ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Технология «Педагогическая мастерская»: традиции, особенности формата, перспективы 6
1.1. История создания педагогических мастерских 6
1.2. Технологичность мастерских: классификация, структура, методы и
приемы 16
ГЛАВА 2. Реализация технологии «педагогическая мастерская» в обучении литературе 27
2.1. Опыт учителей-словесников в реализации мастерских 27
2.2. Модель занятий-мастерских в изучении лирики (5,10 классы) 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
В современном российском обществе назрела необходимость реформирования системы образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса. Поэтому разработка нового поколения образовательных стандартов - это вызов времени, в котором мы живем. Учителя средней школы должны быть готовы работать с учениками, уже познакомившимися с новыми образовательными технологиями. К таким технологиям относится и технология «Педагогическая мастерская».
Если традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология «Педагогическая мастерская» предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знания не усваивать, а выстраивать. На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений.
Следовательно, главная задача педагога в условиях перехода на ФГОСы — помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. В ходе мастерских происходит освоение духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения.
Идеи и принципы педагогических мастерских близки многим российским педагогам, пытающимся преодолеть стандартность мышления в образовании. Идеологами отечественных общедидактических педагогических мастерских стали Ж.О. Андреева, М.Г. Ермолаева, И.А.
Мухина, Белова Н.И. Методистов и учителей-словесников, таких как Еремину Т.Я., Галицких Е.О. привлекли внимание педагогические мастерские по литературе, но по данной теме можно выделить ряд проблем: -неточность классификации;
-нарушение структуры;
-недостаточное разнообразие приемов;
-отсутствие Мастерских по произведениям лирического рода литературы.
Все вышеизложенное определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования: технология «Педагогическая мастерская» как процесс сотворчества Мастера и учащихся.
Предмет исследования: реализация технологии «Педагогическая мастерская» на занятиях освоения лирических произведений.
Цель работы: теоретическое обоснование эффективности технологии «Педагогическая мастерская» в организации уроков по изучению лирических произведений и разработка занятий с применением технологии «Педагогическая мастерская» для учеников различных классов.
Задачи:
-изучить историю возникновения технологии «Педагогическая мастерская»;
-выявить основные характеристики технологии «Педагогическая мастерская»;
-проанализировать опыт обучения литературе по данной технологии;
-создать модели занятий с использованием технологии «Педагогическая мастерская» по лирическим произведениям для разновозрастных групп учащихся.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что на основе технологии педагогических мастерских разработаны модели занятий мастерских по лирике для различных возрастных групп, что дает возможность педагогам организовать занятия по повышению педагогического мастерства, а учащимся развивать познавательные, творческие и коммуникативные способности, познавательный интерес, мотивация к учебно-познавательной, исследовательской деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные нами занятия по литературе на основе технологии «Педагогическая мастерская» помогут учителям эффективно организовать свои учебные занятия; дадут возможность проследить на практике, как влияет технология «Педагогическая мастерская» на художественнотворческое развитие учеников на уроках в школе.
Наша работа состоит из введения, главы 1, главы 2, заключения, списка литературы, приложения 1 и приложения 2.
Таким образом, образовательная технология «Педагогическая мастерская» отвечает требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и, осуществляя деятельностный подход, обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [Давыдов 1995] .
Изменения, происходящие в обществе, экономике, политике, культуре, настолько значительны, что они не могут не затронуть и сферу образования. Перед современной школой стоит задача развития личности, обеспечения каждому ребенку возможности реализации его способностей и наклонностей.
Творчески работающие учителя всегда искали новые формы проведения учебных занятий, старались работать в режиме сотрудничества и сотворчества. Апробация и внедрение педагогами современных образовательных технологий - требование времени, т.к. благодаря этому обеспечивается успешное освоение учащимися учебных программ, самореализация, психологический комфорт.
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века, но заговорили о ней еще в 19 веке. С конца 90-х годов прошлого века мастерские начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами.
Технология педагогическая мастерская является такой формой обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.
Основой открытия в мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.
Особенностью мастерской является реализация идеи диалога, при котором происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками, что способствует сочетанию индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах.
Педагог, однажды попробовавший дать урок в режиме технологии педагогической мастерской, никогда не откажется от такой формы проведения учебного занятия. На мастерской важно не только сообщить и освоить информацию, сколько научить творить, помочь каждому участнику мастерской самоутвердиться. Опыт участия в строительстве мастерской помогает формированию у субъектов учебно-воспитательного процесса организационно - деятельностных, коммуникативных, интеллектуальных, информационных компетенций, которые обеспечивают социализацию человека в современном мире. Таким образом, результат работы в мастерской - процесс постижения истины и сам процесс создания творческого продукта.
Данная технология привносит ощущение свободы творчества и полноценной жизни. Исключается академизм и входит в духовный опыт человека, становясь частью его культуры.
Ограничений по выбору жанра произведения, рода в педагогических мастерских быть не может. Это может быть и эпос, и лирика, и рассказы, и романы, и стихотворения, как отечественных авторов, так и зарубежных. Но из собственного опыта мы можем сделать вывод, что процент лирики меньше, чем эпоса. Это обусловлено тем, что для изучения эпических произведений можно использовать большее разнообразие форм, методов и приемов работы. Нами было принято решение о разработке модели занятий по литературе по лирике, начиная со среднего звена и заканчивая старшими школьниками, с использованием технологии «Педагогическая мастерская».
Итак, технология «Педагогическая мастерская» может существенно повысить эффективность образовательного процесса, воспитать всесторонне развитую, творчески свободную личность, познавательную активность учащихся, что, несомненно, приведет к повышению эффективности обучения и развития мощного творческого потенциала личности.
1. Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. Из опыта работ — СПб.,1994.
2. Бораненкова Л.В. «Урок-мастерская ценностных ориентаций по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» / Литература в школе. 2011. №9. С .38-41.
3. Влади, М. В. Владимир, или Прерванный полет / М. В. Влади. - М.: АСТ; Харьков: Фолио 2005. - 286 с.
4. Вологжанина В.В. «Если есть голова на плечах...» Мастерская по роману Майн Рида «Всадник без головы»» / Литература в школе. 2008. №6. С. 46-48.
5. Высоцкий, В. С. Кони привередливые: Песни, стихотворения / В. С. Высоцкий. - М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 1998. - 480 с.
6. Галицких, Е.О. От сердца к сердцу [Текст]. - СПб., 2003. - 157 с.
7. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения//Педагогика. N1 1995.
8. Дюком Мишель. Мысли о «Новом образовании»//Педагогические мастерские: Франция-Россия.- М., 1997.-С.22.
9. Ерёмина Т.Я. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература № 3, 2007.
10. Ерёмина Т.Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008.
11. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. 10-й класс. Метод.пособие.- СПб.: «Паритет», 2004.-256 с. (Серия «Педагогическая мастерская».)
12. Ерёмина Т.Я. От литературной «мастерской» к экзамену по русскому языку// Литература, № 20, 2010.
13. Калганова, Т. А. Инновационные технологии в литературном образовании: тезисы доклада на региональном научно-практическом семинаре "Инновационные технологии в преподавании литературы" в школе № 3 г. Щелкова / Калганова Татьяна Алексеевна // Литература в школе. - 2016. - № 2. - С. 22-23
14. Куренкова Ю.В. «Педагогические мастерские по литературе в системе развития межпредметных умений учащихся. Н.Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»» / Литература в школе. 2012. №1. С. 31-33.
15. Лазаренко Г.П. Тютчев в школе: Книга для учителя. - М.: Дрофа, 2003.
- 256 с.: ил., 16 л. цв. вкл. - (Писатель в школе).
16. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии [Текст]. - Мурманск, 1997. - 221 с.
17. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя/ Ю.М.Лотман.-Л.: Просвещение, 1983.-255c.: ил.-(Биогр. писателя).- Библиогр.
18. Музиянова Л.А. «Мастерская «И лишь молчание понятно говорит...»» / Литература в школе. 2014. №3.С.31-34.
19. Мухина И.А. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта. СПб.,2002.
20. Новикова, Л. Н. Технология "Французские мастерские": исторический аспект и современность // Литература в школе. - 2014. - № 8. - С. 29-31
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] / под ред. Е.С. Полат. - М., 1999. - 272 с.
22. Педагогические мастерские по литературе [Текст] / под ред. А.Н. Сиваковой. - СПб., 2000. - 352 с.
23. Педагогические мастерские: «Франция - Россия» / под ред. к.ф.н. Э.С. Соколовой. - М., 1997. - 129 с.
24. Педагогические мастерские: теория и практика [Текст] / сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. - СПб., 1998. - 312 с.
25. Пранцова Г.В. "Методика обучения литературе. Практикум" Мастерская творческого письма". 2015.
26. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах. М., Просвещение, 1987 г.
27. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]. - М., 1998. - 256 с.
28. Степанова Г.В. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские / Г.В. Степанова. - М.: ЦГЛ, 2006.
29. Тютчев Ф.И., Фет А.А. Стихотворения. - М.: Олимп; ООО
«Издательство АСТ», 1997. - 560 с. - (Школа классики).
30. Фефелова Н.Н. «Язык художественного произведения. Мастерская по стихотворению И.С.Никитина «Утро»» / Литература в школе. 2010. №11. С.45-46.
31. Шамова, Т.И.,. Давыденко, Т.М Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст]. - М., 2001. - 95 с.
32. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина //Педагогика. N2, 1993. стр.66-70.
33. http://festival.1september.ru/
34. http://nsportal.ru/
35. http://uchitel-slovesnosti.ru/
36. https://sites.google.com/