Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты использования игровых форм обучения на уроках «Основы безопасности жизнедеятиености». 5
1.1 Понятие игра и игровые технологии 5
1.2 Применение игровых технологий на уроках ОБЖ_ 13
Глава 2. Организация исследования по применению игровых форм обучения на уроках ОБЖ 27
2.1 Методика и организация опытно-экспериментальной работы 27
2.2 Выбор определенной игры или создание её за счёт определенных
критериев 33
2.3 Анализ полученных результатов 35
Заключение 43
Список используемых источников 45
Актуальность исследования.
В настоящее время безопасности жизнедеятельности уделяется большое внимание. В конце 20 века в РФ такое определение как культура безопасности, практически потеряло свой смысл. Пройдя определенные этапы становления и в настоящее время культура безопасности обретает всё больше и больше смысла в понимании человека, а ведь такое понимание формируется с маленького возраста. Окружающая нас среда и социальная среда, вынуждают человека в своём развитии и становлении идти на какие - либо опасности и риски. Локализация опасностей или рисков, возможность их контроля или правильность и последовательность действий при их возникновении и есть безопасность жизнедеятельности.
Основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) нас учат не только в школе, но и вне школы, например родители дома, дополнительные секции и т.п., но при этом, самым эффективным временем для обучения основам безопасности жизнедеятельности считается школьный период, в котором у ученика присутствует большой ресурс, для эффективного освоения материала, к тому же в таком возрасте откладываются самые яркие впечатления.
С целью воспитания в наших детях правильной культуры безопасности и с целью эффективного проведения уроков ОБЖ предлагается применение игровых технологий именно на таких уроках.
Ведущие педагоги РФ и зарубежных стран имеют большой опыт в освоении игровых технологий, за счёт чего достигают большие результаты в получении эффективного результата, который повышает творческий потенциал учеников, обучает работать их в команде, проявлять свои положительные личностные качества, развивать эрудицию и интеллектуальную составляю и т.п.
Так как Россия идет в ногу со временем, то ей нужны люди, которые также развиваются быстро, принимают нестандартные творческие решения, умеют нестандартно мыслить и смотреть на различные ситуационные картины с другой стороны. Хоть игры и кажутся со стороны легкими, беззаботными и не несущими в себе большого смысла, но если взглянуть в корень проблемы, то становится ясно, что это весьма эффективный инструмент для обучения. Технология обучения направлена на то, чтобы обучающиеся понимали цели своего обучения, переносили результаты отыгранных ситуаций из игры в жизнь, могли предвидеть и воздействовать на некоторые ситуации, тем самым добиваясь результата, исходя из этого и выбрана формулировка темы выпускной квалификационной работы.
Цель исследования: выявление эффективности воздействия на обучающихся игровых форм обучения на уроках ОБЖ.
Объект: учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной
школе.
Предмет исследования: игровые технологии как средство
формирования интереса обучающихся на уроках ОБЖ.
Задачи.
1. Изучить научно-методические источники по теме исследования
2. Разработать игровые методы для занятий, обучающихся 7-х классов;
3. Экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий на уроках ОБЖ.
Гипотеза: предполагается, что применение игровых технологий позволит наиболее эффективному усвоению материала, а также положительно скажется на успеваемости обучающихся.
Любая сфера человеческой деятельности в настоящем мире является потенциально опасной так связывает себя с частым вмешательством в окружающую среду и социальную среду, что вызывает неоднозначную реакцию.
Актуальным стоит вопрос поиска новых форм безопасности жизнедеятельности, так как в современном обществе, каждый человек должен следить в первую очередь за своей безопасностью опираясь только на себя и используя выгодно свои способности.
Наиболее результативно такие способности прививаются человеку именно в школьное время, где он осваивает фундаментальные основы безопасного поведения в повседневной жизни и в различных чрезвычайных ситуациях.
Наиболее эффективно и интенсивно получать именно такие фундаментальные основы позволяет применение игр и игровых технологий в процессе обучения по курсу ОБЖ.
Рассматривая результаты работы, можно сделать следующие выводы:
• применение игр и игровых технологий является эффективным инструментом в работе с обучающимися на уроке, так как материал осваивается быстрее и интереснее учениками;
• прививание активной деятельности обучающихся в группе, тем самым достигая сплочения коллектива внутри классов, воспитание правильного восприятия друг друга и забота о ближнем;
• мотивация к изучению основ безопасности жизнедеятельности;
• стимулирование умственной и интеллектуальной деятельности
учеников;
- вырабатывание за счёт игр и игровых технологий определенной модели поведения в определенных критических ситуациях и наличие последовательности действий.
Из всей работы в целом и из выводов, сделанных ранее, можно отметить, что применение игр и игровых технологий влияет на развитие учеников только в позитивном ключе.
1. Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании: учебно-методическое пособие. - Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. - 23 с.
2. Бакушкина М.В. Использование игровых технологий на уроках основы безопасности жизнедеятельности. - Оренбург, 2012 - 51 с.
3. Функции игровой деятельности [Электронный ресурс] // www.ext.spb.ru: Образовательный портал. Электронный журнал экстернат.рф, социальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования.
4. Зотова, А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности обучающегося / А.М. Зотова // Обучение в школе, 2014. - № 7. - С. 63- 64.
5. Федорченко В.С. Выпускная квалификационная работа на тему: использование игровой технологии обучения для развития творческих способностей обучающихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». Бийск, 2018. - 63 с.
6. Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. Игровые технологии как средство приобщения младших дошкольников к самообслуживанию. Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7 (часть 2) - с. 39-41.
7. Уткина Т.В., Пяткова О.Б., Коликова Е.Г. Особенности преподавания основ безопасности жизнедеятельности обучающимся с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие - Челябинск: ЧИППКРО, 2019. - 84 с.
8. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов. - М.: Высшая школа, 2009. - 308 с.
9. Мельникова, Н.Ф. Педагогические основы обучения безопасности жизнедеятельности / Н.Ф. Мельникова // ОБЖ: основы безопасности жизни, 2016. - № 4. - С. 9-13.
10. Просандеев, А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ / А. Просандеев, А. Попков // ОБЖ: основы Безопасности Жизни, 2015.
• № 6. - С. 44-48.
11. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентов средн. и высших пед. уч. зав. / Т.П. Лакоценина. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2011. - 217 с.
12. Малышева, Г.И. Пусть урок будет интересным / Г.И. Малышева // Воспитание школьников, 2006. - № 9. - С. 27-31.
13. Титов, С.В. Тематические игры по ОБЖ: методическое пособие для учителя / С.В. Титов, Г.И. Шабаева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 с.
14. Тематические игры по ОБЖ Методическое пособие для учителя. С.В. Титов, Г.И. Шабаев — М.: Сфера, 2005. — 176 с.
15. Ильясова, Тамара Васильевна. Технические средства обучения в учебном процессе современной школы : Учеб. пособие / Т. В. Ильясова; Оренбург. гос. пед. ун-т. - Оренбург : Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та, 1997.
• 69 с....17