Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУ ЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГО-КОНСТРУ ИРОВАНИЯ

Работа №154335

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 6
1.1. Готовность ребенка к школе и ее необходимые компоненты 6
1.2. Характеристика волевой готовности ребенка к школьному обучению и
технологии ее формирования 11
Выводы по главе1 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ 19
2.1. Организация и методы изучения волевой готовности ребенка к
школьному обучению 19
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 20
2.3. Формирование волевой готовности детей к школе посредством
организации занятий с использованием лего-
конструирования 22
2.4. Анализ результатов контрольногоэксперимента 28
Выводы по главе2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 39

Готовность детей к школе означает многогранное развитие личности будущего школьника и складывается из следующих компонентов: умственная готовность; эмоционально-волевая готовность; мотивационная готовность; физическая готовность.
Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры, к учебной деятельности.
На данный момент педагоги дошкольных учреждений, понимают готовность детей к школе по разному: кто-то считает, что нужно обучить их чтению и письму, другие пытаются развить умение удерживать цели и задачи, третьи развитый кругозор ит.д.
Сегодня, образовательная деятельность дошкольников - это сотворчество педагога с детьми, при котором они учатся планировать, делать выводы, формируют представления об окружающем через собственную деятельность. Дошкольный возраст — это не этап подготовки к школьному периоду- это значимый возрастной период, где ребенок развивается здесь и сейчас и происходит становление базовых составляющих ценностно - смысловой картины мира ребенка. Роль эмоций и воли в развитии ребенка очень важнаи ее сложно переоценить. Эмоционально -волевая сфера включает в себя содержание, динамику, а также качество эмоций и чувств каждого ребенка. Оказывая влияние на практически все познавательные процессы, они влияют на то, каким именно он увидит окружающий мир и каким будет его восприятие в дальнейшем. Закрепление фундаментальных аспектов воли и эмоций происходит, главным образом, в дошкольном возрасте. Именно поэтому развитие эмоционально волевой сферы ребенка — дошкольника требует к себе особого внимания со стороны педагогов. Что дает право утверждать, что проблема эмоционально - волевой готовности к школьному обучению актуальна.
Цель исследования: изучить эффективность использования лего- конструирования с целью формирования волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по
исследуемой проблеме: теоретические подходы к формированию
психологической готовности к школьному обучению
2. рассмотреть содержание волевого готовности как составляющего компонента психологической готовности детей к школе;
3. изучить уровень сформированности волевойготовностидетей
подготовительной группы к школьному обучению
(констатирующийэксперимент);
4. разработать и реализовать программу по формированию волевой готовности посредством специальной организациизанятий с использованием лего-конструктора (формирующийэксперимент);
5. провести контрольный эксперимент с целью анализа эффективности программы формирующих мероприятий.
Объект исследования: волевая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: влияниезанятий с использованием Лего- конструированияна формирование волевой готовности старших
дошкольников к обучению в школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что организациязанятий с использованием Лего-конструирования будет эффективным средством формирования волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе при реализации следующих педагогических условий:
- опора на самостоятельную деятельности детей, при использовании индивидуальных, микрогрупповых и коллективных форм работы;
- направленность на формирование волевых умений: умений удерживать цель и собирать из отдельных частей целое, умений планирования деятельности на основе вычленения способа действия, умений оценивать результаты деятельности
Методы исследования: теоретический - анализ психолого- педагогической литературы; эмпирический метод - психолого-педагогический эксперимент; количественный - анализ результатовисследования.
База исследования: исследование проводилось на базе МКОУ СОШ, группы полного дня, Абанского района, Красноярского края.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что она позволит расширить и углубить полученные знания об особенностях формирования волевой готовности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений в процессе обучения, развития и воспитания детей дошкольноговозраста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данной работы являлось формирование волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению посредством лего-конструирования.
Задачи:
^проанализировать психолого-педагогическую литературу по
исследуемой проблеме: теоретические подходы к формированию
психологической готовности к школьному обучению
2. рассмотреть содержание волевого компонента как составляющего компонента психологической готовности детей к школе;
изучить уровень сформированности волевого компонента готовности детей подготовительной группы к школьному обучению (констатирующий эксперимент);
4. разработать и реализовать программу по формированию волевой готовности посредством специальной организации занятий с использованием лего-конструктора (формирующий эксперимент);
5. провести контрольный эксперимент с целью анализа эффективности программы формирующих мероприятий.
В первой части исследования была проанализирована психолого­педагогическая литературу по исследуемой проблеме. Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том,что формирование волевой готовности у старших дошкольников протекает успешно, при соблюдении определенных психолого-педагогических условий.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет характеризовать конструктивное взаимодействие как целенаправленную, построенную на гибких установках и взглядах, понимании индивидуальны хособенностей партнера совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся самоактуализации, самосовершенствованию, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально- 32
значимому результату.
Мы пришли к выводу о том, что для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Одним из таких средств может выступать лего - конструирование.
Лего-конструирование - это вид моделирующей, творческо- продуктивной деятельности. Диапазон использования Лего довольно широк и его достоинствами выступают стимулирование интереса, любознательность, вовлечение в процесс конструирования ребенка, где подчеркивается его авторство, но в тоже время предъявляются серьёзные требования при создании конструкции:
• развитие способности к решению проблемных ситуаций;
• анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи;
• планировать решения и реализовывать их и т.д.;
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста, необходимо иметь представление об уровне их сформированности. Для изучения уровня волевой готовности у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование (констатирующий эксперимент).
В качестве методик диагностического исследования была выбрана «Методика графический диктант» Д.Б Эльконин.
По результатам исследования (Констатирующий эксперимент) мы выявили, что уровень развития волевых качеств у старших дошкольников недостаточно высокий, поэтому необходимо проведение работы по развитию волевой готовности дошкольников.
После констатирующего эксперимента была разработана и реализована программа развивающих мероприятий направленных на формирование волевой готовности детей старшего дошкольного возраста посредством лего - конструирования.
После формирующего эксперимента был проведён контрольный этап исследовательской работы. Цель которого, было выявить влияние лего- конструирования на формирование волевой готовности детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный эксперимент проводился с детьми экспериментальной группы. В контрольном эксперименте были использованы те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты контрольного эксперимента показали, что программа по формированию волевой готовности дошкольников в целом оказала положительное влияние. Произошло улучшение показателей на 14% в экспериментальной группе.
Таким образом, проведенная работа оценена нами как эффективная, цель исследования достигнута. Гипотеза о том, что лего -конструирование может выступать эффективным средством формирования волевой готовности детей старшего дошкольного возраста нашла своё подтверждение.


1. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно -развивающего обучения. М.: Айрис-пресс, 2006. 144 с.
2. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Феникс, 2011. 304 с.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе//
Эмоционально-личностное развитие дошкольника: хрестоматия/ сост.
Е.К. Егловская. М: АНО ПЭБ, 2008.С 36-65.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е. Технология исполнения и оформление
научно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие.М.:
МГОУ, 2016.81 с.
5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Пособие для сдачи экзамена. М.: Юрайт-Издат, 2015. 239 с.
6. Вербианова О.М. Психологическая готовность ребенка к школе [Электронный ресурс] // Электронная библиотечная система КГПУ URL: http://elib.kspu.ru/document/20691 (дата обращения: 21.10.2019)
7. Выготский Л.С. Проблема возраста //Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. М.: Педагогика, 1984. С. 244-268.
8. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность:
Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. Ред. В.С Мухина, А.А. Хвостов. М.: Академия, 2010. 624 с.
9. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2016. 208 с.
10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Издательский центр «Академия», 2004.208с.
11. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск: «Пеленг», 1992. С. 69.
12. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой.М.: Просвещение, 2016. 426 с.
13. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого- педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. СПб.: КАРО, 2014. 432с.
14. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2014. 210 с.
15. КозловаС.А. КуликоваТ.А. Дошкольная педагогика: учеб.для студентов сред. пед. учеб. заведений / под ред.: Т.Б. Слизкова, Р.К. Лопина. 10-е изд., стер. М.: Академия, 2009. 416 с....40


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ