Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ТЕКСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ СЮЖЕТНЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ВТОРОКЛАССНИКОВ

Работа №154266

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты обучения решению сюжетных задач в младшем школьном возрасте 6
§ 1. Обучение решению текстовых зaдaч клк педaгогическое явление 6
§ 2. Возрaстные особенности млaдших школьнов 12
при обучении решению задач 12
§ 3. Методические особенности оргaнизaции деятельности учaщихся в процессе обучения решению зaдaч 15
Выводы по главе I 24
Глава II. Исследование актуaльного состояния формировaния умения решaть сюжетные арифметические зaдaчи 26
§ 1. Критерии оценивания умения критерия решать сюжетные арифметические задачи у второклассников 26
§3. Возможности использования визуализации в процессе формирования умения решать задачи у младших школьников 37
Выводы по главе II 48
Заключение 50
Список используемых источников 52
Приложение А 57
Приложение Б 58
Приложение В 67
Приложения Г 68
Приложение Д 69

Решение задач на начальной ступени образования представляет собой важное направление обучения школьников. Умение решать задачи является одним из показателей уровня математического развития школьников. Задачи оказывают помощь в выработке у обучающихся правильных математических понятий, выявлению взаимосвязей и взаимозависимостей в окружающей школьников действительности, предоставляют возможности применения на практике изучаемых теоретических положений.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образование трактует необходимость формирования следующих предметных умений: письменно выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, работать со схемами, представлять, анализировать и интерпретировать данные [28].
В исследованиях М.А. Бантовой [4], М.И. Моро [20], С.Е. Царевой [31 ]и др. ученых подробно описаны основные методические подходы к обучению младших школьников решению задач. Но практика организации работы с детьми показывает, что у большинства обучающихся возникают трудности с решением текстовых задач, возможно, по причине отсутствия или недостаточного уровня сформированности умения выделять искомое и данное, установление связи между величинами, входящими в условие задачи, а также с несформированными умениями составлять план решения задачи и осуществлять проверку полученных результатов.
Трудности с решением задач младшими школьниками в курсе математики на практике ведут к необходимости более полного изучения особенностей обучения решению задач в курсе начальной школы, что и составляет актуальность изучаемой нами проблемы.
Исходя из актуальности темы определён объект исследования - процесс обучения решению сюжетных арифметических задач младших школьников.
Предметом исследования, следовательно, является актуальный уровень сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи у обучающихся 2 класса.
Цель исследования - выявить актуальное состояние уровня сформированности умения решать сюжетные арифметичесие задачи второклассников и разработать комплекс упражнений с использованием визуализации текста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Описать процесс обучения решению текстовых задач как педагогическое явление.
3. Определить критерии изучения актуального уровня сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи.
4. Провести констатирующий эксперимент.
5. Обработать результаты исследования и представить в виде таблиц и диаграмм.
6. Провести содержательный анализ результатов исследования и подтвердить или опровергнуть гипотезу.
7. Разработать комплекс упражнений с использованием визуализации, направленных на развитие умения решать сюжетные арифметические задачи для обучающихся 2 класса.
Педагогическое исследование стимулируется гипотезой о том, что уровень сформированности умения решать сюжетную арифметическу задачу у обучающихся 2 класса преимущественно на среднем уровне и характеризуется правильность по критериям:
• выделение структурных элементов задачи.
• выбор арифметического действия с опорой на предметное.
• соотнесение реальной ситуации с математической моделью (сравнение).
• оформление решения задач разными способами (по действиям и выражением).
Методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы по теме, констатирующий эксперимент, наблюдение.
Экспериментальная база: МБОУ СШ №18 г. Ачинска.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При анализе психолого-педагогической и методической литературы мы выявили актуальность проблемы обучения младших школьников решению сюжетных арифметических задач и нуждается в дальнейшем исследовании. Ведь школьники встречаются с трудностями при решении зедач, так как процесс обучения многоэтапно и требует особого внимания. Причина не умения решать задач младших школьников связана с тем, что традиционные программы не предусматривают «научить решать задачи», а лишь «отработать алгоритм решения задач». В таком случае учителю необходи подходить к данной проблемы творчески, осуществлять поиск нестандарных методов обучения. Важно при этом помнить, что они должны отвечать требованиям ФГОС НОО.
Для определения актуального уровня развития умения решать сюжетную арифметическую задачу, были выделины критерии и предложено детям выполнить ряд заданий, позволяющие увидеть уровень каждого ученика и класса в целом.
По результатам констатирующего исследования мы выяснили, что у 54% учащихся умение решать сюжетную арифметическую задачу сформировано на низком уровне, при этом по каждому из выделенных нами критериев преобладал низкий уровень, что не подтверждает выдвинутую гипотезу. Результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.
Нами было выявлено, что большинство ошибок совершается из -за того, что дети не видят предметные действия, заложенные в основу задачи. Увидеть конкретное действие учащиеся смогут, если замоделируют его. Следовательно, мы выбрали использование визуализации текста задач способом изменения актуального уровня умения решать сюжетную арифметическую задачу.
Таким образом, мы считаем, что необходимо частное использование визуализации текста в процессе обучения решению сюжетных арифметических задач.
Возможные упражнения нами представлены в таблице. В комплексе предствавлены задания разного вида: на построение визуализации; на соотнесение визуализации с числовыми выражениями; на определение арифметического действия; на дополнение текста по предложенной визуализации; на объяснение каждого числового выражения (что мы можем найти с помощью его); на разбивание на группы; на дополнение недостоящих данных в визуализации.
Использование визуализации может способствоать формированию следующих умений: проводить анализ задачи, находить данное и искомое; сравнивать и сопоставлять числовые выражения к схемам и рисункам; реальную ситуацию представлять в модели; определять арифметическое действие на основе предметного действия; выбирать способ решения задачи, путем сравнения.


1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009. 448 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/; под ред. А.Г.Асмолова. Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2010.
3. Бантова, М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 1 класс»:
Пособие для учителя / М.А. Бантова, Г.В., Г.В. Бельтюкова,
С.В.Степанова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с. - ISBN 5-09­011234-7
4. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах: Учеб. Пособие для учащихся школ. Отд-ний пед. Уч-щ (спец. № 2001) /Под ред. М.А. Бантовой 3-е изд., испр.-М.: Просвещение, 2007.-335 с., ил.
5. Бантова, М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика 1 класс»: Пособие для учителя / Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. - 2­е изд. - М. : Просвящение, 2014. - 63 с.
6. Белошистая, А.В. Обучение решению задач в начальной школе. Книга для учителя. / А.В. Белошистая.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2007. - 188
7. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций : учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования» / А.В. Белошистая. — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2007. —455 с.
8. Демидова, Т.Е. Теория и практика решения текстовых задач: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. / Т.Е. Демидова, Тонких А.П. - М.: Издательский центр «академия», 2015. - 288 с.
9. Зайкин М.И., Арюткина С.В. Хрестоматия по методике обучения математике: Обучение через зaдaчи / Сост. М.И. Зaйкин С.В. Арюткина. - Арзамас АГПИ, 2005 - 300с.
10. Зайцев, В.В. Математика для младших школьников: Метод пособие для учителей и родителей. / В.В. Зайцев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛаДОС, 2008. - 104 с.: ил. 61
11. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. / Н.Б. Истомина. - М.: ЛИНКа - ПРЕСС, 2007 - 288с., ил.
12. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. / Н.Б. Истомина. - Москва, 2006- 251с.
13. Истомина, Н.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика. 1 класс». / Н.Б. Истомина. - М.: ЛИНКа - ПРЕСС, 2006 -79с.
14. Истомина, Н.Б., Нефёдова И.Б. Математика. 2 класс: Учебник для
четырёхлетней начальной школы. / Н.Б. Истомина. - Смоленск,
Издательство «ассоциация XXI век», 2012. - 176 с.
15. Кавун И.Н., Попова Н.С. Методика преподавания арифметики. Для
учителей начальной школы и студентов педтехникумов. - М.-Л.,
Учпедгиз, 1936. - 416с....39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ