Приверженность здорового образа жизни обеспечивает правильное развитие детей и подростков, нормальное функционирование и четкое взаимодействие всех органов и систем организма, обеспечивается охрана нервной системы от переутомления, повышается сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивается высокая работоспособность на протяжении учебного дня. Более того, ведение ЗОЖ позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки. Все это в совокупности способствует гармоничному развитию детей и подростков.
Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения технике классических лыжных ходов школьников 11-13 лет 8
1.1. Индивидуальный подход и основные этапы подготовки обучающихся 11-13 лет
в лыжных гонках 8
1.2. Особенности обучения технике классических способов передвижения на лыжах обучающихся 11-13
лет 14
1.3. Организация уроков физической культуры по обучению технике классических лыжных ходов школьников 11-13 лет 35
ГЛАВА 2. Организация и методы исследования 48
2.1. Организация исследования 48
2.2. Методы исследования 49
ГЛАВА 3. Экспериментальная работа по обучению технике лыжных ходов школьников 11-13 лет на основе индивидуального
подхода 53
3.1. Комплекс упражнений для обучения технике лыжному ходу школьников 11-13 лет 53
3.2. Проверка эффективности применения комплекса упражнений при обучении технике лыжных ходов школьников 11-13 лет 62
Заключение 67
Список использованных источников 69
Современный этап развития общества сопровождается технологизацией, что, неизбежно, влечет за собой снижение физической активности, и как результат ухудшение здоровья и снижение общего уровня физического развития человека. Изменения экологического и социального развития, компьютеризации привели к разрыву между социальными и биологическими факторами, к различным отклонениям в состоянии здоровья. Гиподинамия, обусловленная малоподвижной сидячей работой, может привести к различным заболеваниям, таким как: ожирение, сердечно-сосудистые заболевания, диабет, заболевание нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Чтобы избежать этих проблем, важно включать физическую активность в свой ежедневный режим. Это могут быть занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, езда на велосипеде или даже простые упражнения в домашних условиях. Таким образом, несмотря на все преимущества современных технологий, важно помнить о необходимости поддержания здорового образа жизни и физической активности.
Физическая культура и спорт являются эффективными средствами формирования гармонично развитой личности. Они помогают повышать и вырабатывать все внутренние ресурсы человека на достижении поставленной цели, повышая его работоспособность. Одной из приоритетных задач современного общества является создание благоприятных условий для роста и развития детей и подростков, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Для решения этой задачи и в соответствии с Планом действий по модернизации общего образования, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р [31], во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования.
ФГОС нового поколения предусматривает формирование физической культуры школьника не через оценку, а вовлеченность в двигательную деятельность. В основу этого решения были положены результаты ряда исследований, указывающих на то, что акцент на сдачу контрольных нормативов без учета вовлеченности школьников в занятия физическими упражнениями является одним из факторов снижения их интереса к физической культуре.
Между тем, Указом Президента Российской Федерации от 24.03.2014 г. № 172 [32] «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» официально введен в действие с 1 сентября 2014 года Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», который предусматривает обязательную сдачу школьниками контрольных нормативов по физической подготовке [33].
Смысл программы заключается в том, чтобы привить населению любовь к тренировкам, заботе о собственном здоровье, физическом благополучии. Человек должен с малых лет интересоваться физической культурой, воспитывать в себе твердый характер, стремиться к гармонии духа и тела. Уроки физкультуры в школах помогают юным спортсменам всесторонне развиваться, учат упорству, помогают осуществить “перезагрузку” после занятий за партой.
В программу ГТО входит норматив: передвижение на лыжах, которое считается одним из важнейших средств физического воспитания для детей школьного возраста.
Лыжный спорт - понятие более широкое: он включает и лыжную подготовку как первую ступень занятий лыжным спортом. Лыжный спорт имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение, является важной составной частью системы физического воспитания, оказывая самое разностороннее влияние на организм занимающихся.
Лыжная подготовка - обязательный раздел физического воспитания в учебных заведениях. Лыжная подготовка - это обучение основам техники передвижения на лыжах, достижение нормативных показателей и приобретение теоретических знаний в соответствии с программами физического воспитания.
Во время занятий лыжными гонками воспитываются морально-волевые качества, упорство, трудолюбие, дисциплинированность, способность к преодолению трудностей, создаются предпосылки для физического и психического здоровья учащихся, что особенно важно в подготовке детей и подростков к трудовой деятельности.
Физическую нагрузку при занятиях на лыжах легко дозировать в различных диапазонах как по характеру воздействия, так и по объему и интенсивности в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.
При передвижении на лыжах задействованы все основные группы мышц рук, ног и туловища, что положительно влияет на организм. Большой объем мышечной работы, связанной с лыжной подготовкой, способствует развитию мускулатуры, укреплению мышц брюшного пресса и уменьшению жировой ткани. Кроме того, лыжная подготовка также способствует укреплению сердечно-сосудистой системы, улучшению дыхательной функции и повышению выносливости. Это особенно важно для детей, которые проводят много времени за компьютером или в помещении, так как ходьба на лыжах позволяет им активно двигаться на свежем воздухе.
Регулярные занятия на лыжах на свежем воздухе способствуют развитию у обучающихся таких качеств, как выносливость, сила, ловкость, гибкость и быстрота. На нервную систему, красота окружающей природы оказывает положительное влияние и способствует психологической разгрузке, обеспечивая высокую умственную и физическую работоспособность.
Таким образом, зимний вид спорта оказывает положительное влияние на организм школьников и является одним из лучших способов физической активности, поэтому исследование в области лыжной подготовке ее обучения в технике классических ходов является столь актуальным.
Мы определили для работы следующий возрастной период обучающихся 11-13 лет, поскольку, именно на данный возраст приходится самый большой объем учебного материала.....
1. В результате теоретического анализа и практического опыта в области лыжной подготовки было выявлено, что в современных условиях, когда все сферы жизни общества претерпевают качественные изменения, требования к физической подготовленности человека возрастают. Это необходимо практически во всех сферах деятельности. Лыжная подготовка является одним из важнейших средств физического воспитания для гармоничного развития и укрепления здоровья детей школьного возраста. Именно поэтому исследование, посвященное обучению технике классических ходов лыжной подготовки, является столь актуальным.
2. В ходе работы были изучены физиологические особенности развития организма в возрасте 11-13 лет, выявлены сенситивные периоды, способствующие пониманию и правильному составлению, подходящего комплекса упражнений технике классических лыжных ходов.
3. Разработан комплекс упражнений для обучения технике лыжных ходов школьников 11-13 лет, который должен способствовать повышению уровня технической подготовки у обучающихся. По результатам в начале исследования уровень технической подготовки в контрольной и экспериментальной группах был примерно одинаковым, после применения разработанного комплекса на обучающихся , разница между контрольной и экспериментальной группах значительно увеличилась.
4. Эффективность разработанного нами комплекса упражнений, направленного на техническую подготовку, было выражено в результатах, которые сравнивались между контрольной и экспериментальной группах. Результаты тестирования имитация классическим попеременным двухшажным лыжным ходом на месте, прирост показателей контрольной группы составил 12%, а экспериментальная группа улучшилась более значительно на 38%. Результаты тестирования бег 500 метров классическим попеременным двухшажным лыжным ходом, прирост показателей контрольной группы улучшился на 1%, в экспериментальной группе прирост показателей составил 5%. Сравнив данные контрольной и экспериментальной группы Т критерий при P=0,05 выше табличного значения, что значит гипотеза достоверна.
1. Багнетова Е. А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций / Е.А. Багнетова. — М.: Феникс, 2019. — 256 с.
2. Баталов А.Г., Раменская Т.И., Бурдина М.Е., Сенатская В.Г. - М.: «Буки Веди», 2018 - 210 с.
3. Бисярина В.П. Анатомо-физиологические особенности детского организма[Текст] / В.П.Бисярина. - М.: Медицина, 2009. - 224 с.
4. Большая Советская Энциклопедия /Под ред.А.М. Прохорова. - М., 1972. - Т.8 Дебитор - Евкалипт. 592 с
5. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений.- М.:Издательский центр "Академия", 2000. С. 118-121.
6. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений.- М.:Издательский центр "Академия", 2000. С. 121-124.
7. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учебное пособие / Казань, КФУ, 2019. - 166 с..
8. Донской Д.Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника-гонщика. - М.: ФиС, 1971. - 45 с.
9. Иванова В.Н. Техника и методика обучения способам передвижения на лыжах : учебное пособие / В.Н. Иванова, О.П. Дитятев, А.В. Блажко. - Барнаул: Изд- во ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России, 2020. - 104 с.
10. Калмыков С. Г., Асербеков О. У., Бирюков А. А. Методические основы занятий по лыжной подготовке : учебное пособие / С. Г. Калмыков, О. У. Асербеков, А. А. Бирюков; [Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова]. - Саратов : СГАУ им. Н.И. Вавилова, 2018. - 107 с.
11. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. - Казань, 1982. 224с.
12. Косилов С.А. И.М. Сеченов—основоположник физиологии труда // Гигиена и санитария. 1954. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/i-m-sechenov- osnovopolozhnik-fiziologii-truda (дата обращения: 30.02.2023).
13. Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебн. пос. для вузов / В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур. - строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2018 - 219 с. ISBN 978-5-528-00112-8
14. Лыжная подготовка в программе Вуза: методическое пособие /Сост. Болотников А.А, Сальникова О.В. - Казань, 2019 - 105 с.
15. Лыжная подготовка студентов в вузе : учеб. пособие / Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019 — 124 с....37