Только Word
Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования интерактивных методов обучения иностранному языку 7
1.1. Классификация методов обучения иностранному языку 7
1.2. Понятие и классификация интерактивных методов обучения 11
1.3. Особенности формирования грамматического навыка
18
Выводы по главе 1
24
Глава 2. Практическое применение интерактивных методов обучения иностранному языку на средней ступени образования
25
2.1. Использование интерактивных методов учителями английского языка в
учебном процессе
25
2.2. Анализ УМК «Английский язык. Brilliant» для 6 класса под редакцией
Комаровой Ю. А., Ларионовой И. В., К. Гренджер. Разработка конспекта одного урока
35
2.3. Методические рекомендации по использованию интерактивных методов
обучения
37
Выводы по главе 2
41
Заключение
42
Список используемой литературы 45
Приложение А
48
Приложение Б
С каждым годом интерес к изучению иностранных языков значительно увеличивается, в особенности - к английскому. Знание английского языка несомненно открывает перед человеком массу возможностей, так как он имеет статус международного и является средством коммуникации в современном мире. Быстро развивающиеся в последнее десятилетие интеграционные процессы и тесное международное сотрудничество привели к необходимой потребности иноязычного образования [Кунанбаева, 2010].
Поэтому на сегодняшний день мотивации изучения языка, повышение информационной ёмкости содержания образования, активизация темпов учебных действий, применение современных методов обучения, использование компьютерных технологий и других новейших средств обучения становятся преобладающими задачами преподавателя. Перемены в системе образования происходят из-за направленности обучения к новой личностно-развивающей модели образования [Реутова, 2012].
Согласно современным образовательным стандартам и нормативноправовым документам об образовании в Российской Федерации, одной из первостепенных задач является формирование коммуникативной компетенции. Трансформация образования предусматривает компетентностный подход во всех сферах деятельности, чтобы соответствовать современным профессиональным стандартам. Формирование коммуникативной компетенции целесообразно начинать еще на начальной ступени образования. Одним из эффективных средств формирования коммуникативной компетенции является интерактивный метод обучения иностранным языкам, которой прописан в Федеральном Государственном образовательном стандарте среднего общего образования.
В настоящее время государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования как к учителям, так и к обучающимся. Освоение тем в довольно короткие сроки и достаточно большой объем информации - это одни из обязательных условий общеобразовательного процесса. Уже здесь становится понятно, что руководствоваться старыми методами обучения не представляется возможным, и следует найти новые. Благодаря этой проблеме, в методике преподавания английского языка коммуникативный подход в общем начал отходить на задний план, а ведущая роль отдается одной из его разновидностей - интерактивному подходу.
Современные преподаватели модернизируют способы воздействия на умы и волю обучающихся, пробуют различные пути вхождения их в разнообразный культурный мир, при изучении иностранных языков. Пересматривают старые способы формирования всех видов речевой деятельности: говорения, чтения, письма и аудирования.
Введение интерактивного метода обучения в школах становится необходимым, потому что увеличивается потребность людей не только в получении объёмных, полных знаний, но также и в их доступности, в более интересной и понятной форме преподавания.
Способность говорить о грамматике языка, провозглашать его правила также сильно отличается от способности говорить и понимать язык или читать и писать на нем. Те, кто умеет пользоваться языком, часто не в состоянии пересказать его правила, а те, кто знает его правила, могут вовсе не уметь ими пользоваться.
Грамматика организует лексику, и в результате мы получаем единицы смысла - предложения. Существует система правил, которая организует слова в предложения. И мы хотели бы более подробно разобрать вопрос, какие именно навыки развивает грамматика.
В первую очередь это дает возможность правильно составлять предложения, адекватно воспроизводить текст (развитие практических навыков и привычек). Знание специфической грамматической структуры помогает учащимся выявить различия между родным языком и иностранным. Знание грамматики развивает способность абстрактно систематизировать множественные факты. Все вышесказанное и определяет актуальность настоящего исследования.
Цель данной работы заключается в систематизации и обобщении использования интерактивных методов при обучении грамматической стороне иноязычной речи на этапе основного общего образования.
Задачи исследования:
1. раскрыть психологические аспекты обучения грамматике иностранного языка в средней школе;
2. рассмотреть теоретические аспекты интерактивных методов обучения;
3. проанализировать возможности использования интерактивных методов при обучении грамматике английскому языку в школе.
4. разработать урок и представить методические рекомендации по организации работы на уроке.
Практическая значимость исследования: результаты данной работы могут быть использованы в практике преподавания иностранного языка на этапе основного общего образования, на практических занятиях по методике преподавания иностранных языков в вузе.
Теоретическую основу исследования составили: работы ведущих ученых по проблемам обучения М. И. Бурдина, Н. Д. Гальскова, М.Г. Ермолаева, Р. П. Мильруд, И.А. Неживлева, Е. И. Пассов.
Новизна: поставлен вопрос о применении интерактивных методов в процессе обучения грамматике иностранных языков. Так ли они полезны и если да, то чем именно. Проведено исследование и представлены авторские методические рекомендации и подробный конспект урока.
Методы исследования: в процессе анализа материала применялись описательно-аналитический метод и метод классификации.
Методологическую основу исследования составила совокупность методов, применяемых в данном исследовании, а именно:
Описательное - аналитическое исследование, которое предполагает получение таких эмпирических сведений, которые могут дать относительно целостное представление об изучаемом явлении и его элементах, ставящее своей целью не только описание структурных элементов изучаемого явления, но и выяснение причин, которые лежат в его основе и обусловливают характер, распространенность, остроту и другие свойственные этому явлению черты.
Метод классификации применяется в исследовательской деятельности для разделения и структуризации объектов на группы по сходным признакам, в данном случае по целям обучения.
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании необходимости применения интерактивных методик на уроке английского языка с целью повышения вовлеченности обучающийся в процесс обучения.
Объект исследования: процесс обучения грамматике иностранного языка на среднем этапе обучения.
Предмет исследования: интерактивные приемы и методы в процессе обучения грамматике иностранного языка, и они же как средство повышения эффективности учебного процесса.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Первая глава «Теоретические аспекты исследования интерактивных методов обучения иностранному языку» представляет собой описание основных понятий, необходимых для понимания реализации интерактивных методов. Здесь представлены как определения приема, метода и технологии, так и их классификация, а также характеристика психолого-педагогических особенностей при обучении грамматической стороне речи.
Вторая глава «Практическое применение интерактивных методов обучения иностранному языку на средней ступени образования» представляет разработку урока по формированию грамматического навыка с использованием грамматического метода, а также серию упражнений по грамматике, которые могут быть включены учителем в школьную программу. Более того, для снятия возможных сложностей по данной теме был подготовлены методические рекомендации по проведению урока с использованием интерактивного метода, что обеспечивает новизну настоящего исследования....
В заключение, хотелось бы отметить, что в отличие от традиционного обучения, интерактивное в свою очередь дает учителю возможность более полно реализовать целый комплекс таких основных принципов как дидактические, методические, педагогические и психологические и делает процесс познания более интересным и творческим. Использование на уроках иностранного языка интерактивных методов и приемов обучения является, на наш взгляд, самым действенным способом стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников. В данной работе путем опоры на результаты педагогической практики была доказана методологическая ценность использования на занятиях иностранного языка интерактивных приемов.
На примере конкретных заданий, мы видим, как участие в игре развивает и формирует у ребенка воображение и сознание, которые помогают ему сочетать полученные знания из разных сфер жизни, переносить свойства одних вещей на другие; формируют характер человеческих отношений. На основе этого формируются навыки культурного поведения, что позволяет ребенку оперативно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.
Использование интерактивной модели обучения предполагает имитацию реальных жизненных ситуаций, использование ролевых игр, коллективное решение проблем. Исключается преобладание какого-либо участника учебного процесса над другими или какой-то одной идеи. Это учит школьников гуманному, демократическому подходу к обучению.
Методы интерактивного обучения также создают комфортные условия для достижения целей, причем делают это более эффективно, чем методы традиционной системы. Так, например, метод проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с привычных упражнений на активную мыслительную деятельность, которая требует владения определенными языковыми средствами. Кейс-метод, заключается в том, что ученик не только максимально реализует свои способности, но и развивает их. Система занятий в рамках метода кластера включает три стадии усвоения и закрепления материала: вызов, осмысление, 49
рефлексия. Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет творчески подходить к усвоению школьниками учебного материала, формирует способность концентрировать внимание и мыслительные процессы на решении конкретной, важной в данный момент задачи.
В данной работе акцентировано внимание на интерактивные методы предполагающие взаимодействие именно между самими обучающимися, так как именно они с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих потенций обучающихся, развитию их положительной мотивации к учению, с другой стимулируют активную мыслительную деятельность, выполнение обучающимися различных мыслительных операций.
Составлен конспект урока с использованием интерактивного приема, проведено исследование на практике в средней школе, по результатам практики были составлены методические рекомендации.
Главный вывод такой: интерактивные формы проведения уроков дают возможность не только увеличить интерес обучающихся к иностранному языку, но и развивать их творческий потенциал, обучить работе с различными источниками информации. Такие формы проведения занятий «оживляют» урок, делают его более насыщенным.
Но здесь важно отметить, что не стоит прибегать к интерактивным методам постоянно. Слишком частое обращение к ним нецелесообразно, так как нетрадиционные формы могут быстро стать привычными и традиционными, что в конце концов может привести к снижению интереса к такой деятельности и предмету в целом у обучающихся.
Да, можно полностью согласиться с тем, что интерактивные методы не позволяют преподнести на занятиях большое количество материала. С позиции традиционных методов обучения это важно, но при использовании интерактивных более ценен сам процесс добывания знаний обучающимися и то, как они их применяют. Современные ученики всегда могут найти информацию в книгах и Интернете самостоятельно, важнее как они её применяют на практике, как изменяется их мышление и меняется вид деятельности.
Интерактивные методы помогают педагогу решить две задачи: переложить часть учебной нагрузки на обучающихся и грамотно распределить ответственность за итоговый результат между учениками и учителем в равной степени.
Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что идея интерактивного обучения относительно не новая. Однако есть опасность в неправильной трактовке или применении модных педагогических новаций, которых было несчетное количество за период развития методики и педагогики, но которые всерьез ничего не изменили. Эффективность учебного процесса в целом во многом зависит от умения педагога грамотно организовать урок и правильно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
1. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.
2. Бурдина М. И. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения / М. И. Бурдина // ИЯШ. - 1996. - № 3. - С. 52 - 55.
3. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам пособие для учителя / Н. Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000 - 165 с.
4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. - М.: Высш. шк., 2002.
5. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия интерактивного обучения Минск - 2003
6. Елухина, Н. В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления / Н. В. Елухина // Иностранные языки в школе. - 2007. - № 4 - С. 52 - 58.
7. Ермолаева М.Г. Интерактивные методики в современном
образовательном процессе. - М.: Просвещение, 2014. - 42 с. 16
8. Коряковцева Н. Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей / Н.Ф. Коряковцева. - М.: Изд-во АРКТИ, 2002. - С. 4
9. Кунанбаева С.С. Концепция развития иноязычного образования Республики Казахстан, Алматы, 2010.
10. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Ле-витес. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 288 с.
11. Методические основы подготовки студентов КГПУ им. В.П. Астафьева к профессиональной педагогической деятельности. Педагогическая компонента педагогической практики (уровень бакалавриата): учебнометодическое пособие / сост. З.К. Бакшеева, С.А. Вахрушев, М.С. Зайцева, Л.П. Михалева, Г.И. Румынина, Н.Е. Строгова, В.Г. Фадеев; под общ. ред. В.А. Адольфа; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Красноярск, 2017. - 184 с.
12. Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 5. - С. 17 - 25
13. Неживлева И.А. Интерактивное обучение иностранному как способ активизации познавательной деятельности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.- практ. конф. № 10(34). - Новосибирск: СибАК, 2013.
14. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.
15. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. H. Вавилова. - М., 2008. - С. 39 - 40....31