Введение 3
1. Заголовки в новостной прессе: теоретические аспекты исследования 5
1.1 Расширенная заметка как новостной жанр журналистики 5
1.2 Заголовок в расширенной новостной заметке 8
1.3 Разновидности заголовков 11
2. Разновидности заголовков в расширенных новостных заметках газеты «Коммерсантъ» 14
2.1 Общая характеристика газеты «Коммерсантъ» 14
2.2 Анализ заголовков в расширенных новостных заметках газеты «Коммерсантъ» 17
Заключение 22
Список литературы 23
В мире, где информационное поле переполнено постоянно сменяющими друг друга событиями, журналистика становится постоянным и надежным способом распространения актуальной информации. Основным журналистским жанром, рассказывающем об изменениях в окружающей действительности была и остаётся новостная заметка. Перед журналистом встает необходимость точно и лаконично передать новый общественно значимый факт в условиях постоянно изменяющейся повестки. А самым верным и быстрым способом передать необходимую информацию позволяет именно фокусировка факта в таком структурном элементе заметки как заголовок.
Актуальность исследования заключается в том, что жанры новостной журналистики никогда не теряют своей востребованности. К тому же, текущая общественно-политическая ситуация в мире обуславливает необходимость быстрой и точной передачи необходимой информации.
Объектом исследования стала российская ежедневная общественно-политическая газета «Коммерсантъ».
Предметом исследования при этом стали разновидности заголовков в жанре расширенной новостной заметки.
Цель исследования – на основе теоретических подходов изучить разновидности заголовков в расширенных новостных заметках и рассмотреть их на примере газеты «Коммерсантъ».
Для реализации поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
● на основе трудов исследователей охарактеризовать заголовок, как структурную часть в новостном жанре;
● рассмотреть расширенную новостную заметку как жанровую модель журналистики
● рассмотреть типологические особенности и разновидности заголовков;
● дать характеристику газете «Коммерсантъ»;
● проанализировать разновидности заголовков в «Коммерсанте».
Методы исследования. В работе использовались эмпирические методы исследования: наблюдение, контент-анализ, описание. И теоретические методы исследования: обобщение, анализ, сопоставление.
Теоретико-методологическая база данного исследования основывается на научных и исследовательских материалах, специализированной и справочной литературе, на публикациях в научных периодических изданиях, профильных учебниках. В данной работе упор был сделан на исследования Л.Г. Лазутиной, С.С. Распоповой, М. А. Шостак, А.В. Колесниченко.
Эмпирической базой исследования послужила газета «Коммерсантъ».
Структура исследования: введение, основная часть (две главы), заключение, список использованной литературы.
Газета «Коммерсантъ» является неотъемлемой частью российской качественной прессы, поскольку она выполняет важную функцию информирования общества о ключевых изменениях в российской и международной действительности. Это требует от журналистов деловых периодических изданий особого подхода при формировании заголовков расширенных новостных заметок, отражающих суть изменений в окружающей действительности.
При создании текста журналисту необходимо иметь ясное представление о текущей повестке дня, предпочтениях и характере аудитории издания, поскольку это поможет определить выбор того или иного типа заголовка.
Результаты исследования показывают, что журналисты газеты «Коммерсантъ» во процессе создания расширенных новостных заметок чаще всего стараются словесно обыграть представляемую информацию, при этом не теряя основной сути.
В новостных публикациях «Коммерсантъ» представляет сразу несколько типов заголовков, порой демонстрируя синергию разных видов. Такой подход помогает журналистам не только наиболее полно раскрыть информацию о происходящих событиях, но и сформировать свое собственное мнение об окружающей действительности.
1. Большая советская энциклопедия / Словарь : З – 1738 с. // URL: www.rubricon.com
2. Вырковский, А. В. Деловые СМИ в России и за рубежом в период кризиса: экономический, организационный, творческий аспекты // Медиаскоп. - 2010.
3. Ким, М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. СПб., 2004. С. 123.
4. Кожина Н. А. Заглавие художественного произведения: онтология, функции, параметры типологии //Проблемы структурной лингвистики. – 1984. – Т. 1988.
5. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. Учебное пособие. – Московский государственный университет имени МВ Ломоносова, 2010.
6. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. – М.: изд-во МГУ, 2000. – 377 с.
7. Лазутина, Г.В., Распопова, С.С. (2011) Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс. 320 с
8. О «Коммерсанте» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/4967517 (дата обращения: 10.06.2024).
9. Прохоров, Е.П. Введение в журналистику. Уч. пос. / Е. П. Прохоров. –М: Издво «Высшая школа», 1988.
10. Прохорова К. В. Картина мира в газетном заголовке. – 2007.
11. Распопова, С.С. Учебник для бакалавров. М.: «Аспект Пресс», 2017. 272 с.
12. Тертычный, А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000
13. Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ. 2008. Автор: А. И. Фёдоров.
14. Шостак М. А. Сочиняем заголовок, статья// Журналист. 1998. №3.
15. «Читатель сейчас хочет неправду» [Электронный ресурс] – URL: https://www.colta.ru/articles/revision/29728
16. «В горном одиночестве» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6760682
17. «Давайте будем вместе бить» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6762387
18. «Израиль и «Хезболла» подошли к границе» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6775192
19. «Израилю не по нраву ограничения» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6774447
20. «Кресло преткновения» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6748061
21. «Не уверен - не управляй» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6761437
22. «Пожилых призывают к ответственности» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6692126
23. «Полочная дисциплина» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6775241
24. «Провели как обычно» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6762410
25. «Прошла перебалансировку» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6762451
26. «Сталина на вас есть» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6727865
27. «Сыпь да сыпь кругом» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6730435
28. «Трамваи поедут без пилотов» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6715581
29. «Удаленка идет на убыль» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6772871
30. «Уставьте себе» // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/6775953