ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РОДНЫМ ГОРОДОМ 6
1.1. Ознакомление детей с родным городом в системе образовательной
деятельности дошкольного учреждения 6
1.2. Возрастные особенности освоения детьми представлений о родном
городе 11
1.3. Анализ образовательных программ в аспекте формирования
представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста 14
1.4. Психолого - педагогические условия организации образовательной
деятельности по формированию у детей дошкольного возраста
представлений о родном городе 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ ГОРОДЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 33
2.1. Изучение особенностей сформированности представлений о
родном городе детей старшего дошкольного возраста 33
2.2. Педагогические условия формирования представлений
представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность темы исследования. В настоящее время в связи с введением ФГОС ДО, главное значение приобретает вопрос всестороннего развития личности. При этом наибольшее внимание уделяется социально-коммуникативному развитию детей, как важному процессу приобщения человека к окружающему социальному миру; в ходе которого происходит формирование основных качеств личности, позволяющих успешно адаптироваться в любой социальной группе.
Одной из важнейших задач психолого-педагогической работы по познавательному развитию является формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Проблема воспитания гражданина, обладающего национальным самосознанием (представлениями о родной стране, чувством принадлежности к ней), является в последнее время одной из самых обсуждаемых и изучаемых проблем педагогической науки и практики.
Поэтому уже в дошкольном возрасте, особенно в старшем, необходимо вести целенаправленную работу по формированию элементарных представлений о Родине, в том числе о родном городе у детей.
Многие впечатления от увиденного малышом не осознаются, но они закладывают в его душе прочную базу восхищения родным домом, детским садом, городом, где он живёт. Вместе с этим в сердце зарождается чувство любви к близким людям, друзьям, родному городу - так незаметно на благодатной почве дают первые всходы патриотические чувства. Важным моментом в формировании представлений о родном городе является то, что дошкольник мыслит яркими и сильными образами, которые остаются в памяти на всю жизнь. Поэтому необходимо знакомить его с историческим прошлым нашей Родины, с историей собственных корней и народными традициями с помощью методов, соответствующих возрасту.
Как правило, многие ДОУ выпускают из внимания важность процесса формирования представлений у дошкольников о родном городе. Данная проблема волнует педагогов, психологов и других специалистов, поэтому интенсивно исследуется в настоящее время, но разработана ещё не достаточно. В связи с этим изучение организации образовательной деятельности в ДОО по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным городом является актуальной задачей.
Степень изученности проблемы. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием любви к родному городу у детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой [16, 34] довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие «воспитание патриотизма» не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева, Н.А. Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева и др. [22, 24, 33] делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова [19] предлагают как решение проблемы воспитания патриотизма у дошкольников познание ими Родины-России.
Объектом исследования являются представления детей дошкольного возраста о родном городе.
Предмет исследования - особенности психолого - педагогических условий формирования представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы - разработка психолого-педагогических условий формирования представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста.
Гипотезой исследования является предположение о том, что ознакомление детей с родным городом будет эффективным при реализации следующих психолого - педагогических условий:
1. обогащение развивающей предметно - пространственной среды;
2. организация непосредственного изучения детьми объектов городской среды на экскурсиях;
3. поддержка деятельного отношения детей к родному городу в процессе социально - направленной и творческой деятельности детей.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. изучить возрастные особенности освоения детьми представлений о родном городе;
2. выделить психолого-педагогические условия организации образовательной деятельности по формированию у детей дошкольного возраста представлений о родном городе;
3. провести оценку сформированности представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста;
4. провести опытно-экспериментальную работу по психолого - педагогическому формированию представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста и оценить эффективность.
Методы исследования - в процессе диагностического исследования был использован комплекс авторских диагностических методик Т.С. Комаровой: проблемные ситуации; задания; беседа.
Формирование представлений о родном городе в дошкольном возрасте возможно при условии, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия.
В дошкольном возрасте закладывается деятельное отношение к Родине: стремление и умение проявлять заботу о близких, делать то, что важно для других, беречь труд других людей, бережно относиться к природе, быть ответственным за свои поступки. Базовым этапом формирования у детей патриотического отношения к родному городу является накопление социального опыта, усвоение принятых норм поведения, приобщение культурным ценностям.
Проведенный анализ показал существующую в изученных программах закономерность освоения ребенком истории и культуры родного края, постепенно расширяя границы познания от родного дома до родного края. Все авторы отмечают необходимость ознакомления и выделение специфики культуры и социальных ориентиров. Эмоциональное восприятие является ключевой основой для формирования представлений ребенка о родном городе. Особое место отводится совместной работе ДОУ с семьей дошкольника.
Изучение представлений о родном городе дошкольников предполагает два важных этапа: выделение критериев и индикаторов сформированности представлений детей и подбор методов проведения диагностического исследования. В качестве критериев сформированности представлений о родном городе выделены: знания представления о городе (поселке) в котором живет ребенок; проявление интереса и положительного эмоционального отношения к своей малой Родине; деятельностно-поведенческие проявления. Диагностический инструментарий предполагает использование
преимущественно малоформализованные методы: кроме беседы с детьми и диагностические ситуации, фактически «провоцирующие» деятельность ребенка, которую хотел бы пронаблюдать педагог (проблемные ситуации, специальные задания).
Первичная диагностика сформированности представлений детей о родном городе показала, что уровень сформированности представлений о родном городе преобладает низкий - 66%. Обследуемая группа детей продемонстрировала знание названия родного города, своего домашнего адреса. Дети имеют представление о том, что каждый житель города должен содействовать его благоустройству, проявляют готовность помогать взрослым в благоустройстве территории детского сада (уборка мусора, посадка растений и уход за ними). Дети внимательно и заинтересованно слушали рассказы воспитателя и других детей о достопримечательностях родного города, событиях из его истории, выдающихся земляках.
Дети старшего дошкольного возраста эмоционально положительно относятся к своему родному городу. В характеристике родного города у дошкольников преобладает эстетическое отношение к городу: «красивый», «чистый». Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения жителей к нему. Старшие дошкольники проявляют соответствующую их возможностям социальную активность, обращенную к городу и горожанам: совместному со взрослыми участию в социально значимых делах, акциях - посильная уборка участка детского сада, поздравление ветеранов, приглашение в детский сад пожилых людей и т.д. Эпитет «красивый» дети относят, прежде всего, к природным особенностям своего города: «Красивые парки, зеленые деревья», «Город красив красками, цветами, природой», «Деревья красивые, бабочки, листья, сад красивый с березками, дубами, травой, в общем природой». Дети считают, что в их родном городе красивые дома, фонари, фонтаны, машины, улицы.
В ходе формирующего эксперимента были реализованы психолого-педагогические условия формирования представлений о родном городе детей старшего дошкольного возраста, сформулированные в гипотезе исследования: обогащение развивающей предметно-пространственной среды; организации непосредственного изучения детьми объектов городской среды на экскурсиях; поддержки деятельного отношения детей к родному городу в процессе социально - направленной и творческой деятельности детей.
На основании критериев и индикаторов сформированности представлений формирования представлений о родном городе была определена логическая последовательность психолого-педагогической работы с детьми. Первичные представления о родном городе и актуализация собственного опыта освоения объектов родного города реализуется как познание детьми города через элементы предметно-пространственной среды. Для этого в группе детского сада был создан уголок «Зеленогорск - город, в котором я живу».
Непосредственное взаимодействие детей с городскими объектами осуществлялось на экскурсиях. Для этого нами были выделены три группы городских объектов, которые смогли бы определить целостный образ родного города. Особенность освоения объектов города - от наблюдения и эмоционального впечатления к исследованию предполагала подготовительную работу в совместной с детьми деятельности; ознакомление с объектом на экскурсии в форме рассказа, организованного наблюдения, беседы с детьми с использованием вопросов поискового характера; непосредственное взаимодействие детей с объектом на основе правил безопасности и бережного отношения.
Воплощение полученного опыта в продуктах творческой, поисковой деятельности, в мероприятиях по сохранению и благоустройству города
В результате проведения опытно-экспериментальной работы произошло изменение уровней сформированности представлений о родном городе у детей:
- при использовании проблемных ситуаций следует отметить появление большого количества детей высокого уровня (с 0% до 10%), а также увеличение доли детей со средним уровнем (с 22% до 55%), низкий уровень уменьшился (с 78% до 10%).
- при диагностике с использованием заданий были получены следующие результаты: данные детей с высоким уровнем сформированности представлений о родном городе увеличились с 10% до 35%, средним уровнем с 30% до 50%, а низкий уровень снизился с 60% до 15%.
- после проведения контрольной диагностики с использованием беседы высокий уровень сформированности увеличился с 10% до 45%, средний - с 30% до 35, а низкий уменьшился с 60% до 20%.
Определение общего уровня сформированности представлений о родном городе показало увеличение числа детей с высоким уровнем сформированности представлений с 10 до 40%, со средним уровнем - с 30 до 45% и уменьшение числа детей с низким уровнем с 60 до 15%.
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной. М.: УЦ «Перспектива», 2011. 310 с.
2. Багаутдинова С.Ф. Система педагогического планирования ДОО
в современных условиях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dovosp.ru/insertfiles/files/VAK/2015 09/1 .pdf (дата обращения:
16.10.2017)
3. Багаутдинова С.Ф., Корнилова К.В. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении. Издательство «ФЛИНТА», 2015. 215 с.
4. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Практическое пособие. М.: Аркти, 2007. 140 с.
5. Белоусова, Л.Е. Навстречу Дню Победы. СПб.: Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. 24 с.
6. Бережнова О.В. Проектирование рабочих программ в ДОО: методические рекомендации // Справочник старшего воспитателя дошкольного образования, 2016. № 3. С. 4-23.
7. Бех И. Д. Воспитание личности: Восхождение к духовности. К.: Лыбидь 2006. 271 с.
8. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. М.: Айрис-пресс, 2008. 208 с.
9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2 частях. Часть 1. От рождения до поступления в школу. М.: Владос, 2017. 368 c.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Дошкольная психология. М.: Академический проект, 2016. 288 c.
11. Воронкевич О.А., Седачёва Т.Ю., Якимова Е.А. Рабочая
программа педагога ДОУ как инструмент реализации основной
образовательной программы дошкольного образования // Дошкольная педагогика, 2014. №4. С. 15-22.
12. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://ipk.ulstu.ru/?q=node/4026(дата обращения: 10.04.2018)
13. Деркач Л.Н. Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников // Дошкольная педагогика. 2009. № 2 (51). С. 21 - 26.
14. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. 528 с.
15. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социально¬личностного развития ребенка в период детства : автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 22 с.
16. Из детства - в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева и др. М.: Просвещение, 2006. 205 с.
17. Кабушко А.Ю., Соломатина Г.Н. Методика ознакомления дошкольников с социальным миром в системе предшкольного образования // Нач. шк. плюс до и после. 2011. № 4. С. 12 - 16.
18. Карманова Ж.А., Манашова Г.Н. Особенности взаимодействия детского сада и семьи в процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 3-2. С. 253-256.
19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.
Куликова. М.: Академия, 2000. 416 с.
20. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей. / А.В. Козлова, Р.П.
Дешеулина. М.: Сфера, 2004. 114 с.
21. Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего
дошкольного возраста: автореф. дис... к.п.н. Ярославль: ЯГПУ, 2002. 26 с.
22. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию / М.: Скрипторий, 2008. 115 с.
23. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009. 96 с.
24. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников: метод. реком. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru/pre school education/36432.php(дата обращения: 3.10.2017)
25. Назаренко К. В. Патриотическое и интернациональное воспитание детей дошкольного возраста. К.: Рад. школа, 1979. 167 с.
26. Патриотически-ориентированное образование: методология, теория, практика / Под общ. ред. Ф. К. Быкова, А. Н. Вырщикова. М.: Роспатриоцентр, 2005. 400 с.
27. Патриотическое воспитание: организационное обеспечение, механизм и структура управления / Под ред. А.Н. Вырщикова. Волгоград: Стенд, 2008. 231 с.
28. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М.: Советская
энциклопедия, 1996. 879 с.
29. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.
30. Пониманская Т.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. К.: Академвидав, 2006. 456 с.
31. Пониманская Т.И. Нравственное воспитание дошкольников. К.: Высшая школа, 2005. 150 с.
32. Поштарёва Т. Особенности гражданского воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2009. № 10. С. 14-18.
33. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2006. 115 с.
34. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон и др. М.: Просвещение. 80 с.
35. Смирнова Е. О. Детская психология. Учебник. М.: КноРус, 2016. 280 с.
36. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 256 с.
37. Успех. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования. М.: «Просвещение», 2010. 255 с.
38. Шаламова Е. Патриотическое воспитание // Ребёнок в детском саду. 2009. №6. С. 13 - 16.