Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы изучения фразеологических оборотов на уроках русского языка в начальной
школе 7
1.1. Изучение фразеологических оборотов как компонент работы над
словарем младших школьников 7
1.2. Фразеологический оборот как предмет изучения в
лингвистике 17
1.3. Изучение фразеологических оборотов в начальной школе 24
Вывод 37
Глава 2. Методические основы изучения фразеологических оборотов на уроках русского языка в начальной школе 39
2.1. Традиционные упражнения, направленные на изучение
фразеологических оборотов на уроках русского языка в начальной школе 39
2.2. Актуальный уровень владения младшими школьниками
фразеологическими оборотами 45
2.3. Изучение младшими школьниками фразеологических оборотов
посредством комбинированных упражнений 59
Вывод 65
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение 75
С детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Богатый и могучий, поистине волшебный русский язык дан человеку во владение. Внимательное отношение к своей и чужой речи, понимание всех оттенков слова, владение языковой культурой - это задача современного общества. Чтобы хорошо говорить, нужно хорошо знать язык, на котором говоришь. Лучше и говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурой речи. Слушая других, можно заметить в их речи много интересного, а главное - научиться отличать меткое русское слово от словесного сорняка.
Фразеологизмы являются одним из источников обогащения русского языка. Нужно уметь правильно подбирать фразеологизмы, это является необходимым условием яркой, выразительной и точной речи.
Понимание устойчивых выражений, а так же их правильное употребление в речи считается одним из показателей совершенства речевого мастерства и высокого уровня языковой культуры. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли. В начальной школе изучению фразеологизмов уделяется недостаточно внимания.
В начальной школе на изучение фразеологизмов отводится лишь 5 часов. Этого недостаточно для того, чтобы осознанно применять в своей речи устойчивые выражения и обогащать свой лексический запас. А ведь овладение фразеологией является необходимым условием глубокого овладения языком, его тайнами и богатством.
Чем раньше мы начнем постигать секреты родного языка, тем быстрее и глубже сможем овладеть и постигнуть национальную культуру. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо иметь достаточный словарный запас, частью которого и является фразеология.
В повседневной жизни, сталкиваясь с фразеологическими оборотами, многие люди даже не замечают этого. Они не умеют правильно употреблять фразеологизмы в речи, потому что не знают их значений.
Использование фразеологических оборотов в речи позволяет четко, точно, кратко и метко выразить мысль, чувство, свое отношение к фактам и действительности. Без фразеологии язык неполон, лишен своего «аромата». Отшлифованные веками, фразеологизмы оказываются лучшим образцом для оформления собственных мыслей. Помочь младшему школьнику овладеть этим богатством, хотя бы частично - задача школы.
Большое внимание фразеологическому материалу уделял К. Д. Ушинский, он считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с “Азбуки”, с тем, чтобы “ребенок взглянул на предметы... зорким глазом народа и выразился его метким словом”.
Изучение фразеологизмов является неотъемлемой частью работы по культуре речи, определению содержания и методике проведения которых уделяется сейчас большое внимание по причине низкого уровня речевой культуры учащихся. Речь учеников зачастую характеризуется малой выразительностью, неуместным и неточным употреблением языковых средств. Поэтому необходимо обучать младших школьников не только правильному, но и целесообразному выбору средств языка при построении собственных высказываний. В начальной школе соответствующая работа должна быть направлена не только на усвоение определённых знаний, но и на развитие языкового чувства учащихся, языковой интуиции, на накопление ими положительного речевого опыта. Достижению этих целей и будет способствовать, в частности, работа с фразеологическими оборотами, введение их в словарный запас учащихся....
Фразеология (англ. Phraseology, phrasis - "выражение", logos - "наука") - лингвистическая дисциплина, изучающая устойчивые (постоянные) сочетания слов с полностью или частично переосмысленным значением. Фразеология изучает только такие существующие в речи сочетания слов, общее значение которых не равно сумме отдельных значений слов, составляющих фразеологический оборот («дать на лапу» - дать именно взятку, а не что-либо иное.)
Фразеологизм или фразеологический оборот (фразеологическая единица) - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание, выполняющее функцию отдельной лексической единицы. Фразеологизм употребляется как целое, готовое сочетание слов, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри перестановки своих частей. [50.Толковый словарь русских существительных / Под ред. Л. Г. Бабенко. — М. : АСТ-Пресс Книга, 2013. — 864 с.]
К сожалению, программа в начальной школе не предусматривает специальных уроков для изучения фразеологии. В первом, втором и третьем классах на изучение фразеологических оборотов отводится всего 5 часов. Этого очень мало для того, чтобы учащиеся обогащали свой лексический запас и осознанно применяли в своей речи устойчивые выражения.
Понимание устойчивых выражений и их правильное употребление считается одним из показателей высокого уровня языковой культуры. Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче он выражает свои мысли.
Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и математики, и музыки и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературного чтения.
Работа над фразеологией в начальной школе крайне необходима, так как она является одним из средств расширения кругозора учащихся, повышения культуры речи и формирования образности речи младших школьников.
С целью ввода фразеологических оборотов в словарь младших школьников предусмотрены следующие упражнения: составление
предложений и текстов с указанным фразеологизмом; подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста; подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту. Как приём, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендуется использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом.
Проведя экспериментальные задания в двух классах 2 «В» и 2 «Е» и проанализировав все полученные данные, выяснилось, что наибольшая часть учащихся выполнили задания на среднем и низком уровнях, что показывает затруднения в знании и понимании фразеологических оборотов.
Учащиеся плохо понимают значения фразеологических оборотов, так как в их крайне мало в активном словаре младших школьников.
Анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по теме исследования и результаты проведенного констатирующего среза позволили разработать комплекс комбинированных упражнений, направленных на совершенствование словаря младших школьников, а также знание, понимание и исправление ошибочного понимания фразеологических оборотов.
В процессе создания комплекса учитывались ошибки, допущенные учащимися вторых классов в специальных заданиях.
Комплекс упражнений рассматривается как «совокупность типов, родов и видов упражнений, объединенных между собой по назначению, материалу и способу их выполнения». [50. Толковый словарь русских существительных / Под ред. Л. Г. Бабенко. — М. : АСТ-Пресс Книга,
2013. — 864 с.]
Сформированный комплекс состоит из упражнений, распределённых на блоки. Кроме упражнений в разработанный комплекс входят небольшие по объему тексты, ориентированные на умение детей выявить и объяснить фразеологический оборот.
Представленные упражнения предлагаются учащимся вторых классов на уроках русского языка, как для коллективной, так и для индивидуальной работы. На каждом уроке рекомендуется выполнять по одному заданию.
Таким образом, считаем, что представленный комплекс упражнений окажется результативным и окажет положительный эффект при изучении фразеологических оборотов младшими школьниками.
1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. - М.: высшая школа, 2010. - 726с.
2. Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи : учебник / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. - М. : Академия, 2014. - 319с.
3. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Основы теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии. - Ростов-на-Дону: «Арт+», 2007.- 215с.
4. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 191с.
5. Белова Р.А. Размышления о работе с младшими школьниками по русской народной тематике.//Начальная школа - 2008. -№2. -с.51-53
6. Бережных Е.В., Ташкова Н.Л. Синонимы и антонимы.//Начальная школа - 2012. -№3
7. Берестнёва Е.В. Проектная деятельность учащихся начальной школы. -2011. -№6. -с.15-16
8. Васильева А.Н. Основы культуры речи. -М.: Мысль, 2013. -456с.
9. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону: Педагогика начальных классов, 2005. -576с.
10. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века». Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. -М.: Вентана
• Граф, 2005г.
11. Виноградова Н.Ф. Современный урок - удивление, удовольствие, усилие, успех! // Начальная школа. - 2005. -№3. -с.56.
12. Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся.
• М.: Центральное издательство. -2015г.
13. Вопросы семантики фразеологических единиц. На материале русского языка./Под ред. В.П. Жукова. - Новгород, 2012.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии. / Под ред. В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 2002.
• 504с.
15. Гаврин С.Г. Фразеология современного русского языка.- Пермь: «Академикус»,2013.-540с....60