Только Word
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме изучения опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 8
1.1. Опосредованная память: понятие, функции, характеристики 8
1.2. Становление опосредованной памяти в детском возрасте 16
1.3. Современное состояние изучения проблемы опосредованной памяти
учащихся с нарушением интеллектуального развития 22
Выводы по первой главе 29
Глава II. Изучение опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 31
2.1. Организация, методы и методики исследования 31
2.2. Особенности опосредованной памяти учащихся младшего школьного
возраста с нарушением интеллектуального развития 39
Выводы по второй главе 55
Глава III. Психологическая программа коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 59
3.1. Научно-методологические подходы к коррекции опосредованной
памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития 59
3.2. Направления, содержание, формы и методы психологической коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с
нарушением интеллектуального развития 65
Выводы по третьей главе 78
Заключение 79
Список литературы 85
Приложение 92
Актуальность исследования.
Согласно современным исследованиям, память является важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком знаний и умений основано на его способностях к запоминанию и сохранению в памяти образов, мыслей и пережитых чувств. Память - форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования
Проблема памяти получила отражение в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов (П.П. Блонский, 1979; Л.С. Выготский, 1927; Л.В. Занков, 1931; А.Н.Леонтьев, 1931; К.П. Мальцева, 1960; А.А. Смирнов, 1966; Д.Б .Эльконин, 1989 и др.).
Проблема нарушений познавательной сферы и их коррекции у учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития является одной из актуальных проблем педагогики, психологии и дефектологии, что обусловлено значительной распространенностью этой формы психического дизонтогенеза.
В современной психологической литературе значительное количество работ, посвящено изучению памяти младшего школьника (Г.В. Биренбаум,
А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, С.Я. Рубинштейн, А.А. Смирнов).
Младший школьный возраст - это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила поведения и начинает управлять собой. Без опосредованного запоминания не возможно продуктивное усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, невозможна его продуктивная учебная деятельность.
Несмотря на большое количество научных исследований отечественных и зарубежных учёных, посвящённых изучению памяти учащихся с нарушением интеллектуального развития, проблема опосредованной памяти у данного контингента школьников остаётся мало изученной.
Можно с большей долей уверенности сказать, что количество специальных исследований недостаточно и не решают всего круга вопросов, связанных с проблемой опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития. Мы можем назвать небольшое количество работ, посвящённых данной проблеме. Среди них исследования Т. А. Власовой (1967), Л.С. Выготского (1938), Т. В. Егорова (1969), В. И. Лубовского (1981), М. С. Певзнер (1967),
В.Г. Петровой, И.В. Беляковой (2002), С.Я. Рубинштейн (1986), И.М. Соловьева (1966). Поэтому вопросы изучения особенностей опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития в настоящее время приобретают особую актуальность.
Проблема исследования. Опосредованная память является одной из важнейших высших психических функций, от состояния которой во многом будут зависеть успешность обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, однако выявление данных особенностей мало изучено и требует дальнейшей разработки проблемы.
Объект исследования: опосредованная память учащихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что особенностями опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития являются: неумение целенаправленно запоминать материал, выстраивать смысловые связи и ассоциативные цепочки; бедность и неточность ассоциативных образов запоминаемого материала; малый объем и скорость воспроизведения информации, низкая продуктивность опосредованности запоминания.
Цель исследования: изучить особенности опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, разработать психологическую программу по их своевременной коррекции.
Задачи исследования:
1. На основе анализа общей и специальной психолого-педагогической и клинико-биологической литературы определить современное состояние проблемы исследования.
2. Выявить особенности опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
3. Разработать психологическую программу по коррекции опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.
Организация исследования. Эксперимент проходил на базе КГБОУ «Красноярская школа № 5» г. Красноярска. В исследовании приняло участие 20 учащихся младшего школьного возраста с клиническим диагнозом F70 «Легкая степень умственной отсталости». Возраст испытуемых составил 9—10 лет.
Методы исследования: в исследовании применялись как теоретические (анализ психолого-педагогической и клинико-биологической литературы по проблеме исследования), так и эмпирические методы.
Среди эмпирических методов применялись: анализ психолого-медикопедагогической документации на каждого ребёнка, принимавшего участие в исследовании; констатирующий эксперимент; наблюдение; опрос; беседа. Кроме того, использовались методы количественной и качественной обработки материала, а также интерпретационные методы.
В эмпирическое исследование были включены следующие психодиагностические методики: «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия (1995); «Пиктограмма» А.Р. Лурия (2006); «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева (2007)....
Проведенное исследование было посвящено изучению особенностей произвольного запоминания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития и разработке методических рекомендаций по их своевременной коррекции у данного контингента школьников.
Память - форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования. Согласно современным исследованиям, память является важнейшей познавательной функцией. Приобретение человеком знаний и умений основано на его способностях к запоминанию и сохранению в памяти образов, мыслей и пережитых чувств.
Опосредованная память является одной из важнейших высших психических функций, от состояния которой во многом будут зависеть успешность обучения и воспитания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития, однако выявление данных особенностей мало изучено и требует дальнейшей разработки проблемы.
Психическое развитие учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития протекает с большим своеобразием. Расстройства памяти данной категории детей имеет определенные особенности, которые проявляются в нарушении зрительной, слуховой, эмоциональной, кратковременной, долговременной памяти, а так же в нарушении произвольного и непроизвольного запоминания.
Память учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития характеризуется нарушением запоминания (недостаточная осмысленность и непоследовательность, зависимость от содержания материала) и воспроизведения (неточность). Помимо перечисленных недостатков памяти учащимся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития свойственны замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость. Следует так же отметить несовершенство их опосредованной памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. Характерной особенностью учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития является неумение целенаправленно заучивать и припоминать запоминаемый, трудности выстраивания ассоциативных и смысловых цепочек.
С целью изучения особенностей произвольного запоминания учащихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития, нами был проведен констатирующий эксперимент на базе КГБОУ «Красноярская школа № 5». В исследовании приняло участие 20 учащихся младшего школьного возраста с клиническим диагнозом F70 «Легкая степень умственной отсталости». Возраст детей на момент проведения эксперимента - 9—10 лет. Все испытуемые были определены в образовательное учреждение на основании результатов психолого-медикопедагогической комиссии.
Основными критериями комплектования экспериментальной выборки испытуемых явились:
• Схожесть показателей возраста (9—10 лет);
• Обучение в одной параллели (3 «Б»,«В» классы);
• Схожесть клинической картины нарушения (в эксперименте участвовали дети с диагнозом «Легкая степень умственной отсталости» (F70).
Для изучения особенностей опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития нами были использованы следующие психодиагностические методики: «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия (1995); «Пиктограмма» А.Р. Лурия (2006); «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева (2007).
Реализация констатирующего этапа исследования проходила посредством нескольких последовательно сменяющих этапов: подготовительный, диагностический, заключительный.
На подготовительном этапе исследования нами были изучены: анамнестические данные, медицинская и психолого-педагогическая документация учащихся. В ходе изучения анамнестических данных, медицинских карт и личных дел учащихся нами была получена информация о состоянии психического, физического и умственного развития детей.
На основном - диагностическом этапе исследования - применялась группа эмпирических методов: наблюдение, беседа, опрос, тестирование. С помощью беседы нами был установлен эмоциональный контакт с испытуемыми, создана атмосфера доверия. С помощью метода опроса мы предъявляли испытуемым инструкции, давали пояснения и объяснения при возникновении затруднений, получали ответы детей.
На диагностическом этапе исследования также нами был применен метод наблюдения. Мы наблюдали за реакциями и поведением испытуемых во время обследования, за соблюдением правил и условий проведения эксперимента. Метод наблюдения позволил получить дополнительную информацию в процессе обследования, которая сопоставлялась с результатами, полученными в процессе диагностирования по отобранным нами методикам.
На заключительном этапе исследования нами были обобщены результаты эмпирического изучения особенностей опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития; проведена обработка количественных и качественных данных и их последующая интерпретация.
Использование комплекса отобранных нами психодиагностических методов позволило выявить особенности и оценить возможности опосредованной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития.....
1. Абрамова Г.С. Общая психология: Учеб. пособие. - М.: Академический Проект, 2002. - 495 с.
2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977.
• 380 с.
3. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения / Под. ред. Ю. М. Забродина. — М.: Прогресс,1980. — 528с.
4. Бартлетт Ф . Человек запоминает // Психология памяти / Под ред . Ю . Б Гиппенрейтер , В . Я . Романова. — М .: ЧеРо, 2002. — 303 с.
5. Белякова И. В. Запоминание стихотворных текстов умственно отсталыми школьниками // Роль обучения в развитии психики детей- олигофренов: Сб. науч. тр. / Под ред. В. Г. Петровой; НИИ дефектологии АПН СССР. — М., 1981.
6. Биренбаум Г. В. К вопросу об образовании переносных и условных значений слова при патологических изменениях мышления. - М., 1984.
7. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков,
В. Зинченко. — СПБ.: ПРАЙМ —ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
8. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические
сочинения. — Т. II. — М., 1979. — 341 с.
9. Блонский П. П. Память и мышление. — Спб.:Питер, 2001. — 288 с.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
11. Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / А.Д. Виноградова. — М.: 1985. — 144 с.
12. Вопросы психологии памяти / Под ред. А. А. Смирнова. — М., 1958.
• 215с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: АСТ: Астрель: Люкс, 2005. — 671 с.
15. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте// Хрестоматия по психологии /Психология памяти. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. М., 2002....102