РАЗВИТИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ Г.М. ЦЫФЕРОВА И С.Л. ПРОКОФЬЕВОЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ 6
1.1. Особенности повествовательной речи детей 5-6 лет 6
1.2. Особенности художественных произведений Г.М. Цыферова и
С.Л. Прокофьевой 14
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г.М. ЦЫФЕРОВА И С.Л. ПРОКОФЬЕВОЙ 20
2.1. Организация исследования особенностей развития
повествовательной речи детей 5-6 лет 20
2.2. Программа развития повествовательной речи детей 5-6 лет
посредством художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой 28
2.3. Анализ результатов формующего эксперимента 34
Выводы по Главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ 6
1.1. Особенности повествовательной речи детей 5-6 лет 6
1.2. Особенности художественных произведений Г.М. Цыферова и
С.Л. Прокофьевой 14
Выводы по Главе 1 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Г.М. ЦЫФЕРОВА И С.Л. ПРОКОФЬЕВОЙ 20
2.1. Организация исследования особенностей развития
повествовательной речи детей 5-6 лет 20
2.2. Программа развития повествовательной речи детей 5-6 лет
посредством художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой 28
2.3. Анализ результатов формующего эксперимента 34
Выводы по Главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
Владение навыками повествовательной речи важно для жизни каждого человека, поскольку основной функцией языка является коммуникативная функция и, следовательно, человек не может обойтись без общения с другими людьми. Для того чтобы процесс общения осуществлялся успешно, необходимы умения правильно строить речевое высказывание, последовательно излагать свои мысли, пользоваться средствами образной выразительности. Овладение этими умениями - достаточно долгий и трудоемкий процесс, поэтому повествовательную речь стоит развивать с детства - в частности, с дошкольного детства. У дошкольников формируют умения строить монолог-повествование, вычленять и называть главную тему повествования, строить монолог-повествование в соответствии с заявленной темой, иметь представление о структуре повествовательного текста (зачин, середина, конец) и пр.
Проблема развития повествовательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста находит свое отражение в ряде педагогических исследований: В.К. Воробьевой, Л.Р. Голубевой, Н.В. Елкиной, Н.А. Орлановой, И.Б. Слита, О.С. Ушаковой и др.[6; 11; 41; 42;43;44]. Однако при своей относительной разработанности темы на сегодняшний день еще актуален поиск средств и методов развития повествовательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Одним из средств, облегчающих становление повествовательной речи, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной [23; 32] и др. является художественная литература.
Представления о том, как можно использовать художественные произведения в развитии повествовательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, крайне разрозненны. Актуальной и практически значимой является проблема определения педагогических условий развития повествовательной речи детей старшего дошкольного 3
возраста посредством художественных произведений. Этой проблеме будет посвящено данное исследование.
Цель исследования - исследовать возможность развития повествовательной речи детей 5-6 лет посредством ознакомления с художественными произведениями.
Объект исследования - развитие повествовательной речи детей 5-6 лет.
Предмет исследования - педагогические условия развития повествовательной речи детей 5-6 лет посредством ознакомления с художественными произведениями Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что развитие повествовательной речи детей 5-6 лет детей посредством ознакомления с художественными произведениями Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой будет результативным при ориентации на следующие педагогические условия:
1. Целенаправленный отбор художественных произведений;
2. Включение в работу с художественным произведением этапов его обсуждения, пересказа, словесного творчества.
3. Включение в работу с художественным произведением игровых приемов и элементов театрализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать характеристику особенностей повествовательной речи детей 5-6 лет;
2. Выделить особенности художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой;
3. Определить педагогические условия развития повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественными произведениями;
4. Исследовать особенности развития повествовательной речи детей 5-6 лет;
5. Разработать и апробировать программу развития повествовательной речи детей 5-6 лет посредством художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой, оценить ее результативность.
Методы исследования:
1) теоретический анализ, синтез, обобщение научной и учебной литературы (учебных пособий, монографий, научных публикаций и пр.), а также интернет-ресурсов по проблеме развития повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественных произведений;
2) диагностические методики: методика оценки связной речи О.С. Ушаковой;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 50наименований; в работе представлены 7 рисунков и 6 таблиц. Объем выпускной квалификационной работы - 52 страницы.
Проблема развития повествовательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста находит свое отражение в ряде педагогических исследований: В.К. Воробьевой, Л.Р. Голубевой, Н.В. Елкиной, Н.А. Орлановой, И.Б. Слита, О.С. Ушаковой и др.[6; 11; 41; 42;43;44]. Однако при своей относительной разработанности темы на сегодняшний день еще актуален поиск средств и методов развития повествовательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста. Одним из средств, облегчающих становление повествовательной речи, по мнению С.Л. Рубинштейна, А.М. Леушиной [23; 32] и др. является художественная литература.
Представления о том, как можно использовать художественные произведения в развитии повествовательной монологической речи детей старшего дошкольного возраста, крайне разрозненны. Актуальной и практически значимой является проблема определения педагогических условий развития повествовательной речи детей старшего дошкольного 3
возраста посредством художественных произведений. Этой проблеме будет посвящено данное исследование.
Цель исследования - исследовать возможность развития повествовательной речи детей 5-6 лет посредством ознакомления с художественными произведениями.
Объект исследования - развитие повествовательной речи детей 5-6 лет.
Предмет исследования - педагогические условия развития повествовательной речи детей 5-6 лет посредством ознакомления с художественными произведениями Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой.
Гипотеза исследования строится на предположении о том, что развитие повествовательной речи детей 5-6 лет детей посредством ознакомления с художественными произведениями Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой будет результативным при ориентации на следующие педагогические условия:
1. Целенаправленный отбор художественных произведений;
2. Включение в работу с художественным произведением этапов его обсуждения, пересказа, словесного творчества.
3. Включение в работу с художественным произведением игровых приемов и элементов театрализации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Дать характеристику особенностей повествовательной речи детей 5-6 лет;
2. Выделить особенности художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой;
3. Определить педагогические условия развития повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественными произведениями;
4. Исследовать особенности развития повествовательной речи детей 5-6 лет;
5. Разработать и апробировать программу развития повествовательной речи детей 5-6 лет посредством художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой, оценить ее результативность.
Методы исследования:
1) теоретический анализ, синтез, обобщение научной и учебной литературы (учебных пособий, монографий, научных публикаций и пр.), а также интернет-ресурсов по проблеме развития повествовательной речи детей старшего дошкольного возраста посредством художественных произведений;
2) диагностические методики: методика оценки связной речи О.С. Ушаковой;
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 50наименований; в работе представлены 7 рисунков и 6 таблиц. Объем выпускной квалификационной работы - 52 страницы.
Связная речь в педагогической науке определяется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Педагоги выделяют различные типы (монологическая, диалогическая) и подтипы (повествование, описание, рассуждение) связной речи. В рамках данного исследования нами было подробно рассмотрено повествование как тип монологической речи и особенности его развития в дошкольном возрасте в условиях дошкольного учреждения. Особый акцент мы сделали на рассмотрение педагогических средств и условий развития повествовательной речи дошкольников. Выделив художественные произведения как средство развития повествовательной речи детей 5-6 лет, мы изучили особенности художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой (по жанру являющиеся сказками) и сделали вывод, что они могут быть использованы для развития повествовательной речи дошкольников при ориентации на следующие педагогические условия:
1. Целенаправленный отбор художественных произведений;
2. Включение в работу с художественным произведением этапов его обсуждения, пересказа, словесного творчества.
3. Включение в работу с художественным произведением игровых приемов и элементов театрализации.
Данный вывод выступил в роли гипотезы исследования, которая была проверена в три этапа:
1. Констатирующее исследование особенностей развития повествовательной речи детей 5-6 лет по материалам О.С. Ушаковой показало, что в группе детей 5-6 лет не выявлено ни одного дошкольника с высоким уровнем развития повествовательной речи; у 27 % дошкольников экспериментальной группы и 20 % контрольной группы выявлен средний уровень развития повествовательной речи; у 73 % дошкольников экспериментальной группы и 80 % контрольной группы выявлен низкий уровень развития повествовательной речи. Наиболее развитыми у детей 5-6 лет оказались такие умения повествовательного описания как: «содержательность повествования», «композиция высказывания» и «умение связывать предложения».
2. Формирующая работа была направлена на развитие повествовательной речи детей 5-6 лет экспериментальной группы посредством использования художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой. Педагогическая работа с дошкольниками велась по сказкам «Глупый лягушонок», «Жил на свете слоненок», «Одинокий ослик», «Пугало» (Г. Цыферов) и «Сказка про воронье гнездо» (С. Прокофьева)» при ориентации на следующий алгоритм: обсуждение сюжета сказки, ее идеи и героев; элементарный анализ содержания и формы сказки; пересказ сказки; придумывание монолога с использованием выразительных средств языка. В работе со сказками были использованы игровые приемы и элементы театрализации, драматизации.
3. Контрольное исследование показало, что в экспериментальной группе численность детей 5-6 лет с высоким уровнем развития повествовательной речи повысилась, а численность детей 5-6 лет экспериментальной и контрольной групп с низким уровнем развития повествовательной речи понизилась. Однако в экспериментальной группе положительная динамика выражена значимо ярче в сравнении с контрольной группой. Лучше всего развилось умение «звуковое оформление высказывания», меньше всего - умение «использование лексических средств». В контрольной группе также произошло повышение значений показателей некоторых критериев повествовательной речи, однако данный рост не является значительным.
Проведенную формирующую работу мы можем считать результативной.
1. Целенаправленный отбор художественных произведений;
2. Включение в работу с художественным произведением этапов его обсуждения, пересказа, словесного творчества.
3. Включение в работу с художественным произведением игровых приемов и элементов театрализации.
Данный вывод выступил в роли гипотезы исследования, которая была проверена в три этапа:
1. Констатирующее исследование особенностей развития повествовательной речи детей 5-6 лет по материалам О.С. Ушаковой показало, что в группе детей 5-6 лет не выявлено ни одного дошкольника с высоким уровнем развития повествовательной речи; у 27 % дошкольников экспериментальной группы и 20 % контрольной группы выявлен средний уровень развития повествовательной речи; у 73 % дошкольников экспериментальной группы и 80 % контрольной группы выявлен низкий уровень развития повествовательной речи. Наиболее развитыми у детей 5-6 лет оказались такие умения повествовательного описания как: «содержательность повествования», «композиция высказывания» и «умение связывать предложения».
2. Формирующая работа была направлена на развитие повествовательной речи детей 5-6 лет экспериментальной группы посредством использования художественных произведений Г.М. Цыферова и С.Л. Прокофьевой. Педагогическая работа с дошкольниками велась по сказкам «Глупый лягушонок», «Жил на свете слоненок», «Одинокий ослик», «Пугало» (Г. Цыферов) и «Сказка про воронье гнездо» (С. Прокофьева)» при ориентации на следующий алгоритм: обсуждение сюжета сказки, ее идеи и героев; элементарный анализ содержания и формы сказки; пересказ сказки; придумывание монолога с использованием выразительных средств языка. В работе со сказками были использованы игровые приемы и элементы театрализации, драматизации.
3. Контрольное исследование показало, что в экспериментальной группе численность детей 5-6 лет с высоким уровнем развития повествовательной речи повысилась, а численность детей 5-6 лет экспериментальной и контрольной групп с низким уровнем развития повествовательной речи понизилась. Однако в экспериментальной группе положительная динамика выражена значимо ярче в сравнении с контрольной группой. Лучше всего развилось умение «звуковое оформление высказывания», меньше всего - умение «использование лексических средств». В контрольной группе также произошло повышение значений показателей некоторых критериев повествовательной речи, однако данный рост не является значительным.
Проведенную формирующую работу мы можем считать результативной.



