ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ИНТЕГРАТИВНЫЕ СВЯЗИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 6
1.1. Виды интеграции и интеграционные подходы 6
1.2. Основные понятия интеграции 14
1.3. Интеграция содержания учебного материала по гражданской обороне, военной подготовке и правилам дорожного движения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 20
1.4. Интеграция содержания учебного материала по основам туризма
и способам выживания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 24
1.5. Интеграция содержания учебного материала по медицине и
здоровому образу жизни в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 26
1.6. Анализ педагогического опыта по интеграции содержания учебного
материала в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»... 33
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 35
2.1. Анализ педагогического опыта по интеграции содержания учебного
материала в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 35
2.2. Методика интеграции знаний по основам безопасности жизнедеятельности и истории при изучении темы «Дни воинской славы» 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК (СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ
ИСТОЧНИКОВ) 42
Приложение 47
С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования порой выступают как разрозненные элементы знаний. Это порождает трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры, становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.
Особую значимость эта проблема приобретает сегодня, когда в соответствии с запросами общества в условиях построения новой образовательной системы делается акцент на развивающие цели образования. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса в школе.
Идея интегративного образования - одна из концептуальных идей современной школы.
При методически правильном преподавании ОБЖ, данный курс может оказать существенную помощь будущим выпускникам школы в подготовке к жизнедеятельности в условиях современного общества.
Актуальность темы условия реализации интегративного подхода к изучению дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» была обусловлена ростом опасных ситуаций в учебных заведениях и достаточно высокой заболеваемостью, смертностью и травматизмом обучающихся. Сейчас безопасность становится главным условием и одним из множества критериев для эффективной деятельности образовательного учреждения.
Цель работы: изучить педагогические условия реализации интегративного подхода к изучению дисциплины «Основы Безопасности Жизнедеятельности» в 9 классах и применить полученные результаты в профессиональной работе учителя.
Задачи:
1. Изучить общие положения и основные понятия в области «Основ безопасности жизнедеятельности».
2. Охарактеризовать методические особенности интеграции содержания учебного материала в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
3. Проанализировать педагогический опыт реализации межпредметных связей на уроках по основам безопасности жизнедеятельности.
4. Разработать урок «Дни воинской славы» в рамках интеграции знаний по основам безопасности жизнедеятельности.
В результате первичного анализа литературы нами выдвинута гипотеза
- использование интегративного подхода в изучению дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует расширению знаний обучающихся .
Объект исследования - педагогические условия реализации интегративного подхода.
Предмет исследования - реализация интегративного подхода в дисциплине«основы безопасности жизнедеятельности».
Методы исследования:
1) обзор литературных источников по изучаемой проблеме;
2) описательный;
3) сравнительный;
4) исторический;
5) обобщение и сестиматизация извесных данных .
База исследования и эксперимента: МБОУ СОШ № 8 г. Бийска.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе выполнения исследований, могут быть использованы в работе учителя «Безопасности жизнедеятельности».
Структура: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе «Интегративные связи курса «Основы безопасности жизнедеятельности» рассмотрены интегративные связи курса деятельности в процессе обучения старшеклассников, дано понятие и изучены виды и формы организации учебно-исследовательской деятельности.
Во второй главе «Методические особенности интеграции содержания учебного материала в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» раскрыты понятия и значимость ключевых, а также коммуникативных компетенций, описана исследовательская деятельность как средство формирования данных компетенций.
В общепринятом смысле интеграция означает состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в одно целое, процесс, ведущий к состоянию связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в одно целое. Например, в настоящее время интеграция - это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессом их дифференциации
На основе поставленных нами задач, мы:
- изучили общие положения и основные понятия в области безопасности образовательного процесса;
- узнали о видах опасностей в образовательном учреждении;
- рассмотрели концепцию обеспечения безопасности образовательного учреждения;
- изучили систему безопасности образовательного учреждения и ее элементы;
- изучили правовые основы безопасности образовательного учреждения;
- рассмотрели причины и меры профилактики различных опасных ситуаций, возникающих в образовательном учреждении;
- организовали учебно-воспитательные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, безопасности от электротравматизма и террористических актов.
Что касается охраны образовательного учреждения, то она должна обеспечить безопасное и эффективное осуществление образовательного процесса, работу педагогов и функционирование всех систем жизнеобеспечения. Для реализации этих задач, например, используются системы пожарной сигнализации и видеонаблюдения, средства первичного пожаротушения, тревожные кнопки, огораживающие территорию заборы, средства освещения.
На основе поставленных нами задач, мы:
- изучили общие положения и основные понятия в области безопасности образовательного процесса;
- узнали о видах опасностей в образовательном учреждении;
- рассмотрели концепцию обеспечения безопасности образовательного учреждения;
- изучили систему безопасности образовательного учреждения и ее элементы;
- изучили правовые основы безопасности образовательного учреждения;
- рассмотрели причины и меры профилактики различных опасных ситуаций, возникающих в образовательном учреждении;
- организовали учебно-воспитательные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, безопасности от электротравматизма и террористических актов.
1. BzBook.ru. Правовые основы безопасности образовательного учреждения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://bzbook.ru/.
2. FB.RU. Виды электротравм, причины. Первая помощь при электротравмах [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://fb.ru/.
3. Medinfo.Social. Профилактика инфекционных заболеваний в школе [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://medinfo.social/.
4. TRANSFORM.RU. Центр по проектированию и повышению надежности электрооборудования. Предупреждение электротравматизма [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.transform.ru/.
5. Академик: словари и энциклопедии. Образовательный процесс [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://dic.academic.ru/.
6. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Э.А. Арустамов // Управление безопасностью в образовательном учреждении. - 2007. - С. 161.
7. Арустамов, Э.А. Охрана труда [Текст] / Э.А. Арустамов // Профессиональное заболевание. - 2008. - С. 43.
8. Безопасность^и. Система безопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //xn--80abmi 5 aecftcl4j. su/index .html.
9. Белов, С.В. Безопасность образовательного учреждения [Текст] / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков // Опасные ситуации в образовательном учреждении. - 2001. - С. 75.
10. Беляков, Г.И. Безопасность жизнедеятельности [Текст] / Г.И. Беляков // Охрана труда. - 2012. - С. 572.
11. Буланов, Б.А. Организация комплексной системы безопасности образовательного учреждения [Текст] / Б.А. Буланов, И.В. Новикова // Система безопасности образовательного учреждения. - 2008. - С. 68.
12. ВебОтвет. Первый социальный словарь. Концепция [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://webotvet.ru/.
13. Википедия. Техника безопасности [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/.
14. Википедия. Шаговое напряжение [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/.
15. Главное управление МЧС России по Калининградской области. Пожар [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://39.mchs.gov.ru/pressroom/news/item/1292150.
16. Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу. Действия в случае пожара в образовательном учреждении [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://78.mchs.gov.ru/.
17. Глоссарий/ru. Управление безопасностью [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.glossary.ru/index.htm.
18. Даниленко, Н.Н. Терроризм: понятие и явление [Текст] / Н.Н. Даниленко // Террористический акт. - 2006. - С. 31.
19. Девисилов, В.А. Охрана труда [Текст] / В.А. Девисилов // Опасность. - 2013. - С. 36.
20. Емельянов, В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования [Текст] / В.П. Емельянов // Мероприятия по предупреждению террористического акта. - 2002. - С. 50.
21. Кадровые решения. Пожарная безопасность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.profiz.ru/kr/.
22. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Текст] / Конституция Российской Федерации // Права и свободы человека и гражданина. - 2016. - С. 45.
23. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Текст] / Конституция Российской Федерации // Статья 39. - 2016. - С. 34.
24. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Текст] / Конституция Российской Федерации // Статья 41. - 2016. - С. 39.
25. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Текст] / Конституция Российской Федерации // Статья 46. - 2016. - С. 52.
26. Овсякин, А.Д. Охрана труда [Текст] / А.Д. Овсякин, Г.З. Файнбург // Электротравматизм. - 2007. - С. 449.
27. Огарков, А.А. Инструкции по охране труда и технике безопасности в школе [Текст] / А.А. Огарков // Причины школьного травматизма. - 2005. - С. 76.
28. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов // Огонь. - 1949. - С. 194.
29. Охрана труда. Основные причины электротравматизма
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ohranatruda.of.by/.
30. Первая пожарная компания. Пожарная безопасность
[Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.fire-service.ru/.
31. Петров, С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст] / С.В. Петров // Общие понятия безопасности образовательного учреждения. - 2015. С. 5.
32. Петров, С.В. Обеспечение безопасности образовательного учреждения [Текст] / С.В. Петров // Концепция безопасности образовательного учреждения. - 2015. - С.26.
33. Познайка.орг. Причины пожаров [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //poznayka.org/.
34. Силакова, О.В. Комплексная безопасность образовательного учреждения [Текст] / О.В. Силакова // Безопасность образовательного учреждения. - 2014. - С. 84-88.
35. Собурь, С.В. Пожарная безопасность предприятий [Текст] / С.В. Собурь // Противопожарные профилактические мероприятия. - 2003. - С. 75.
36. Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)) [Текст] / Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда // Статья 220. - 2017. - С. 168.
37. Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)) [Текст] / Обязанности работника в области охраны труды // Статья 214. - 2017. - С. 151.
38. Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)) [Текст] / Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда // Статья 212. - 2017. - С. 148.
39. Трудовой кодекс Российской Федерации (от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)) [Текст] / Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет // Глава 42. Статья 265. - 2017. - С. 191.
40. Холмовская средняя школа. Пожарная безопасность образовательных учреждений [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //holmobraz.ru/.