Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование английского фольклора для формирования лексической компетенции на уроках английского языка в общей школе

Работа №154276

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические основы формирования лексической компетенции в общей
школе с помощью фольклора 7
1. Понятие и сущность коммуникативной и лексической
компетенций 7
1.2 Специфика формирования и принципы лексической компетенции в
общей школе 15
1.3 Возможности использования английского фольклора для
формирования лексической компетенции в общей школе 25
Выводы по главе 1 37
2.Оценка эффективности использования английского фольклора для формирования лексической компетенции 39
2.1 Анализ УМК на предмет представленности английских фольклорных
единиц 39
2.2 Описание процедуры проведения эмпирического
исследования 42
2.3 Разработка и результаты апробации программы по развитию
лексической компетенции средствами английского фольклора 46
Выводы по главе 2 51
Заключение 53
Библиографический список 57
Приложение А 62
Приложение Б 65
Приложение В 68
Приложение Г 72
Приложение Д 73
Приложение Е 74
Приложение Ж 75
Приложение И 76
Приложение К 78
Приложение Л 82

Актуальность исследования. Явным признаком современного этапа общественного развития является рост значимости английского языка как языка международного общения. В современных условиях развития образования содержание учебы направлено на обеспечение возможности общения людей, в процессе которого встречаются различные нормы и модели поведения, разный возраст и условия общения, разные ценностные ориентации личности.
Процесс учебы реализуется в соответствии с реальным общением, благодаря моделированию основных закономерностей речевого общения. Постоянное развитие науки и методик преподавания неотъемлемо приводит к модернизации процесса учебы, тем же требуя от образовательных учреждений современных технологий обучения, которые в свою очередь при отсутствии иноязычного окружения становятся необходимыми.
Одним из наиважнейших заданий, которое ставится перед учащимися при изучении иностранного языка, является овладение лексической компетенцией, поскольку она является составляющей коммуникативной компетенции учеников. Огромное значение и актуальность приобретает формирование основ лексической компетенции обучающихся общей школы, из-за того, что именно эти школьники имеют значительную способность и готовность к усвоению большого количества лексических единиц.
Вопросы методики обучения лексике иностранных языков рассматривались многими исследователями, такими как Л.С. Выготский [Выготский, 1999], Е.И. Пассов [Пассов,1991], С.Ф, Шатилов [Шатилов, 1986] и И.А. Зимняя [Зимняя, 2003]. В некоторых работах, посвященных изучению иностранного языка в общей школе, вопросы изучения лексики затрагивались попутно, в русле исследования других проблем. Например в работах А.А. Леонтьева [Леонтьев, 1983], С.Л. Рубинштейна [Рубинштейн, 2012]; Бачинской Н.Я. [Бачинская, 2013], Коротковой И.П. [Короткова, 2012].
Сочетая требования прогресса и науки, появляется проблема сочетания интерактивных технологий со знаниями об Англии. Одним из возможных вариантов такого сочетания есть интерактивная учеба с использованием английского фольклора.
В современном образовательном учреждении использование английского фольклора на уроке является не только уместным, но и обязательным. Работа с аутентичными материалами на уроке разнообразит виды деятельности учеников в процессе обучения иностранному языку. Английский фольклор делает урок занимательным и интересным для всех обучающихся, повышает уровень мотивации изучения иностранного языка, дает возможность работать с аутентичными образцами иностранного языка. лексический фольклор школа
Объект исследования: процесс формирования лексической компетенции в ходе обучения иностранному языку в общей школе.
Предмет исследования: специфика использования английского
фольклора для формирования лексической компетенции на уроках английского языка в общей школе.
Целью исследования является изучение теоретических основ и оценка динамики особенностей использования английского фольклора для формирования лексической компетенции на уроках английского языка в общей школе.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие и сущность коммуникативной и лексической компетенций;
• рассмотреть специфику формирования и принципы лексической компетенций в общей школе;
• выявить возможности использования английского фольклора для формирования лексической компетенции в общей школе;
• охарактеризовать УМК;
• описать процедуру проведения эмпирического исследования;
• разработать и описать результаты апробации программы по развитию лексической компетенции средствами английского фольклора.
Методы исследования: анализ, обобщение и систематизация психолого­педагогических исследований, методы тестирования и целеустремленного педагогического наблюдения, метод педагогического моделирования.
Теоретико-методологическая база исследования: концептуальные работы в области философии образования и методологии психолого­педагогической науки Л.С. Выготский [Выготский, 1999]; коммуникативный метод в теории и методике преподавания иностранных языков Е.И. Пассов [Пассов,1991], С.Ф, Шатилов [Шатилов,1986] и д.р., теория речевой деятельности И.А. Зимняя[Зимняя, 2003], А.А. Леонтьев [Леонтьев, 1983], теория деятельности А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн, 2012]; теоретические исследования отечественных и зарубежных ученых по фольклористике Бачинская Н.Я. [Бачинская, 2013], Короткова И.П. [Короткова, 2012], Brumfit C. [Brumfit, 1980] Littlewood W.[Littlewood, 1992] Thornbury S.[Thornbury, 2002] и др.
Практическое значение исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке методических рекомендаций, учебных пособий для обучающихся общей школы с целью их применения на уроках английского языка в общей школе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав специфику использования английского фольклора для формирования лексической компетенции на уроках английского языка в общей школе, можно сделать следующие выводы:
Коммуникативная компетенция определяется как способность и готовность осуществлять иноязычное общение в отведенных программой требованиях, которые, в свою очередь, опираются на комплекс специфических для иностранного языка знаний, умений и навыков, таких, как: обладание языковыми средствами и процессами порождения и распознавания вещания; грамматические знания, умения, навыки; лексические знания, умения, навыки (с учетом социокультурного лексического минимума) и т.д.

коммуникативной компетенции все ученые придерживаются мысли относительно безусловной необходимости включения в ее состав лингвистической компетенции, к которой, кроме фонетической, грамматической, относят лексическую компетенцию.
Отмечено, что одной из целей изучения иноязычного общения является формирование лексической компетенции, которая, в свою очередь, является составляющей иноязычной коммуникативной компетенции.
Под компетенциями понимают внутренние, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, а компетентность является актуальным проявлением компетенции.
Лексическая компетенция определяется современными учеными также как наличие определенного запаса лексических единиц с учетом возраста школьников, способность адекватно их использовать: корректно произносить и писать, правильно организовывать грамматически, понимать на слух и в процессе чтения, оперировать ими в актах коммуникации в нужном темпе и в разнообразных значениях, уместно употреблять образные высказывания, пословицы, поговорки, фразеологические обороты для достижения соответствующего коммуникативно-функционального результата.
Лексическая компетенция включает в себя лексические навыки, знания и общую языковую осведомленность или способность (language awareness) их использования во всех видах речевой деятельности.
Под "лексической компетентностью ученика среднего школьного возраста" мы понимаем способность ученика к мотивационной, когнитивной, практической, рефлексивной и поведенческой лексической деятельности с опорой на наличие определенного запаса слов в пределах возрастного периода, адекватное использование лексем, уместное употребление образных высказываний, поговорок, пословиц, фразеологических оборотов.
Использование в общей школе наилучших образцов фольклора англоязычных стран на уроках английского языка позволяет не только развивать навыки грамматики или произношения, чтения или аудирования, но и формирует читательскую компетентность, поддерживает непрерывность цепи культуры, предопределяет почву для межкультурного взаимодействия и самоосознания школьника в большом мультикультурном мире.
Использование методики формирования лексической компетенции обучающихся в общей школе средствами английского фольклора обеспечивает приобретение ими знаний о жанрах английского фольклора и их лингвистических особенностях, а также умения понимать фольклорные тексты, воспринимать, интерпретировать социокультурную информацию и использовать ее в своей речи.
Обзор УМК, предназначенных для использования как основного, так и дополнительного учебного материала в курсе английского языка позволил прийти к заключению, что фольклорные тексты представлены в современных учебниках. Однако авторы не учитывают методическую значимость разных жанров фольклора и не используют его для ознакомления с культурой и реалиями страны, как источник лексики с национально-культурным компонентом, для формирования образа страны, язык которой изучается, и для более глубокого формирования лексической компетенции.
Экспериментальная проверка программы формирования лексической компетенции обучающихся средствами английского фольклора
предусматривала реализацию таких этапов эксперимента: констатирующего (проведение исследования с целью установления уровня сформированности лексической компетенции обучающихся, а также имеющихся знаний об английском фольклоре и подготовка экспериментальных материалов); формирующего (проведение экспериментального обучения по
экспериментальной программе формирования лексической компетенции обучающихся средствами английского фольклора; контрольного (проведение исследования с целью установления итогового уровня сформированности лексической компетенции обучающихся средствами английского фольклора.
В соответствии с результатами, полученными учащимися после выполнения экспериментальных заданий, были определены уровни сформированности лексической компетенции у учеников: высокий,
достаточный, удовлетворительный, низкий.
По результатам констатирующего этапа, высокий уровень сформированности лексической компетенции не был зафиксирован у учеников ни одной группы. На достаточном уровне находилось лишь 2% обучающихся ЭГ и 2% обучающихся КГ. Удовлетворительный уровень был выявлен у 14; обучающихся ЭГ, 16% обучающихся КГ. Подавляющее большинство учеников находились на низком уровне: 84% - ЭГ и 82% - КГ.
На контрольном этапе эксперимента были выявлены существенные изменения в уровнях сформированности лексической компетенции. Так, в ЭГ с высоким уровнем сформированности лексической компетенции оказалось 26% обучающихся (с 0% до начала обучения), в КГ изменения не состоялись (0%). Достаточный уровень был зафиксирован у 58% обучающихся ЭГ (было 2%), 12% в КГ (было 2%). Удовлетворительный уровень был выявлен у 12% обучающихся ЭГ (было 14%), 16% обучающихся в КГ (было 20%).
Применение метода формирования лексической компетенции обучающихся в общей школе средствами английского фольклора было эффективным и положительно сказалось на успеваемости обучающихся.
Изучение использования фольклора для формирования лексической компетенции не ограничивается рамками данного исследования, существует дальнейшая перспектива работы над данной темой в таких аспектах как использования фольклора для обучения грамматике, аудированию, письму и письменной речи.


1. Аветисова С.О. Опыт проведения нетрадиционных уроков при изучении иностранного языка / С.О. Аветисова // Среднее профессиональное образование. 2008. № 8. С. 11-13.
2. Александров К.В. Мультимедийный комплекс как средство обучения лексической стороне иноязычной речи студентов лингвистического вуза (на материале немецкого языка): автореферат дис. ... на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (иностранный язык, уровень высшего профессионального образования)" / К. В.Александров. - Нижний Новгород 2009. 22 с.
3. Бачинская Н.Я. Методические рекомендации по формированию
социокультурной компетенции студентов языковых специальностей средствами английского фольклора //Вестник Челябинского
государственного педагогического университета. 2013. №. 2. С.62-69.
4. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: пособие для преподавателей и студентов / Борис Васильевич Беляев. М.: Просвещение, 1965. 409 с.
5. Бухбиндер В.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам/ под. ред. Бухбиндера В.А., Китайгородской Г.А. К.: Высш. школа, 1988. С. 92-100.
6. Выготский Лев Семенович. Мышление и речь. Изд. 5, испр. Издательство 'Лабиринт', М., 1999. 352 с.
7. Горлова Н.А. Педагогические основы личностного подхода к обучению иностранным языкам детей дошкольного возраста. / Автореф. на соискание ученой степени док. пед. наук. М., 2001. 24 с.
8. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34-42.
9. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение,1991. 220 с.
10. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика / Г.А. Китайгородская. М.: Русский язык, 2008. 254 с.
11. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. СПб.: Речь, 2014. 180 с.
12. Кобзева Н.А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2011. №3. Т.2. С. 118-121.
13. Короткова И.П. Роль фольклора в развитии творческого потенциала на уроках иностранного языка в начальных классах//Среднее профессиональное образование. 2012. №3 . С.11-12.
14. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. 320 с.
15. Макаренко И.П. Формирование у студентов рецептивних лексичних навыков на основе системы текстов для чтения: автореф. дис. на соиск. ученой степени канд.пед. наук: спец. 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки)" / И.П. Макаренко. Минск, 2010. 26 с....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ