Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения видеоблога как вида медиатекста 6
1.1. Определение и характеристика медиатекста 6
1.2. Типология медиатекстов 10
1.3. Возникновение видеоблогинга 16
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Лингводидактический потенциал видеоблога на уроках английского языка на этапе основного общего образования 26
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся на уровне
основного общего образования 26
2.2. Особенности и этапы формирования лексического навыка 29
2.3. Принцип наглядности и аудиовизуальные средства обучения
иностранному языку 35
2.4. Методика использования видеоматериалов на уроке иностранного языка 38
2.5. Видеоблог как основа комплекса упражнений для формирования
лексического навыка на этапе среднего общего образования 40
Выводы по Главе 2 48
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А 56
Приложение Б 59
Приложение В 61
Приложение Г 63
Приложение Д 68
Иностранный язык в значительной степени влияет на общий уровень культуры людей, служит инструментом развития коммуникации. Однако, овладение коммуникативной компетенцией на иностранном языке, не пребывая в стране изучаемого языка, является довольно сложной задачей.
Исходя из того, что учителю необходимо создать на уроке полную картину страны изучаемого языка (традиции, быт, особенности, языковые реалии и т.д.), следует предположить, что тексты и изображения к ним не могут восполнить этот запрос в полной мере. Помочь ему в этом может использование аутентичных видеоматериалов. В это случае у обучающихся возникает два вида мотивации: мотивация, достигаемая путём объяснения того, что он может понять изучаемый язык. Вторым видом мотивации является самомотивация, то есть интерес к самому видеоролику.
Очевидными достоинствами видеороликов является и то, что данный вид обучающих материалов воздействует на эмоциональную составляющую обучающихся, а также способствует развитию психической деятельности обучающихся, а именно, памяти и внимания. Непроизвольное внимание переходит в произвольное, а активация аудиовизуальных каналов поступления информации благоприятно влияет на закрепления языкового и страноведческого материала. Использование аутентичных видеоблогов на уроках реализует важнейшие требования коммуникативной методики - представление процесса овладения языком как постижения живой иноязычной культуры и развитие у обучающихся мотивации к речевой деятельности. Очевидность необходимости включения
видеоматериалов, в частности, видеоблога в методическую практику обусловила актуальность нашего исследования.
Объектом данной работы является язык англоязычных видеоматериалов.
Предметом - лингводидактический потенциал видеоматериалов при обучении английскому языку на этапе основного общего образования.
Цель работы - выявление осуществимости использования видеоматериалов в обучении лексике на уроках иностранного языка.
Задачи поставленные для достижения установленной цели:
• выявить характерные черты видеоблога как разновидности медиатекста;
• изучить особенности использования видеоматериалов на уроках иностранного языка;
• обосновать необходимость применения видеоблога как вида медиатекста для формирования лексического навыка при обучении иностранному языку на этапе основного общего образования.
• разработать комплекс упражнений для формирования лексического навыка на этапе среднего общего образования.
В работе были использованы следующие методы исследования: метод наблюдения, позволяющий проанализировать материал и выявить сложившуюся методику использования видеоматериалов при обучении иностранному языку; описательный метод, позволяющий обобщить существующий опыт работы с видеоматериалом на занятиях по языку; исследовательский метод для проверки эффективности разработанной методики работы с видеоматериалом.
Теоретической базой изучения медиатекстов послужили труды таких авторов, как Чичерина Н. В., Согланик Г. Я., Добросклонская Т. Г., Прозоров В. В., Засурский Я. Н. и др. Основой для написания практической части исследования, а также раскрытия методического потенциала использования видеоблогов на уроках иностранного языка послужили работы таких исследователей, как Пассов И.В., Гальскова Н.Д., Гез Н.И., Дубровин М. И.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования разработанного комплекса заданий на основе выбранных видеоблогов англоязычных авторов для обучающихся 6 классов.
Материалом в исследовании послужили видеоблоги
британских контентмейкеров на видеохостинге Youtube.
Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и списка используемой литературы. Во Введении определяется актуальность проводимого исследования, формулируется его цель и задачи. Первый раздел освещает особенности видеоблога как вида медиатекста. Второй раздел исследует методические особенности использования видеоматериалов для активизации лексического навыка при обучении иностранному языку на этапе среднего общего образования. В Заключении содержатся результаты и выводы по проделанной работе. Приложение содержит в себе разработанный комплекс упражнений для 6-х классов, а так же ссылки на материалы исследования.
В настоящее время новые условия предъявляют новые требования к учителям, которые должны выстраивать процесс обучения, учитывая диалог культур, т.к., нашей основной задачей является воспитание личности, способной и желающей осуществлять межкультурную коммуникацию. Использование различных аутентичных материалов, включая книги, фильмы, музыку и т. д. позволяет обучающимся познакомиться с культурой страны изучаемого языка. В данной работе были рассмотрены возможности использования видеоблогов в обучении лексике на уроках английского языка, так как, данный вид аутентичных материалов является не менее значимым и продуктивным материалом для изучения иноязычной культуры, чем ставшие привычными иные виды текстов.
Одним из самых популярных сайтов у современной молодежи является интернет ресурс YouTube. Ежедневно на платформе появляются ролики различного содержания и тем. Применение блогов носителей изучаемого языка в качестве учебного материала, даёт возможность раскрыть как лингвистический аспект данного явления, так и особенности изучаемой культуры, что, конечно, является неотъемлемой частью обучения иностранному языку и позволяет показать обучающимся язык в его естественной среде.
Из этого следует, что использование аутентичных ведеоблогов, даёт возможность не только развивать лингвистическую, но и социокультурную компетенции, на основании того, что овладение этими компетенциями в совокупности позволит обучающимся стать способными к осуществлению полноценного акта общения на иностранном языке.
Использование сервиса YouTube имеет достаточно преимуществ перед готовыми учебными материалами, включенными в УМК, т.к., сервис даёт возможность быстрого нахождения интересующей информации, предоставляет различные взгляды и мнения людей на конкретную проблему, даёт возможность создания проблемных ситуаций, делает возможным имитацию живого иноязычного общения в классе с учетом лингвистического и паралингвистического аспекта языка, позволяет продемонстрировать использование лексических единиц по различным темам, создать опору и мотивацию для выполнения речевого задания.
В связи с тем, что лексический навык признан одним из важнейших навыков при овладении иностранным языком, так как он является возможностью человека выражать свои мысли, применение таких аутентичных материалов, как видеоблог, в обучении иностранному языку способствует пополнению и активизации лексического запаса обучающихся.
В дальнейшем изучение особенностей видеоблогов как вида медиатекста, их образовательного и развивающего потенциала, а также внедрение разработок базирующихся на материале видеоблогов, может стать значительной частью методики преподавания иностранных языков потому, что это позволит сделать процесс обучения иностранным языкам более эффективным, повысит мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, положительно скажется на развитии поликультурной личности обучающихся и расширении их картины мира.
1. Божович Л. И. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка. Психология личности : сборник текстов / сост. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырей. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 658 с.
2. Бухбиндер В.А. Основы обучения лексике в средней школе (на материаленемецкого языка) - Киев: З1рка, 1971. - 386 с
3. Волохонский В. Л. Психологические механизмы и основания классификации блогов., Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Санкт-Петербург : Изд-во СПбГУ, 2006. [Электронный ресурс]// URL: https://docplayer.ru/32389921-Psihologicheskie-mehanizmy-i-osnovaniya- klassifikacii-blogov-1.html (дата обращения: 18.05.2019)
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений / Л.С. Выготский. - М.: Директ- Медиа, 2008. - 953 с.
5. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. уч. заведений. Изд. 5-е, стер. М.: Академия, 2008 - 336 с.
6. Гез Н.И., Ляховицкий, М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
7. Добросклонская Т. Г. Вопросы изучения медиатекстов: опыт исследования современной английской медиаречи. М.: Красанд, 2010 - 288 с.
8. Дубровин М. И. Учебное кино и диафильмы в обучении английскому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1979, 143 с.
9. Засурский Я. Н. Колонка редактора: медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2005. №2. С. 3-6.
10. Золотухина В. П. Обучение студентов неязыковых специальностей устному научно-техническому переводу // Ученые записки КнАГТУ. Науки о человеке, обществе и культуре / ФГБОУ ВПО «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет». Комсомольск-на-Амуре, 2011. С. 30-32
11. Кон И. С., Фельдштейн Д. И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста. Психология : хрестоматия / Современная гуманитарная академия. - Москва : Современная гуманитарная академия, 2004. - Ч. 2. - 161 с.
12. Кузьмина Н.А. Современный медиатекст. Учебное пособие. Омск, 2011
414 с.
13. Маслыко Е. А., Бабинская П. К., Будько А. Ф., Петрова С. И., Попов А. И. Настольная книга преподавателя английского языка: справочное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 1992. 442 с.
14. Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1996 - 160 с
15. Михед А. Важные термины ютуба, которые обязан знать каждый автор канала [Электронный ресурс]// URL: http://life-crazy.ru/vazhnye-terminy-yutub- kotorye-obyazan-znat-kazhdyj-avtor-kanala.html (дата обращения: 12.05.2019)...34