ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕДМЕТНО-ЯЗЫКОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ (CLIL) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 4
1 Теоретические предпосылки организации интегрированных уроков по иностранному языку в младшей
школе 7
1.1 Предметно-языковой интегрированный подход и его ключевые
характеристики 7
1.2 Метод полного физического реагирования и его ключевые
характеристики 11
1.3 Возрастные особенности психики, мышления и восприятия младших
школьников 16
Выводы по главе
1 23
2. Опытно-экспериментальная работа по реализации технологии предметно-языкового интегрированного обучения на примере двух уроков по
теме «My best
friend!» 24
2.1 План-конспект интегрированного урока английского языка и физической культуры в начальной школе с использованием предметно-
языкового интегрированного
подхода 24
2.2 Анализ и оценка эффективности проведенных
уроков 33
Выводы по главе
2 37
Заключение 38
Список использованных источников 42
Приложение А 44
Приложение Б 45
Приложение В 46
1 Теоретические предпосылки организации интегрированных уроков по иностранному языку в младшей
школе 7
1.1 Предметно-языковой интегрированный подход и его ключевые
характеристики 7
1.2 Метод полного физического реагирования и его ключевые
характеристики 11
1.3 Возрастные особенности психики, мышления и восприятия младших
школьников 16
Выводы по главе
1 23
2. Опытно-экспериментальная работа по реализации технологии предметно-языкового интегрированного обучения на примере двух уроков по
теме «My best
friend!» 24
2.1 План-конспект интегрированного урока английского языка и физической культуры в начальной школе с использованием предметно-
языкового интегрированного
подхода 24
2.2 Анализ и оценка эффективности проведенных
уроков 33
Выводы по главе
2 37
Заключение 38
Список использованных источников 42
Приложение А 44
Приложение Б 45
Приложение В 46
Стандарты современного образования предъявляют ряд новых
требований к процессу обучения иностранным языкам в основной школе.
Главной отличительной особенностью новых стандартов от предыдущих является практическая направленность обучения, а также его деятельностный и проблемный характер. Если раньше обучение, по большей части, заключалось в усвоении определенной суммы теоретических знаний обучающимися, а учитель в такой модели обучения являлся лишь транслятором знаний, то на данный момент, обучение несет практический характер. Сейчас оно направлено, в первую очередь, на формирование и развитие знаний, умений и навыков практической направленности, необходимых обучающимся в их жизнедеятельности, именно в этом и заключается суть деятельностного подхода. В контексте обучения иностранным языкам данная направленность предполагает ориентацию не на заучивание грамматических конструкций и обширного количества лексики, а на обучение использованию иностранного языка как средства общения в развивающемся мире. Роль учителя тоже изменилась, теперь он - наставник, помощник и дирижер в оркестре образования. Деятельностный подход дает возможность младшим школьникам лучше воспринимать и запоминать информацию, когда знания связываются с конкретными событиями и умениями, приобретенными на уроке.
Методика CLIL - во многом о межпредметных связях, о том, как достигнуть единства и целостности всей образовательной программы, воспитать всесторонне развитое поколение.
К сожалению, современное состояние здоровья и демографические показатели граждан Российской Федерации вызывают закономерную тревогу. По данным Министерства образования и науки РФ за последние годы происходит заметный рост заболеваемости среди детей и подростков.
Актуальность данного научного исследования заключается в всестороннем развитии подрастающего поколения и увеличении эффективности преподавания. Внедрение интегрированных уроков английского и физической культуры в начальных классах поможет детям восполнить недостаток физической активности и развить моторику и пространственное мышление. Игры, песни и танцы помогут запомнить лексику, а также развить навыки общения и критического мышления. Младший школьный возраст идеален для формирования у детей здорового образа жизни. Метод полного физического реагирования и активные игры в уроке английского соответствуют потребностям детей и технологии CLIL.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) нацеливает на усиление мер формирования представления о здоровом образе жизни. В данном документе подчеркивается, что «укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни должны осуществляться на всех возрастных этапах развития личности». В статье 41 этого Закона указано, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся» [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»., с. 45-46]. Другими словами, каждое образовательное учреждение должно брать на себя ответственность за охрану и укрепление здоровья школьников. Вышесказанное убедительно указывает на необходимость усиления работы общеобразовательных школ по формированию потребностей у учащихся в здоровом образе жизни.
В связи со всеми вышеизложенными сведениями был разработан следующий аппарат исследования:
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в младшей школе.
Предмет исследования: особенности реализации технологии
предметно-языкового интегрированного обучения на примере уроков физической культуры и английского языка в младшей школе.
Цель исследования: Теоретическое обоснование, разработка и
апробация межпредметного интегрированного урока в четвертом классе (на примере предметов «английский язык» и «физкультура»).
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть сущность предметно-языкового интегрированного подхода и проанализировать требования, предъявляемые к преподавателям, работающим с применением данного подхода;
2. Рассмотреть метод полного физического реагирования как основу для интеграции учебных предметов «английский язык» и «физкультура»;
3. Дать разностороннюю характеристику психолого-педагогическим особенностям младших школьников;
4. Разработать и апробировать на практике авторские интегрированные уроки (английский язык+физическая культура) в четвертом классе;
5. Провести анализ и оценку эффективности проведенных уроков.
Методологической базой исследования являются положения, изложенные в трудах по теории предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) следующих авторов: Coyle, Mehisto, Met. И труды таких ученых, как: Давыдов В.В, Карабанова О.А., Розин В.М., Фищук В.В., Asher J., Richards J., Rodgers, T. и других.
Методами исследования в данной работе послужили метод критического анализа литературных источников, изучение нормативной базы, программной документации, моделирование условий предстоящей деятельности, практическая апробация.
База исследования - МБОУ СШ №27 г. Красноярска.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе на начальном этапе обучения общеобразовательной школы и подтверждается справкой о внедрении и апробации.
Апробация и внедрение результатов исследования были проведены на базе исследования в рамках прохождения учебно-педагогической практики.
Работа включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую части, выводы по главам, заключение и список использованных источников. Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи.
В первой главе исследования рассматриваются теоретические предпосылки организации интегрированных уроков по иностранному языку в младшей школе. Также раскрываются такие понятия, как предметноязыковой интегрированный подход и его ключевые характеристики, метод полного физического реагирования и его ключевые характеристики, возрастные особенности психики, мышления и восприятия младших школьников
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по реализации технологии предметно-языкового интегрированного обучения на примере двух уроков по теме «My best friend!», их анализу и оценке эффективности.
В заключении сделаны выводы по данной выпускной квалификационной
требований к процессу обучения иностранным языкам в основной школе.
Главной отличительной особенностью новых стандартов от предыдущих является практическая направленность обучения, а также его деятельностный и проблемный характер. Если раньше обучение, по большей части, заключалось в усвоении определенной суммы теоретических знаний обучающимися, а учитель в такой модели обучения являлся лишь транслятором знаний, то на данный момент, обучение несет практический характер. Сейчас оно направлено, в первую очередь, на формирование и развитие знаний, умений и навыков практической направленности, необходимых обучающимся в их жизнедеятельности, именно в этом и заключается суть деятельностного подхода. В контексте обучения иностранным языкам данная направленность предполагает ориентацию не на заучивание грамматических конструкций и обширного количества лексики, а на обучение использованию иностранного языка как средства общения в развивающемся мире. Роль учителя тоже изменилась, теперь он - наставник, помощник и дирижер в оркестре образования. Деятельностный подход дает возможность младшим школьникам лучше воспринимать и запоминать информацию, когда знания связываются с конкретными событиями и умениями, приобретенными на уроке.
Методика CLIL - во многом о межпредметных связях, о том, как достигнуть единства и целостности всей образовательной программы, воспитать всесторонне развитое поколение.
К сожалению, современное состояние здоровья и демографические показатели граждан Российской Федерации вызывают закономерную тревогу. По данным Министерства образования и науки РФ за последние годы происходит заметный рост заболеваемости среди детей и подростков.
Актуальность данного научного исследования заключается в всестороннем развитии подрастающего поколения и увеличении эффективности преподавания. Внедрение интегрированных уроков английского и физической культуры в начальных классах поможет детям восполнить недостаток физической активности и развить моторику и пространственное мышление. Игры, песни и танцы помогут запомнить лексику, а также развить навыки общения и критического мышления. Младший школьный возраст идеален для формирования у детей здорового образа жизни. Метод полного физического реагирования и активные игры в уроке английского соответствуют потребностям детей и технологии CLIL.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) нацеливает на усиление мер формирования представления о здоровом образе жизни. В данном документе подчеркивается, что «укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни должны осуществляться на всех возрастных этапах развития личности». В статье 41 этого Закона указано, что «организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся» [Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»., с. 45-46]. Другими словами, каждое образовательное учреждение должно брать на себя ответственность за охрану и укрепление здоровья школьников. Вышесказанное убедительно указывает на необходимость усиления работы общеобразовательных школ по формированию потребностей у учащихся в здоровом образе жизни.
В связи со всеми вышеизложенными сведениями был разработан следующий аппарат исследования:
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в младшей школе.
Предмет исследования: особенности реализации технологии
предметно-языкового интегрированного обучения на примере уроков физической культуры и английского языка в младшей школе.
Цель исследования: Теоретическое обоснование, разработка и
апробация межпредметного интегрированного урока в четвертом классе (на примере предметов «английский язык» и «физкультура»).
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Раскрыть сущность предметно-языкового интегрированного подхода и проанализировать требования, предъявляемые к преподавателям, работающим с применением данного подхода;
2. Рассмотреть метод полного физического реагирования как основу для интеграции учебных предметов «английский язык» и «физкультура»;
3. Дать разностороннюю характеристику психолого-педагогическим особенностям младших школьников;
4. Разработать и апробировать на практике авторские интегрированные уроки (английский язык+физическая культура) в четвертом классе;
5. Провести анализ и оценку эффективности проведенных уроков.
Методологической базой исследования являются положения, изложенные в трудах по теории предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) следующих авторов: Coyle, Mehisto, Met. И труды таких ученых, как: Давыдов В.В, Карабанова О.А., Розин В.М., Фищук В.В., Asher J., Richards J., Rodgers, T. и других.
Методами исследования в данной работе послужили метод критического анализа литературных источников, изучение нормативной базы, программной документации, моделирование условий предстоящей деятельности, практическая апробация.
База исследования - МБОУ СШ №27 г. Красноярска.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе на начальном этапе обучения общеобразовательной школы и подтверждается справкой о внедрении и апробации.
Апробация и внедрение результатов исследования были проведены на базе исследования в рамках прохождения учебно-педагогической практики.
Работа включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую части, выводы по главам, заключение и список использованных источников. Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи.
В первой главе исследования рассматриваются теоретические предпосылки организации интегрированных уроков по иностранному языку в младшей школе. Также раскрываются такие понятия, как предметноязыковой интегрированный подход и его ключевые характеристики, метод полного физического реагирования и его ключевые характеристики, возрастные особенности психики, мышления и восприятия младших школьников
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной работе по реализации технологии предметно-языкового интегрированного обучения на примере двух уроков по теме «My best friend!», их анализу и оценке эффективности.
В заключении сделаны выводы по данной выпускной квалификационной
Выводы, которые были получены в ходе анализа теоретической базы и эмпирического исследования следующие - внедрение интегрированных уроков английского и физической культуры в начальных классах даст детям возможность восполнить недостаток физической активности в течение дня и реализовать основные потребности в игре, в движениях, во внешних впечатлениях.
Таким образом, с одной стороны использование метода полного физического реагирования и активных игр на уроке английского языка в начальной школе очень схоже с средством реализации технологии CLIL, а с другой стороны, соответствует потребностям младших школьников.
Использование методики TPR для введения некоторых тем очень созвучно и во многом перекликается с интегрированным уроком физической культуры и английского языка как средством реализации технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в начальной школе.
Оценка проведённого исследования, описание его результатов следующие - в экспериментальной группе количество неудовлетворительных оценок уменьшилось до нуля, в среднем результаты заметно выросли. При средней оценке за первый тест в три балла из пяти, средняя оценка за второй тест составила четыре балла из пяти возможных. Если брать среднее арифметическое число в показателях оценки, то за первый тест оно составило 3.46, в то время как за второй тест среднее арифметическое всех оценок составило 3.92. Что может обозначать отличный прирост в знаниях по теме.
Важно также отметить, что не было ни одного ребенка, оставшегося в стороне от предлагаемых активностей, а на этапе рефлексии урока практически все дети выразили радость и интерес, а также спрашивали, когда еще будет организовано что-то подобное.
Также, важно отметить, что апробация данной серии интегрированных уроков показала высокую эффективность в усваивании материала для больших классов или групп.
Практическая значимость работы заключается в подтвержденной эффективности и рекомендации к использованию и проведению в рамках образовательного процесса на начальном этапе основного общего образования.
Рекомендация заключается в следующем - «использование метода полного физического реагирования и активных игр на уроке английского языка в начальной школе очень схоже с средством реализации технологии CLIL, а с другой стороны, соответствует потребностям младших школьников».
Так как при наличии достаточного уровня креативности, амбиций и таланта, можно разработать интегрированный урок английского практически с любой дисциплиной, преподаваемой в начальной школе, будь то математика, изобразительное искусство, окружающий мир или музыка, возможное поле действий становится очень объёмным, вариативным и представляющим для меня огромный интерес для исследования.
Общий итог — достижение цели, то есть теоретическое обоснование, разработка и апробация двух межпредметных интегрированных уроков в четвертом классе (на примере предметов «английский язык» и «физкультура») было выполнено.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты и выполнены следующие задачи: рассмотрена интегративная основа обучения
иностранному языку с научной точки зрения, раскрыты сущность предметноязыкового интегрированного подхода и выделены его ключевые особенности; проанализированы требования, предъявляемые к преподавателям, работающим с применением данного подхода; изучен потенциал применения метода полного физического реагирования и технологии предметно-языкового интегрированного обучения на уроках английского языка и выделены необходимые методические указания для работы с различными методами на уроках ИЯ; разработана и апробирована серия авторских уроков (английский+физическая культура) в начальной школе.
Можно отметить, что тема очень многоплановая и обширная, и, соответственно, планы на дальнейшие исследования - продолжать исследование темы и разработать несколько серий интегрированных уроков английского языка с другими предметами для выбранного класса, а, быть может, и для всей начальной школы, на темы, утвержденные программой ФГОС.
Таким образом, с одной стороны использование метода полного физического реагирования и активных игр на уроке английского языка в начальной школе очень схоже с средством реализации технологии CLIL, а с другой стороны, соответствует потребностям младших школьников.
Использование методики TPR для введения некоторых тем очень созвучно и во многом перекликается с интегрированным уроком физической культуры и английского языка как средством реализации технологии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) в начальной школе.
Оценка проведённого исследования, описание его результатов следующие - в экспериментальной группе количество неудовлетворительных оценок уменьшилось до нуля, в среднем результаты заметно выросли. При средней оценке за первый тест в три балла из пяти, средняя оценка за второй тест составила четыре балла из пяти возможных. Если брать среднее арифметическое число в показателях оценки, то за первый тест оно составило 3.46, в то время как за второй тест среднее арифметическое всех оценок составило 3.92. Что может обозначать отличный прирост в знаниях по теме.
Важно также отметить, что не было ни одного ребенка, оставшегося в стороне от предлагаемых активностей, а на этапе рефлексии урока практически все дети выразили радость и интерес, а также спрашивали, когда еще будет организовано что-то подобное.
Также, важно отметить, что апробация данной серии интегрированных уроков показала высокую эффективность в усваивании материала для больших классов или групп.
Практическая значимость работы заключается в подтвержденной эффективности и рекомендации к использованию и проведению в рамках образовательного процесса на начальном этапе основного общего образования.
Рекомендация заключается в следующем - «использование метода полного физического реагирования и активных игр на уроке английского языка в начальной школе очень схоже с средством реализации технологии CLIL, а с другой стороны, соответствует потребностям младших школьников».
Так как при наличии достаточного уровня креативности, амбиций и таланта, можно разработать интегрированный урок английского практически с любой дисциплиной, преподаваемой в начальной школе, будь то математика, изобразительное искусство, окружающий мир или музыка, возможное поле действий становится очень объёмным, вариативным и представляющим для меня огромный интерес для исследования.
Общий итог — достижение цели, то есть теоретическое обоснование, разработка и апробация двух межпредметных интегрированных уроков в четвертом классе (на примере предметов «английский язык» и «физкультура») было выполнено.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты и выполнены следующие задачи: рассмотрена интегративная основа обучения
иностранному языку с научной точки зрения, раскрыты сущность предметноязыкового интегрированного подхода и выделены его ключевые особенности; проанализированы требования, предъявляемые к преподавателям, работающим с применением данного подхода; изучен потенциал применения метода полного физического реагирования и технологии предметно-языкового интегрированного обучения на уроках английского языка и выделены необходимые методические указания для работы с различными методами на уроках ИЯ; разработана и апробирована серия авторских уроков (английский+физическая культура) в начальной школе.
Можно отметить, что тема очень многоплановая и обширная, и, соответственно, планы на дальнейшие исследования - продолжать исследование темы и разработать несколько серий интегрированных уроков английского языка с другими предметами для выбранного класса, а, быть может, и для всей начальной школы, на темы, утвержденные программой ФГОС.





