Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №154336

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО
РАЗВИТИЯ
1.1. Волонтерская деятельность как психолого-педагогическая категория 9
1.2 Формы организации социально-коммуникативного развития детей
дошкольного возраста 14
Выводы по главе 1 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Исследование социально-коммуникативных умений детей старшего
дошкольного возраста 21
2.2. Содержание проекта развитию социально-коммуникативных умений старших дошкольников в процессе волонтерской деятельности 33
Выводы по Главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 52

Формирование коммуникативных навыков - важнейший аспект личностной сферы, который обеспечивает необходимое социально­психологическое адаптирование ребенка в социуме. Умение создавать контакты, настраивать взаимоотношения с людьми, ощущать других, управлять поведением - все это очень сильно влияет на общую деятельность и социальный статус ребёнка.
Актуальность темы нашей работы обусловлена тем, что на сегодняшний день, развитие социально-коммуникативных качеств детей является одной из важнейших проблем нынешней педагогики и ставит перед системой образования такую задачу как - воспитание у подрастающего поколения детского общения, эмоции, сочувствие к ближнему, внутренние переживания, воспитание нравственных качеств. Посредством волонтёрской деятельности у детей формируется положительное отношение к моральным ценностям общества и к окружающим людям, что будет способствовать положительным переменам не только в самом ребенке, но и в обществе, государстве в целом.
Исследованием социально-коммуникативного развития занимались такие психологи, педагоги, как М.М. Алексеева, А.М. Богуш, В.В. Гербова, И. Д. Емельянова О.А. Козырева, Э.П. Короткова, О. А. Матюхина, Л. М. Сидоренко, и лингвисты как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин.
Благодаря волонтерской деятельности дети формируют позитивное отношение к общественным ценностям и людям, которые будут способствовать позитивным изменениям не только самого ребенка, но и общества, и государства в целом.
Нашему современному обществу требуется каждый человек, который обладает умением установить контакты с людьми, найти нужные данные, обменяться ими с другими, умение найти выход из конфликта, т.е. иметь коммуникативные способности. Рассмотрим понятия коммуникации.
Коммуникация - это «специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляемой с помощью вербальных и невербальных средств»
Часто понятия «общение» и «коммуникация» считают однородными, но многие исследователи полагают, что далеко не каждое общение является коммуникацией, но так или иначе, любая коммуникация между людьми основана на общении. В «Кратком психологическом словаре» представлено определение понятию коммуникация - «смысловой аспект социального взаимодействия» и если общение - это взаимодействие между людьми, то коммуникация - это смысл общения [18, с. 62]. Сторонники этой позиции (например, учёный-психолог Н.С. Козлов)считают, что коммуникация, в отличие от общения, «предполагает наличие цели хотя бы у одного из участников», это «процесс влияния участников общения друг на друга, обмен идеями, информацией»
Волонтерская деятельность позволяет создать такие условия для ребенка, когда ребенок может без сложностей взаимодействовать со взрослыми, со своими друзьями, сверстниками, обменяться мнениями, мыслями, высказывать свои эмоции и чувства. Волонтерские мероприятия направлены на создание оснований взаимопомощи, самопомощи, благодаря добровольному участию в благосостоянии общества добровольно и без взаимных выгод и обременений. Дети проявляют свою эмоциональность и заинтересованность к проводимой совместной деятельности, благодаря чему формируются навыки общения.
Волонтерство с разных позиций исследовали: Руденко А.А., Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Сухов А.Н. - социальное волонтерство и социальные коммуникации; психология волонтёра: П.А. Астахов и Фрай М.; волонтерское движение: И.А. Потапова, Г.Р. Джумагалиева; социально­трудовые отношения: Н.М. Воловская....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги нашей проведенной работы по теме исследования «Развитие социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста посредством волонтерской деятельности» можно сделать выводы, что формирование коммуникативных умений является важнейшим аспектом в личностной сфере ребенка, обеспечивающим необходимую социально-психологическую адаптацию ребенка в обществе. Умение устанавливать контакты, налаживать взаимоотношения с другими людьми, чувствовать других людей, управлять своим поведением - все это оказывает большое влияние на совместную деятельность, а также на социальный статус ребенка.
Рассмотрели волонтерскую деятельность с разных позиций авторов. Руденко А.А., Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Сухов А.Н. - социальное волонтерство и социальные коммуникации; психология волонтёра: П.А. Астахов и Фрай М.; волонтерское движение: И.А. Потапова, Г.Р. Джумагалиева; социально-трудовые отношения: Н.М. Воловская.
Доказали, что посредством волонтёрской деятельности у детей формируется положительное отношение к моральным ценностям общества и к окружающим людям, что будет способствовать положительным переменам, развитию личностных качеств ребенка, влияющих положительным образом на окружение, общество.
Изучение волонтерской деятельности как средства социально­коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста выявило, что оно важно для дальнейшей социализации и адаптации в обществе, понимания картины мира, осознания ребёнком себя как индивидуальности.
• проанализировали понятие волонтерская деятельность.
• выделены формы организации социального и коммуникативного развития младших дошкольников.
• выделены критерии, показатели социального и коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
• подобраны диагностические инструменты для того, чтобы оценить социально-коммуникативное развитие детей в старшем возрасте.
• проведены методики: «Исследование действенности общественных и личных мотивов» и «Карта наблюдения за проявлением коммуникативной способности дошкольников».
• в ходе исследования разработан комплекс мероприятий, выступающий средством социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста.
Проект для детей старшего дошкольного возраста позволит развить такие социально-коммуникативные умения как: непосредственность, аутентичность, искренность; открытость в общении; конфронтация; инициативность эмпатия, доброжелательность;. Так же теоретически может помочь в развитии таких коммуникативных действий и умений старших дошкольников как: организационные, перцептивные, оперативные.
Комплекс мероприятий сформирован последовательным образом:
• от самого простого, к сложному; от заботы о растениях, животных и, впоследствии, людям.
Данный комплекс мероприятий предполагает сохранение четкой последовательности исполнения. От последовательности зависит успешность развития следующих дефицитных социально-коммуникативных умений:
• эмпатия - ребенок эмоционально откликается на чувства партнера и его переживания; идентификируется с партнером и заражается на его чувства.
• непосредственность, аутентичность, искренность - ребенок говорит, действует прямо, открыто показывая своё отношение к человеку, проблеме; искреннен в своих словах, в своих чувствах; открыто выражая свои намерения; ("Если ты мне не дашь машинку, то я тебя ударю";не
"подхалимничает”)
• организационные умения и действия - организатор, инициатор игр, общее, взаимодействия, лидер в различных видах деятельности, имеет организаторские навыки....


1. Алиева Т.И., Антонова Т.В., Арнаутова Е.П. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. / ред. Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, К.В. Тарасова. М.: Академия, 2015. 223 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие. 3-е изд. М.: Академия, 2000. 400 с.
3. Астахов П.А Психология волонтёра / П.А. Астахов. - М.: Издательство Э, 2018. 352 с.
4. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. М.: Сфера, 2016. 128 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Проспект, 1968. 214 с.
6. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Социальные коммуникации / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. М.: Юрайт, 2016. 341 с.
7. Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников. // Вопросы психологии. 1984. С. 53-59.
8. Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников. // Начальная школа. 2016. №10. С. 41-45.
9. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. / ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 6-е изд. М.: МОЗАИКА, 2009. 208 с.
10. Воловская Н.М. Социально-трудовые отношения. Учебное пособие / Н.М. Воловская. М.: Инфра-М, 2017. 185 с.
11. Выготский Л.С. Основы педологии. М.: Просвещение, 1975. 267 с.
12. Гризик Т.И. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон. М.: Просвещение, 2014. 198 с.
13. Гришаева Н.П. Технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие Н.П. Гришаева. М.:Вентана-Граф, 184 с.
14. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. М.: Сфера, 2003. 186 с.
15. Ежкова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учётом эмоционального компонента. // Дошкольное воспитание. 2014. № 8. С. 65-70....46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ