Работа носит теоретический характер.
Есть приложение
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения младших школьников6
1.1 Проблема агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии …6
1.2 Особенности агрессивного поведения младших школьников.………...14
Выводы по главе ……………………28
Глава 2. Исследование психологических особенностей агрессивного поведения младших школьников…………29
2.1 Методы и методики исследования психологических особенностей агрессивного поведения младших школьников…………29
2.2 Анализ подходов к профилактике агрессивного поведения младших школьников..31
Выводы по главе………………………………………………………………38
Заключение …………………………………………………………………..39
Список используемых источников…………41
Приложения…………………………………………………………………..44
В настоящее время актуальность исследования агрессивного поведения детей определена существенными проблемами общественной жизни. Рост агрессивных тенденций в школьной среде отражает одну из самых острых социальных проблем нашего общества, где за прошлые годы резко увеличились случаи с применением физических и эмоциональных отрицательных воздействий. При этом тревожит факт увеличения агрессии против личности, влекущей за собой тяжкие последствия, как для агрессора, так и для его жертвы. Проблема агрессивного поведения одна из самых значительных проблем современной психологии. Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей, о чем указывали в своих работах, А. Басс, А. Бандура, К. Лоренц и другие.
Повышенное агрессивное поведение детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Исследования ученых (А.Л.Бандура., П.П. Берковиц,Б.С.Блонский, В.Г. Братусь, Э.Бетти . Риэрдон, Р. Бэрон, К. Бютнер, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. А. Завражин, И. С. Зимина, В. М. Литвишков, Т. Д. Морциновская, Г. Паренс и др.) показывают, что для большинства детей характерны те или иные формы агрессии. Но, у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения способна не только сохраняться, но и развиваться, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется личностное развитие.
Современный мир динамичен, быстр, нестабилен и, вместе с тем, весьма озлоблен. Общество постоянно диктует ценностные ориентиры и качественные характеристики, которыми должен быть нaделен представитель социумa. Эти качествa, в конечном итоге, могут сделать индивидa жестоким и агрессивным. Этa проблемa носит глобальный характер и активно обсуждается в мировой прессе, нa интернет форумaх, телевизионных передaчaх, где подчеркивается, что агрессивность и жестокость молодеет. Довольно часто общественностью поднимаются вопросы, которые касаются случаев детской жестокости не только по отношению к животным, но и к сверстникaм.
Таким образом, проблема исследования заключается в недостаточной представленности существующих методик по профилактике агрессивного поведения у младших школьников.
Цель исследования – теоретически выявить, апробировать методику профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Объект исследования – агрессивность младших школьников.
Предмет исследования – психологические особенности проявления агрессивности младших школьников в школе
Гипотеза исследования: Мы считаем, что агрессивное поведение вызвано следующими причинами: причинами появления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста являются:
- стремление привлечь к себе внимание,
- получить желанный результат, стремление быть главным,
- защита и месть,
- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть собственное превосходство и проявляется в психологическом, физическом и моральном состоянии ребенка.
Уровень агрессивного поведения младших школьников, возможно, снизится при знании большинства причин и особенности этой агрессивности в младшем школьном возрасте и соблюдении их.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения в зарубежной и отечественной психологии.
2. Проанализировать особенности агрессивного поведения младших школьников.
3. Выявление и апробирование психолого-педагогических методов и методик психологических особенностей агрессивного поведения младших школьников.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обработка и качественный анализ найденной информации.
Теоретическая значимость исследования и относительная новизна исследования. В данной работе были собраны, структурированы и обобщены научные данные по проблеме агрессивности младших школьников.
Практическая значимость исследования. Выявленные психолого-педагогические методики профилактики агрессивного поведения младших школьников может быть использованы педагогами общеобразовательных организаций, с целью формирования различных нарушений социальной адаптации у детей, в том числе и агрессивных проявлений.
В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что проблема профилактики агрессивного поведения младших школьников не является новой в системе российского образования, но является актуальной в рамках модернизации системы образования.
Агрессивное поведение - достаточно сложное и противоречивое явление. Оно предстаёт во множестве форм и проявлений. Проблема агрессивного поведения обостряется всё больше и больше, и волнует почти каждого родителя. Дети практически каждый день становятся, так или иначе, жертвами агрессивных проявлений или наблюдателями конфликтного общения, этому существует множество объяснений. Первое, конечно, это когда члены семьи мало общаются друг с другом, дома многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором. У многих родителей хватает своих личных трудностей и проблем, а также личных вредных привычек и зависимостей. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения.
Содержимое работы позволяют говорить о том, что психолого-педагогические методики, направленные на развития профилактики агрессивного поведения младших школьников, являются эффективными, так как обеспечивают комплексность и системность отработки навыков, учитывают индивидуальные особенности и стартовые возможности учащихся, предполагают реализацию принципов и использование методов.
Для полноценного проведения методики, необходимо проводить диагностику разработаную с учетом возрастных, индивидуально-личностных особенностей младших школьников и уровня их социального статуса в группе. Результаты контрольного этапа диагностики могут подтвердили, что выбранное нами направление работы является перспективным.
В соответствии с полученными результатам можно сделать вывод о том, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
В итоге заключения работы можно сказать, что тема агрессивности у детей очень объёмная и имеет множество направлений, которые стоит изучить ещё глубже и найти выход из таких непростых ситуаций, как агрессия в младшем школьном возрасте.