Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1 Основные понятия, определения пожара и их классификация 6
1.2. Психолого-педагогическое формирование представлений правильного
поведения при пожаре 11
1.3. Характеристика понятий «игра», «игровая деятельность». Психолого
физиологические педагогические аспекты игры и игровой деятельности...15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1. Цели и задачи исследования 24
2.2. Организация исследования по формированию правильного поведению
у обучающихся при пожаре 27
2.3. Анализ эффективности проведенной работы 37
ЗАКЛЮЧНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Приложение А 46
Приложение B таблица 1 48
Приложение C 50
Приложение D 51
Приложение 1 52
Приложение F 53
Приложение G 55
Приложение H таблица 2 59
Актуальность исследования. Исследование настоящей работы обусловлено остро стоящей проблемой пожарной безопасности в ее социальном аспекте. Под пожарной безопасностью понимают систему государственных и общественных мероприятий, направленных на охрану от огня людей и материальных ценностей. Пожарная безопасность состоит из двух основных направлений: предупреждения и тушения возникших пожаров. Среди лиц, пострадавших на пожаре, 20% составляют дети и подростки. Причиной каждого десятого пожара в стране, согласно классификации, применяемой Государственной противопожарной службой МЧС России, является «неосторожное обращение с огнем детей». Ежегодно в Российской Федерации, происходит свыше 250 тысяч пожаров, во время которых погибает более 800 лиц моложе 18 лет. В основе большинства пожаров лежит человеческий фактор, а их последствия негативно сказываются как на здоровье и благополучии отдельных людей, так и на социальной ситуации в регионе (утратившие в результате пожара жилье, имущество и трудоспособность граждане часто пополняют ряды маргинальных слоев общества). Потребностью социума является способность каждого человека помочь себе и окружающим в случае чрезвычайной ситуации. Предотвращение пожаров имеет социальноэкономический эффект, повышает уровень благосостояния населения страны. В настоящее время у обучающихся отсутствуют навыки обращения с огнем, недостаточно сформированы знания по правилам пожарной безопасности, и мотивация безопасного поведения в условиях пожарной опасности. В связи с этим необходимо использовать активные формы и методы в процессе обучения пожаробезопасного поведения у обучающихся на уроках ОБЖ. В настоящее время учебные программы по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) для общеобразовательных организаций в основном предусматривают изучение вопросов пожарной безопасности лишь в теоретической части, время же, отведенное для практических занятий катастрофически мало.
Именно поэтому возникает острая необходимость разработки активных и практических методических рекомендаций по формированию у обучающихся противопожарного поведения на уроках ОБЖ.
В федеральном законе «О пожарной безопасности» от 21.12.94г. № 69 указано, что в образовательных организациях проводится обязательное обучение обучающихся мерам пожарной безопасности. Органами, осуществляющими управление в сфере образования и пожарной охраной, могут создаваться добровольные дружины юных пожарных [25].
Противоречие исследования заключается в том, что в контексте практической работы на уроках основ безопасности жизнедеятельности педагоги в основном прибегают к традиционным формам работы и построения урока, что не способствует внедрению новых методов и приемов, при этом отсутствует повышение активности и самостоятельности детей в процессе обучения.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по основам безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: игра как средство формирования правил пожарной безопасности у обучающихся 7 классов.
Гипотеза исследования -формирование правил пожарной безопасности у обучающихся 7 классов будет более эффективным в игровой деятельности.
Цель исследования - разработать комплекс игр для формирования правил пожарной безопасности у обучающихся 7 классов.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ по проблеме исследования;
2. Организация исследования по формированию правил пожарной безопасности у обучающихся 7 классов в игровой деятельности.
3. Оценка эффективности комплекса игр для формирования правил пожарной безопасности у обучающихся 7 классов.
Практическая значимость: результаты работы могут быть использованы в рамках деятельности педагогов, классных руководителей по работе с учащимися по мерам пожарной безопасности.
База исследования: МКОУ «Преображенская СОШ», Красноярского края, Ачинского района, село Преображенка.
1. На основании анализа научно-теоретической и методической литературы, мы определили цели и задачи экспериментальной работы, которая включила в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
2. Организация исследования помогла оценить уровень знаний школьников по правилам пожарной безопасности. Далее был организован и проведен формирующий эксперимент, в котором принимали участие дети экспериментальной группы. Нами была разработана система занятий, основанная на реализации различного вида игр. Для проверки степени эффективности исследования нами был организован контрольный эксперимент, на котором повторно обследовался уровень знаний у детей экспериментальной и контрольной групп, а также проводился сравнительный анализ полученных данных.
3. Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп показал значительное преобладание положительной динамики у детей экспериментальной группы. Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности разработанным нами комплекса игр по формированию у обучающихся 7 классов правил пожарной безопасности. Школьники узнали много теоретической информации, активизировали свои знания, что положительно отразилось на возможности применять полученные знания на практике.
Таким образом, подтвердилась наша гипотеза, цель и задачи исследования были достигнуты.
1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в
системе образования. - М.: Гардарика, 2013.
2. Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006.
3. Бад Б.М. «Педагогический энциклопедический словарь». —
М., 2002.
4. Воробьев Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И. Комплексная безопасность человека// Основы безопасности жизнедеятельности. 2011.
5. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - М., - 2015г.
6. Гафнер В. В. Основы безопасности
жизнедеятельности:
понятийно-терминологический словарь/М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.
7. Грижебовский Г. М Словарь терминов чрезвычайных ситуаций - М.: Оникс-ЛИТ, 2012.
8. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка // В.И Даль. - М.: Эксмо, 2009.
9. Каплан Я. Б. Проблемно-тренинговые ситуации как средство формирования пожаробезопасного поведения школьников: дис. канд. пед. наук, науч. Тюмень: УрГПУ, 2009.
10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г).
11. Латук В.Н. Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 - 11 классы. Базовый уровень: учебно-методическое пособие, 2-е издание // В.Н Латчук, [и д.р.] - М.: Дрофа, 2014.
12. Латчук, В.Н. Рабочая программа. Основы
безопасности жизнедеятельности. 5 - 9 классы // В.Н Латчук, [и д.р.] - М.: Дрофа, 2016.
13. Мельникова Н.Ф. - Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие/ Н.Ф. Мельникова; ГОУ ВПО «УрГПУ». - Екатеринбург, 2009.
14. Михайлов Л.А. Безопасность жизнедеятельности. // СПб.: Питер, 2012.
15. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка // С.И. Ожегов. - М.: Оникс-ЛИТ, 2012...33