Только Word
Введение 3
Глава I. Теоретические основы подготовки младших школьников к здоровье-сберегающему поведению в природных условиях 7
1.1 Соблюдение правил здоровье-сберегающего поведения младших
школьников, как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Возрастные особенности формирования навыков здоровье-сберегающего
поведения младших школьников 13
1.3 Специфика организации учебно-воспитательного процесса по
формированию здоровьесберегающего поведения в природной среде.
Экскурсионная работа как форма внеурочной деятельности 18
Выводы по 1 главе 23
Глава II. Экспериментальная работа по изучению актуального состояния знаний младших школьников о правилах здоровьес-берегающего подведения в природной среде (в лесу и на водоёме) 24
2.1. Актуальное состояние знаний младших школьников о правилах здоровье-сберегающего поведения в природной среде. Диагностическая программа исследования 25
2.2Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 33
2.3. Методические рекомендации по расширению знаний младших школьников о здоровье-сберегающем поведении в природной среде в процессе экскурсионной работы
35
Выводы по 2 главе 50
Заключение 52
Библиографический список 55
Введение
В современном мире все более сложно становится предостеречь ребенка от подстерегающих его опасностей. В настоящее время безопасное поведение является одним из важнейших условий обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом.
Учащиеся и их родители не всегда имеют полное представление о правилах здоровьесберегающего поведения.
Формирование знаний о здоровьесберегающем поведении - процесс непрерывный, продолжающийся на протяжении всей жизни человека. Особое значение в этом процессе принадлежит периоду обучения в школе, поскольку именно в этом возрасте закладываются основы здоровья и личности человека. Значит, на общеобразовательную школу ложится ответственность не только за обучение детей и подростков, но и за формирование у них культуры здоровьесберегающего поведения.
Непосредственными целями любого школьного учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний, овладение определенными умениями и навыками. При этом под умением понимается способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности и совершаемому сознательно, а навык рассматривается как автоматизированное умение (способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности). Формирование у учащихся знаний о здоровьесберегающем поведении - одна из важных задач школы.
Важнейшим условием решения сложных и многоплановых задач, связанных с защитой населения от опасностей различного характера, успешной реализацией этих задач в нашем обществе и государстве, является формирование личности человека, готового и способного предвидеть и избежать опасности повседневной жизни, а при необходимости грамотно действовать в условиях опасностей. Бесспорно, что за безопасность жизни ребенка отвечает, прежде всего, семья. Однако продолжительную часть времени ученик находится в школе, поэтому возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, а именно за формирование у них навыков безопасного поведения.
Между тем, целевые установки общего образования не актуализируют формирование готовности учащихся к безопасной деятельности. Единая методологическая основа обучения в школьном образовании не всегда соответствует особенностям чрезвычайных ситуаций различных регионов.
В концепции общественной безопасности утверждается, что современная деятельность людей во всех своих аспектах - социальном, политическом, техническом, экономическом, военном - не гарантирует выживание человека как биологического вида. В этих условиях вопросы обеспечения безопасности жизни становятся главной проблемой наступающей новой эпохи развития общества и, в первую очередь, XXI века. В связи с этим возрастает необходимость формирования у человека качеств, обеспечивающих как его собственную, так и общественную безопасность. [21;с.56]
Согласно определению С.Л. Рубинштейна, поведение - это особая форма деятельности, возникающая, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений.
Немаловажен тот факт, что из-за дуализма (человек - существо биологическое и социальное) поведение имеет природные предпосылки, но в основе его - социально обусловленная деятельность (социальная обусловленность поведения).
Таким образом, здоровьесберегающее поведение - это результат не только полученных знаний и усвоенных навыков, но и воспитание личностных характеристик, обеспечивающих человеку безопасную жизнедеятельность [12].
Цель исследования: изучить актуальное состояние знаний младших школьников о здоровьесберегающем поведении в природной среде, разработать комплекс занятий и методические рекомендации по расширению его объема.
Задачи:
1. Определить суть здоровьесберегающего поведения и основы его формирования.
2. Изучить возрастные особенности формирования навыков здоровьесберегающего поведения младших школьников.
3. Рассмотреть специфику организации учебно-воспитательного процесса по формированию здоровьесберегающего поведения в природе.
4. Провести экспериментальное изучение актуального состояния знаний младших школьников о правилах здоровьесберегающего поведения на природе.
5. Разработать содержание экскурсионных занятий, направленных на изучение ядовитых растений, грибов; чрезвычайных ситуаций в природной среде; а также - правил поведения в лесу и на водоеме в разные времена года.
Объект исследования: здоровьесберегающее поведение младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние знаний младших школьников о здоровьесберегающем поведении в природной среде.
Актуальность исследования. Период младшего школьного возраста — один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, на базе которого закладываются основы здоровьесберегающего образа жизни. Исследование данной темы особенно актуально для определения уровня знаний у учащихся, проживающих в сельской местности, так как они непосредственно контактируют с природой и условиями, которые могут встретиться в ней.
Методы исследования.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Изучение и анализ литературных источников.
2. Метод констатирующего эксперимента - тестирование.
3. Математическая обработка данных.
Гипотеза: актуальное состояние знаний младших школьников о безопасном поведении в природной среде характеризуется различным уровнем в отношении:
• лесных опасностей: ядовитых растений и грибов, агрессивного поведения диких животных;
• правил безопасного поведения в чрезвычайной ситуации в лесу и на водоеме в разное время года.
Теоретические основы здоровьесберегающего поведения младших школьников в психолого-педагогической литературе позволили сделать нам следующие выводы:
Личность младшего школьника - это гибкая, подвижная, значит, неустойчивая система. Именно поэтому она остро нуждается в обеспечении защищенности, ведь в отсутствие безопасности невозможно полноценное формирование личности.
Безопасность часто рассматривается в контексте понятия здоровьесберегающего поведения. Здоровьесберегающее поведение - это поведение, обеспечивающее безопасность существования личности, а также не наносящее вред окружающему. Здоровьесберегающее поведение - это результат не только полученных знаний и усвоенных навыков, но и воспитание личностных характеристик, обеспечивающих человеку безопасную жизнедеятельность.
Безопасность надо рассматривать не столько как отсутствие реальной опасности, но как результат адекватной когнитивной оценки среды, способность занять наиболее благоприятную для себя позицию и гибко реагировать на изменения среды.
Младший школьный возраст характеризуется достаточно активным развитием потребности в двигательной активности, а также в исследовании имеющихся вокруг в доступе запретных зон. При этом безопасное поведение в этот возрастной период еще мало освоено. Более того, зачастую опасность ребенком может расцениваться как возможность для проявления смелости. Обучение навыкам безопасного поведения дошкольников и младших школьников во многом опирается на формирование и закрепление ассоциативных связей между потенциальной опасностью и навыками безопасного поведения. Для воспитания у ребенка таких характеристик, не нужно нагружать его избыточной информацией (о рисках, опасностях, мерах по их предотвращению), как и не следует чрезмерно оберегать его от нового опыта. Работа по формированию здоровьесберегающего поведения у детей младшего школьного возраста является педагогическим условием включения их в жизнь, становления и развития у них готовности эффективно действовать в непредсказуемых, опасных, критических условиях.
При изучении окружающего мира большое познавательное и воспитательное значение имеют кружковые занятия. Кружковые занятия объединяют учебный процесс в школе с жизнью, знакомят учащихся с реальными объектами в их целостности, во взаимосвязи с другими явлениями. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На занятиях учащиеся проверяют многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Исследовательский подход к изучению конкретных объектов, явлений, процессов, используемый при проведении кружковых занятий, позволяет формировать здоровьесберегающее поведение у детей младшего школьного возраста.
Здоровьесберегающее поведение - насущная потребность человека. В содержании общеобразовательных программ Российской Федерации есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности. Основными задачами данных разделов являются подготовка детей к действиям в чрезвычайных ситуациях. Неумение адекватно действовать в жизнеопасных (чрезвычайных) ситуациях, отсутствие навыков правильного поведения в окружающей среде стало недопустимым. Это, в свою очередь, настоятельно требует разработки методов, приемов, технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков, психической сферы как основных компонентов формирования готовности к действиям в природных условиях и экстремальных ситуациях.
В настоящее время необходим новый подход к формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях на основе единства психики и деятельности. Мы выявили, что дети не знают элементарные правила поведения в природе, а конкретно как вести себя в лесу, если заблудился, как реагировать при чрезвычайной ситуации, что необходимо знать о растениях и грибах, как оказать первую медицинскую помощь при отравлении или солнечном ударе. Это чревато тем, что столкнувшись с опасной ситуацией в реальной жизни ребенок не сможет адекватно отреагировать и грамотно действовать.
-Проанализированы литературные источники
-Проведено тестирование
-Проведена математическая обработка данных по результатам тестов
-Разработаны методические рекомендации по расширению знаний младших школьников о здоровьесберегающем поведении в природной среде в процессе экскурсионной работы
Как мы выяснили, у детей преобладает средний уровень сформированности здоровьесберегающего поведения, что позволяет судить о возможной неготовности детей оперативно действовать в чрезвычайной и опасной ситуации. Сталкиваясь ежедневно с природной средой, ребенок должен уметь избежать или предвидеть опасную ситуацию, что позволить сохранить ему не только здоровье, но и жизнь.
Разработанные рекомендации позволят провести с полноценную работу по расширению знаний младших школьников о безопасном поведении в природе. Также проведенная представленным образом работа позволит сформировать у учеников навыки безопасного поведения при встрече с дикими животными, с ядовитыми растениями и грибами в естественных природных условиях.
1 Авдеева, Н.Н. Безопасность. Учебно-методическое пособие по
основам безопасности жизнедеятельности детей младшего школьного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. - М.: Детство-Пресс, 2007. - 148с.
2 Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. / Э.А. Арустамов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2001. -254 с.
3 Ахмадуллина, X. Подготовка преподавателей ОБЖ в БГПУ. Программа учебной дисциплины «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» / X. Ахмадуллина // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. № 4. С. 47-48.
4 Бабанский, Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. - М., 1992. - 190 с.
5 Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография / И.А. Баева. - СПб. : СОЮЗ, 2002. - 271с.
6 Белова, В.В. Воспитание и развитие личности в системе дополнительного образования / В.В. Белова // Сб. науч. тр.: Гос. НИИ семьи и воспитания. М., 1999. С. 52-63.
7 Белов, C.B. Примерная лекция по дисциплине «Введение в специальность на тему «Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности» / C.B. Белов // Безопасность жизнедеятельности. 2002. № 3. С. 37-43.
8 Берсенева, Т., Инновационные технологии в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» / Т. Берсенева, Т. Мельникова, А. Осокин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2004. № 10. С. 11-16.
9 Бикмаев, И.А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах / И.А. Бикмаев. - Омск, 2004. - 196с.
10 Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П.
Блонский. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 120с.
11 Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников Текст. : дис. . канд. пед. наук / Т.П. Васильева. М., 1998. - 185с.
12 Виноградова, Н.Ф. Ознакомление с окружающим миром / Н.Ф. Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2002. - 112с.
13 Вульфов, Б.З. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы / Б.З. Вульфов, М.М. Поташник. - М., 1978. - 188с.
14 Газизулин, Т.Г. О методическом подходе формирования практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование» (профиль Безопасность жизнедеятельности) / Т.Г. Газизулин, М.Р. Максиняева // Молодой ученый №18 (77.1), 2014. - 89с.
15 Головачев, М.В. Дидактические основы конструирования и реализации курса «Безопасность жизнедеятельности» в системе профессиональной подготовки учителя подростков / Головачева М.В. - Н.Новгород, 2004. - 24с....47