Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение основ систематики в разноуровневой возрастной интерпретации

Работа №154305

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2015
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава I. История систематики 7
Глава II. Основные понятия систематики живых организмов 12
2.1. Основные понятия систематики 12
2.2. Наименование и описание таксонов 21
2.3. Кладистический метод 24
2.4. Система органического мира 33
Глава III. Сравнительный анализ понятий систематики в школьной программе 5-9 классов 50
Глава IV. Факультатив «Занимательная систематика» (5-6 классы). 57
4.1. Рабочая программа факультатива «Занимательная 59
систематика»
4.2. Результаты и методические рекомендации к факультативу
«Занимательная систематика» 68
Заключение 69
Выводы 71
Библиографический список 73

Наука в целом представляет собой многогранное явление: это отрасль культуры, способ познании мира и, наконец, - социальный институт (научные общества, академии, высшие учебные заведения и т. п.). В современном постиндустриальном обществе в научные разработки и технологическую деятельность вовлечены миллионы людей. Их образованность и профессионализм определяют судьбы миллиардов других людей, поэтому без глубокого освоения идей, языка и методов современной науки невозможно разумно управляемое развитие человеческой цивилизации.
Изучение живой природы всегда была важнейшей стороной деятельности человека. Сначала от этого зависела жизнь людей, поскольку необходимо было знать, какие из миллионов видов организмов, населяющих Землю, можно использовать в пищу, для изготовления одежды, в качестве лекарственных средств. Лишь намного позднее люди стали изучать природу с научными целями. Одними из первых попытку осмыслить и привести в систему знания о живой природе предприняли древнегреческие, а позднее - древнеримские философы и врачи. Труды Гиппократа, Аристотеля, Галена и других ученых положили начало ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека.
Начиная с XVII в. наряду с наблюдением и описанием организмов и природных явлений, в науке стали применять методы количественных измерений и эксперимент. В этот период активно развивалась ботаника: появились первые травинки, создавались ботанические сады и гербарии.
В XVIII в. было накоплено много знаний о растениях и животных. Назрела необходимость их систематизировать. Так сформировалась наука систематика. В этот период изучение живых организмов называлось естественной историей. Естественная история стала предшественницей биологии - науки, изучающей жизнь. Биология, наряду с физикой, химией, астрономией, вошла в число естественных наук, или в раздел науки о природе - естествознание.
Дальнейшее развитие биологическая наука получила в связи с появлением микроскопа. Это изобретение позволило ученым внедриться в тайны микромира. В XIX в. в биологии были сделаны крупнейшие теоретические обобщения, создана клеточная теория, установлены основные закономерности наследственности и изменчивости. Переворот в биологии произвело учение Ч. Дарвина о закономерностях эволюции.
В последние десятилетия значительно расширилось использование достижений биологической науки в различных областях социальной жизни, существенно возросла ее роль в формировании культуры личности и общества в целом. В настоящее время биология стала основой для определения оптимальных способов воздействия человека на природу, для разработки мер в целях сохранения и укрепления здоровья человека, увеличения продолжительности его жизни. Исследования в области молекулярной биологии и биотехнологии показали, что на основе познания возможно не только изменение и преобразование природы, на ее сохранение и даже воссоздание. Сегодня стало возможным получение генетических копий существующих индивидов млекопитающих и идентификации личности на основе изучения хромосомного набора клетки. Взаимодействие биологии с другими сферами культуры порождает новые области знания: биоэтику, биополитику, биоэстетику.
Основными задачами современной биологии являются: выявление общих свойств живых организмов, объяснение причин их многообразия, раскрытие связей между строением организмов и условиями окружающей среды, выяснение проблем возникновения и развития жизни и др.
Целью работы является изучение основ систематики в разноуровневой возрастной интерпретации.
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Изучить историю систематики живых организмов.
2. Выявить основные понятия систематики организмов и системы органического мира....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Первые попытки классифицировать формы жизни были предприняты в античном мире (Гептадор, Аристотель, Теофраст и др.). Все живое подразделялось на растения и животные. В связи с выделением новых царств возникли искусственные (К. Линней и др.), затем естественные и филогенетические системы (Дарвин, Геккель, Тахтаджян и др.).
2. Основные понятия систематики организмов связаны с их таксономией и классификацией, конечным результатом которых является построение системы.
Наименование и описание таксонов регламентируется правилами номенклатуры, учрежденными международным кодексом.
Современные системы органического мира делятся на 2 группы. Традиционные филогенетические системы отражают тенденцию наименьшего дробления органического мира, признания целесообразности минимума царств. Они основываются на признаках сходства организмов, считая нецелесообразными попытки уложить все существующее многообразие организмов в жесткую систему, так как любые искусственные разграничения нарушают естественные связи между организмами.
Альтернативные системы основываются на признаках различия организмов, претендующих на уникальное место в иерархии живых форм, наиболее полно отражая существующее многообразие типов жизни.
3. Изучение понятий по систематике согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 классах авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова (2012 г.) идет от общебиологических к частным, заканчиваясь изучением эволюционных закономерностей.
Основные понятия 5 класса (по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию») - общебиологические (биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма). Из систематических понятий рассматриваются единицы классификации и их иерархия (вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство).
В курсе биологии 6-го класса «Живой организм» рассматриваются одни и те же биологические процессы (например, дыхание и т. п.) на разных уровнях организации живой материи, у представителей разных таксономических групп. У учащихся формируется система знаний о биологических процессах и явлениях, складывается целостное представление об органической и неорганической природе и развиваются учебные умения и навыки: способность сравнивать, анализировать, выделять главное и т. п.
Программа 7-го класса посвящена систематике. Соблюдая дидактические принципы, авторы отобрали учебный материал с учетом особенностей возрастного восприятия.
Традиционна программа курса для 8-го класса «Человек», но в нем дополнительно раскрывается исторический, гуманитарный и
систематический аспект знаний о человеке - четкая ориентация в таксономических категориях и таксонах (вид, отряд, класс, семейство).
Программа для 9-го класса посвящена изучению общебиологических закономерностей (метафизическая концепция, эволюционные теории и др.) и экологическому просвещению учащихся, которые должны разбираться в таких понятиях как родство, общность происхождения и эволюция растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
Переход на обучение по новым учебникам концентрической программы, согласно новой концептуальной линии в биологии, позволит углубить знания и избежать перегрузки учащихся через раннее введение основных теоретических положений, обучение по спиральному принципу.
4. Разработан факультатив «Занимательная систематика» для 5-6 классов.


1. Багоцкий С.В. Революция в систематике // Химия и жизнь, 2010.
2. Биологический энциклопедический словарь. М., 1986. 832 с.
3. Биология: жизнь, гены, клетка, онтогенез, человек. Т. 1. М., 2001. 57 с.
4. Бурзин М.Б. Древнейший хитридиомицет (Mycota, Chytridiomycetes incertae sedis) из верхнего венда Восточно-Европейской платформы // Фауна и экосистемы геологического прошлого. М.: Наука, 1993. 125 с.
5. Воронцов Н.Н. Системы органического мира и положение животных в них // Зоологический журнал, 1987. Т. 66. Вып. 11-12. С. 7 -12.
6. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира. М.: Просвещение, 1991. 368 с.
7. Высшие уровни (до классов включительно) классификации царства ANIMALIA (Животные) - система В.В. Малахова. М.: МГУ, 2003.
8. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. / Под ред. Р. Сопера. М.: Мир, 2004. 1066 с .
9. Зимняя И.А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И.А. Зимней. М., 2003.
10. Захваткин Ю.А. Курс общей энтомологии. М.: Агропромиздат, 1986, 356 с.
11. Заренков Н.А. Лекции по теории систематики. М., 1976. 15 с.
12. Иванов А.В. Происхождение многоклеточных животных. Л., 1968. 185 с.
13. Кержнер И.М., Коротяев Б.А. Прошлое, настоящее и будущее таксономии // Фундаментальные зоологические исследования. Теория и методы. М.; СПб.: Тов-во научных изданий КМК, 2004.
14. Клюге Н.Ю. Современная систематика насекомых. Принципы систематики живых организмов и общая система насекомых с классификацией первичнобескрылых и древнекрылых. СПб.: Лань, 2000.
15. Козо-Полянский Б.М. К модернизации системы растительного мира // Труды Воронежс. гос. ун-та, 1949. Т. 15....65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ