Введение 3
Глава I. Метод проектной деятельности в современном школьном образовании в РФ 12
1.1 Нормативно-правовые основы регулирования современного школьного
обучения в РФ 12
1.2 Теоретическая основа метода проектной деятельности 20
1.3 Особенности проектной деятельность на уроках истории в 10 классах ... 29
Глава II Анализ школьных учебников и УМК в рамках реализации проектной деятельности 37
2.1 Тема политической ссылки по национальному признаку в школьных
учебниках истории 37
2.2 Сравнительный анализ метода проектной деятельности с другими типами
организации изучения темы политической ссылки в Красноярский край в ХХ веке 52
Глава III Практическая реализация метода проектов с учетом выявленных методических особенностей 58
3.1 Процесс и результаты апробации применения метода проектной
деятельности при изучении темы политической ссылки в Красноярский край в ХХ веке 58
3.2 Примерный план проекта по теме политическая ссылка в Красноярский
край в ХХ веке, с учетом выявленных методических особенностей 64
Заключение 70
Библиографический список 73
Отвечая на объективные вызовы меняющейся действительности, требующие основательных инвестиций в человеческий капитал, путем интенсификации и улучшения качестве образования, всестороннего развития личности, современные требования, действующие в Российской Федерации в сфере образования, требуют помимо крепкого освоения самой учебной дисциплины ещё и получения различных личностных, метапредметных и предметных компетенций и результатов.
На наш взгляд, наилучшей методикой, узконаправленной на реализацию таких компетенций как самостоятельный поиск информации, организация и стимулирование познавательной деятельности, самоорганизация учебной работы обучающегося является организация проектной деятельности. Ее конкурентным преимуществом является высокая степень самостоятельности учебной деятельности обучающихся, исследовательская составляющая проектной деятельности и качественный продуктивный характер получаемых результатов.
Для теоретического рассмотрения и последующего практического применения, в качестве темы, в рамках которой будет применяться метод проектной деятельности, нами выбрана политическая ссылки в Красноярском крае в ХХ веке.
Выбранная нами тема в рамках курса «История России рассматривается в 10 классе общеобразовательной школы, либо в рамках курсах «История Красноярского края» в 9 классе.
Обратим внимание, что данная тема может быть освящена как через общие процессы массовых репрессий в СССР или через призму меняющейся национальной политики в СССР, так и в рамках отдельной темы курса «История красноярского края». ФГОС ставит перед системой образования на региональном уровне задачу качественного изучения истории своего региона, ее идентичности.
Как организация работы с отдельными темами общего курса истории России, где имеется или может вводится значительный региональный компонент соответствующий выбранной нами темы, так и в курсе истории родного края, данная тема, несмотря на нее декларируемую во ФГОС и ИКС важность, освещена слишком поверхностно либо не освещена вовсе. Так же, предположительно, стоит рассчитывать на высокую личную вовлеченность учащихся в процесс создания проекта, в виду реальной связи общенациональной истории с историей своих родственников или предков, практической значимости итогового продукта на личностном и учебном уровнях.
Таким образом, актуальностью нашего исследования является возможность по средствам проектной деятельности обеспечить наилучшее усвоение рядя важнейших компетенций в процессе реализации регионального компонента школьного курса истории России с акцентом на личной практической заинтересованности учащихся в конечном продукте на основе темы политической ссылки в Красноярский край в ХХ веке.
Начиная обзор научной литературы, посвященной методу проектной деятельности, хотелось бы начать с советских изысканий по этому вопросу. Метод проектов был важным, и даже можно сказать важнейшим звеном в концепции нового народного образования. Реализуя задачу создания решительно и качественно новой системы образования, советские методисты вооружились новым и перспективным методом. П.Ф. Каптерев в своей монографии «Дидактические очерки», одним из первых отечественных педагогов декларирует идею приоритетной важности умений, навыков, способностей, а не самих теоретических знаний.1 П.П. Блонский в ряде своих работ, таких как «Задачи и методы народной школы» и «Трудовая школа» отстаивает концепцию практически непрерывной практической деятельности обучающихся.2 Вахтеров В. П. в своей работе «Основы новой педагогики» отстаивает метод самостоятельного эксперимента, как один из наилучших для процесса обучения. Приоритетную важность и первоочередную значимость методов проектной деятельности отставили А.С Макарено, С.Т Шацкий как непосредственно в процессе своих педагогических экспериментов, так и в ходе теоретической систематизации полученных результатов. Отдельно стоит отметить работы С.Т Шацкого и такие его труды как «Изучение жизни и участие в ней (по поводу программ ГУСа)»; «Опыт применения программ ГУСа в школах I ступени. О работе над программами. Педагогические сочинения в 4-х томах» и другие. Так же взгляды Шацкого на тему проектной деятельности широко представлены в двухтомнике «Избранные педагогические сочинения в 2-х томах / С.Т. Шацкий». Также необходимо отметить «Педагогические сочинения в 10 томах / Н.К.Крупская; под ред. Н.К Гончарова», где собраны оценки, взгляды и рассуждения в том числе относительно метода проектной деятельности, где она наряду с главными педагогическими мыслителями отставила важность проектной деятельности. В конечном итоге все это привело к тому, что в Программе Единой Трудовой школы I ступени комплексно-проектная работа и метод проектов объявлены чуть ли не панацеей, способной в полной мере решить, как воспитательные, учебные так и идеологические задачи.3 Стоит оговориться, что советская школа 20-30 годов мыслилась как школа трудовая, с уклоном на естественнонаучные области знания имеющие практическое значение в труде. Многие гуманитарные дисциплины, в том числе и история не просто не являлись местом внедрения проектной деятельности, но и не были представлены вовсе в рамках школьного курса. Уже к концу 30-х. ряд авторов выступают с критикой данного подхода. А.М. Байрамкулов в предисловии к написанному им учебника по родному языку, перекладывает всю вину за низкий уровень образования на излишний упор на проектную деятельность. Или С.А. Каменев в книге «Советская трудовая школа» выступает с критикой Дьюи, американского педагога, идеи которого и были с энтузиазмом восприняты и развиты советскими педагогами. Однако критика эта носит не предметный характер, избегает вопроса о самой методологии, акцентируя внимание лишь на ее идеологическом деструктивном характере. Однако, шквала подобной критики, на фоне явных неудач в процессе кардинального переустройства образования, оказалось достаточным, чтобы в 1931 году в постановлении ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе» система комплексов-проектов была осуждена и фактически попала под запрет....
Цель, поставленную в рамках данной работы мы считаем достигнутой.
На основании анализа нормативно-правовой базы, теоретической информации, методических разработок, учебных пособий и практического опыта применения метода проектной деятельности, мы пришли к выводу, что метод проекта является одним из самых актуальных и целесообразных в применении из арсенал методических практик педагога, применительно к обозначенной теме.
Требования ФГОС по формированию таких личностных компетенций как умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, освоить умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, в совокупности с необходимостью должным образом отразить региональный компонент в школьном курсе истории подталкивает педагога к применению метода проектной деятельности. Исходя из максимизации возможностей, ограниченностью временных ресурсов использование метода проектной деятельности при изучении темы политической ссылке в Красноярский край в ХХ веке является практически безальтернативной. Такой подход не только удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым государственного образования, но и дает педагогу, использующему метод проектной деятельности ряд преимуществ.
Однако, исходя из материалов данного исследования, становится очевидным, что применения метода проектной деятельности в том числе и по конкретной теме, не только требует высокого уровня квалификации педагога его использующего, но и тщательной методической проработке предстоящей деятельности.
Методические особенности, и рекомендации к ним выявленные и сформулированные нами в ходе данного исследования можно свети к следующему:
1) Учет особенностей метода проектной деятельность. Анализ педагогической ситуации и педагогических задач, в контексте целесообразности применения метода проектов. Стоит помнить, что метод проектов очень трудоемкая и специфическая методика, зачастую решающая очень большой объем и спектр задач. Не всегда применения данного метода оправдано текущей ситуацией.
2) Залог успеха при применении метода проектов кроется в тщательной и объемной аналитической работе предшествующей началу составления плана будущего проекта. Только учет особенностей учебного коллектива, индивидуальности каждого ребенка позволит правильно реализовать метод проектной деятельности и максимизировать результаты от его использования.
3) Обязательность практической, реальной личностной и педагогической значимости, высокая доля самостоятельности. Проектный метод не должен превратиться в имитацию проектной деятельности, в ситуации, когда специфика класса, материала и т.д. не способствует применению метода проектов от него следуют отказаться в пользу других методик. Точно так же, как и не стоит подменять проектную деятельность простой реферативной работой, «продукт» которой мало того, что не интересен и не нужен учащемуся, так еще и не имеет ни исследовательского, ни творческого, ни прикладного значения.
4) Системный комбинированный характер проектной деятельности при изучении темы политической ссылки в Красноярский край в ХХ веке. Данный способ применения метода проектов к конкретной теме видеться нам единственно возможным. Целесообразность именно такой формы для иных тем предмет отдельного исследования, однако, что касается разработанной нами темы, комбинирование ведущих форм деятельности и прочих типов проектной деятельности кажется нам необходимым и обязательным.
Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что данное исследование может стать основой для будущих исследований в рамках рассмотрения применения метода проектной деятельности при изучении других тем отечественной, всемирной и региональной истории. Теоретическая и методическая база, общий анализ применения метода проектов на уроках истории, собранные в данной работе, являются хороший рабочей основой для будущих исследований. Помимо этого, конкретные методические рекомендации по применению проектного метода при изучении темы политической ссылки в Красноярский край в ХХ веке могут нести практический и прикладной характер в рамках педагогической деятельности, а также, стать основой для разработки других проектов по схожей тематике.
1. Историко-культурный стандарт // Концепция единого учебнометодического комплекса по Отечественной истории.
2. История России, ХХ - начало XXI века. 9 класс. Шестаков В.А., Горинов М.М. и др. Под ред. Сахарова А.Н. 7-е изд. - М.: 2011
3. История России, XX - начало XXI века. 11 класс. (базовый уровень). Волобуев О.В., Кулешов С.В. Под ред. Данилевского И.Н. 4-е изд., стер. - М.: 2009. - 335 с
4. История России. 9 класс. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. М.: 2012. - 352 с.
5. История России. 10 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций в 3 ч. Ч. 1 / [М. М Горинов, А. А Данилов, М. Ю Маруков и др.] ; под ред. А. В Торкунова. - М, : Просвещение, 2016. - 175 с. : ил., карт.
6. История России : начало XX — начало XXI в. 10 кл. : учебник / О. В. Волобуев, С. П. Карпачёв, П. Н. Романов. — М.: Дрофа, 2016. — 367 с. : ил., карт.
7. Новые программы единой трудовой школы I ступени: I, II, III, IV годы обучения. - М.: «Работник просвещения», 1924. - 128 с.
8. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от
29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации».
Литература
10. Алексюк, А.Н. Развитие теории общих методов обучения в советской педагогике (1917-1971 гг.): автореф. дис. . д-ра пед. наук: (13.00.01) / Алексюк Анатолий Николаевич. Киев, 1973. - 93 с.
11. Бердинских В.А Спецпоселенцы: Политическая ссылка народов советской России. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - 768 с., ил.
12. Блонский, П. Задачи и методы народной школы / П. Блонский // Вестник воспитания. - М., 1916. - №1. - С. 1-36 ; №2. - С. 1-35.
13. Бычкова, Л.В. Социальное проектирование в основной школе: особенности методической подготовки учителя / Л.В. Бычкова. - С.10-19
14. Гудкова, Т.В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории / Т.В. Гудкова // Наука и школа. - 2014. - №1. - С. 116 - 119.
15. Дённингхаус Виктор В тени «Большого брата». Западные национальные меньшинства в СССР. 1917—1938 гг. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2011....54