Введение 3
Глава 1. Проблема развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Сущность понятия. Виды, свойства произвольного внимания 6
1.2. Развитие внимания в дошкольном возрасте. Особенности
внимания детей старшего дошкольного возраста 15
1.3. Развивающие игры как средство развития и обучения детей
дошкольного возраста 28
Вывод по первой главе 31
Глава 2. Изучение особенностей развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста 33
2.1. Констатирующий эксперимент 34
2.2. Констатирующий эксперимент 40
2.3 Контрольный эксперимент 49
Вывод по второй главе 52
Заключение 54
Библиографический список 57
Приложение
Внимание - психический процесс, имеющийся у каждого психически здорового индивида.
Развитие внимания начинается с рождения и продолжается всю жизнь.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых сложных и важных проблем психологии. От ее решения зависит развитие всей системы психологического знания - как фундаментального, так и прикладного характера.
Внимание играет огромную роль в жизни человека, является его определяющей в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании.
В отличие от таких познавательных процессов таких как восприятие, память, мышление, внимание своего особого содержания не имеет, оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Таким образом, внимание является условием успешного осуществления любой деятельности индивида как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение.
Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет формы низшие и высшие. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Возникновение и развитие у детей дошкольного возраста произвольного внимания является одним из важнейших приобретений на данном этапе онтогенеза. Это связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка.
Развитие произвольного внимания играет важную роль в подготовки ребенка к школьному обучению. Умение произвольно обратить внимание на то, что необходимо для усвоения школьных знаний, является важнейшим условием успеха в учебной деятельности.
Основным условием развития произвольного внимания детей дошкольного возраста может стать игра как основной вид деятельности ребенка. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни каждого ребенка: игра для него - учеба, игра для него - труд, игра для него - серьезная форма воспитания. Игра приучает его к наблюдательности, к выполнению определенных правил, дисциплинирует его волю. Игра для детей дошкольного возраста способ познания окружающего мира. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки.
Исходя из значения этих процессов, мы приходим к выводу, что их надо развивать с раннего возраста и тренировать всю жизнь.
Цель исследования: проанализировать возможности развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр.
Проблема. В дошкольном возрасте внимание только начинает развиваться, формироваться как психическая функция, поэтому очень важно не упустить момент его развития и подобрать правильные, экологичные именно для этого возраста методики, с помощью которых развивается эта функция психики.
Объект исследования: произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развивающие игры как средство развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ проблемы развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста;
2. изучить развитие внимания в дошкольном возрасте;
3. изучить особенности развития произвольного внимания детей- старшего дошкольного возраста;
4. подобрать и провести комплекс развивающих игр с целью развития произвольного внимания детей;
5. оценить эффективность развивающей работы.
Гипотеза: развивающие игры являются эффективным средством развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.
Для подтверждения (или опровержения) гипотезы было проведено исследование в два этапа: теоретическое (анализ литературы) и практическое (применение выбранных на теоретическом этапе методик с группой дошкольников).
Методики:
- исследование особенностей распределения внимания, исследование концентрации и устойчивости внимания (методика Т.Е.Рыбакова)
- методика исследования объема внимания
- методика анализа устойчивости внимания
Структура работы: работа состоит из двух глав. В первой главе раскрывается суть произвольного внимания как психической функции и возможность использования развивающих игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Во второй главе проведен эксперимент, в процессе которого исследуется уровень развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста до и после проведения развивающих игр. Во введении отражена суть и актуальность работы, в заключении сделаны основные выводы по исследованию, в списке литературы представлены использованные в процессе написания источники.
В нашей выпускной квалификационной работе рассмотрена тема «Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр».
На основании изученной психолого-педагогической и методической литературы и проведенного экспериментального исследования мы можем сделать следующие выводы:
Развивающая игра является одной из уникальных форм обучения и развития, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению исторического материала, осуществляемые в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности - усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной развивающей игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного дошкольника (который по современным требованиям уже обязательно посещает подготовительные курсы в школе) информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей детского сада и школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является развивающая игра.
Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Известно, что дети, которые на занятиях проявляют якобы плохое внимание и память, могут подробно рассказать о событиях, пережитых на отдыхе, в походе, о своих приключениях, природе, описывать в деталях наряды из журналов мод и просто пересказывать житейские сплетни, анекдоты и пересуды. Человек, который попадает на работу, где для него все неинтересно, однообразно, незначимо, плохо, медленно усваивает профессиональные навыки, в работе постоянно что-то забывает и ошибается и создает у окружающих впечатление человека с плохими вниманием и памятью. Но стоит ему оказаться в другом окружении, где ему интересно, каждая деталь работы представляется ему важной, и внимание и память сразу резко «улучшаются».
Исходя из этого, мы приходим к следующему выводу: чтобы резервы нашего мозга работали лучше, необходимо иметь четкую мотивировку каждой своей деятельности (лучше, если это будет интерес как таковой). Если это невозможно и предстоит работа, не вызывающая у нас никаких положительных эмоций - на этот случай необходимо тренировать способности мозга к механическому и ассоциативному запоминанию и к удержанию внимания на определенных предметах.
Эффективность применения развивающих игры для развития внимания была доказана нами не только в теории, но и на практике, так как показатели внимания у детей изменились (увеличились).
Таким образом, в работе мы достигли цели: проанализировать возможности формирования произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр.
А также подтвердили гипотезу: для наиболее эффективного развития внимания лучше всего использовать развивающие игры.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - Новосибирск, 1994.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М., 1994.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
4. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М., 1997.
5. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М., 1981.
6. Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1983
7. Выготский Л.С. Детская психология. - М.: Говорящая книга, 2012.
8. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Внимание. Память. - М: Росмэн-Пресс, 2010. - 72 с.
9. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Внимание и память. 6-7 лет. - М: Росмэн-Пресс, 2012. - 80 с.
10. Гайссельхарт Р.Р., Буркарт К. Память. Тренировка памяти и техники концентрации внимания. - М., SmartBook, 2011, 128с.
11. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. - М., 1974.
12. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. - М., 1972.
13. Дегтярев Ю.З., Литвинов В.Г. и др. Игры — обучение, тренинг, досуг. - М., 1998.
14. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание. - М: Правда, 1951. - 31 с.
15. Ермалаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
16. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975.
17. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
18. Игра дошкольника /Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. /Под ред. С.А. Новоселовой. - М., 1989 11.Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений.
19. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. - СПб.: Речь, 2003.
20. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. - Москва, МОДЭК, 1999. - 336 с.
21. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. - М., 1997.
22. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие. - М., 1986.
23. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2005.
24. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. - М: Академия, 2008. - 352 с.
25. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения. - М.: Смысл, 2009. - 426 с.
26. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. - СПб, Питер, 2007. - 320 с.
27. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.:
Просвещение, 1982.
28. Мотков О. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. - М: Бахрах-М, 2008. - 160 с.
29. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Книга 1. - М., 2009.
30. Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Книга 2. - М., 2009.
31. Перов А., Поспелов Е. Ощущения. - М., Спецкнига, 2008, 200с.
32. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.
33. Психология и педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Юрайт, 2010. - 7120 с.
34. Рибо Т.А. Психология внимания. - М: Либроком, 2011. - 98 с.
35. Словарь психолога-практика. Сост. С.Ю. Головин. - Минск-М., Харвест, 2010.
36. Соловьев Т.П. Внимание как органическая сила. Опыт биологической теории внимания. - М: Либроком, 2011. - 368 с.
37. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно. - М.: «Педагогика», 1981.
38. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. - М., Феникс, 2009, 704с.
39. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.
40. Флегонтова Н.П. Проблема педагогического руководства игрой детей // Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т.А. Куликовой. - М.,2000.
41. Хейзинга А. Homo ludens. Человек играющий. - М: Азбука- классика, 2007. - 384 с.
42. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. - Ярославль, Академия развития, 1997. - 240 с.
43. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.
44. Эльконин Б.Д. Психология игры. - 2-е изд. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2005.