ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ, КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ГЕОГРАФИИ
|
Введение 3
Глава 1. Кейс-стади - современная технология обучения 8
1.1. История становления и сущность кейс-технологий 8
1.2. Варианты организации работы учащихся с кейсами 15
Глава 2. ЕГЭ по географии - основная форма итоговой аттестации выпускников 23
2.1. Структура и содержание контрольно-измерительных материалов по
географии 23
2.2. Виды и формы подготовки выпускников к итоговой аттестации по
географии 25
Глава 3. Использование технологии кейс-стади в подготовке к итоговой аттестации по географии 32
3.1. Кейсы по географии, алгоритм их решения 32
3.2. Экспериментальное обучение школьников с использованием кейсов 33
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение
Глава 1. Кейс-стади - современная технология обучения 8
1.1. История становления и сущность кейс-технологий 8
1.2. Варианты организации работы учащихся с кейсами 15
Глава 2. ЕГЭ по географии - основная форма итоговой аттестации выпускников 23
2.1. Структура и содержание контрольно-измерительных материалов по
географии 23
2.2. Виды и формы подготовки выпускников к итоговой аттестации по
географии 25
Глава 3. Использование технологии кейс-стади в подготовке к итоговой аттестации по географии 32
3.1. Кейсы по географии, алгоритм их решения 32
3.2. Экспериментальное обучение школьников с использованием кейсов 33
Заключение 40
Библиографический список 42
Приложение
Современная школа, в настоящий момент активно внедряет государственные образовательный стандарты второго поколения (ФГОС). С 2015 года новые образовательные стандарты переступили порог средней школы и постепенно охватят старшее звено. В чем же различие новых стандартов от стандарта 2004 года?
Дело в том, что стандарт 2009 года принципиально отличается от стандарта 2004 года. В предшествующем стандарте детально описывалось содержание образования - темы, дидактические единицы, служившие основой для разработки учебников и образовательных программ по предметам. В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным.
В связи с модернизацией российского образования, введением ФГОС, обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по географии. Поэтому подготовка учащихся к выпускным экзаменам занимает в деятельности учителя значительное место.
Существуют различные способы и приемы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут повысить качество образования.
Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс отличается и от проблемной ситуации, так как не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Работая с кейсами, учащиеся учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания к конкретной ситуации, уметь оценивать и выбирать оптимальный вариант решения проблем. Данные умения необходимы учащимся при выполнении 2 части ЕГЭ, включающей задания, предусматривающие развернутый ответ. Данные задания направлены на проверку умений применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; решать географические задачи, оценивать и прогнозировать географические процессы, применять теоретические знания на практике.
Вышесказанное определило выбор темы исследования: «Технология кейс-стади, как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по географии».
При анализе уже существующих данных по данной технологии, возникло ряд противоречий, которые заключаются в следующем:
- между заказом государства и общества на применение в образовании современных технологий и не готовностью образовательных учреждений, которые работают по принципу традиционной школы;
- между потребностью учителя в обеспечении высокого качества знаний учащихся по предмету и недостаточной разработанностью эффективных образовательных технологий.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы условия повышения качества знаний у учащихся при применении технологии кейс-стади.
Цель исследования: выявить, обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить влияние использования кейсов на формирование географических знаний при подготовке учащихся к итоговой аттестации по географии.
В соответствии с целью определены объект и предмет исследования.
Объектом является образовательный процесс по географии, включающий подготовку к итоговой аттестации.
В качестве предмета выступает технология кейс-стади как средство формирования географических знаний при подготовке школьников к итоговой аттестации по географии.
Гипотеза: подготовка к решению ситуационных географических задач будет успешной если:
• изучить и проанализировать контрольно-измерительные материалы (КИМ) ОГЭ и ЕГЭ;
• ознакомить учащихся с понятием «кейс» и типами заданий по географии;
• грамотно составить кейсы;
• разработать методику использования кейсов при подготовке к итоговой аттестации.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1) изучить литературу и нормативные документы по исследуемой проблеме;
2) составить кейсы для подготовки учащихся к итоговой аттестации по географии и разработать методику их применения;
3) выявить эффективность использования кейсов при подготовке учащихся к итоговой аттестации по географии.
В работе использованы методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы, программных документов в области образования, синтез различных точек зрения направленных на обеспечение качественных знаний учащихся; сравнение динамики качества знаний учащихся;
2. Эмпирические - педагогический эксперимент;
3. Комплексная обработка и качественный анализ результатов эксперимента.
Научная новизна исследования: составлена классификация географических ситуационных задач; выявлены и обоснованы условия повышения качества знаний и умений у учащихся при подготовке к итоговой аттестации по географии.
Теоретическая значимость результатов: на основании изучения темы выявлены условия повышения качества знаний у учащихся при подготовке к итоговой аттестации по географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: материалы могут быть использованы учителями географии для повышения качества знаний учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в работе результаты нашли отражение в различных выступлениях на ОМО «Северный» учителей географии, РМО Советского района учителей географии.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение СШ №152 г. Красноярск.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:
1 этап эксперимента - 2013 год.
Аналитико-теоретический, на котором проводилось изучение проблемы качества образования учащихся; анализировалась научная и методическая литература по проблематике исследования, состоялось определение объекта и предмета исследования, его целей и задач, формулирование гипотезы, выбор методов исследования, составление плана исследования.
2 этап эксперимента - 2014 год.
Опытно-экспериментальный, который включал выявление и обоснование педагогических условий, их проверку на практике; количественную обработку и качественный анализ результатов эксперимента.
3 этап эксперимента - 2015 год.
Обобщающий этап включал обобщение результатов, оформление диссертационной работы.
Дело в том, что стандарт 2009 года принципиально отличается от стандарта 2004 года. В предшествующем стандарте детально описывалось содержание образования - темы, дидактические единицы, служившие основой для разработки учебников и образовательных программ по предметам. В стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным.
В связи с модернизацией российского образования, введением ФГОС, обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по географии. Поэтому подготовка учащихся к выпускным экзаменам занимает в деятельности учителя значительное место.
Существуют различные способы и приемы подготовки учащихся к итоговой аттестации. Современный учитель ищет эффективные педагогические технологии, которые помогут повысить качество образования.
Одной из новых технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология (метод) обучения - это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Кейс отличается и от проблемной ситуации, так как не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
Работая с кейсами, учащиеся учатся принимать правильные решения и применять теоретические знания к конкретной ситуации, уметь оценивать и выбирать оптимальный вариант решения проблем. Данные умения необходимы учащимся при выполнении 2 части ЕГЭ, включающей задания, предусматривающие развернутый ответ. Данные задания направлены на проверку умений применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; решать географические задачи, оценивать и прогнозировать географические процессы, применять теоретические знания на практике.
Вышесказанное определило выбор темы исследования: «Технология кейс-стади, как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по географии».
При анализе уже существующих данных по данной технологии, возникло ряд противоречий, которые заключаются в следующем:
- между заказом государства и общества на применение в образовании современных технологий и не готовностью образовательных учреждений, которые работают по принципу традиционной школы;
- между потребностью учителя в обеспечении высокого качества знаний учащихся по предмету и недостаточной разработанностью эффективных образовательных технологий.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы условия повышения качества знаний у учащихся при применении технологии кейс-стади.
Цель исследования: выявить, обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить влияние использования кейсов на формирование географических знаний при подготовке учащихся к итоговой аттестации по географии.
В соответствии с целью определены объект и предмет исследования.
Объектом является образовательный процесс по географии, включающий подготовку к итоговой аттестации.
В качестве предмета выступает технология кейс-стади как средство формирования географических знаний при подготовке школьников к итоговой аттестации по географии.
Гипотеза: подготовка к решению ситуационных географических задач будет успешной если:
• изучить и проанализировать контрольно-измерительные материалы (КИМ) ОГЭ и ЕГЭ;
• ознакомить учащихся с понятием «кейс» и типами заданий по географии;
• грамотно составить кейсы;
• разработать методику использования кейсов при подготовке к итоговой аттестации.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1) изучить литературу и нормативные документы по исследуемой проблеме;
2) составить кейсы для подготовки учащихся к итоговой аттестации по географии и разработать методику их применения;
3) выявить эффективность использования кейсов при подготовке учащихся к итоговой аттестации по географии.
В работе использованы методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы, программных документов в области образования, синтез различных точек зрения направленных на обеспечение качественных знаний учащихся; сравнение динамики качества знаний учащихся;
2. Эмпирические - педагогический эксперимент;
3. Комплексная обработка и качественный анализ результатов эксперимента.
Научная новизна исследования: составлена классификация географических ситуационных задач; выявлены и обоснованы условия повышения качества знаний и умений у учащихся при подготовке к итоговой аттестации по географии.
Теоретическая значимость результатов: на основании изучения темы выявлены условия повышения качества знаний у учащихся при подготовке к итоговой аттестации по географии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: материалы могут быть использованы учителями географии для повышения качества знаний учащихся.
Апробация и внедрение результатов исследования. Представленные в работе результаты нашли отражение в различных выступлениях на ОМО «Северный» учителей географии, РМО Советского района учителей географии.
Экспериментальная база исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение СШ №152 г. Красноярск.
Основные этапы исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:
1 этап эксперимента - 2013 год.
Аналитико-теоретический, на котором проводилось изучение проблемы качества образования учащихся; анализировалась научная и методическая литература по проблематике исследования, состоялось определение объекта и предмета исследования, его целей и задач, формулирование гипотезы, выбор методов исследования, составление плана исследования.
2 этап эксперимента - 2014 год.
Опытно-экспериментальный, который включал выявление и обоснование педагогических условий, их проверку на практике; количественную обработку и качественный анализ результатов эксперимента.
3 этап эксперимента - 2015 год.
Обобщающий этап включал обобщение результатов, оформление диссертационной работы.
Проблема усвоения знаний давно не дает покоя учителям. Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связана с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис деятельностного подхода к обучению.
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии. Целенаправленная организация работы с кейсами на уроках географии значительно повышает учебную мотивацию у учащихся.
Кейс-стади как метод вполне может быть использован в школьном образовании, адаптирован под предметную дисциплину. Но самое главное - есть реальная возможность поддерживать интерес школьников к процессу учения.
Изучив научную литературу, я пришла к выводу:
- содержание и характер заданий КИМов по географии позволяет использовать кейсы при подготовке учащихся к ЕГЭ;
- использование кейсов для подготовки школьников к ЕГЭ по географии является эффективным, особенно при выполнении заданий 2 части контрольно - измерительных материалов, включающих задания с развернутым ответом;
- использование кейсов при подготовке к ЕГЭ по географии возможно при условии предварительной подготовительной работы, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Анализируя эффективность преподавания географии с помощью метода кейс-стади, можно сделать вывод о положительной динамике обученности и качества знаний учащихся. При 100% обученности в экспериментальном классе отмечается рост качества знаний.
Таким образом, материалы данной магистерской диссертации могут быть использованы при подготовки учащихся к итоговой аттестации по географии. Однако учителям не стоит забывать о дозированности данного метода, в сочетании с другими методами обучения.
Представление результатов работы магистерской диссертации, я представила на открытом мероприятии в рамках районного методического объединения учителей географии Советского района г. Красноярска (прил. 7).
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии. Целенаправленная организация работы с кейсами на уроках географии значительно повышает учебную мотивацию у учащихся.
Кейс-стади как метод вполне может быть использован в школьном образовании, адаптирован под предметную дисциплину. Но самое главное - есть реальная возможность поддерживать интерес школьников к процессу учения.
Изучив научную литературу, я пришла к выводу:
- содержание и характер заданий КИМов по географии позволяет использовать кейсы при подготовке учащихся к ЕГЭ;
- использование кейсов для подготовки школьников к ЕГЭ по географии является эффективным, особенно при выполнении заданий 2 части контрольно - измерительных материалов, включающих задания с развернутым ответом;
- использование кейсов при подготовке к ЕГЭ по географии возможно при условии предварительной подготовительной работы, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся.
Анализируя эффективность преподавания географии с помощью метода кейс-стади, можно сделать вывод о положительной динамике обученности и качества знаний учащихся. При 100% обученности в экспериментальном классе отмечается рост качества знаний.
Таким образом, материалы данной магистерской диссертации могут быть использованы при подготовки учащихся к итоговой аттестации по географии. Однако учителям не стоит забывать о дозированности данного метода, в сочетании с другими методами обучения.
Представление результатов работы магистерской диссертации, я представила на открытом мероприятии в рамках районного методического объединения учителей географии Советского района г. Красноярска (прил. 7).



