ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты воспитания ценностного отношения подростков
14-15 лет к ЗОЖ 5
1.1 Понятие здорового образа жизни (ЗОЖ) и его составляющие 5
1.2 Воспитание ценностного отношения к ЗОЖ у подростков 14-15 лет 9
1.3 Роль тренинга в формировании ценностного отношения к ЗОЖ 13
2. Практические аспекты использования тренинга как средство формирования ценностного отношения подростков 14-15 лет к ЗОЖ
2.1 Анализ уровня сформированности ценностного отношения
подростков 14-15 лет к ЗОЖ 20
2.2 Организация и проведение тренинга по формированию ценностного
отношения к ЗОЖ у подростков 14-15 лет 29
2.3 Оценка изменений в ценностном отношении к ЗОЖ у участников
тренинга 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данной работы определяется потребностью общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из основных задач образования сегодня является сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование у них ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
На ухудшение здоровья воздействуют множество факторов, основным из которых являются отношение людей к своему здоровью и здоровью подростков, наследственные факторы, негативное влияние природных факторов, нарушение правил здорового образа жизни и неправильный режим питания.
С каждым годом возрастает потребность в переработке все большего объема информации в обучении, что является предпосылкой для развития у обучающихся различных отклонений в состоянии здоровья - ухудшение зрения, нарушение осанки, увеличение риска возникновения заболеваний.
Однако следует помнить, что важную роль в сохранении и укреплении здорового образа жизни играет учитель начальных классов. Его работа должна быть направлена и систематическая, основываться в основном на воспитательной программе. И направляет учителя на развитие у обучающихся представлений о ценности здоровья и формирование понятий о здоровом образе жизни ФГОС НОО.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации которая действует до 2025 года направлена на развития воспитательного процесса, а именно на формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и к своему здоровому образу жизни.
По полученным данным ФГОС начального, основного и среднего образование определения, что важным направление для обучающихся в современной школе является реализацией программы по развитию ценных ориентиров здоровья, а также безопасность и здорового образа жизни.
Решение данной проблемы во многом зависит построения учебного процесса, так как здравоохранение не может справиться с возникающими затруднениями, в связи с резким ухудшением экономических условий.
Развитие здорового образа жизни в школьном возрасте является главным рычагом изменения образа жизни.
Объект исследования - учебный процесс воспитания ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Предмет исследования - тренинг как форма воспитания ценностного отношения подростков 14-15 лет к здоровому образу жизни.
Цель исследования - исследовать сущность тренинга как формы воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Задачи исследования:
1) Анализ литературы по теме исследования.
2) Определить роль тренинга как формы воспитания ценностного отношения подростков к здоровому образу жизни.
3) Провести анализ уровня сформированности ценностного отношения к ЗОЖ.
Тема исследования рассматривалась такими учеными, как А. Н. Аленова, Н. В. Бочкарев, В. А. Винокурова, С.Н. Гульбина, С. Н. Гусейнова, Ю. Н. Дершер, Н. Л. Жмакина, Л.В.Капилевич и т.д.
Работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованных источников.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков 14-15 лет будет эффективнее если использовать тренинг.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что сегодня для большинства подростков здоровье не является ценностью, а, следовательно, у них отсутствует достаточная мотивация по формированию и ведению здорового образа жизни, они не рассматривают свое здоровье, как личностную и социальную ценность.
Повышение уровня здоровья связано, в первую очередь, не только с развитием медицины, но и с сознательной разумной работой самого ребенка по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по превращению здорового образа жизни в одну из составляющих образа «Я», для чего необходима переориентация личности с лечения болезней на воспитание здоровья.
Процесс воспитания подростков - это процесс становления личности ребенка под воздействием одного человека или группы людей, передающийся из поколения в поколение, влияющий на окружающий мир. В школьном возрасте происходит масса гормональных и психофизических изменений, поэтому родителям и педагогам необходимо уделять особое внимание процессу воспитания, как в семье, так и в общеобразовательной организации.
Ценностное отношение к здоровью подростков представляет собой сложное психическое новообразование, характеризующееся сформированностью знаний и представлений о здоровье, как о ценности, позитивной валеологической активности, осознанному отношения к здоровью, терминальным характером ценности здоровья, сформированностью умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, способствующее длительным позитивным изменением поведения.
Основными формами воспитания ценностного отношения у подростков к здоровью в школе являются уроки физической культуры, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованное проведение перемен, а также формы внеклассной воспитательной работы. К методам воспитания ценностного отношения подростков к здоровью относятся лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактика вредных привычек, тематические информационные стенды, выставки плакатов, дни и недели здоровья, конкурсы, праздники, внутришкольные проекты, спортивно-массовые мероприятия.
Проведя первичную диагностику уровня ценностных представлений о ЗОЖ подростков в МБОУ Боградская СОШ, можно сделать вывод о среднем уровне отношения подростков к здоровью, как к ценности. Эти данные актуализируют необходимость разработки и реализации в МБОУ Боградского СОУ тренинга, направленного на воспитание ценностного отношения к здоровью у подростков.
Разработанный тренинг по воспитанию ценностного отношения подростков к здоровью в школе направлен на формирование ценностного отношения к своему здоровью, как к ценности.
Цель: формирование позитивного мышления, активной жизненной позиции, позитивного настроя и взгляда в будущее; формированию ценностных ориентаций у подростков в сфере ЗОЖ.
Проведение данного тренинга способствовало повышению уровня ценностного отношения подростков к своему здоровью и здоровому образу жизни, что подтверждается полученными результатами при проведении контрольного этапа обследования.
Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 №273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 26.01.2024).
2. Федеральный закон от 22 июля 2020 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=358792& dst=100001#hvsfv6TXFC95VDII/ (дата обращения: 26.01.2024).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/docs/14598/(дата обращения: 24.05.2022).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426/(дата обращения: 26.01.2024).
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 года №2945-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/566284989/(дата обращения: 26.01.2024).
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 года №122-р «Об утверждении Плана основных мероприятий,
проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения: 26.01.2024).
7. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года
№240 «Об объявлении в Российской Федерации «Десятилетия Детства». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705290022.pdf/(дата обращения: 24.05.2022).
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201805070038.pdf/(дата обращения: 26.01.2024).
9. Приказ Министерства просвещения от 11 декабря 2020 года
№712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012280006/ (дата
обращения: 26.01.2024).
10. Примерная программа воспитания (одобрена федеральным
учебно-методическим объединением по общему образованию от 2 июня 2020 года № 2/20). [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://vphil.ru/index.php?option=com_content/(дата обращения: 24.05.2022).
11. Аленова, А. Н. Дополнительное образование как фактор мотивирующего пространства здорового образа жизни подростков [Текст] / А. Н. Аленова, В. Г. Шубович, И. О. Петрищев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 52-54.
12. Бочкарев, Н. В. Формирование ценностного отношения к здоровью у подростков 13-14 лет [Текст] / Н. В. Бочкарев // День науки : Сборник статей XXII студенческой научной конференции, Самара, 17 марта 2021 года / Под редакцией О.А. Корниловой, Н.В. Липиной. - Самара: Самарский филиал государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет», 2021. - С. 37-41.
13. Винокурова, В. А. Воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников [Текст] / В. А. Винокурова // Аллея науки. - 2019. - Т. 1, № 4(31). - С. 787-790.
14. Воронов, Н.А. Здоровый образ жизни как основная составляющая жизни индивида [Текст] / Н. А. Воронов // Тенденции развития науки и образования.- 2019. - № 55-7. - С. 20-22.
15. Гульбина, С.Н. Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках и внеурочное время [Текст] / С.Н. Гульбина, О.В. Савельева, Е.П. Храмова // Вестник научных конференций. Тамбов. - 2019. - № 6-3 (22). - С. 43-47.
16. Гун, Г.Е. Здоровьесозидающая среда современной школы как способ достижения новых образовательных результатов [Текст] / К. Е. Гун, И. В. Зотов, Б. М. Шаваринский // Человек и образование. - 2019. - № 1 (58). - С. 60-67.
17. Гусейнова, С.Н. Здоровый образ жизни - тренд в современном обществе [Текст] / С. Н. Гусейнова, А. Р. Токова // Сборник студенческих научных работ по биоэтике. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный медицинский университет, 2019. - С. 25-29.
18. Дрешер, Ю. Н. Здоровый образ жизни как предмет педагогической науки [Текст] / Ю. Н. Дершер // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2020. - № 4 (96). - С. 140 - 147.
19. Жмакина, Н.Л. Изучение сформированности ценностного отношения к здоровью у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. Л. Жмакина, П. Г. Сенаторова // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. - 2021. - № 3. - С. 203-215.
20. Капилевич, Л.В. К 202 Здоровье и здоровый образ жизни [Текст]: учебное пособие / Л.В.Капилевич, В.И.Андреев. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2020. - 102 с.
21. Каракитатова, Б.А. Здоровый образ жизни, вопрос первичной профилактики [Текст] / Б. А. Каракитатова, Г. Сыдыкдызы // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2020. - № 11-4 (67). - С. 68-73.
22. Китаев, В. С. Условия и механизмы формирования потребности в теоретических знаниях в начальной школе [Текст] / В. С. Китаев. - Красноярск, 2021. - 63 с.
23. Кожевникова, О. А. Формирование ценностей здорового образа жизни обучающихся [Текст] / О. А. Кожевникова, А. В. Аржанова // Евразийское Научное Объединение. - 2020. - № 1-5(59). - С. 356-358.
24. Кротов, Н. Р. Формирование у подростков ценностного отношения к здоровому образу жизни [Текст] / Н. Р. Кротов, И. В. Каинков // Студенческий вестник. - 2021. - № 17-2(162). - С. 55-56.
25. Кулина, С.Н. Нормативно-правовое обоснование достижения нового образовательного результата в области здоровьесбережения [Текст] / С. Н. Кулина // Мировая наука. - 2019. - № 12 (33). - С. 231-240.
26. Ливак, Н. С. Формирование ответственного отношения к собственному здоровью у детей младшего школьного возраста [Текст] / Н. С. Ливак, А. М. Портнягина, А. В. Ткачева // Психолог. - 2023. - № 4. - С. 62¬84.
27. Магомеддибирова, З. А. Особенности формирования ЗОЖ у учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе [Текст] / З. А. Магомеддибирова, Р. М. Рамазанова, С. А. Асадулаева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - 2022.
- № 2. - С. 77-84.
28. Мартынова, О. Ю. О реализации задач государственных программ по формированию у детей и обучающейся молодежи ценностных ориентаций и навыков здорового образа жизни [Текст] / О. Ю. Мартынова // Достижения науки и образования. - 2022. - № 3(83). - С. 62-70.
29. Новицкая, А. И. Субъективно-объективные детерминанты ведения здорового образа жизни в семье [Текст] / А. И. Новицкая // Наука - образованию, производству, экономике : Материалы 72-й Региональной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов, Витебск, 20 февраля 2020 года / Редколлегия: И.М. Прищепа (гл. ред.) [и др.]. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2020. - С. 319-321.
30. Парфилова, Г.Г. Формирование здорового образа жизни у младших школьников [Текст] / Г.Г. Парфилова, С.Р. Гатауллин // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. - Пенза, 2019. - С. 128-131.
31. Пестерева, А. Е. Формирование здорового образа школьника в
процессе физического воспитания [Текст] / А. Е. Пестерева, И. Н. Пушкарева // Актуальные проблемы науки и образования : материалы Международного форума, посвященного 300-летиюм Российской академии наук, Екатеринбург, 12-13 декабря 2022 года. Том Часть 2. - Екатеринбург:
Уральский государственный педагогический университет, 2023. - С. 237-241.
32. Саралиева, З. Х. Здоровье как ресурс - ресурс здоровья / З. Х. Саралиева // Социальные контексты здоровья : монография / Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. - Нижний Новгород : ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2020. - С. 11-51.
33. Саргсян, В.Д. Здоровый образ жизни как решающий фактор профилактики сердечно-сосудистых заболеваний [Текст] / В. Д. Саргсян, А. С. Сафарян, Т. В. Камышова // Профилактическая медицина. 2019. Т. 22, № 6-2. С. 56-60.
34. Скрылина, Е. Е. Формирование ценностного отношения к здоровью у обучающихся в общеобразовательной организации [Текст] / Е. Е. Скрылина, Е. В. Конькина // Профессионально-личностное развитие студентов в образовательном пространстве физической культуры : сборник материалов, Тольятти, 22-23 ноября 2018 года. - Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2019. - С. 195-199.
35. Соколова Н. В. Особенности формирования ценности здоровья и здорового образа жизни современной молодёжи [Текст] / Н. В. Соколова, И. Г. Гончарова, О. И. Губина, Е. П. Мелихова // Система здоровьесбережения студенческой молодежи: XXI век : Монография / Под редакцией В.И. Стародубова, В.А. Тутельяна. - Москва : Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2021. - С. 90-104.
36. Третьякова, Н. С. изучение уровня сформированности навыков ЗОЖ у подростков [Текст] / Н. С. Третьякова // XVII Машеровские чтения : Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. В 2-х томах, Витебск, 20 октября 2023 года / Редколлегия: Е.Я. Аршанский (гл. ред.) [и др.]. Том 2. - Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2023. - С. 275-278.
37. Федоров, В.В. К вопросу о взаимодействии категорий «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здорового образа жизни» [Текст] / В. В. Федоров // Современный ученый. - 2019. - № 3. - С. 174-180.
38. Францева, Н. Н. Актуальность формирования навыков здорового образа жизни у младших школьников / Н. Н. Францева, А. В. Крашенинникова // Психолого-педагогические проблемы современного образования: пути и способы их решения : сборник материалов VI Международной научно-практической конференции, Дербент, 27 февраля 2023 года / Дербентский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». - Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство АЛЕФ», 2023. - С. 196-200.
39. Цагараев, К. А. Формирование положительной мотивации у школьников к здоровому образу жизни как педагогическая проблема [Текст] / К. А. Цагараев // ЦИТИСЭ. - 2022. - № 4(34). - С. 21-29.
40. Цапяк, Т.А. Здоровый образ жизни как определяющий фактор продолжительности жизни [Текст] / Т. А. Цапяк, И. Л. Кляритская, В. В. Кривой // Крымский терапевтический журнал. - 2020. - № 2. - С. 69-75.