Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Значение и функционирование лексемы «эксперт» в современном русском языке и школьном языковом образовании

Работа №154334

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Лексема как компонент языковой системы 6
1.1. Семантическая структура слова. Системность лексики
как особенность языка 6
1.1.1. Устойчивость и подвижность как свойства семантики слова 6
1.1.2. Понятие семантического поля 8
1.1.3. Понятие лексической системности 8
1.2. Виды семантического анализа 13
1.2.1. Лексоцентрический анализ 14
1.2.2. Текстоцентрический анализ 15
1.2.3. Компонентный анализ 15
Глава 2. Значение лексемы эксперт в контексте современного словоупотребления 18
2.1. История заимствования лексемы эксперт 18
2.2. Значение лексемы эксперт в современном русском языке 20
2.3. Позиция лексемы эксперт в составе лексико-семантической группы... .26
Глава 3. Проект «Слово эксперт в русском языке: история и современность» (методические рекомендации) 31
3.1. Проектная технология как способ освоения лексики 31
3.2. Констатирующий и контрольный этапы проекта 37
3.3. Групповая реализации проекта 40
3.4. Упражнения и задания 403
Заключение 49
Список использованных источников 522
Приложения 59

Изучение специфики развития лексического состава языка невозможно без рассмотрения изменения значений слов. Исследование целых групп, систем, рядов, категорий слов и законов их семантических изменений прочно вошло в практику лексикологии, в частности, ее исторического направления. Таким образом, выявление значения слова и его изменений - одна из задач лексикологии, а определение и толкование значения слова - главная цель составления лексикографических источников.
Одновременно семантика слова в контексте его функционирования - естественный объект интереса современного отечественного языкознания.
При том, что выделить все оттенки значения слова затруднительно даже на современном этапе развития языка, - что связано с многообразием его отношений с другими лексическими единицами, - благодаря таким свойствам слова, как речевая подвижность и гибкость значения, взаимопонимание между носителями языка сохраняется.
В настоящее время в школе осмыслена необходимость повысить качество владения лексикой учащимися. Эти навыки формируются на уроках русского языка, подразумевая способность учащихся использовать в реальной деятельности знания и умения, которые были усвоены в процессе обучения.
Можно уверенно говорить о том, что формирование лексических навыков является одним из наиболее важных показателей качества подготовки специалиста в той или иной области деятельности человека.
Образовательное учреждение имеет потенциал для удовлетворения этим требованиям. Именно по этой причине особую актуальность имеет исследование способов и организационно-педагогических условий формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка.
На наш взгляд, одним из механизмов формирования лексических навыков учащихся на уроках русского языка является проектная деятельность, одна из новейших тенденций современного образования.
Проектная методика имеет массу преимуществ. Благодаря ей учащийся раскрывает свой творческий потенциал, проявляет фантазию, самостоятельность и способность к исследованию.
Необходимо отметить, что на современном этапе развития проектная деятельность хорошо изучена. Так, И.Н. Бухтияровой и Е.С. Полат разработана поэтапная подготовка к реализации проекта. Л.А. Байдуровой, А.В. Нехорошевой, Н.Г. Чаниловой, Т.В. Шапошниковой и др. определены условия использования проектной методики в процессе обучения.
В связи со всем вышесказанным актуальность исследования связана с необходимостью повысить качество языкового образования в целом и качество владения лексическим словарем у учащихся средних общеобразовательных учреждений.
Объект исследования - лексема эксперт в русском языке, входящая в активный словарь современного русскоязычного коллектива, а его предмет - актуальное семантическое значение данной лексемы.
Цель исследования заключается в выявлении значения и функционирования лексемы эксперт в современном русском языке и школьном языковом образовании.
В соответствии с поставленной целью возникает необходимость последовательного решения ряда задач:
1) выявить и исчислить значения слова эксперт в современных словарях;
2) сопоставить выявленные словарные значения лексемы эксперт с реальными контекстами его употребления в периодической печати;
3) определить позицию лексемы эксперт в составе лексико­семантической группы.
4) создать методическую разработку в контексте проектной технологии;
5) составить упражнения, которые могут быть использованы в ходе реализации проекта....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель исследования заключалась в исследовании значения и функционирования лексемы эксперт в современном русском языке и школьном языковом образовании. В связи с этим был последовательно решен ряд задач.
В теоретической части исследования представлен феномен семантического поля, а также рассмотрено явление системности лексики.
Семантическая структура слова имеет многомерный характер, который определяет не только его значение, но и характер взаимодействия с другими лексемами. Существенное значение в языковом опыте каждого носителя языка также имеет семантическое поле, которое формируется в процессе овладения языком.
Системная организация лексики обусловлена во всех языках как языковыми, так и экстралингвистическими факторами, которые носят универсальный характер. Лексическая система в широком смысле - это иерархически организованная, самонастраивающаяся система, включающая в себя общеупотребительную лексику, а также все лексические подсистемы современного литературного языка в его устной и письменной разновидностях.
В ходе изучения специфики функционирования слова эксперт в русском языке сделан ряд выводов.
Слово эксперт функционирует в словарной системе русского языка с середины XIX в. Из латинского языка лексема перешла во французский; а из французского языка заимствование перешло в русский язык.
Анализ семантической структуры слова эксперт в современном русском языке показал, что традиционными для лексемы эксперт являются два значения:
1) «тот, кто приобрел знания, навыки через практику» - как наиболее широкое;
2) «лицо, обладающее специальными знаниями в той или иной области, практикующее в этой области и привлекаемое для ответственной оценки проблем и фактов» - как более узкое.
Материал показал, что в современной практике словоупотребления у данного слова развились дополнительные значения:
3) «лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое органами расследования, судом или иными государственными и общественными органами для проведения экспертизы» - в сфере права;
4) «лицо, профессионально осуществляющее проведение экспертизы промышленной безопасности» - в сфере промышленной безопасности;
5) «информационная система, программа или алгоритм, способная дать пользователю консультацию, совет, подсказку, помочь принять решение» - в сфере информационных технологий;
6) «лицо, которое считает себя сведущим во многих делах, на самом деле не являясь специалистом в рассматриваемой области, то есть дилетант. (Диванный эксперт)» - в разговорном контексте, неофициальной речи.
При этом 3 и 4 случаи следует признать конкретизацией 2-го значения; 5 случай показывает, что данное слово начинает обозначать новый предмет (информационную программу), а это может привести к развитию у данного слова нового значения; 6 случай демонстрирует устойчивый контекстный оттенок значения - ироничную оценку.
Как видно, тезис о том, что изменение значения лексемы во многом обусловлено переменами в социуме, нашел в данном случае комплексное подтверждение. Выбор конкретного значения слова в условиях коммуникации осуществляется с учетом интенций автора высказывания, специфики самой ситуации, специфики взаимоотношений между ее участниками, контекста, соседства с другими лексическими единицами.
В составе лексико-семантической группы «Специализированный опыт» слово эксперт находится на первой периферийной линии. Слово может вступать во взаимодействие как с компонентами ядра «зона свойство», так и обеих периферийных линий: «зона субъекта» и «зона характеристики».
В ходе исследования, кроме того, актуализирован механизм проектного метода. Он представляет собой педагогическую технологию, ориентированную не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых. Проектная технология в курсе русского языка имеет методическую перспективу при условии соблюдения разработанных указаний по организации этого вида деятельности.
Автор ВКР представляет рекомендации по проведению трехэтапного педагогического эксперимента, направленного на выявление уровня сформированности лингвистических навыков по теме «Слово эксперт в русском языке: история и современность» у учащихся 7-8-х классов, а также на его повышение с помощью использования проектного метода.
На диагностических этапах, а именно, на констатирующем и контрольном, предлагается использовать методики фиксации среднего балла учащихся, проведение анкетирования на выявление уровня их интереса к русскому языку, наблюдение, тестирование.
В границах методической части ВКР, кроме того, разработаны 13 упражнений и заданий, которые могут использоваться при реализации проекта. Упражнения подойдут как для включения в общую структуру уроков русского языка, так и для использования в элективных курсах.


I. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Икар, 2009. - 448 с.
2. Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян. - М.: Наука, 1974. - 214 с.
3. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - 2-е изд., стер. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
4. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособ. для вузов / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
5. Болдова, Т.А. Многообразие семантики лексики / Т.А. Болдова // Совершенствование преподавания языков в школе и вузе. - 2000. - Вып.5.- С.52-61.
6. Ван Дейк, Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Т.А. Ван Дейк. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
7. Васильев, Л.М. Современная лингвистическая семантика: учеб. пособие для ВУЗов / Л.М. Васильев. - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
8. Глисон, Г. Введение в дескриптивную лингвистику / Г. Глисон. - М.: Просвещение, 1959. - 212 с.
9. Григорьева, Т.З. Новый когнитивно-интеллектуальный подход к лингводидактике / Т.З. Григорьева // Новые направления в методике преподавания иностранных языков в школе и вузе. - СПб.: Образование, 1992. - С.66-71.
10. Данилов, М.А. Дидактика / М.А. Данилов, Б.П. Есипов. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 519 с.
II. Ельмслев, Л. Пролегомены к теории языка / Л. Ельмслев. - М.: КомКнига, 2006. - 248 с.
12. Звегинцев, В.А. Семасиология / В.А. Звегинцев. - М. : изд-во
Московского ун-та, 1957. - 321 с.
13. Кабанова-Миллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Миллер. - М., 1968. - 331 с.
14. Клименко, А.П. Основы теории речевой деятельности / А.П. Клименко, А.Е. Супрун // Исследования лексики и семантики. - М.: Наука, 1974. - 402 с.
15. Конышева, А.В. Познание семантического поля / А.В. Конышева.
• Минск, ТетраСистемс, 2008. - 288 с....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ