ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУ ЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ЛЕГО-КОНСТРУ ИРОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 6
1.1. Готовность ребенка к школе и ее необходимые компоненты 6
1.2. Характеристика волевой готовности ребенка к школьному обучению и
технологии ее формирования 11
Выводы по главе1 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ 19
2.1. Организация и методы изучения волевой готовности ребенка к
школьному обучению 19
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 20
2.3. Формирование волевой готовности детей к школе посредством
организации занятий с использованием лего-
конструирования 22
2.4. Анализ результатов контрольногоэксперимента 28
Выводы по главе2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 6
1.1. Готовность ребенка к школе и ее необходимые компоненты 6
1.2. Характеристика волевой готовности ребенка к школьному обучению и
технологии ее формирования 11
Выводы по главе1 16
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ШКОЛЬНОМУ
ОБУЧЕНИЮ 19
2.1. Организация и методы изучения волевой готовности ребенка к
школьному обучению 19
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 20
2.3. Формирование волевой готовности детей к школе посредством
организации занятий с использованием лего-
конструирования 22
2.4. Анализ результатов контрольногоэксперимента 28
Выводы по главе2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 39
Готовность детей к школе означает многогранное развитие личности будущего школьника и складывается из следующих компонентов: умственная готовность; эмоционально-волевая готовность; мотивационная готовность; физическая готовность.
Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры, к учебной деятельности.
На данный момент педагоги дошкольных учреждений, понимают готовность детей к школе по разному: кто-то считает, что нужно обучить их чтению и письму, другие пытаются развить умение удерживать цели и задачи, третьи развитый кругозор ит.д.
Сегодня, образовательная деятельность дошкольников - это сотворчество педагога с детьми, при котором они учатся планировать, делать выводы, формируют представления об окружающем через собственную деятельность. Дошкольный возраст — это не этап подготовки к школьному периоду- это значимый возрастной период, где ребенок развивается здесь и сейчас и происходит становление базовых составляющих ценностно - смысловой картины мира ребенка. Роль эмоций и воли в развитии ребенка очень важнаи ее сложно переоценить. Эмоционально -волевая сфера включает в себя содержание, динамику, а также качество эмоций и чувств каждого ребенка. Оказывая влияние на практически все познавательные процессы, они влияют на то, каким именно он увидит окружающий мир и каким будет его восприятие в дальнейшем. Закрепление фундаментальных аспектов воли и эмоций происходит, главным образом, в дошкольном возрасте. Именно поэтому развитие эмоционально волевой сферы ребенка — дошкольника требует к себе особого внимания со стороны педагогов. Что дает право утверждать, что проблема эмоционально - волевой готовности к школьному обучению актуальна.
Цель исследования: изучить эффективность использования лего- конструирования с целью формирования волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по
исследуемой проблеме: теоретические подходы к формированию
психологической готовности к школьному обучению
2. рассмотреть содержание волевого готовности как составляющего компонента психологической готовности детей к школе;
3. изучить уровень сформированности волевойготовностидетей
подготовительной группы к школьному обучению
(констатирующийэксперимент);
4. разработать и реализовать программу по формированию волевой готовности посредством специальной организациизанятий с использованием лего-конструктора (формирующийэксперимент);
5. провести контрольный эксперимент с целью анализа эффективности программы формирующих мероприятий.
Объект исследования: волевая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: влияниезанятий с использованием Лего- конструированияна формирование волевой готовности старших
дошкольников к обучению в школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что организациязанятий с использованием Лего-конструирования будет эффективным средством формирования волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе при реализации следующих педагогических условий:
- опора на самостоятельную деятельности детей, при использовании индивидуальных, микрогрупповых и коллективных форм работы;
- направленность на формирование волевых умений: умений удерживать цель и собирать из отдельных частей целое, умений планирования деятельности на основе вычленения способа действия, умений оценивать результаты деятельности
Методы исследования: теоретический - анализ психолого- педагогической литературы; эмпирический метод - психолого-педагогический эксперимент; количественный - анализ результатовисследования.
База исследования: исследование проводилось на базе МКОУ СОШ, группы полного дня, Абанского района, Красноярского края.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что она позволит расширить и углубить полученные знания об особенностях формирования волевой готовности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений в процессе обучения, развития и воспитания детей дошкольноговозраста.
Проблема готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры, к учебной деятельности.
На данный момент педагоги дошкольных учреждений, понимают готовность детей к школе по разному: кто-то считает, что нужно обучить их чтению и письму, другие пытаются развить умение удерживать цели и задачи, третьи развитый кругозор ит.д.
Сегодня, образовательная деятельность дошкольников - это сотворчество педагога с детьми, при котором они учатся планировать, делать выводы, формируют представления об окружающем через собственную деятельность. Дошкольный возраст — это не этап подготовки к школьному периоду- это значимый возрастной период, где ребенок развивается здесь и сейчас и происходит становление базовых составляющих ценностно - смысловой картины мира ребенка. Роль эмоций и воли в развитии ребенка очень важнаи ее сложно переоценить. Эмоционально -волевая сфера включает в себя содержание, динамику, а также качество эмоций и чувств каждого ребенка. Оказывая влияние на практически все познавательные процессы, они влияют на то, каким именно он увидит окружающий мир и каким будет его восприятие в дальнейшем. Закрепление фундаментальных аспектов воли и эмоций происходит, главным образом, в дошкольном возрасте. Именно поэтому развитие эмоционально волевой сферы ребенка — дошкольника требует к себе особого внимания со стороны педагогов. Что дает право утверждать, что проблема эмоционально - волевой готовности к школьному обучению актуальна.
Цель исследования: изучить эффективность использования лего- конструирования с целью формирования волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по
исследуемой проблеме: теоретические подходы к формированию
психологической готовности к школьному обучению
2. рассмотреть содержание волевого готовности как составляющего компонента психологической готовности детей к школе;
3. изучить уровень сформированности волевойготовностидетей
подготовительной группы к школьному обучению
(констатирующийэксперимент);
4. разработать и реализовать программу по формированию волевой готовности посредством специальной организациизанятий с использованием лего-конструктора (формирующийэксперимент);
5. провести контрольный эксперимент с целью анализа эффективности программы формирующих мероприятий.
Объект исследования: волевая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Предмет исследования: влияниезанятий с использованием Лего- конструированияна формирование волевой готовности старших
дошкольников к обучению в школе.
Гипотеза исследования: предполагается, что организациязанятий с использованием Лего-конструирования будет эффективным средством формирования волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе при реализации следующих педагогических условий:
- опора на самостоятельную деятельности детей, при использовании индивидуальных, микрогрупповых и коллективных форм работы;
- направленность на формирование волевых умений: умений удерживать цель и собирать из отдельных частей целое, умений планирования деятельности на основе вычленения способа действия, умений оценивать результаты деятельности
Методы исследования: теоретический - анализ психолого- педагогической литературы; эмпирический метод - психолого-педагогический эксперимент; количественный - анализ результатовисследования.
База исследования: исследование проводилось на базе МКОУ СОШ, группы полного дня, Абанского района, Красноярского края.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что она позволит расширить и углубить полученные знания об особенностях формирования волевой готовности у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных образовательных учреждений в процессе обучения, развития и воспитания детей дошкольноговозраста.
Целью данной работы являлось формирование волевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению посредством лего-конструирования.
Задачи:
^проанализировать психолого-педагогическую литературу по
исследуемой проблеме: теоретические подходы к формированию
психологической готовности к школьному обучению
2. рассмотреть содержание волевого компонента как составляющего компонента психологической готовности детей к школе;
изучить уровень сформированности волевого компонента готовности детей подготовительной группы к школьному обучению (констатирующий эксперимент);
4. разработать и реализовать программу по формированию волевой готовности посредством специальной организации занятий с использованием лего-конструктора (формирующий эксперимент);
5. провести контрольный эксперимент с целью анализа эффективности программы формирующих мероприятий.
В первой части исследования была проанализирована психологопедагогическая литературу по исследуемой проблеме. Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том,что формирование волевой готовности у старших дошкольников протекает успешно, при соблюдении определенных психолого-педагогических условий.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет характеризовать конструктивное взаимодействие как целенаправленную, построенную на гибких установках и взглядах, понимании индивидуальны хособенностей партнера совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся самоактуализации, самосовершенствованию, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально- 32
значимому результату.
Мы пришли к выводу о том, что для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Одним из таких средств может выступать лего - конструирование.
Лего-конструирование - это вид моделирующей, творческо- продуктивной деятельности. Диапазон использования Лего довольно широк и его достоинствами выступают стимулирование интереса, любознательность, вовлечение в процесс конструирования ребенка, где подчеркивается его авторство, но в тоже время предъявляются серьёзные требования при создании конструкции:
• развитие способности к решению проблемных ситуаций;
• анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи;
• планировать решения и реализовывать их и т.д.;
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста, необходимо иметь представление об уровне их сформированности. Для изучения уровня волевой готовности у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование (констатирующий эксперимент).
В качестве методик диагностического исследования была выбрана «Методика графический диктант» Д.Б Эльконин.
По результатам исследования (Констатирующий эксперимент) мы выявили, что уровень развития волевых качеств у старших дошкольников недостаточно высокий, поэтому необходимо проведение работы по развитию волевой готовности дошкольников.
После констатирующего эксперимента была разработана и реализована программа развивающих мероприятий направленных на формирование волевой готовности детей старшего дошкольного возраста посредством лего - конструирования.
После формирующего эксперимента был проведён контрольный этап исследовательской работы. Цель которого, было выявить влияние лего- конструирования на формирование волевой готовности детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный эксперимент проводился с детьми экспериментальной группы. В контрольном эксперименте были использованы те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты контрольного эксперимента показали, что программа по формированию волевой готовности дошкольников в целом оказала положительное влияние. Произошло улучшение показателей на 14% в экспериментальной группе.
Таким образом, проведенная работа оценена нами как эффективная, цель исследования достигнута. Гипотеза о том, что лего -конструирование может выступать эффективным средством формирования волевой готовности детей старшего дошкольного возраста нашла своё подтверждение.
Задачи:
^проанализировать психолого-педагогическую литературу по
исследуемой проблеме: теоретические подходы к формированию
психологической готовности к школьному обучению
2. рассмотреть содержание волевого компонента как составляющего компонента психологической готовности детей к школе;
изучить уровень сформированности волевого компонента готовности детей подготовительной группы к школьному обучению (констатирующий эксперимент);
4. разработать и реализовать программу по формированию волевой готовности посредством специальной организации занятий с использованием лего-конструктора (формирующий эксперимент);
5. провести контрольный эксперимент с целью анализа эффективности программы формирующих мероприятий.
В первой части исследования была проанализирована психологопедагогическая литературу по исследуемой проблеме. Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том,что формирование волевой готовности у старших дошкольников протекает успешно, при соблюдении определенных психолого-педагогических условий.
Анализ литературы по проблеме исследования позволяет характеризовать конструктивное взаимодействие как целенаправленную, построенную на гибких установках и взглядах, понимании индивидуальны хособенностей партнера совместную деятельность заинтересованных друг в друге личностей, стремящихся самоактуализации, самосовершенствованию, продуктивному разрешению возникающих противоречий и к социально- 32
значимому результату.
Мы пришли к выводу о том, что для возникновения и развития отношений сотрудничества у детей нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Одним из таких средств может выступать лего - конструирование.
Лего-конструирование - это вид моделирующей, творческо- продуктивной деятельности. Диапазон использования Лего довольно широк и его достоинствами выступают стимулирование интереса, любознательность, вовлечение в процесс конструирования ребенка, где подчеркивается его авторство, но в тоже время предъявляются серьёзные требования при создании конструкции:
• развитие способности к решению проблемных ситуаций;
• анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи;
• планировать решения и реализовывать их и т.д.;
Для того чтобы осуществлять адекватное педагогическое воздействие на развитие волевых качеств детей старшего дошкольного возраста, необходимо иметь представление об уровне их сформированности. Для изучения уровня волевой готовности у детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование (констатирующий эксперимент).
В качестве методик диагностического исследования была выбрана «Методика графический диктант» Д.Б Эльконин.
По результатам исследования (Констатирующий эксперимент) мы выявили, что уровень развития волевых качеств у старших дошкольников недостаточно высокий, поэтому необходимо проведение работы по развитию волевой готовности дошкольников.
После констатирующего эксперимента была разработана и реализована программа развивающих мероприятий направленных на формирование волевой готовности детей старшего дошкольного возраста посредством лего - конструирования.
После формирующего эксперимента был проведён контрольный этап исследовательской работы. Цель которого, было выявить влияние лего- конструирования на формирование волевой готовности детей старшего дошкольного возраста.
Контрольный эксперимент проводился с детьми экспериментальной группы. В контрольном эксперименте были использованы те же диагностические методики, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты контрольного эксперимента показали, что программа по формированию волевой готовности дошкольников в целом оказала положительное влияние. Произошло улучшение показателей на 14% в экспериментальной группе.
Таким образом, проведенная работа оценена нами как эффективная, цель исследования достигнута. Гипотеза о том, что лего -конструирование может выступать эффективным средством формирования волевой готовности детей старшего дошкольного возраста нашла своё подтверждение.





