Введение 3
1. Технология разноуровневого обучения и ее возможности в реализации требований ФГОС к результатам обучения в 7-8 классах 9
1.1 Технология разноуровнего обучения 9
1.2 Возможность реализации ФГОС при использовании
технологии 17
1.3 Психолого-педагогические особенности учащихся 7-8 класса...25
2. Методика организации процесса обучения и проведения уроков по истории в 7-8 классах с использованием технологии разноуровневого обучения 31
2.1. Разноуровневые задания на уроках истории в 7-8 классах:
особенности разработки и внедрения 31
2.2. Алгоритм реализации технологии разноуровневого обучения на
уроках истории в 7-8 классах 38
2.3. Результаты апробации технологии разноуровневого обучения на
уроках истории в 7-8 классах 62
Заключение 67
Список используемой литературы
Одним из требований реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (далее ФГОС) является личностно-ориентированное обучение, которое способствует самоопределению личности в жизни. Основной задачей образовательного процесса в средней школе является разработка и внедрение свежих педагогических технологий, основным признаком которых можно считать уровень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся. Столько времени педагогическая общественность говорит о необходимости работы по технологии разноуровневого обучения на ступенях средней школы. Накоплен большой навык по проблеме дифференцированного обучения. В педагогической среде считается результативным то обучение, при котором исполняется дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные особенности школьников. В обучение распространённой стала индивидуальная форма обучения.
Данная технология разрешает принимать во внимание индивидуальные особенности учащихся при планировании их работы на уроке. Построенный на разноуровневом обучении образовательный процесс выделяется несколькими особенностями: опережающим характером обучения, модульным содержанием образования, многовариантностью и гибкостью форм, методов и средств обучения. Организация такого обучения происходит на основе открытости требований в обучении, знании познавательных интересов и особенностей психических процессов у ребят школьного возраста. Ученикам предоставляется возможность выбора уровня усвоения: минимального, базисного и креативного (повышенного).Суть уровневого обучения заключается в создании условий, подключение всякого учащегося в работу в соответствии с уровнем его развития.
Такие педагогические новации, как технология «разноуровневого обучения» помогает приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания обучения, своеобразным особенностям каждой школы.
Степень изученности темы: Технология разноуровневого обучения из всех существующих отечественных технологий, является одной из наиболее признанных. У ее истоков стояли такие выдающиеся психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие. На становление идей технологии развивающего обучения большое влияние оказали труды Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической теории психического развития человека. Теоретические параметры, критерии и оценки дифференцированного обучения изложены в трудах М.К.Енисеева, В.К.Кириллова, В.И.Загвязинского, А.А.Кирсанова, О.Г.Максимовой, Е.С.Рабунского, И.Э.Унт, Н.М.Шахмаева изложены.
Поистине новатором является И.Г. Песталоцци, он развил положение прогрессивной педагогике о факторах формирования личности и гармоничного развития всех сил и способностей человека. И.Г Песталоцци имел в виду, что "развитие ребёнка должно начинаться от наипростейших элементов и двигаться к сложным". Так же он разработал систему расположенных в определённой последовательности упражнений, с целью привести в движение присущие природным силам человека стремление к деятельности. "Обучая всех, хорошо учить каждого, при условии всестороннего развития их способностей" - писал И.Г.Песталоцци[1, C.210].
Технология разноуровневого обучения реализуется в рамках педагогики сотрудничества, ведущими разработчиками которой считаются Ш.А.Амонашвили, В.П.Шаталов, Е.Н.Ильиных, Е.Е. Шулешко. Педагогика сотрудничества - направление в педагогике, образовавшийся в СССР в середине 1980-х годов под влиянием процессов обновления общественно-политической жизни государства. Направление носило зонтичный характер и объединяло педагогов с разными подходами к обучению и воспитанию, общей для которых являлась декларация стремления к гуманизации образования и созданию альтернативы официозной педагогике позднесоветского периода. Обучение в сотрудничестве названо в педагогике мира наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Данная технология имеет немало вариантов, позволяющие решать различные задачи в области обучения, что позволяет достигать истинно высоких результатов. Основной целью обучения в сотрудничестве - это пробуждение внутренних сил и способностей учеников, использование всех имеющихся возможностей детей в целях всестороннего развития их личности. Этот подход формирует у ребенка положительную Я - концепцию, способствующую дальнейшему развитию и самоактуализации, положительному представлению о своей личности. В плане воспитания технология сотрудничества актуализирует личность ребенка, формируя в ней общечеловеческие ценности, развивая творческие способности. Педагогика сотрудничества возрождает традиции как национальные, так и культурные, сочетая в себе коллективное и индивидуальное, ставит для выполнения сверхцели.
Однако авторы технологии разноуровневого обучения по-другому отвечают на главные вопросы педагогики сотрудничества.
В отечественной педагогической науке основные труды по технологии разноуровневого обучения принадлежат Е.В.Ясновицкой. В своих работах Елена Васильевна обосновала необходимость внедрения дифференцированного подхода в обучении в общеобразовательной школе, показала возможности повышения качества обучения учащихся через применение основ технологии в условиях классно-урочной системы, разработала пошаговый алгоритм внедрения технологии в школе.
Последователи Е.В.Ясновицкой продолжили изучение возможностей реализации технологии в школьной практике. Так, М.Я.Адамский в своих работах поставил вопрос о роли директора образовательного учреждения, в котором реализуется технология разноуровневого обучения и вывел закон продуктивного сотрудничества всех участников образовательного процесса. Г.И.Харитонова рассматривает реализацию технологии в школе как залог успешного обучения каждого ученика, на примере многолетней практической работы в начальной школе.
Несмотря на то, что система разноуровневого обучения достаточно полно разработана в теоретическом плане, однако ее практическое применение на уроках истории и обществознания недостаточно. Мы пришли к такому выводу на основе изучения материалов научно-практических педагогических конференций по проблемам внедрения современных образовательных технологий в школьный процесс, а также после анализа методических разработок учителей в средней школе, представленных на различных специализированных сайтах.
Проанализировав выступления учителей на педагогических конференциях и выставленных на учительских сайтах методические разработки, оказалось, что работ с применением технологии разноуровневого обучения на уроках истории как таково отсутствуют.
Таким образом, существует необходимость проведения исследования по вопросам возможности применения технологии разноуровневого обучения на уроках истории в 7-8 классах.
Объектом исследования- уроки истории в 7-8 классах.
Предмет исследования - применение приемов и методов технологии разноуровнего обучения на уроках истории в 7-8 классах
Цель -рассмотреть основные положения технологии разноуровневого обучения и выявить наиболее оптимальные приемы и методы дифференциации обучения на уроках истории в 7-8 классах.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предполагается решить следующие задачи:
1. Изучить основные положения технологии разноуровневого обучения
2. Проанализировать возможности реализации ФГОС на уроках истории с применением технологии разноуровневого обучения
3. Исследовать психолого-педагогические особенности учащихся 7¬8 классов с точки зрения возможности применения приемов и методов технологии в учебном процессе
4. Разработать систему разноуровневых заданий по истории в 7-8 классах.
5. Проанализировать результаты апробации технологии на уроках истории в 7-8 классах
Методы исследования.
1. Апробирование технологии.
2. Наблюдение за деятельностью учащегося.
3. Анализ результатов.
4. Рефлексия.
5. Разработка рекомендаций.
Практическая значимость: теоретико-практические материалы могут быть использованы студентами на практических занятиях по методике преподавания истории, при построении уроков истории в средней школе при прохождении педагогической практики, а также при построении уроков истории в своей будущей педагогической деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из:
• Введения, в котором обозначены актуальность данной работы, объект и предмет исследования; рассмотрены основные цели и задачи работы, теоретическая и практическая значимость, методы исследования, используемые для решения поставленных задач;
• двух глав: в первой главе рассмотрены ключевые понятия, психолого - педагогические особенности учащихся, во второй главе рассматривается сущностная характеристика технологии разноуровневого обучения, раскрывается специфика работы с ним, включая собственный практический опыт использования данного приёма;
• Заключения, включающего основные выводы по теме
исследования;
• Списка литературы.
В нашей работе мы обратились к рассмотрению проблемы применения технологии разноуровневого обучения на уроках истории в 7-8 классах.
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам, что разноуровневое обучение даёт шанс каждым учащимся организовать обучение так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя.
Одной и непосредственно главной задачей разноуровневого обучения в условиях школьного образования является создание в процессе обучения условий для полноценного проявления и развития личностных свойств ученика как субъекта учебно-воспитательного процесса. Обучение, направленное на общее развитие, создает условия, при которых усвоение знаний, формирование умений и навыков выступает как процесс активной, самостоятельной творческой деятельности школьника, захватывающий ум, волю, чувства, дающий простор индивидуальности личности и ее саморазвитию.
Педагогические разноуровневые технологии можно рассматривать в качестве посредников в разрешении противоречия между задачей развития личности и задачей достижения всеми учениками образовательных стандартов. Образовательные технологии потому важны в разноуровневом обучении, что они обычно связаны со спецификой познавательной деятельности отдельного ученика.
Внедрение разноуровневости в педагогический процесс позволяет применить индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся, так как в любом учебно-воспитательном процессе учителю приходится работать с индивидуальностями, с учениками, различающимися своими потребностями, склонностями, возможностями, интересами, потребностями и мотивами, особенностями темперамента, мышления и памяти. При этом создаются педагогические условия для включения каждого ученика в деятельность, опирающуюся на уровень актуальности и соответствующую зоне его ближайшего развития, обеспечивающую ему достижение уровня усвоения учебного материала в соответствии с его познавательными возможностями, способностями, но не ниже минимального уровня.
Другими словами, процесс образования должен быть дифференцированным с учётом природных задатков, способностей учащихся.
Таким образом, дифференцированный подход на индивидуальном уровне определён следующими факторами:
Во-первых, нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе. Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.
Во-вторых, дети являются не только объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности мы, прежде всего, должны иметь в виду его саморазвитие.
В третьих, необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников.
Необходимыми организационно-педагогическими условиями обеспечения уровневой дифференциации обучения являются:
♦ Разработка трёх типов дифференцированных программ, определяющих 3 уровня целей, соответствующих содержанию образования разной степени сложности;
♦ Психолого-педагогическая диагностика и самодиагностика обученности учащихся (введение индивидуальной (поурочной и тематической карт самоконтроля, оперативных тестов самопроверки и др.);
♦ Конструирование разноуровневого дидактического материала (карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи, альтернативные задания для добровольного выполнения, задания, содержание которых найдено учеником, задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности, учебники-собеседники и др.);
♦ Открытость уровней подготовки (знание целей, посильность), что является механизмом формирования положительных мотивов учения, сознательного отношения к учебной работе;
♦ Гибкая дифференциация учащихся (возможность перехода с одного уровня на другой);
♦ Моделирование ситуации свободы выбора;
♦ Дозирование помощи учащимся:
1. организация самостоятельной групповой работы одних учащихся
даёт возможность дополнительной проработки материала с другими учениками, имеющими затруднения в усвоении материала;
2. оказание дозированной помощи учащимся путем предъявления одного и того же по содержанию задания по двум-трем разновидностям инструкции и переход от более трудной формулировки задания к более легкой (технология по принципу «развивающей помощи»). Путем последовательного изменения инструкции в направлении убывания степени самостоятельности достигается проявление той меры самостоятельности, которая в данный момент возможна для ученика.
Главным моментом, определившим разноуровневое обучение в школе, явилось намерение предоставить возможность каждому ученику организовать обучение таким образом, чтобы максимально использовать возможности для самореализации личности школьника, реализации его способностей и наследственных задатков. Такой подход, называемый акмеологическим, является основой гуманизации воспитания. В свете этого подхода немаловажное значение нами было уделено самодиагностике школьника; короткий проверочный тест по новому материалу использовался для определения учеником и учителем его индивидуальной зоны развития, и следовательно, уровня изучаемой программы.
Согласно Закону об образовании, все учащиеся имеют право выбирать уровень изучения каждого предмета. Успешная реализация технологии разноуровневого обучения, осуществлённая в ходе экспериментального исследования, позволяет сделать следующие выводы:
У разноуровневое обучение создаёт возможности организации учебного процесса в темпе, соответствующем индивидуальным особенностям нервной системы каждого ребёнка, что создаёт ситуацию успеха ученика в учебной деятельности; ситуация успеха способствует формированию положительного эмоционального отношения к школе и учению; в результате возникают условия перехода учащихся на более высокий уровень обученности и развития.
Главным достоинством индивидуализации дифференцированного обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием, за продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как ученика, так и учителя. Все это помогает ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время.
Основные принципы уровневой дифференциации обучения непосредственно связаны с такими концептуальными идеями образовательных стандартов, как обеспечение прав и обязанностей учеников в отношении содержания образования, реализация деятельностного подхода и личностного выбора содержания образования, осуществление преемственности образовательных программ, опорного характера обучения и процессуальной разгрузки школьников. Как педагогическая технология, уровневая дифференциация обучения направлена на непосредственную реализацию образовательных стандартов в учебном процессе, на «выращивание» и адаптацию стандартов к ученику и к школе. Тем самым она призвана внести весомый вклад в модернизацию образования.
И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития. Дети с интересом берутся за выполнение разнообразных творческих заданий и справляются с ними. С усилением стремления к творческой активности постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей. Школьники ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибиться, помогают друг другу.
Таким образом, широко используя различные разноуровневые задания повышающие активность и применяя их в учебном процессе, смеем надеяться, что мы добились положительных результатов в обучении, развитии и воспитании школьников.
1. Алексеев С.В. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла: Метод. рекомендации / С. В. Алексеев; Ленингр. гор. ин-т усоверш. учителей, Каф. теории и методики естеств.-науч. образования. - Л.: ЛГИУУ, 2009.
2. Басынина Л.Н. Разноуровневое обучение в начальной школе /Л.Н. Басынина // Начальная школа плюс до и после.- 2008.- №11.-С.66-67
3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. -М., 2010.-С. 48-51.
4. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. -М.,1983.-387 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.Унт И.Э.,
6. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. -Т. 4.-С. 376-385.
7. Гильбух Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике // Педагогика. 1994. №5
8. Гин А. Приемы педагогической техники. - М., "Вита-Пресс”, 2010.
9. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.
10. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения М.: Народное образование, 2009. — 128с.
11. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет / Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова и др.- М, 1988.-С. 140-152
12. Орлов В.А., Монахов В.М., Фирсов В.В. Дифференциация обучения в средней школе. // Советская педагогика. - 2007. - № 8 - с. 42-47.
13.Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Издательство
“Институт практической психологии”; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2012.
14. Рожинова Л.Н. Актуальные проблемы дифференцированного
обучения. - М.: Народное образование, 2009
15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: Народное образование, 2010.
16. Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе
интересов детей. - М.: РИПКРО,2009.
17. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М.: Изд- во МГУ, 2012.-344 с.
18. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М.: 2011. - 321 с.
19. Шамова Т.И. Управление образовательными системами:
Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; Под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-384 с.
20. Харитонова Г.И. Разноуровневая система обучения. Самый короткий обзор. Каждому ученику - гарантия успешного обучения. 2-е изд. - СПб.: Школьная лига, 2015.-48 с.
21. Яновицкая Е.В., Адамский М.Я. Большая дидактика и 1000 мелочей в разноуровневом обучении. - Изд. 2-е, доп.- СПб.: Школьная лига, Образовательные проекты, 2015.-128 с.