Трансформация библейских мотивов в творчестве Дж. Г. Байрона: литературоведческий и методический аспекты (на материале стихотворений цикла "Еврейские мелодии" и мистерии "Каин")
Ведение 4-5
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ОБРАЩЕНИЯ ДЖ. Г.
БАЙРОНА К БИБЛЕЙСКИМ МОТИВАМ 6-17
1.1. Библия в мировой литературе 6-8
1.2. Специфика восприятия романтиками категории свободы 9-10
1.3. Особенность изображения героя в произведении писателей и поэтов-
романтиков 11-14
1.4. Понимание Дж. Г. Байроном Библии как литературного и
мифологического памятника 15-17
ГЛАВА 2 ТРАНСФОРМАЦИЯ БИБЛЕЙСКИХ МОТИВОВ В ЦИКЛЕ
СТИХОТВОРЕНИЙ "ЕВРЕЙСКИЕ МЕЛОДИИ" 18-39
2.1. Причины обращения Дж. Г. Байрона к теме судьбы еврейского
народа 18-20
2.2. История еврейского народа в Библии 21-23
2.3. Анализ стихотворений, отражающих судьбу еврейского народа в
Библии 24-31
2.4.Общефилософские стихотворения цикла "Еврейские мелодии" 32-39
ГЛАВА 3 ТРАНСФОРМАЦИЯ БИБЛЕЙСКИХ МОТИВОВ В МИСТЕРИИ "КАИН" 40-55
3.1. Мистерия Дж. Г. Байрона "Каин" (1821) и ранние толкования образа
Каина 40-41
3.2. Сравнительно - сопоставительный анализ сюжетов мистерии Дж. Г.
Байрона "Каин" и библейского сюжета об убийстве Каином Авеля 42-45
3.3. Система второстепенных образов в мистерии "Каин" 46-48
3.4 Образ главного героя мистерии "Каин" и влияние на него Люцифера 49-52
3.6. Конфликт в мистерии "Каин" и в библейском сюжете 53-55
Заключение 56-59
Список литературы 60-63
Приложение (методическая составляющая работы) 64-80
Романтизм, возникший в литературе и в искусстве в первой четверти девятнадцатого века, главным назначением искусства считал воспроизведение глубин человеческого духа. Дж. Г. Байрон, яркий представитель этого направления, создавал необычных героев, титанических личностей, стремящихся к свободе. Некоторые образы героев, а также мотивы и сюжеты произведений поэт заимствовал из Библии, как интересные для осмысления и интерпретации.
В данной работе рассматриваются стихотворения цикла "Еврейские мелодии" (1815-1816), в которых поднимается тема "проклятого народа" и мистерия "Каин" (1821), в которой поэтом трансформируется библейский мотив об убийстве Авеля Каином
Объекты исследования: Библия. Стихотворения цикла "Еврейские мелодии" и мистерия "Каин" Дж. Г. Байрона.
Предметы исследования: преобразование библейских мотивов в произведениях Дж. Г. Байрона (стихотворения цикла "Еврейские мелодии", мистерия "Каин").
Цель работы: проследить интерпретацию библейских мотивов в произведениях Дж. Г. Байрона (стихотворения цикла "Еврейские мелодии", мистерия "Каин").
Исходя из поставленной цели нами сформулированы следующие задачи:
1. Выявить специфику обращения писателей к библейским мотивам, образам и сюжетам как основе произведений.
2. Провести анализ стихотворений цикла "Еврейские мелодии" и проследить, как в них пересматриваются библейские мотивы.
3. Провести сравнительно - сопоставительный анализ мистерии "Каин" и взятого за основу библейского эпизода об убийстве Авеля Каином.
4. Разработать урок, который будет включен в элективный курс "Библейские мотивы в мировой литературе".
Новизна и актуальность работы обусловлена тем, что в России и за рубежом в течение последнего времени в байроноведении ощущался недостаток новых исследований. Последний всплеск интереса к наследию Байрона пришелся на 1988 год — год двухсотлетия со дня рождения поэта. В целом для литературоведения 80-х- начала 90-х была характерна тенденция к подведению итогов длительного изучения творчества поэта. Если на данный момент работ, посвященных анализу мистерии "Каин", достаточно, то к циклу "Еврейские мелодии" исследователи обращаются крайне редко.
В исследовании применяются методы: историко-филологический и сравнительно-сопоставительный.
Теоретической основой исследования являются работы Н.Я. Дьяконовой, А. А. Елистратовой, М. С. Кургинян. Также мы обращались к современным работам: Д. Н. Жаткина и Е. В. Крехтуновой, Е. Н.Михайленко.
Практическая значимость работы заключается в том, что по материалу, представленному в работе, разработаны уроки, которые могут быть включены в элективный курс для 9-11 классов "Библейские мотивы в мировой литературе" .
Структура работы: введение, 3 главы, приложение (конспекты уроков элективного курса), заключение и список литературы, состоящий из 45 наименований.
Проследив трансформацию библейских мотивов в творчестве Дж. Г. Байрона (на примере цикла стихотворений "Еврейские мелодии" и мистерии "Каин") мы можем сделать следующие выводы:
1. Обращение к библейским сюжетам, мотивам и образам как основе произведений и вообще к Библии обусловлено спецификой эпохи, в которую жили писатели и поэты. В эпоху романтизма было широко распространено заимствование в качестве основы произведений библейских мотивов, сюжетов, образов. Представители романтизма были склонны пересматривать библейские мотивы в ключе антропоцентризма, пристального внимания к внутреннему миру человека, его личности. Дж. Г. Байрон обращался к Библии как источнику мотивов и образов для своих произведений, потому что всегда интересовался Библией, и образы, которые веками трактовались однозначно, ему было интересно переосмыслить, посмотреть на героев с другой стороны, что он и делает в цикле стихотворений "Еврейские мелодии" и мистерии "Каин".
2. В ходе анализа стихотворений цикла "Еврейские мелодии" нами были выделены несколько групп стихотворений:
• Непосредственно отражающие библейские мотивы о судьбе "избранного народа"; (некоторые мотивы трансформируются, некоторые остаются без изменений);
• Отражающие мотивы, связанные с судьбой иудеев не напрямую, но из контекста понятно, что в них поэт обращается к "еврейской теме";
• Философские - о жизни и о смерти;
• Стихотворения о любви.
Обращаясь к библейским мотивам как основе некоторых стихотворений цикла, отражающих судьбу иудейского народа, поэт пересматривал данные мотивы в свойственном ему романтическом ключе, ставя на первое место свободу человека и народа. В стихотворениях поэт представил свой взгляд на библейскую историю: для него не столь важна причина, по которой евреи были наказаны Богом (несоблюдение заповедей), сколько последствия угнетения народа, его страдание. В Библии же наказание Бога не может подвергаться сомнению, оно всегда справедливо и заслуженно, тема борьбы там совершенно не затрагивается, а в стихотворениях мотивы сопротивления и борьбы выражены очень явно (например, в стихотворении "У вод вавилонских..." пленные отказываются играть и петь для врагов, оказывая тем самым единственное сопротивление, которое им под силу в данных условиях). В стихотворениях видны последствия наказания, о самой причине автор ничего не упоминает, так как любое ограничение свободы человека кажется поэту заведомо неправильным и недопустимым. Именно по этой причине поэт не упоминает о причинах страдания народа.
Трансформация библейских мотивов происходит за счёт усиления личностного начала: многие стихотворения написаны от первого лица, что делает их эмоциональными и выразительными ("Дочь Иеффая", "Песнь Саула перед боем","У вод вавилонских" и др.). Это происходит потому, что поэт погружается в историю, рассматривает ее не "издалека", а сближается с ней, сопереживая героям стихотворений. Иногда победа тех, кто слабее происходит с помощью высших сил ("Поражение Сеннахерима"), к стихиям, к высшей силе обращаются за помощью пленные ("На разрушение Иерусалима Титом"). Этим автор хочет показать, что для победы важны не количество, физическая мощь и злость, а сила духа, чувство собственного достоинства и готовность противостоять духовно даже кажущемуся более сильным врагу.
Общефилософские стихотворения цикла "Еврейские мелодии" проникнуты в основном пафосом трагизма, скоротечности жизни, в которой может всё очень быстро меняться. Однако в стихотворениях присутствует также и вера в лучшее, в то, что если нет гармонии и счастья на земле, то они будут в ином мире. Отталкиваясь от духа Библии, поэт размышляет о смысле жизни, о любви, о смерти. Можно сказать, что общефилософские стихотворения соотносятся с циклом по ассоциативному принципу. Между некоторыми общефилософскими стихотворениями и стихотворениями о судьбе иудейского народа можно провести параллель и обнаружить некоторые мотивные сходства ("Ты кончил жизни путь..." и "Дочь Иеффая","Убита в блеске красоты" и "Плач Ирода по Мариамне" и др.). Таким образом, можно говорить о том, что общая тематика сборника философская, стихотворения отражают взгляды автора на жизнь и смерть, на любовь, на свободу.
3. В мистерии "Каин" Байрон значительно расширил взятый за основу эпизод о братоубийстве, расширил круг героев (в Библии в этой части упоминается Бог, а в мистерии- Люцифер), ввел линию внутренних переживаний и раздумий Каина. Совершенно иную трактовку в мистерии "Каин" получают суть конфликта и мотив убийства. Это связано с тем, что и образ Каина понимается Байроном совершенно иначе. Он уже не просто злодей, преступник и грешник, а человек, который заблудился, ищет справедливость. Если в Библии причиной убийства Каином Авеля становится зависть, то в мистерии убийство происходит случайно, а основной конфликт - внутренний. Взятое за основу описанное в Библии преступление Каина рассматривается теперь ещё и с точки зрения переживаний самого Каина: рассматривается его внутренние переживания, сомнения, размышления. Он не принимает тот порядок, в котором должен жить, не считает его правильным, ведь сам он не совершал преступление, а за грехи родителей отвечать не считает справедливым. Таким образом, в трактовке Байрона образ Каина получает совершенное иное осмысление. Это происходит за счёт того, что помимо внешнего действия в мистерии происходит действие внутреннее: меняется главный герой, его взгляды. В мистерии "Каин" ярко проявляются особенности творчества Байрона, свойственные романтизму: противопоставление героя-бунтаря обществу, размышления о вечных проблемах, поиск своего пути, совокупность внешнего и внутреннего конфликтов.
Анализируемые нами произведения Дж. Г. Байрона написаны во второй и третий периоды его творчества. Период, в который написаны "Еврейские мелодии", ознаменован появлением "мировой скорби", которая характеризуется неудовлетворённостью человека действительностью, в которой он находится. Мистерия "Каин" написана в "итальянский" период творчества поэта, во время его участия в борьбе за свободу в Италии. Поэт высоко ценил свободу личности, что нашло отражение в сюжетах и героях его произведений. Герои его произведений различны, но чаще всего даже угнетаемые провозглашают протест против рабства и угнетения, не подчиняются своему бедственному положению. В стихотворениях цикла "Еврейские мелодии" и в мистерии "Каин" выражаются идеи Дж. Г. Байрона о личности свободе, утверждается вера в человека и его моральную стойкость. Обращение в первую очередь к внутреннему миру героя, оценка его поступков исходя из оценки его внутреннего состояния- характерные черты творчества Дж. Г. Байрона как яркого представителя романтизма.
1. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. М.: Библейская лига, 2006.-1198 с.
2. Байрон Д. - Г. Избранные произведения. В 2-х т. Т. 2.Поэмы и трагедии; Кефалонский дневник: Пер. с англ./ Сост. и коммент. О. Афониной. - М.: Худож. лит., 1987.-816 с.
3. Байрон Д. - ГПрометей: [Стихотворения]/Джордж Гордон Байрон; [пер. с англ.]. - СПб.: Амфора. ТИД Амфора; М.: ИД Комсомольская правда, 2012.¬238 с.: ил. - (Серия Великие поэты").
4. Бабчина, Т.Л. Дж.Г. Байрон «Каин» / Т.Л. Бабчина. Рига, 1973.
5. Богословский В. Н. История зарубежной литературы XIX. - М.: Высшая школа, 1991-631 с.
6. Дайхин Т. Л. Образ иудейки в русской литературе второй половины XIX века в фокусе культурной игры, иронии и социальных коллизий. [Текст]// Т. Л. Дайхин. Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. - 2015.-№ 3.-С. 176-185.
7. Дьяконова Н. Я. Байрон: опыт психологического портрета // Великий романтик. Байрон и мировая литература. — М.: Наука, 1991.
8. Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М.: Наука, 1975. -178 с.
9. Дьяконова И. Я. Лондонские романтики и проблемы английского романтизма. — Л.: Издательство ЛГУ, 1970. -232 с.
10. Елистратова, А. А. Байрон, изд. АН СССР, М. 1956.- 236 с.
11. Елистратова, А. А. Дневники и письма Байрона. - В кн.: Байрон. Дневники, письма. М., 1963.
12. Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. - 505 с.
13. Жаткин Д. Н., Крехтунова Е. В. Цикл "Еврейские мелодии" Дж. Г. Байрона в творческой интерпретации Д. Л. Михаловского [Текст ] // Д.Н. Жаткин, Е. В. Крехтунова. Вестник бурятского государственного университета. - 2011.-№ 10.-С.102-109.
14. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Ленинград: Наука, 1978. — 424 с.
15. Ковалева О.В. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. - М.: Оникс, 2005. - 272 с.
16. Коган П. С. Комментарий к «Каину» // Байрон Д. Г. Мистерии. — М.-Л.: Academia, 1933.
17. Котляревский Н. И. Байронизм в его историческом развитии и значении // Д. Г. Байрон. Поли. собр. соч. в 3 томах. - СПб.: Издательство Брокгауз- Ефрон, 1905.
18. Красикова Л.В. О стилистической и лингвопоэтической специфике описательных стихотворений из цикла "Еврейские мелодии" Дж. Г. Байрона [Текст] // Л. В. Красикова. Интеграция образования. - 2015.-№ 2.-С. 109-116.
19. Кривцун О.А. Эстетика. [Текст] /О. А. Кривцун //Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2000. - 434 с.
20. Курбонов П. А. Драматическая мистерия Байрона «Каин» (по мотивам Библии и Корана) [Текст] / П. А. Курбонов // Современная филология: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, апрель 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. -С. 100-103.
21. Кургинян, М. С. Крит.-биогр.очерк ./Джордж Байрон. М. : Гос. издательство художественной литературы [Гослитиздат], 1958 . - 216 с.
22. Кургинян М. С.Путь Байрона-художника. Дж. Г. Байрон. Собрание сочинений в трёх томах, т. 1. М.,1974.
23. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. - М.: Академия, 2003. - 512 с.
24. Михайленко Е. Н. Особенности романтического мифотворчества Д. Г. Байрона в мистерии "Каин" [Текст] //Е. Н. Михайленко. Вестник Башкирского университета . - 2009. -№ 3. Т.14.
25. Михальская Н. П.История зарубежной литературы XIX века. - М., 1972
26. Моруа А. Дон Жуан, или Жизнь Байрона / А. Моруа. М., 2000.
27. Николаев А. И. основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. - Иваново: ЛИСТОС, 2011.
28. Николюкин А. Н.- Литературная энциклопедия терминов и понятий М.: Интелвак, 2001, 1600 с.
29. Пикалов Д. В.Каин и Авель: мифологика конфликта// Д. В. Пикалов. Социально-политические науки. - 2013. - № 4. - С. 65-70.
30. Ромм А.С. Дж. Г.Н.Байрон. - Л.; М.: Искусство, 1961. - 139 с
31. Самарин Р.М. Зарубежная литература. - М.: Высш. шк., 1987.
32. Тертерян, И.А. Романтизм / И.А. Тертерян // История всемирной литературы: в 9 т. Т. 6. М., 1989.
33. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М., "Просвещение", 1974.
34. Тураев С. В. Байрон в движении времени // Великий романтик. Байрон и мировая литература. М.: Наука, 1991.
35. Тураев С. В. Байрон, немецкие романтики и Гете // Великий
романтик. Байрон и мировая литература. — М.: Наука, 1991. — С. 829 с.
36. Усманова Р. Ф. Дж. Г. Байрон [вступительная статья]//Байрон Дж. Г. Собрание сочинений в 4х томах. Т. 1.-М.: Правда, 1981.
37. Фролов И.Т., Абрамов А. И. и др.; Философский словарь;. - М.: Республика, 2001. - 719 с.
38. Хализев В. Е. Введение в литературоведение. Литературное произведение// Под ред. Л. В. Чернец. М., 2002.
39. Храповицкая Г.Н., Коровин А.В. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский романтизм. - М.: Academia, 2007. - 432 с.
40.Чудаков Б. О некоторых художественно-стилистических особенностях лирики Байрона. - "Филологические науки", 1962, № 4. с. 145-157.
41. Шпет Г. Примечания к «Каину» // Байрон Д. Г. Мистерии. — М.-Л.: Academia, 1933. С. 374-389.
42. Энциклопедический словарь —Байрон, Джордж-Ноэль-
Гордон // СПб.: Брокгауз—Ефрон, 1891. — Т. II. — С. 726—730.
Интернет-источники
43. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. (ред.) Методика преподавания
литературы. [Электронный ресурс] URL:
http://www.studfiles.ru/preview/6213302/page:13/
44. О методических рекомендациях по реализации элективных курсов [Электронный ресурс]: письмо от 04.03.2010 г. № 03-413. Режим доступа: www.k-obr.spb.ru/downloads/720/Minobrnauki_03-413.docx
45. Сайт "Левдо" Режим доступа: https://www.stihi.ru/2012/03/20/6858.
46.Электронная еврейская энциклопедия[Электронный ресурс].-Электрон. дан. -Иерусалим: 2005. - режим доступа: http://www.eleven.co.il/.