Только Word
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1
БЛОКИРОВКА КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ВЕДЕНИЯ ПОЕДИНКА В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
5
1.1.
Техническая и тактическая подготовка борца
6
1.2.
Приемы и захваты
12
1.3.
Физическая подготовка борца
16
1.4.
Выносливость в борьбе
23
ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
29
2.1.
Организация исследований
29
2.2.
Методы исследований
30
ГЛАВА 3
ВЫЯВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЛОКИРОВКИ В ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
33
3.1.
Особенности технико-тактической подготовки борцов вольного стиля
33
3.2.
Анализ эффективности построения учебнотренировочного процесса в группах начальной подготовки борцов вольного стиля
38
3.3.
Применение игрового метода в обучении защитным действиям борцов вольного стиля 10-12 лет (I этап)
47
3.4.
Использование стандартных ситуаций как эффективное средство обучения защитным действиям борцов вольного стиля 10-12 лет (II этап)
56
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
67
Актуальность: техника выполнения защитных действий составляет один из важных разделов в процессе подготовки спортсменов-единоборцев. Важно уметь во время схватки не только создавать благоприятные ситуации для атаки, проводить приемы и контратаки, но и умело защищаться. Защитные действия в единоборствах являются основным сбивающим фактором, препятствующим проведению технического действия. В связи с этим особое место в тренировке должен занимать процесс изучения защитных действий. Однако в борьбе в большей мере изучаются атакующие действия, защитным отводится незначительное место.
Объект исследования: тренировочный процесс борцов вольного стиля 10-12 лет.
Предмет исследования: обучение защитным технико-тактическим действиям в вольной борьбе
Цель исследования: повысить у борцов вольного стиля 10-12 лет эффективность выполнения защитных действий, используя игровые методы и формы обучения, а также эффективность использования стандартных ситуаций при обучении защитным действиям.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников и исследовать особенности технико-тактической подготовки борцов вольного стиля.
2. Выявить методические особенности организации обучения блокировки как основного элемента ведения поединка в вольной борьбе.
3. Проанализировать эффективность построения тренировочного процесса в группах начальной подготовки борцов вольного стиля.
4. Выявить эффективность обучения юных борцов вольного стиля защитным действиям, используя игровые методы и формы обучения.
5. Внедрить в тренировочный процесс борцов вольного стиля 10-12 лет методику обучения выполнения защитных действий из стандартных ситуаций и проверить ее эффективность.
Гипотеза исследования: предполагается, что внедрение в тренировочный процесс борцов вольного стиля 10-12 лет игровых форм обучения защитным действиям позволит повысить эффективность использования защитных действий.
Практическая значимость: в работе обоснована эффективность применения игровых форм обучения и использования обучения защитным действиям из стандартных положений при обучении борцов вольного стиля защитным действиям.
Научная новизна: экспериментальным путем доказано, что наиболее эффективным методом обучения защитным действиям в вольной борьбе является применение игровых форм обучения и выполнение защитных действий из стандартных положений.
Анализ литературных источников показал, что технико-тактическая подготовка борца как самостоятельный раздел его учебно-тренировочного процесса в самом широком смысле направлена на овладение основными компонентами предстоящей соревновательной деятельности. Это обусловлено тем, что техника в сочетании с тактикой является основой спортивного мастерства борца и оценивается исходя из правил соревнований, тогда как остальные стороны спортивной подготовки играют вспомогательную роль по отношению к этому результирующему компоненту деятельности. Тактическая подготовка - самый динамичный из всех видов подготовок спортсмена.
В результате проведения анкетирования нами было выявлено, что защитные действия в единоборствах являются основным сбивающим фактором, препятствующим проведению технического действия. В связи с этим особое место в тренировке должен занимать процесс изучения защитных действий. Однако в борьбе в большей мере изучаются атакующие действия, защитным отводится незначительное место. При блокировках соперника, борцы пользуются захватом за руку (60%), за голову (41%), за ногу (35%), за туловище (30%). 70% опрошенных спортсменов считают, что для успешной блокировки нужно развивать такие
физические качества, как сила, выносливость (26%), быстрота (32%), гибкость (24%), мышечная выносливость (26%).
Анализ эффективности построения учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки показал, что в ходе наблюдения за тренировочными схватками мы выявили, что борцы в основном применяют наступающую тактику ведения поединка. Так же мы увидели, что всего технических действий за 100 тренировочных поединков было выполнено 317 из них успешных 189 и не успешных 128. Из всех выполненных технических действий, в партере было проведено 70, а в стойке 119.
За время проведения педагогического наблюдения уровень специальной физической подготовленности увеличился на 1,4%. Уровень технической подготовленности увеличился на 8,1%. Результаты контрольных испытания за время педагогического наблюдения возросли не достоверно, что говорит о том, что нынешнее построение учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки не обеспечивает достоверного прироста в уровне специальной физической подготовленности и в уровне технической подготовленности.
Применение игр-заданий вырабатывает у занимающихся необходимые знания, умения и навыки по формированию основ ведения единоборства и техники и тактики атакующих и защитных действий, повышает эмоциональную окраску тренировочных занятий. В процессе единоборства развиваются специальные физические качества, приобретаются умения принимать быстрые, своевременные и правильные решения, значительно повышается интерес к виду спорта, заметно снижается отсев занимающихся.
В результате проведения эксперимента в экспериментальной группе достоверно возросли все результаты, в контрольной группе прирост результатов оказался не достоверным. Полученные результаты говорят об эффективности разработанной нами методики обучения и совершенствования технико-тактических действий в стандартных ситуациях.
Преимущественной направленностью образовательного процесса в группах начальной подготовки является развитие силовых возможностей, общей выносливости и овладение основами техники вольной борьбы. Преобладающими методами учебных занятий должны быть игровой метод и создание базы овладения техническими приемами.
Наиболее универсальным тренировочным средством для обучающихся на этапе начальной подготовки являются подвижные и спортивные игры. Они занимают наибольшее время в тренировочном процессе. Применение игрового метода в подготовке юных спортсменов способствует сохранению интереса к занятиям спортом и смягчению воздействия тренировочных нагрузок, а многообразие физических упражнений и относительно небольшое количество стандартных ситуаций создает необходимые условия для развития координационных способностей. С помощью выбора тех или иных форм акцентируется внимание на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и выносливости.
1. Малков, О.Б. Управление сенсомоторными реагированиями противника в конфликтных взаимодействиях единоборцев / О.Б. Малков // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С. 48-51.
2. Войтов, В.В.О технологии краткосрочного обучения основам самообороны / В.В. Войтов // Теория и практика физической культуры: Тренер: журнал в журнале. - 2008. - №9. - С. 52-54.
3. Малков, О.Б. Основные компоненты тактики поединка в спортивных единоборствах / О.Б. Малков, В.В. Гожин // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №2. С. 3 - 6.
4. Плотников В.И. Структура тактической подготовленности в спортивных видах борьбы / В.И. Плотников // Теория и практика физической культуры: тренер: журнал в журнале. - 2010. - № 5. - С. 73 - 76.
5. Вольная борьба: приемы захваты: Учеб. - метод. пособ. / Красноярск. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2003. - 14с.
6. Савчук А.Н. Повышение двигательной активности квалифицированных борцов средствами тактико-технических установок / А.Н.Савчук // Теория и практика физической культуры: Тренер: журнал в журнале. - 2007. - №7. - С. 40-41.
7. Коломейчук, А.А. Формирование индивидуально-технического арсенала борцов вольного стиля в зависимости от их морфологических особеностей / А.А. Коломейчук // Теория и практика физической культуры: тренер: журнал в журнале. - 2010. - №4. - С. 77.
8. Завьялов, Д.А. Акробатическая подготовка в тренировочном процессе борцов вольного стиля / Д.А. Завьялова, А.Н. Заремба // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №7. - С. 69-70.
9. Оборин, А.В. Структура тактической подготовленности в спортивных видах борьбы / А.В. Оборин, В.И. Плотников // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №12. - С. 77-79.
10. Юшков О.П. Комплексный контроль в системе подготовки борцов / О.П. Юшков, С.Г. Хачекян, В.А. Хориков // Теория и практика физической культуры: Тренер: журнал в журнале. - 2007. - №7. - С. 42-43.
11. Влияние тренировок с применением статодинамического режима работы мышц на работоспособность борцов / В.Н. Селуянов [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С. 51.
12. Завьялов, А.И. Биопедагогика - основа спортивной тренировки / А.И. Завьялов, Д.А. Завьялов, А.А. Завьялов // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С. 56-58.
13. Спортивная борьба. Учебник для институтов физической культуры. Под редакцией А.П. Купцова. М., «Физкультура и Спорт», 1978. 424 с. С ил.
14. Красноярская краевая Федерация вольной борьбы. ШВСМ по летним видам спорта. Д.Г. Миндиашвили, В.Д. Дашинорбоев, Л.Ф. колесник, В.К. Гупалов, В.В. Нелюбин. Методические рекомендаций в помощь студентам, контратакующие действия в вольноя борьбе. Красноярск, 1985.
15. Партер в вольной борьбе. Учебное пособие для студентов Института спортивных единоборств имени И. Ярыгина КГПУ. Красноярск 2002....100