Только Word
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме влияния детско-родительских отношений на когнитивное развитие дошкольников 8
1.1. Представление о когнитивном развитии детей в психолого -
педагогической литературе 8
1.2. Особенности когнитивного развития детей пяти лет с нормой речи
и общим недоразвитием речи 11
1.3. Роль детско-родительских отношений в когнитивном развитии
детей пяти лет с ОНР II уровня 17
Глава II. Экспериментальное изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на когнитивное развитие детей пяти лет с ОНР II уровня 30
2.1. Организация эксперимента и описание методик исследования—30
2.2. Результаты экспериментальной работы 38
2.3. Методические рекомендации, направленные на повышение уровня когнитивного развития детей пяти лет с ОНР II уровня и оптимизацию
детско-родительских отношений 45
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложения 65
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного образования, является формирование предпосылок к учебной деятельности, которые включают в себя достаточное развитие познавательно-исследовательской деятельности, воображения,
любознательности (ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями); ребенок обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире; знаниями и элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. [75]. Формирование предпосылок к учебной деятельности невозможно без когнитивного развития детей. Когнитивное развитие - это отдельно развивающиеся познавательные процессы, где ведущим среди них является мышление.
В педагогической и психологической науке и практике когнитивному развитию детей посвящено множество работ (Л. С. Выготский, Б. Д. Эльконин, Л. В. Занков, В. В. Дружинин, Ж. Пиаже, Н. А. Менчинская, Б. Ц. Бадмаев, Г. А. Берулаева, Дж. Брунер, Н. П. Локалова, и др.).
Одним из факторов, влияющим на психическое развитие ребенка, а значит и его когнитивное развитие, ученые называют детско-родительские отношения в семье (Л.С. Выготский, М. И. Лисина, А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Е. О. Смирнова и др.). Эмоционально-волевая, нравственная и интеллектуальная сферы, особенности поведения, характер ребенка формируются в семье. Ребенок чувствителен к родительскому отношению, и со временем осмысляет, любят его родители или нет, нужен он им, значим ли для них. Детские переживания играют определяющую роль в развитии личности.
По мнению А.С. Спиваковской, Е.Т Соловьевой, В.В. Столина, А.И. Захарова, А.Я. Гозмана, Е.И. Шлягиной, А.Я. Варги, В.А. Смехова, среди причин возникновения того или иного типа родительских отношений важное значение играют передающиеся из поколения в поколение стереотипы воспитания, личностные качества родителей, социокультурные традиции.
Нарушения в диаде «мать-дитя» приводят к психосоматическим и пограничным расстройствам. По мнению Л.В. Яблоковой, достаточно трех месяцев «лишения любви», чтобы в психике ребенка произошли изменения, которые очень трудно или нельзя полностью устранить. Физическое или интеллектуальное развитие ребенка при этом может задерживаться, может идти по искательному пути.
Однако, несмотря на то, что проблеме детско-родительских отношений уделяется много внимания, она фактически не изучена в отношении детей с общим недоразвитием речи (ОНР), в особенности не изучено влияние детско- родительских отношений на когнитивное развитие этих детей.
В настоящее время неуклонно растет число семей, воспитывающих дошкольников с различными нарушениями речи. Эта группа является самой многочисленной среди детей с нарушениями развития (Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, В.И. Селиверстов, Т. В. Захарова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.)
В исследованиях Л. Ф. Жаренковой, Р. Е. Левиной, Е. Н. Мастюковой, Н. А. Никашиной, Г. А. Спировой, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной и других авторов, общее недоразвитие речи характеризуется как системное речевое расстройство, при котором у детей при нормальном слухе и сохранном интеллекте, нарушено формирование всех компонентов речевой системы, ее звуковая и смысловая сторона. В свою очередь, недоразвитие речи влечет за собой и недоразвитие когнитивной сферы (Л. С. Волкова, В.И. Селиверстов, Т. Б. Филичева).
Таким образом, исходя из выше сказанного, можно констатировать, что проблема детско-родительских отношений к дошкольникам с ОНР, как фактор, влияющий на когнитивное развитие этих детей, остается актуальной на сегодняшний день.
Актуальность выявленной проблемы позволила определить цель нашего исследования: изучить особенности детско-родительских
отношений и их влияние на когнитивное развитие детей пяти лет с ОНР II уровня.
Объект исследования: роль детско-родительских отношений в
когнитивном развитии детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль детско-родительских отношений в когнитивном развитии детей пяти лет с ОНР II уровня
Исходя из анализа актуальности и цели исследования, мы выдвинули следующую гипотезу:
• поскольку когнитивное развитие мы понимаем как отдельно развивающиеся познавательные процессы, где ведущим среди них является мышление, нами взяты методики для изучения различных видов мышления, памяти, умений устанавливать и удерживать закономерность;
• предполагаем, что когнитивное развитие дошкольников с ОНР II уровня во многом будет определяться особенностью детско-родительских отношений, знание и учет которых могут стать основой профилактики и коррекции низкого уровня когнитивного развития дошкольников и неблагоприятных типов родительских отношений к ним;
• для изучения родительских отношений к детям мы взяли тест-опросник ОРО, разработанный В. В. Столиным, А. Я. Варга.
Постановка цели и гипотезы определили задачи нашего исследования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме детско-родительских отношений и их влияния на когнитивное развитие детей пяти лет с ОНР II уровня.
2. Изучить когнитивное развитие дошкольников пяти лет с ОНР II уровня.
3. Изучить характер детско-родительских отношений в семьях
дошкольников 5 лет с общим недоразвитием речи II уровня.
4. Выявить особенности когнитивного развития детей пяти лет с ОНР II уровня, воспитывающихся в семьях с различным типом детско -родительских отношений.
5. Предложить методические рекомендации для воспитателей и родителей, направленные на повышение уровня когнитивного развития детей пяти лет с ОНР II уровня и на оптимизацию детско-родительских отношений.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования; беседа с воспитателями и логопедами; изучение документации; анкетирование родителей; констатирующий эксперимент.....
В психологическое науке и практике когнитивное развитие рассматривается с разных сторон. В основном когнитивное развитие детей рассматривается с двух позиций: первая - когнитивное развитие детей - есть естественный процесс, в котором основные структуры развиваются по мере созревания интеллекта; вторая - когнитивное развитие происходит под воздействием взрослого.
Когнитивное развитие исследуется в самых различных его проявлениях и сущностных характеристиках. Однако, несмотря на различные характеристики и подходы к изучению данного понятия, можно сказать, что когнитивное развитие, которое начинается с рождения, заключается не столько в объеме знаний, сколько в уровне развития познавательных процессов, представляющих динамическую систему качественных и количественных изменений, происходящих с возрастом и с накоплением жизненного опыта.
В нашей работе мы вслед за учеными и практиками под когнитивным развитием будем понимать отдельно развивающиеся познавательные процессы: памяти, восприятия, внимания, логики и формирование понятий, где ведущим среди них является мышление.
Когнитивное развитие, имеет особое значение для становления речи дошкольников, так как качество освоения языка, умение анализировать слышимую речь, выделять в ней правила и закономерности является необходимым условием для усвоения языковых структур.
Когнитивное развитие детей с ОНР отличается от когнитивного развития детей с нормой речи следующим: неустойчивым вниманием; снижением объема слухоречевой и зрительной памяти;
несформированностью словесно-логического мышления; сложностью в овладении анализом и синтезом, сложностью в сравнении и обобщении; бедностью и нестойкостью в зрительных представлениях; отставанием в развитии воображения; трудностью в классификации по форме, цвету, размеру; нарушением пространственных представлений.
В научной литературе, независимо от подходов и направлений, подчеркивается фундаментальное влияние детско-родительских отношений на психическое развитие ребенка, и чем младше ребенок, тем существеннее влияние характера детско-родительских отношений на его развитие. Большинство исследователей детско-родительских отношений к детям отмечают его поляризацию.
Не смотря на то, что проблеме детско-родительских отношений уделено много внимания, она практически не изучена в отношении детей с общим недоразвитием речи. Мы не нашли работ, касающихся влияния детско-родительских отношений на когнитивное развитие детей пяти лет с ОНР II уровня.
Для изучения родительских отношений к дошкольникам и определения влияния этих отношений на когнитивное развитие детей с ОНР, были отобраны надежные психодиагностические методики; организовано поэтапное экспериментальное исследование на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад №59 комбинированного вида» города Красноярска.
Диагностическое изучение детско -родительских отношений к детям пяти лет с ОНР II уровня вывило следующие особенности: родители к детям чаще проявляют неблагоприятные типы отношений, при этом чаще проявляют социально нежелательный тип отношений, авторитаризм и симбиоз, при чем, социально нежелательный тип отношений к детям проявляют чаще всего.
Неблагоприятные типы детско-родительских отношений оказывают негативное влияние на когнитивное развитие детей с ОНР II уровня, в большей степени на умение выделять заданную закономерность, удерживать ее в процессе самостоятельной деятельности, сформированность операций обобщения и классификации, выявлении возможности объединения наглядно представленных объектов на основе выделения ведущего признака.
На основании результатов проведенного исследования предложены методические рекомендации, направленные на повышение уровня когнитивного развития детей с ОНР II уровня и на оптимизацию детско- родительских отношений.
Данные рекомендации помогут качественно изменить тип родительских отношений к детям, что в свою очередь предотвратит нарушения в когнитивном развитии детей с ОНР II уровня.
Таким образом, наша гипотеза подтверждена, цели, и задачи исследования выполнены.
1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания /
Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 2. - С. 103-127.
2. Архин, Е. А. Влияние семейного воспитания на развитие ребенка / Е. А. Архин // Семья и школа. - 1976. - № 8. - С. 24-26.
3. Белкин, А. С. Возрастная педагогика / А. С. Белкин - Екатеринбург, 1999.
- 271 с.
4. Белоус, О. В. Семья как фактор становления психологически здорового ребенка / О. В. Белоус // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2014 г. №1, с. 21-27
5. Бережковская, Е. Е. Ребенок как целостность / Е. Бережковская, Е. Е. Кравцова, Е. Бармашова // Дошкольный психолог. - 2005. - № 1. - С. 2-7.
6. Берн, Э. Три аспекта личности: хрестоматия по психологии личности / Э. Берн. - Самара, 2002. — 280 с.
7. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. - М., 1982.
8. Боулби, Д. Привязанность / Д. Боулби. — М. : Гардарики, 2003. - 447 с.
9. Варга, Д. Дела семейные / Д. Варга. - М. : Педагогика, 1986. - 160 с.
10. Варга, Д. Радости родительских забот / Д. Варга. - М. : Прогресс, 1983. - 199 с.
11. Винникотт, Д. В. Разговор с родителями / Д. В. Винникот. - М. : Класс, 1997. - 112 с.
12. Волков, Б. С. Волкова, Н. В. Возрастная психология. Часть 1. От рождения до поступления в школу / Волков, Б. С. Волкова, Н. В. Под ред. Б. С. Волкова. - М. : Владос, 2005. - 366 с.
13. Волков, Б. С. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах / Б. С. Волков, Волкова Н. В. - М. : ТЦ Сфера, 2003. - 112 с.
14. Волкова, Л.С. Логопедия / Л. С. Волкова, Шаховская С. Н. -М.: Владос, 2012. -704 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь. - М. : Лабиринт, 2012. -352 с....93