ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНЫЕ СВЯЗИ
РОМАНА Л. УЛИЦКОЙ «МЕДЕЯ И ЕЁ ДЕТИ»
(МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ)
Только Word
Введение 3
ГЛАВА I. Интертекст и интертекстуальные элементы и связи 5
1.1 Категория интертекстуальности: история становления и развития определения. Проблема изучения интертекста в эпоху
постмодернизма 5
1.2. Интертекстуальность и интертекст. Основные формы и функции
интертекстуальности в художественном тексте 13
1.3. Типология интертекстуальных связей и отношений в художественном
тексте 23
ГЛАВА II. Интертекстуальные связи в романе Л.Е. Улицкой «Медея и её дети» 27
2.1. Творчество Л.Е. Улицкой в контексте литературного процесса эпохи
постмодернизма. Роман «Медея и её дети» 28
2.2. Связи романа Л. Улицкой «Медея и её дети» с мифологическим
интертекстом 34
2.3. Связи романа Л. Улицкой «Медея и её дети» с библейским
интертекстом 45
2.4. Интертекстуальные связи романа Л. Улицкой «Медея и её дети» с
отечественной и зарубежной литературой 54
2.5. Методические рекомендации к изучению романа Л. Улицкой «Медея и её
дети» в школе 63
Заключение 67
Список литературы 70
Творчество Людмилы Улицкой - одно из ярких явлений современной отечественной прозы. Настоящее литературное признание пришло к писательнице в 1990-х годах после публикации повести «Сонечка» и романа «Медея и её дети». Эти и другие произведения приносят Л. Улицкой множество солидных литературных премий и наград, в том числе зарубежных.
Благодаря громкому успеху проза Л. Улицкой моментально привлекает к себе внимание широкого круга критиков. Главными темами для полемики становятся оценка качества прозы, а также определение художественного метода и стиля автора. Активизируется исследовательская деятельность в части определения своеобразия поэтики творчества писательницы, в том числе, вопросымотивики, хронотопа, жанрового своеобразия текстов и поэтики их заглавий. Выявлению интертекстуальных связей с мифом в романе «Медея и ее дети» посвящен отдельный ряд работ (Т. Ровенская, Н. Егорова, О. Побивайло, Т. Прохорова, М. Звягина). Однако категория интертекстуальности в рамках данного романа отнюдь не ограничивается её мифопоэтическим прочтением - она реализует себя в связях и с другими, не менее важными для толкования романа интертекстами. Отсутствие подробного, комплексного исследования интертекстуальных связей романа «Медея и её дети», требующего особо читательского восприятия и эстетической оценки, и определяет актуальность предлагаемого исследования.
Целью исследования является выявление интертекстуальных связей романа Л. Улицкой «Медея и её дети» с мифологическими, библейскими и литературными интертекстами и определение их роли в толковании авторской интенции произведения.
Целью исследования определены следующие задачи:
1) изучить основные точки зрения на понятия интертекстуальность и интертекст, их формы и типологизации в отечественном и зарубежном литературоведении, и на основе изученного материала определить содержание данных терминов;
2) исследовать особенности реализации интертекстуальных связей в произведениях литературы и их роль в процессе художественного анализа текста;
3) выявить связи романа Л.Е. Улицкой «Медея и её дети» с мифологическим, библейским и литературным интертекстом;
4) изучить особенности функционирования мифологического, библейского и литературного интертекстов и выявить их значение и роль в данном произведении.
Методологической базой исследования стали ключевые идеи, нашедшие отражение в работах М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, И.В. Силантьева, Ю.Н. Тынянова, Н.А. Фатеевой, Р. Барта, Ж. Жаннет, Ю. Кристевой, а также труды по истории современной отечественной литературы (Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий, И.П. Ильин) и работы, посвященные изучению творчества Л. Улицкой (Н.А. Егорова, Н.В. Ковтун, Н.В. Лайшен, О.В. Побивайло, Т.А. Скокова).
Методологию исследования определяют историко-культурный, сравнительно-сопоставительный, структурный и функциональный методы, а также метод интертекстуального анализа.
Практическая значимостьисследования заключается в том, что данные материалы могут быть применены при проведении уроков по роману Л.Е. Улицкой «Медея и её дети», а также использованы в качестве теоретической базы для научно-исследовательских работ учащихся школ по данной теме. Разработанные материалы также могут быть полезны для студентов гуманитарных специальностей при изучении курса «Русская литература второй половины ХХвека».
Структура работы классическая; включает введение, две главы, заключение и список литературы, насчитывающий 51 наименование.
Творчество Людмилы Улицкой - яркое и самобытное явление русской литературы эпохи постмодернизма. Работая в манере новой герменевтики и используя вместе с тем постмодернистские приёмы и идеи, писательница создала новую, во многом уникальную форму воплощения высоких ценностей классической русской литературы.
Одним из основных художественных приёмов в поэтике Л.Е. Улицкой является интертекстуальность - неизбежное явление для герменевтического дискурса, избранного писательницей в качестве основного творческого метода. Интертекстуальная игра с другими текстами становится одним из главных инструментов истолкования неочевидных, глубинных смыслов в уже привычных культурных явлениях.
Наиболее широкое представление категория интертекстуальности получает в романе «Медея и её дети», считающемся многими исследователями одним из лучших произведений Л.Е. Улицкой. В романе плодотворно реализуются интертекстуальные связи с мифологическим, библейским и собственно литературным интертекстами, благодаря которым в сознании читателя актуализируется целый комплекс различных культурных кодов.
Заявка на необычную интерпретацию знаменитого сюжета происходит уже на уровне заглавия, выносящего образ бездетной Медеи за пределы классической парадигмы. В образе Медеи Л. Улицкой реализуется анти-миф о жестокой колхидской царевне, где на место мстительной колдуньи, разрушившей не одну семью, выводится новая, христианская Медея, становящаяся главной хранительницей семейного очага рода Синопли. Подобно Урсуле, героине романа «Сто лет одиночества», Медея Синопли становится родообразующим элементом большого семейства, история которого метафорически претворяет в жизнь историю всего рода человеческого. Главная героиня, никогда не меняющая своего
местоположения, воплощает собой мировое древо; мотив путешествия, внезапно ею предпринятого, а также житейская мудрость роднят образ Медеи с образом Одиссея. Внешность героини и её духовная связь с Машей, в образе которой наблюдаются переклички с образом Марины Цветаевой, отсылают читателя к образу А.А. Ахматовой. Однако здесь наиболее интересны связи с образа Медеи с образом Христа. Рождённая в 1900 году, она, как и Христос, становится Богочеловеком, посредством которого человечество постигает истину. Бездетность - своеобразная жертва, благодаря которой Медея Синоплиискупает грехи античной Медеи, отсюда - сочетание в топосе дома черт сакрализованных Голгофы, Ковчега, дантовского Чистилища и ветхозаветного Храма, а также мифологизированных Колхиды, Итаки и булгаковского Города.
На материале образов остальных персонажей романа продуктивно реализуются близнечный миф и миф об андрогине. В образах Медеи и её двенадцати братьев и сестёр обыгрывается апостольский сюжет и вместе с тем реализуется инфернальная мотивика. Одними из ведущих мотивов, помогающих выстраивать иерархию образов, становятся мотивы боготворения, ритуальности и паломничества.
В персонажах романа часто реализуется несколько интертекстуальных связей разного типа. Так, мотив возвращения на родину роднит Георгия с Одиссеем, а его отношения с Медеей позволяют провести параллели с библейской мифологемой о любимом ученике; есть в тексте отсылки и к образу святого Георгия Змееборца (Победоносца). Образ Елены, матери Георгия, в больше степени реализует связи с образом Елены Троянской, трансформированных, как и в случае с Медеей, в христианском ключе.
Образ Ники отсылает к древнегреческой богине победы и одновременно реализует мотивику инфернальности, унаследованную от отца - Самуила, в образе которого проступают черты демона Самаэля, булгаковского Азазелло и христианского святого.
В образе одарённого античной телесностью Валерия Бутонова реализуются связи с образами Нарцисса, Ипполита, Персея. В их отношениях с Машей отзеркаливает мифологический сюжет об Амуре и Психее, реализуются и литературные сюжеты: отношения Онегина и Татьяны, Онегина и Ленского, лермонтовского Демона и княжны Тамары. Отношения же Маши с мужем Аликом очевидно подсвечены мифологическим сюжетом об Орфее и Эвридике.
Л.Е. Улицкая проявляет настоящее мастерство тонкой интертекстуальной игры. Так, верная супруга Медея с её страстью к искусству шитья оказывается вовсе не Пенелопой, но Одиссеем, а Бутонов, напрямую заявленный в качестве самого Александра Македонского, оказывается обычным Нарциссом, по-настоящему влюблённым лишь в своё отражение - в своего сына. Мифологическая парадигма трансформируется за счёт наполнения христианским содержанием - пишется новая история, оттененная знаменитым литературными сюжетами, список которых, кроме названных, включает произведения У. Шекспира, Л. Толстого, В. Набокова, Т. Толстой и многих других. Помимо прочего, содержание образов нарочито амбивалентно (мистический и христианский компоненты образа Медеи, инфернальность и святость Самуила). Калейдоскоп такого множества интертекстуальных связей активизирует у читателя мощный процесс переосмысления имеющихся культурных кодов и парадигм, помогает «открытию нового в старом», предоставляя каждому возможность прочитать этот художественный текст по-своему в зависимости от ориентации и уровня развития его историко-культурных и философских установок.
Мы уверены, что данное исследование - далеко не полный список находок в вопросе интертекстуальных связей в указанном художественном тексте. В этом и заключается перспектива дальнейшей работы над романом Л.Е. Улицкой «Медея и её дети».
1. Арнольд, И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность / И.В. Арнольд. - СПб.: Изд-во СП6ГУ, 1999.
2. Баженова, Е.А. Интертекстуальность // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М. : Наука, 2003. С. 108.
3. Баринова, Е.Е. Метатекст в постмодернистском литературном пространстве: автореф. дис. ... канд. фил. Наук. Тверь, 2008. С. 22.
4. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989.
5. Бахтин, М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. С. 6 - 71.
6. Белозерова, Н.Н. Интегративная поэтика / Н.Н. Белозерова. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1999.
7. Библер, В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры (На путях к гуманитарному разуму) М.: Гнозис, 1991.
8. Библия
9. Богданова О.В, Ковтун Н.В. Коммуникативные стратегии в «Миддл- литературе» рубежа ХХ-ХХ1 вв.: случай Л. Улицкой // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. №1. С.1425.
10. Габриелян Н. Ева это значит «жизнь» (Проблема пространства в современной русской женской прозе) // Вопросы литературы. М., 1996. № 78. С. 31-72.
11. Гвоздев, А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М. : Просвещение, 1955. С. 215.
12. Граудина Л., Ширяев Е. Культура русской речи. Средства речевой выразительности. М. : Наука, 2005. С. 132.
13. Дронова, Е.М. Стилистический прием аллюзии в свете теории интертекстуальности: на материале языка англо-ирландской драмы первой половины XX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 2006. С. 45.
14. Егорова, Н.А. Проза Улицкой 1980-2000-х годов: проблематика и поэтика : дис. ... канд. фил.наук. - 2007.
15. Женщина в мифах и легендах. Энциклопедический словарь. Ташкент: Главная редакция энциклопедий, 1992. 304 с....51