Развитие логического мышления младших школьников в процессе учебной деятельности (Бурятский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа.
Выборка: 40 учеников 2 «А» и 2 «Г» классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «мышление» в современных психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Специфика развития мышления у детей младшего школьного возраста 12
1.3. Потенциал учебной деятельности в развитии мышления у младших школьников 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1. Изучение уровней развития мышления младших школьников 22
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию мышления младших школьников в процессе учебной деятельности 29
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию мышления младших школьников в процессе учебной деятельности 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……48
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам (социальным педагогам, учителям, воспитателям, педагогам)……………….48
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям)…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
База исследования: МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа.
Выборка: 40 учеников 2 «А» и 2 «Г» классов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Сущность понятия «мышление» в современных психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Специфика развития мышления у детей младшего школьного возраста 12
1.3. Потенциал учебной деятельности в развитии мышления у младших школьников 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1. Изучение уровней развития мышления младших школьников 22
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по развитию мышления младших школьников в процессе учебной деятельности 29
2.3. Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы по развитию мышления младших школьников в процессе учебной деятельности 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……48
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам-психологам (социальным педагогам, учителям, воспитателям, педагогам)……………….48
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям (законным представителям)…49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Актуальность. Период начальной школы является ключевым этапом в жизни каждого ребенка. Именно в этот возрастной период начинается систематическое обучение, а также и воспитание. Основной вид ведущей деятельности детей этого возраста – учебная деятельность. Она является важной в формировании и развитии всех его умственных способностей и качеств личности. Человек обучается и воспитывается не только в начальной, но и в средней и старшей школе. Процесс обучения и воспитания сопровождает его на протяжении всей жизни. Однако именно в начальной школе закладываются основы, которые будут развиваться и укрепляться с годами.
В период обучения в младшей школе наступают значительные изменения в психике ребенка: развитие всех психических процессов переходит на новый уровень, в том числе и мышление. Проблемой мышления младшего школьника занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев,
Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин.
Ребенок не сможет самостоятельно освоить качественные знания без развитой способности собирать, анализировать и обрабатывать информацию, а также без способности к сравнению и оценке ее достоверности и полезности, что в целом является основой мышления.
Практически, эти умения и способности формируют человеческий интеллект, позволяют ему развиваться оптимально, усваивать новые знания и применять их на практике для достижения поставленных целей и задач.
На протяжении длительного времени психологи и педагоги, такие как А.Г. Асмолов, Л.Н. Асанова, А.К. Болотова, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин, Л.Ф. Обухова, Л.А. Головей, Ж.А. Чарнецкая, стремятся привести доказательства того, что правильная организация обучения младших школьников способствует ускоренному усвоению ими основных мыслительных навыков. Они учатся делать выводы, обобщать информацию, классифицировать и обосновывать свои мысли и выводы.
Систематическое внедрение в учебно-познавательный процесс специально организованных заданий, способствующих развитию уровня мышления у учащихся младшего школьного возраста, способствует повышению эффективности обучения, лучшему усвоению, а также пониманию разнообразной познавательной информации из различных литературных и научных источников.
Объектом исследования является развитие мышления детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является процесс развития мышления детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Цель данного исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании проблемы развития мышления младшего школьника в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
– Выявить сущность понятия «мышление» в современных психолого-педагогических исследованиях;
– Определить сущность специфики развития мышления у детей младшего школьного возраста;
– Рассмотреть потенциал учебной деятельности в развитии мышления у младших школьников;
– Провести опытно-экспериментальную работу по развитию мышления младших школьников в процессе учебной деятельности;
– Разработать рекомендации по развитию мышления младших школьников в процессе учебной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития мышления детей младшего школьного возраста будет проходить более успешно, если:
будет выявлена специфика развития мышления детей младшего школьного возраста;
будет проходить в учебной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды:
культурно-историческая теория Л. С. Выготского, где мышление рассматривается как проблема умственного развития ребёнка. Процессуально-деятельностный подход С. Л. Рубинштейна, в котором мышление рассматривается как процесс. Мышление как процесс отражения объективной реальности раскрывается в трудах А. Н. Леонтьева. Проблема функциональной организации познавательных процессов нашла свое отражение в теории Б. М. Величковского. М. А. Холодная определила интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта субъекта.
Методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: комплексная диагностика сформированности уровня мышления у младших школьников, статистическая обработка данных.
Практическая значимость данного исследования заключается в следующем: разработанный нами комплекс коррекционно-развивающих упражнений и заданий может использоваться как студентами психолого-педагогической направленности, так и учителями начальных классов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Иволгинская средняя общеобразовательная школа с. Иволгинск Иволгинского района Республики Бурятия.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения (3 с.), 3 глав (глава 1 – 15 с., глава 2 – 26 с., глава 3 – 5 с.), заключения, списка литературы (45 источника), 3 приложения. Текст ВКР содержит 10 рисунков, 8 таблиц. Общий объем работы – 58 страниц.
В период обучения в младшей школе наступают значительные изменения в психике ребенка: развитие всех психических процессов переходит на новый уровень, в том числе и мышление. Проблемой мышления младшего школьника занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев,
Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубенштейн, Д.Б. Эльконин.
Ребенок не сможет самостоятельно освоить качественные знания без развитой способности собирать, анализировать и обрабатывать информацию, а также без способности к сравнению и оценке ее достоверности и полезности, что в целом является основой мышления.
Практически, эти умения и способности формируют человеческий интеллект, позволяют ему развиваться оптимально, усваивать новые знания и применять их на практике для достижения поставленных целей и задач.
На протяжении длительного времени психологи и педагоги, такие как А.Г. Асмолов, Л.Н. Асанова, А.К. Болотова, Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин, Л.Ф. Обухова, Л.А. Головей, Ж.А. Чарнецкая, стремятся привести доказательства того, что правильная организация обучения младших школьников способствует ускоренному усвоению ими основных мыслительных навыков. Они учатся делать выводы, обобщать информацию, классифицировать и обосновывать свои мысли и выводы.
Систематическое внедрение в учебно-познавательный процесс специально организованных заданий, способствующих развитию уровня мышления у учащихся младшего школьного возраста, способствует повышению эффективности обучения, лучшему усвоению, а также пониманию разнообразной познавательной информации из различных литературных и научных источников.
Объектом исследования является развитие мышления детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является процесс развития мышления детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Цель данного исследования заключается в теоретическом и практическом обосновании проблемы развития мышления младшего школьника в процессе учебной деятельности.
Задачи исследования:
– Выявить сущность понятия «мышление» в современных психолого-педагогических исследованиях;
– Определить сущность специфики развития мышления у детей младшего школьного возраста;
– Рассмотреть потенциал учебной деятельности в развитии мышления у младших школьников;
– Провести опытно-экспериментальную работу по развитию мышления младших школьников в процессе учебной деятельности;
– Разработать рекомендации по развитию мышления младших школьников в процессе учебной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития мышления детей младшего школьного возраста будет проходить более успешно, если:
будет выявлена специфика развития мышления детей младшего школьного возраста;
будет проходить в учебной деятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды:
культурно-историческая теория Л. С. Выготского, где мышление рассматривается как проблема умственного развития ребёнка. Процессуально-деятельностный подход С. Л. Рубинштейна, в котором мышление рассматривается как процесс. Мышление как процесс отражения объективной реальности раскрывается в трудах А. Н. Леонтьева. Проблема функциональной организации познавательных процессов нашла свое отражение в теории Б. М. Величковского. М. А. Холодная определила интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта субъекта.
Методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической и научной литературы по проблеме исследования;
– эмпирические: комплексная диагностика сформированности уровня мышления у младших школьников, статистическая обработка данных.
Практическая значимость данного исследования заключается в следующем: разработанный нами комплекс коррекционно-развивающих упражнений и заданий может использоваться как студентами психолого-педагогической направленности, так и учителями начальных классов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Иволгинская средняя общеобразовательная школа с. Иволгинск Иволгинского района Республики Бурятия.
Структура работы: бакалаврская работа состоит из введения (3 с.), 3 глав (глава 1 – 15 с., глава 2 – 26 с., глава 3 – 5 с.), заключения, списка литературы (45 источника), 3 приложения. Текст ВКР содержит 10 рисунков, 8 таблиц. Общий объем работы – 58 страниц.
В ходе написания выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована научно-методическая литература по проблеме развития мышления младших школьников.
Анализ теоретической психолого-педагогической и научно- методической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что мышление – это высший познавательный психический процесс отражения связей и отношений между предметами и явлениями.
Было доказано, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в отношении развития мышления, так как этот возраст отмечается многими психологами, как сензитивный и наиболее восприимчивый к любым изменениям.
Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа. Эмпирическую выборку составили учащиеся 2 «А» и 2 «Г» классов. 2 «Г» класс определен как экспериментальный, а 2 «А» как контрольный.
Эксперимент состоял из 3 этапов:
Первый этап – констатирующий, в рамках которого была изучена специальная литература и проведены различные тесты для изучения развития мышления у детей младшего школьного возраста, а также выбраны необходимые методики для определения уровня развития мышления («Исключение понятий», «Определение понятий», «Последовательность событий», «Сравнение понятий»).
Второй этап – формирующий, на котором был создан и внедрен комплекс упражнений, направленных на развитие мышления у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Третий этап – этап контроля, в рамках которого была проведена повторная диагностика уровня развития мышления у детей младшего школьного возраста, а также проанализированы и обобщены полученные результаты. Анализ и толкование данных, полученных при помощи выбранных диагностических методик, позволили на первом этапе эксперимента определить исходный уровень развития мышления у детей младшего школьного возраста. Был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития мышления у учеников, в то время как в контрольной группе уровни развития мышления были средним и низким.
Повторное тестирование по тем же методикам, проведенное на контрольном этапе эксперимента, показало увеличение уровня мыслительных способностей у младших школьников в группе, подвергнутой эксперименту, что свидетельствует о положительном влиянии разработанного комплекса упражнений на развитие мышления.
Увеличение уровня мыслительных способностей в экспериментальной группе подтверждает эффективность применения в рамках учебного процесса комплекса упражнений, а также его благоприятное воздействие на процесс усвоения материала, что в будущем станет основой для дальнейшего развития мышления.
Полученные в ходе исследования результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы, что при целенаправленной и систематической работе над развитием мышления у детей младшего школьного возраста уровень их мыслительных способностей возрастает.
Положительные результаты проведенных диагностических методик свидетельствуют об эффективности применения в процессе учебной деятельности комплекса коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие операций мышления младших школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные в начале исследования задачи успешно выполнены.
Анализ теоретической психолого-педагогической и научно- методической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что мышление – это высший познавательный психический процесс отражения связей и отношений между предметами и явлениями.
Было доказано, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным в отношении развития мышления, так как этот возраст отмечается многими психологами, как сензитивный и наиболее восприимчивый к любым изменениям.
Опытно-экспериментальное исследование проходило на базе МАОУ Иволгинская средняя общеобразовательная школа. Эмпирическую выборку составили учащиеся 2 «А» и 2 «Г» классов. 2 «Г» класс определен как экспериментальный, а 2 «А» как контрольный.
Эксперимент состоял из 3 этапов:
Первый этап – констатирующий, в рамках которого была изучена специальная литература и проведены различные тесты для изучения развития мышления у детей младшего школьного возраста, а также выбраны необходимые методики для определения уровня развития мышления («Исключение понятий», «Определение понятий», «Последовательность событий», «Сравнение понятий»).
Второй этап – формирующий, на котором был создан и внедрен комплекс упражнений, направленных на развитие мышления у детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
Третий этап – этап контроля, в рамках которого была проведена повторная диагностика уровня развития мышления у детей младшего школьного возраста, а также проанализированы и обобщены полученные результаты. Анализ и толкование данных, полученных при помощи выбранных диагностических методик, позволили на первом этапе эксперимента определить исходный уровень развития мышления у детей младшего школьного возраста. Был сделан вывод о том, что в экспериментальной группе преобладает низкий уровень развития мышления у учеников, в то время как в контрольной группе уровни развития мышления были средним и низким.
Повторное тестирование по тем же методикам, проведенное на контрольном этапе эксперимента, показало увеличение уровня мыслительных способностей у младших школьников в группе, подвергнутой эксперименту, что свидетельствует о положительном влиянии разработанного комплекса упражнений на развитие мышления.
Увеличение уровня мыслительных способностей в экспериментальной группе подтверждает эффективность применения в рамках учебного процесса комплекса упражнений, а также его благоприятное воздействие на процесс усвоения материала, что в будущем станет основой для дальнейшего развития мышления.
Полученные в ходе исследования результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы, что при целенаправленной и систематической работе над развитием мышления у детей младшего школьного возраста уровень их мыслительных способностей возрастает.
Положительные результаты проведенных диагностических методик свидетельствуют об эффективности применения в процессе учебной деятельности комплекса коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие операций мышления младших школьников.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные в начале исследования задачи успешно выполнены.
Подобные работы
- Педагогическое общение как условие повышения качества обучения младших школьников (Московская Международная Академия)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2021 - Нравственное воспитание младших школьников в художественно-творческой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2020 - Развитие познавательного мышления детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии (Бурятский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ-ОПИСАНИЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2023 - Педагогические условия формирования знаний о живой природе у детей младшего школьного возраста в процессе экологического образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019



