ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ 6
1.1. Особенности повествовательной речи детей 5-6 лет 6
1.2. Особенности художественных произведений Г.М. Цыферова и
С.Л. Прокофьевой 14
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г.М. ЦЫФЕРОВА И С.Л. ПРОКОФЬЕВОЙ 20
2.1. Организация исследования особенностей развития
повествовательной речи детей 5-6 лет 20
2.2. Программа развития повествовательной речи детей 5-6 лет
посредством художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой 28
2.3. Анализ результатов формующего эксперимента 34
Выводы по Главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
Владение навыками повествовательной речи важно для жизни каждого человека, поскольку основной функцией языка является коммуникативная функция и, следовательно, человек не может обойтись без общения с другими людьми. Для того чтобы процесс общения осуществлялся успешно, необходимы умения правильно строить речевое высказывание, последовательно излагать свои мысли, пользоваться средствами образной выразительности. Овладение этими умениями - достаточно долгий и трудоемкий процесс, поэтому повествовательную речь стоит развивать с детства - в частности, с дошкольного детства. У дошкольников формируют умения строить монолог-повествование, вычленять и называть главную тему повествования, строить монолог-повествование в соответствии с заявленной темой, иметь представление о структуре повествовательного текста (зачин, середина, конец) и пр.
Проблема развития повествовательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста находит свое отражение в ряде педагогических исследований: В.К. Воробьевой, Л.Р. Голубевой, Н.В. Елкиной, Н.А. Орлановой, И.Б. Слита, О.С. Ушаковой и др.[6; 11; 41; 42;43;44]. Однако при своей относительной разработанности темы на сегодняшний день еще актуален поиск средств и методов развития повествовательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Одним из средств, облегчающих становление повествовательной речи, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной [23; 32] и др. является художественная литература.
Представления о том, как можно использовать художественные произведения в развитии повествовательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, крайне разрозненны. Актуальной и практически значимой является проблема определения педагогических условий развития повествовательной речи детей старшего дошкольного 3
возраста посредством художественных произведений. Этой проблеме будет посвящено данное исследование.
Цель исследования - исследовать возможность развития повествовательной речи детей 5-6 лет посредством ознакомления с художественными произведениями.
Объект исследования - развитие повествовательной речи детей 5-6 лет.
Предмет исследования - педагогические условия развития повествовательной речи детей 5-6 лет посредством ознакомления с художественными произведениями Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что развитие повествовательной речи детей 5-6 лет детей посредством ознакомления с художественными произведениями Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой будет результативным при ориентации на следующие педагогические условия:
1. Целенаправленный отбор художественных произведений;
2. Включение в работу с художественным произведением этапов его обсуждения, пересказа, словесного творчества.
3. Включение в работу с художественным произведением игровых приемов и элементов театрализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать характеристику особенностей повествовательной речи детей 5-6 лет;
2. Выделить особенности художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой;
3. Определить педагогические условия развития повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественными произведениями;
4. Исследовать особенности развития повествовательной речи детей 5-6 лет;
5. Разработать и апробировать программу развития повествовательной речи детей 5-6 лет посредством художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой, оценить ее результативность.
Методы исследования:
1) теоретический анализ, синтез, обобщение научной и учебной литературы (учебных пособий, монографий, научных публикаций и пр.), а также интернет-ресурсов по проблеме развития повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественных произведений;
2) диагностические методики: методика оценки связной речи О.С. Ушаковой;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 50наименований; в работе представлены 7 рисунков и 6 таблиц. Объем выпускной квалификационной работы - 52 страницы.
Связная речь в педагогической науке определяется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Педагоги выделяют различные типы (монологическая, диалогическая) и подтипы (повествование, описание, рассуждение) связной речи. В рамках данного исследования нами было подробно рассмотрено повествование как тип монологической речи и особенности его развития в дошкольном возрасте в условиях дошкольного учреждения. Особый акцент мы сделали на рассмотрение педагогических средств и условий развития повествовательной речи дошкольников. Выделив художественные произведения как средство развития повествовательной речи детей 5-6 лет, мы изучили особенности художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой (по жанру являющиеся сказками) и сделали вывод, что они могут быть использованы для развития повествовательной речи дошкольников при ориентации на следующие педагогические условия:
1. Целенаправленный отбор художественных произведений;
2. Включение в работу с художественным произведением этапов его обсуждения, пересказа, словесного творчества.
3. Включение в работу с художественным произведением игровых приемов и элементов театрализации.
Данный вывод выступил в роли гипотезы исследования, которая была проверена в три этапа:
1. Констатирующее исследование особенностей развития повествовательной речи детей 5-6 лет по материалам О.С. Ушаковой показало, что в группе детей 5-6 лет не выявлено ни одного дошкольника с высоким уровнем развития повествовательной речи; у 27 % дошкольников экспериментальной группы и 20 % контрольной группы выявлен средний уровень развития повествовательной речи; у 73 % дошкольников экспериментальной группы и 80 % контрольной группы выявлен низкий уровень развития повествовательной речи. Наиболее развитыми у детей 5-6 лет оказались такие умения повествовательного описания как: «содержательность повествования», «композиция высказывания» и «умение связывать предложения».
2. Формирующая работа была направлена на развитие повествовательной речи детей 5-6 лет экспериментальной группы посредством использования художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой. Педагогическая работа с дошкольниками велась по сказкам «Глупый лягушонок», «Жил на свете слоненок», «Одинокий ослик», «Пугало» (Г. Цыферов) и «Сказка про воронье гнездо» (С. Прокофьева)» при ориентации на следующий алгоритм: обсуждение сюжета сказки, ее идеи и героев; элементарный анализ содержания и формы сказки; пересказ сказки; придумывание монолога с использованием выразительных средств языка. В работе со сказками были использованы игровые приемы и элементы театрализации, драматизации.
3. Контрольное исследование показало, что в экспериментальной группе численность детей 5-6 лет с высоким уровнем развития повествовательной речи повысилась, а численность детей 5-6 лет экспериментальной и контрольной групп с низким уровнем развития повествовательной речи понизилась. Однако в экспериментальной группе положительная динамика выражена значимо ярче в сравнении с контрольной группой. Лучше всего развилось умение «звуковое оформление высказывания», меньше всего - умение «использование лексических средств». В контрольной группе также произошло повышение значений показателей некоторых критериев повествовательной речи, однако данный рост не является значительным.
Проведенную формирующую работу мы можем считать результативной.
1. Акимова И.И. Развитие связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста. Роль и значение науки и техники для развития современного общества. 2018. С. 12-14.
2. АрушановаА.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника// В сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников / ред. А.М. Шахнарович. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. С. 4-16.
3. Барташкина Г.В. Сказка как средство развития связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста// Научное сообщество студентов. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». 2016. С. 68-70.
4. Вачков И.В. Геннадий Цыферов: романтик детства //
Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2016. № 6. С. 58-61.
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: учебник для студентов вузов. М.: Просвещение, 2010. 328 с.
6. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: Астрель, 2007. 158 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2007. 350 с.
8. Галкина И.А., Никифорова Е.В. Педагогические условия развития связной повествовательной речи у детей 5ого года жизни // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития, 2015. № 2 (5). С. 40-42.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство- Пресс, 2010. 471 с.
10. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и
обучения: для бакалавров: учебник / под ред. А.Г. Гогоберидзе,
О.В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2015. 460 с.
11. Елкина Н.В. Психологические аспекты развития связной речи у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник, 2009. № 1. С. 142-147.
12. Ерастов Н.П. Культура связной речи. Ярославль, 2010. 234 с.
13. Жинкин Н.И. Психолингвистика: избранные труды. М.:
Лабиринт, 2009. 287 с.
14. Зрожевская А. Обучение монологам-описаниям // Дошкольное воспитание. 1986. №2. С. 42-44.
15. Исаева О.В., Чурбанова Е.Н. Развитие повествовательной речи средствами сюжетных картин у детей старшего дошкольного возраста // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2014. Т. 2. № 6. С. 144-147.
16. Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып. 14.С. 51-58.
17. Канунникова И.М., Анахина Т.А., Васильева С.Н. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию с использованием схем и знаковых моделей //Воспитание и обучение: теория, методика и практика, 2015. С. 149-151.
18. Карашпай А.А. Сказка как средство развития связной повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста // Фундаментальные и академические прикладные исследования, 2017. С. 229-232.
19. Ковалева А.В. Развитие связной речи и мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры // Дошкольная педагогика, 2015. № 9. С. 59-61.
20. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. Екатеринбург: У- Фактория, 2005. 214 с.
21. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-9. С. 1988-1992.
22. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: URSS: ЛКИ, 2008. 211 с.
23. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1941. Т. 30. С. 27-71.
24. Методика развития речи детей: учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. 225 с.
25. Мороз П.С., Василенко В.Е. Социальная компетентность и детско-родительские отношения в старшем дошкольном возрасте // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ, 2013. Т. 1 № 1. С. 166-171.
26. Мыльцева М.В. Виды монологической речи и аспекты ее понимания в современной педагогической науке // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Международной науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). Краснодар: Новация, 2018. С. 124-126.
27. Нгуен М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте // Культурно-историческая психология, 2007. № 3. С. 46-51.
28. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. 304 с.
29. Паздникова Н.А., Мамедова Л.В. Методы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста (по материалам обобщения психолого-педагогического опыта) // Новая наука: теоретический и практический взгляд, 2015. № 5-2. С. 116-118.
30. Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие для воспитателя детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 2010. 223 с.
31. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя дет.сада / под ред. Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. М.: Просвещение, 1979. 223 с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник. СПб.: Питер, 2013. 705 с.
33. Самсонова С.Н., Панова И.Ю. Развитие описательно-повествовательной речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием посредством игр-драматизаций// Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016. Т. 11. С. 1301-1305.
34. Серегина О.В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приемов ТРИЗ-технологий // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2012. № 5 (120). С. 207-211.
35. Смирнова И.Н. Развитие речи у дошкольников в процессе занятий изобразительной деятельностью // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование, 2015. №. 4. С. 118-124.
36. Смольникова Н.Г. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России, 2011. № 12. С. 21-23.
37. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учебное пособие для студентов вузов. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 256 с.
38. Тарабарина С.А., ГубановаН.Ю., Харитонова Т.А. Театрализованная деятельность как эффективное средство формирования монологической и диалогической речи у старших дошкольников //Детский сад от А до Я, 2017. №. 1. С. 86-93.
39. Технологии развития связной речи дошкольников: методическое пособие / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко, 2004. 52 с.
40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей детского сада / под ред. Ф.А. Сохина. 5¬е изд. М.: Просвещение, 2011. 159 с.
41. Ушакова О.С., Яшина В.И. Взаимосвязь языкового и когнитивного аспекта в развитии речи дошкольников // Педагогическое образование и наука, 2016. №. 5. С. 40-42.
42. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. 288 с.
43. Ушакова О.С. Проблема осознания языка и речи в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука, 2016. №. 6. С. 45-49.
44. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 240 с.
45. Фокина К.В., Терентьева Л.Н., Костычева Н.В. Методика
преподавания иностранного языка: конспект лекций. М.: Высшее
образование, 2008. 158 с.
46. Хухлаева О.В., Зыкова Е.В., Бубнова Г.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / под ред. О. В. Хухлаевой. М.: Юрайт, 2013. 367 с.
47. Чобот Ж.П. Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // ВЕСН1К В1ЦЕБСКАГА ДЗЯРЖАЙНАГА УН1ВЕРС1ТЭТА. 2012. Т. 3 № 69. С. 119¬122.
48. Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: книга для
воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1992. 126 с.
49. Шилова О.В. Использование наглядного моделирования в развитии связной речи у старших дошкольников с ОНР // Дошкольная педагогика, 2016. № 1. С. 44-49.
50. Яшина В.И., Алексеева М.М. Теория и методика развития речи детей : учебник / под общ.ред. В.И. Яшиной. М.: Академия, 2014. 445 с.