ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 5
1.1 Периодизация застройки Афинского Акрополя 5
1.2 Структура Афинского Акрополя 9
ГЛАВА 2. АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ — ВЕЛИЧАЙШИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 12
2.1 Парфенон 12
2.2 Эрехтейон 23
2.3 Пропилеи и Храм Ники-Аптерос 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Актуальность исследования
Акрополь Афин, являющийся символом древнегреческой цивилизации, представляет собой уникальный комплекс архитектурных и исторических памятников, наследие которого оказывает значительное влияние на современное искусство, архитектуру и культуру в целом. В наше время вопросы сохранения, изучения и презентации ансамбля Афинского Акрополя становятся все более актуальными, в связи с чем возникает необходимость проведения комплексных исследований данного объекта.
Проблематика
Вопросы, касающиеся истории, архитектуры, археологии и культурного значения Афинского Акрополя, представляют собой сложную проблематику, требующую глубокого анализа и комплексного подхода. Несмотря на множество исследований, посвященных данному объекту, многие аспекты его истории, структуры и значения до сих пор остаются не до конца изученными.
Цель исследования
Цель данной курсовой работы состоит в исследовании и анализе архитектурных, исторических и культурных аспектов Афинского Акрополя с целью выявления его роли и значения в древнегреческой и современной культуре.
Задачи исследования
1. Проанализировать историю и архитектуру Афинского Акрополя.
2. Выявить историческое значение Акрополя в контексте древнегреческой цивилизации.
3. Изучить методы сохранения, реставрации и презентации памятников Акрополя.
4. Оценить влияние Афинского Акрополя на современную архитектуру и искусство.
Предмет и объект исследования
Предметом исследования является комплекс архитектурных и исторических памятников, входящих в состав Афинского Акрополя. Объектом исследования является история, архитектура, культурное и искусствоведческое значение данного комплекса.
Методы исследования
Для достижения поставленных целей и задач будут использованы следующие методы исследования: анализ источников, архивных материалов и литературы, архитектурный анализ, археологические исследования, методы культурологического анализа, сравнительный анализ и интерпретация данных.
Хронологические рамки данной работы начинаются с XVI в. до н.э., когда Акрополь только начинает становится центром города и жизни афинского общества. И заканчиваются V в. до н.э., когда архитектурный облик Афинского Акрополя приобретает свой законченный вид. Во временных промежутках сооружение несколько раз разрушалось в следствие войн и вновь восстанавливалось.
Данная курсовая работа состоит из Введения, трех глав, выделенных по тематическому признаку, Заключения и списка использованных источников и литературы. Каждая глава посвящена описанию памятников архитектуры Афинского Акрополя: первая – Парфенону, вторая – Эрехтейону, третья – Пропилеям и храму Ники-Аптерос.
Афинский Акрополь являлся центром общественной жизни древних греков. Он был главным местом поклонения богам, в особенности Афине, которая считалась покровительницей города. На нем возводили великолепные памятники архитектуры, из которых, к сожалению, не все сохранились до наших дней.
Но Акрополь считался не только священным местом, он также был и культурной и социальной и политической колыбелью города. Он защищал граждан от нашествий врагов, так как взобраться на скалу без боя было просто невозможно.
При написании своей работы наибольшее количество внимания я обращала на архитектурный облик ансамбля, на памятники, которые украшали его. Главенствующая роль принадлежала Парфенону, храму Афины-покровительницы. Он несомненно выделялся на фоне других памятников своими размерами и скульптурными украшениями. Его фризы, фронтоны и метопы, которые изображают важные события из жизни афинян, не имеют аналогов ни в одном другом памятнике архитектуры древности и современности. Многие ученые по праву считают его одним из величайших произведений мировой архитектуры.
Полной противоположностью Парфенона считается Эрехтейон. Связано это с тем, что эти храмы были построены в разных ордерах: Парфенон – в дорическом, Эрехтейон – в ионическом. Но это несоответствие никак не конфликтовало между самой, наоборот, считалось особенностью ансамбля.
Асимметричность постройки Эрехтейона и его великолепный портик кариатид выделяли его на фоне других храмов. Но не только его архитектура восхищает, а также и его привязанность к мифам и священным культам богов. Храм служил святилищем Афины, Посейдона и Эрехтея. В честь последнего бога было дано название всей постройки. Афиняне очень почитали этих богов и совершали для них жертвоприношения.
Пропилеи и храм Ники-Аптерос ничуть не уступали по красоте другим памятникам Акрополя. Пропилеи – это парадный вход, производящий поразительное впечатление при взгляде на него. Мнесикл – главный архитектор Пропилей считал, что вход на Акрополь должен быть прост по своему строению, но красив и величественен. Они должны были стать достойным входом на главную святыню города. И многие ученые и даже античные авторы считают, что это ему удалось.
Хоть храм Ники совсем небольшой по своим размерам и украшен не так пышно, как остальные памятники, но он имел большое сакральное значение для афинян. В нем находилась деревянная статуя Афины-Ники. Ника в представлении афинян ассоциировалась с крылатой богиней победы, но, чтобы их «Победа» никогда не смогла улететь, они обрезали ей крылья. Поэтому его еще также называют храмом Ники-Бескрылой. Греки очень гордились своей победой над персами и в связи с этим, на фризе храма были изображены сцены битв из греко-персидских войн.
Афинский Акрополь несомненно входит в число великих памятников архитектуры за всю историю человечества. Он несет в себе огромный пласт культурной, общественной, политической и религиозной жизни людей той эпохи.При взгляде на него поражает не только его архитектурные сооружения, скульптуры, которыми они были украшены, но и то индивидуальное значение, которое несет каждый из памятников.
1. Акимова Л.И.Искусство Древней Греции. – СПб.: Азбука-Классика,2007. – 400 с.
2. Брунов Н.И. Памятники Афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. – М.:Искусство, 1973. – 220 с.
3. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — С. 31. — 264 с.
4. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М.: Наука, 1972. – 436 с.
5. МариновичЛ.П.Судьба Парфенона. – М.:Языки русской культуры,2000. –352 с.
6. Пучков А.А.Эехтейон и его кариатиды: Идио-номографический этюд/ИПСИ АИУ. - Киев: А+С,2008. – 108 с.
7. Соколов Г.И. Акрополь в Афинах. – М.: Просвещение, 1968.-108 с.
8. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия , 1983. — 1600 с.
9. Павсаний. Описание Эллады. В 2 т./Пер. С.П. Кондратьева; под ред. Е.В. Никитюк. СПб.: Алетейя,1996.-538 с.Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука: Словарь- справочник / Под ред. В. Н. Ярхо. – М.: Высш. шк., 1995. – 383 с.
10. Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.]; отв. ред. В. Д. Блаватский; АН СССР. Ин-т археологии. – М.: Наука, 1973. – 270 с.
11. Голубцова, Е.С. История Европы. Т.1. Древняя Европа. – М.: Наука, 1988. – 704 с.
12. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1985. – 318 с.
13. Колобова, К.М. Древний город Афины и его памятники. – СПб.: Издательство Ленинградского университета, 1961. – 372 с.
14. Колпинский, Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. – М.: Изобразительное искусство, 1977. – 344 с.
15. Маринович, Л.П., Кошеленко, Г.А. Судьба Парфенона. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 352с.
16. Ривкин, Б.И. Малая история искусств. – М.: Искусство, 1972. – 356 с.
17. Сидорова, Н.А. Афины / 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Искусство, 1984. – 206 с.
18. Соколов, Г.И. Акрополь в Афинах. – М.: Просвещение, 1968. – 108 с.
19. Павсаний. Описание Эллады / Перевод и вводная статья С. П. Кондратьева. – М.: Искусство, 1938. – 363 с.
20. Геродот. История. В 9-ти кн. / Перевод и примечания Г. А. Стратановского.– М.: Ладомир, ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 752 с.
21. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Трактаты и диалоги / Пер. с древнегреч. – Сост. С.Аверинцева, вступ. Статья А.Лосева, коммент. А.Столярова. – М.: Рипол классик, 1998. – 672 с.
22. Хрестоматия по истории Древней Греции / Под ред. д-ра ист. наук Д.П.Каллистова. – М.: Мысль, 1964. – 695 с.
23. Храм Парфенон // Маринович, Л.П. Судьба Парфенона / Л.П.Маринович, Г.А.Кошеленко. – М.: Языки русской культуры, 2000. – 352 с.
24. Статуя Афина-Парфенос // Колобова, К.М. Древний город Афины и его памятники / К.М.Колобова. – СПб.: Издательство Ленинградского университета, 1961. – 372 с.
25. Фризы, фронтоны и метопы храма Парфенона // Соколов, Г.И. Акрополь в Афинах / Г.И.Соколов. – М.: Просвещение, 1968 – 108 с.
26. Храм Эрехтейон // URL: http://www.putidorogi-nn.ru/evropa/205-khram-erekhteiona
27. Портик кариатид // Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А.Дмитриева. – М.: Искусство, 1985. – 318 с.
28. Фриз храма Эрехтейона // Соколов, Г.И. Акрополь в Афинах / Г.И.Соколов. – М.: Просвещение, 1968 – 108 с.
29. Пропилеи // Колобова, К.М. Древний город Афины и его памятники / К.М.Колобова. – СПб.: Издательство Ленинградского университета, 1961. – 372 с.
30. Пинакотека // URL: http://best-trip4you.ru/afinskij-akropol
31. Храм Ники-Аптерос // URL: http://allcastle.info/europe/greece/002
32. Фриз храма Ники-Аптерос // URL: http://allcastle.info/europe/greece/002
33. Деревянная статуя Афины-Ники // Колобова, К.М. Древний город Афины и его памятники / К.М.Колобова. – СПб.: Издательство Ленинградского университета, 1961. – 372 с.