
27.Зорин А. Пригородный поезд дальнего следования // Новый мир. 1989.
№ 5. - 256 - 258 с.
28. Ильин, И. П. Постмодернизм / И. П. Ильин. - Словарь терминов. - М.: ИНИОН РАН - Intrada, 2001 г. - 384 с.
29. Кагермазова С.Б. Маргинальность как проблема социологии: автореф. дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / Кагермазова Светлана Борисовна. - СПб., 1994. - 155 с.
30. Каргашин И.А. Освобожденное слово. (Поэтика прозы Сергея Довлатова): Сборник научный статей. - Калуга: Изд-во Самарского университета, 1997.
31. Карпов И. Веничка последний писатель // КВ:Акция., М. 2007. №7. - 5 -7 с.
32. Кемеров В. Социальная философия: словарь. 2006. - 624 с.
33. Козлов Д. Наследие оттепели: к вопросу об отношениях советской культуры второй половины 1960-х годов // Новое литературное обозрение. 2014. № 125. - 183 - 205 с.
34. Комароми А. Карнавал и то, что за ним: стратегии пародии в поэме Вен.
Ерофеева «Москва-Петушки» [Электронный ресурс] / Анна Комароми // Анализ одного произведения: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева. - Сборник статей. - 2001. - режим доступа: http://www.e-
reading.club/book.php?book=115312
35. Кривулин, В. Золотой век самиздата / В. Кривулин // Самиздат века / сост. А. Стреляный, Г. Сапгир, В. Бахтин, Н. Ордынский. - М., 1997.
36. Курицын В. Мы поедем с тобою на «А» и на «Ю» // Новое литературное обозрение. 1992. № 1. 294 - 304 с.
37. Курицын В. Тексты, которые больше самих себя. - Урал, 1989. - №7. 138 - 141 с.
38. Курицын В. Четверо из поколения дворников и сторожей. - Урал, - 1990. № 5. 170 -182 с.
39. Левин Ю. Классические традиции в «другой» литературе: Венедикт Ерофеев и Федор Достоевский // Литературное обозрение. 1992. № 2. 45-51 с.
40. Левин Ю. Семиосфера Венички Ерофеева // Сб. статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту. 1992. 566 с.
41. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы: В 2 т. Т.2.: 1968-1990. М., 2003. 688 с.
42. Лен С. Рукопись не пропала, она просто-напросто была продана за бутылку... // Лит. новости. 1995. № 9. 6 с.
43. Липовецкий М. Апофеоз частиц, или Диалог с Хаосом: Заметки о классике, Венедикте Ерофееве, поэме «Москва - Петушки» и русском постмодернизме // Знамя. 1992. № 8. 214-224 с.
44. Липовецкий М. Кто убил Веничку Ерофеева? // Паралогии: Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920 - 2000-х годов. М., 2008. 285-326 с.
45. Манн Ю. В. Автор и повествование // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. 1991. - Т. 50. - № 1. 3 - 19 с.
46. Муравьев В. Монолог и Венедикте Ерофееве Владимира Муравьев [Электронный ресурс] / В. Муравьев // Стенгазета. - 2009. - режим доступа: http://stengazeta.net/?p=10006527&print=1
47. Найман А. Персонажи в поисках автора (Памяти Сергея Довлатова) // Звезда. 1994. № 3. - 173 - 176 с.
48. Новейший философский словарь. Постмодернизм. Мн., 2007. 342 с.
49.Оганов А. Маргинальное искусство: феномен маргинальности в культуре. М., 1999. 65 с.
50. Парк Р. Человеческая миграция и маргинальный человек // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 1998. № 3. 167-176 с.
51. Пелевин В. Икстлан - Петушки: (Сравнительный анализ произведений К. Кастенеды «Путешествие в Икстлан» и В. Ерофеева «Москва - Петушки») // Независимая газета. 1993. - 5 с.
52. Померанц Г. На пути из Петушков в Москву // Новое время. 1995. № 28. 40-42 с.
53. Померанц Г. Тень Венички Ерофеева: Мода на вопли отчаяния - гибельная мода // Литературная газета. 1995. - 5 с.
54. Попов В. Довлатов. / В. Попов., - Молодая гвардия, - М., 2010. 354 с.
55. Правов А. Мистик в стране атеизма // Сов. культура., - М., 1990. - 4 с.
56. Прохоров Г.С. Библейский прототекст в поэме Вен. Ерофеева «Москва- Петушки» [Электронный ресурс] / Г.С. Прохоров // Анализ одного произведения: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева. - Сборник статей. -
2001. - режим доступа:http://www.e-reading.club/book.php7bookM15312
57. Рейн Е. Мне скучно без Довлатова / Поэмы и рассказы. СПб., 1997. - 296 с.
58. Рейн М. Знаменитые эмигранты из России. Ростов н/Д., 1999. - 320 с.
59. Руднев В. Словарь культуры XX в.: Ключевые понятия и тексты. М., 1997. - 384 с.
60. Сальмон Л. Механизмы юмора. О творчестве Сергея Довлатова. М., 2008. - 256 с.
61. Седакова О. Несказанная речь на вечере Венедикта Ерофеева // Дружба народов. 1991. № 12. - 264-265 с.
62. Селичев В. Евангелие от Венедикта // Вперед. 1989. - 3 с.
63. Скоропанова И.С. Карта постмодернистского маршрута: «Москва - Петушки» Венедикта Ерофеева. М., 1999. 145-182 с.
64. Смирнов И.П. Порождение интертекста (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака). Спб., 1995. 193 с.
65. Соснора В. Сергей // Звезда. 1994. № 3. - 52- 62 с.
66. Стёпина В. Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т.3. М., 2001. - 664 с.
67. Сухих И. Сергей Довлатов: время, место, судьба. СПб., 1996. - 384 с.
68. Теория литературы, Том 2, Тамарченко Н.Д., Бройтман С.Н., 2004. - 367 с.
69. Терц А. Цена метафоры, или Преступление и наказание Синявского и Даниэля / Абрам Терц // изд-во: книга, - М., 1989. - 528 с.
70. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 3. М., 1935-1940. 621 с.
71. Топоров В. Дом, который построил Джек: О прозе Довлатова // Звезда. 1994. № 3. 174-176 с.
72. Тюпа В.И. Эстетическая модальность прозаической поэмы Вен.
Ерофеева [Электронный ресурс] / В.И. Тюпа, Е. И. Ляхова. // Анализ одного произведения: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева. - Сборник статей. - 2001. - режим доступа: http://www.e-
reading.club/book.php?book=115312
73. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1997. - 224 с.
74. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. - 836 с.
75. Фоменко И.В. О феномене «Москвы-Петушков»: Вместо предисловия: [Электронный ресурс] / И.В. Фоменко // Анализ одного произведения: «Москва-Петушки» Вен. Ерофеева. - Сборник статей. - 2001. - режим доступа:http://www.e-reading.club/book.php?book=115312
76. Шафранская Э.Ф. Изучение поэмы Вен. Ерофеева «Москва - Петушки»
в XI классе: [Электронный ресурс] / Э.Ф. Шафранская // Портал «О литературе», - 2008. - режим доступа:
http: //www.literary.ru/literary.ru/readme.php?subaction=showfull&id=1204717879&archive=1205324254
77. Шибутани, т. Социальная психология: Пер. с англ.- Ростов - на - Дону: Феникс, 2002. - 544 с
78. Штерн Л. Довлатов добрый мой приятель. СПб., 2005. - 352 с.
79. Эпштейн М. После карнавала. Обаяние энтропии, или вечный Веничка // Ерофеев В. Оставьте мою душу в покое: Почти все. М.,1995. 3 - 30 с.