ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ФАКТОРОВ, УСЛОВИЙ, ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Изучение самосознания в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2. Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста 10
1.3. Формирование личности, самосознания, половой идентичности детей
среднего дошкольного возраста 16
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Организация исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 25
2.3. Методические рекомендации для педагогов по созданию интерактивной книги, способствующей формированию половой идентичности детей среднего дошкольного возраста 32
Выводы по главе 2 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 51
Проблема изучения самосознания - одна из ключевых проблем психологии. Это широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.
На современном этапе актуализируется проблема формирования самосознания личности дошкольников. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утверждает, что центральной проблемой является формирование личности, так как целевым этапом завершения дошкольного детства в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, является сформированность личностных качеств у детей дошкольного возраста [32]. Одним из главнейших достижений в развитии личности в период дошкольного детства является возникновение самосознания. Поэтому определение психологических условий формирования самосознания и выявление основных причин нежелательных отклонений в его развитии становится особенно актуальным для правильного построения основы будущей личности ребенка среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить эффективность интерактивной книги в процессе развития половой идентичности как компонента самосознания детей среднего дошкольного возраста
Объект исследования: половая идентичность как компонент самосознания детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогическая работа с использованием интерактивной книги, направленной на развитие половой идентичности как компонента самосознания детей среднего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитию половой идентичности, как компонента самосознания будет способствовать педагогическая работа с использованием интерактивной книги.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «самосознания» и «половая идентичность «с разных точек зрения отечественных и зарубежных психологов.
2. Определить особенности половой идентичности детей среднего дошкольного возраста.
3. Составить методические рекомендации для педагогов по созданию интерактивной книги, способствующей развитию компонентов самосознания детей младшего дошкольного возраста.
4. Оценить эффективность развивающей работы по использованию интерактивной книги.
Методы исследования:
1. Теоретические: метод теоретического анализа и синтеза научной литературы.
2. Методы обработки: качественный, количественный.
3. Эмпирические: психодиагностический.
Методика исследования:
Проективная методика «Плохой и хороший ребенок» (модификация А.М. Прихожан, З. Василяукайте) [29. с. 293].
Подводя итог данной работы можно отметить, что задачи были выполнены: рассмотрены факторы, условия и этапы формирования самосознания; выявлены особенности формирования самосознания и самооценки у детей среднего дошкольного возраста; охарактеризованы возрастные особенности, в том числе особенности развития самосознания детей среднего дошкольного возраста; проведено исследование проблемы развития самосознания детей среднего дошкольного возраста. А также в ходе эксперимента нами был выявлен уровень развития самосознания детей среднего дошкольного возраста, который позволил подтвердить нами выдвинутую гипотезу.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона - развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Самосознание - это знание и в тоже время отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности (физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношение к себе, как к личности, познающей, переживающей и действующей. Наконец, осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе [5, с. 79].
В умственном развитии человека важную роль играет развитие навыков и обучение. Ценность личности человека во многом измеряется тем, что, как и для чего он может делать. Поэтому в содержании самосознания человека осознание своих способностей занимает одно из важных мест. Правильное осознание своих навыков является не только средством и условием успешного обучения, но и имеет большое воспитательное значение как фактор формирования лучших качеств человека.
Возникновение и развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывно связаны с развитием межличностных отношений с другими.
Уже первые сознательные активные проявления ребенка получают оценки со стороны окружающих взрослых в виде порицания или поощрения. В дальнейшем, выполняя какое-либо действие, ребенок постоянно слышит: «это хорошо», «это плохо», «этого нельзя делать». Вся психическая жизнь ребенка развивается под влиянием оценок окружающих; каждый новый опыт, новые знания, навыки, приобретенные ребенком, оцениваются окружающими. И вскоре ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им реальности.
По результатам проведенной нами методики мы видим, что благодаря использованию в образовательно-воспитательной деятельности интерактивной книги повысился уровень компонентов самосознания детей среднего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза о том, что при использовании в педагогической деятельности интерактивной книги, развитие самосознания детей среднего дошкольного возраста проходит быстрее и успешнее, чем без использования интерактивной книги.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута.
1. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы детского самосознания. М., 2001. 286 с.
2. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. М., 2009. 286 с.
3. Асмолов А.Г. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
4. Асташова Н.А. Гуманистические основы педагогической
деятельности // Вестник Брянского государственного университета. 2016. №1 (27). С. 307- 311. [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/gumanisticheskie-osnovy-pedagogicheskoy- deyatelnosti(дата обращения: 10.12.2019).
5. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. - М.: Когито-Центр, 2016. - 24 с.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. 420 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2008. 398 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.; Воронеж, 2003. - 464 с.
9. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: Временной аспект // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 116-126.
10. Буре Р.С. Формирование адекватной самооценки в продуктивной деятельности // Ребенок в детском саду. 2007. № 3. С. 60-63.
11. Дубровина И.В., Зацепин В.В. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. М.: Изд. центр Академия, 2015. 320 с.
12. Волков Б.С. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС, 2005. 366 с.
13. Волосовец Т.В. Детствосбережение как главный вектор развития дошкольного образования в десятилетие детства. 2017. №4 (18). С. 189 -195.
14. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 1: Вопросы теории и истории психологии, 1982. 488 с.
15. Ганошенко Н.И., Ермолова Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 50-60.
16. Гармаева Т.В. Особенности эмоциональной сферы и самосознания в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. 2004. № 2. С. 103-111.
17. Гогоберидзе А.Г. Сотрудничество семьи и детского сада: новые форматы партнерства // Семья и современный социум. 2017. С. 311-315.
18. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей. М.: Просвещение, 2012. 290 с.
19. Данилюк С.Б. Особенности половой идентификации в структуре самосознания личности дошкольника, воспитывающегося в условиях детского дома: автореферат дис. ... канд. псих. наук. - М., 1993. - 14 с.
20. Девятых С.Ю. Раздельнополость человека в контексте современных представлений о половой дифференциации // Социосфера. - 2010. - №2. - С. 26-31.
21. Иванова О.И. Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста / О.И. Иванова, А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 124 с.
22. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2010. - №2. - С. 18-22.
23. Канаев И.А. Отношение к другому в структуре самосознания:
автореф. дис. канд. филос. наук. М., 2012. [Электронный ресурс]
URL:http://cheloveknauka.com/otnoshenie-k-drugomu-v-strukture-samosoznaniya(дата обращения: 27.10.2020).
24. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат. 1984. 664 с.
25. Кон И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек // Вопросы воспитания. 2010. - №1 (2). - C. 54-58.
26. Лебеденко E.H. Развитие самосознания и индивидуальности. Вып. 2. Кто Я? Методическое руководство. М.: Прометей; Книголюб, 2007. 54 с.
27. Ледовских Н.К. Педагогические условия полоролевого развития в старшем дошкольном возрасте игры. - М.: Владос, 2008. - 237 с.
28. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2 М.: Педагогика. 2013. 392 с.
29. Лопухова О.Г. Психологический пол личности в контексте гендерных исследований // Вестник ТГГПУ. - 2011. - №26. - С. 24-27.
30. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2006. 608 с.
31. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. - 640 с.
32. Каиров И.А., Петров Ф.Н. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. Т. 3 / гл. М.: Сов. энциклопедия. 2016. 880 с.
33. Реан А.А., Коломенский. Социальная педагогическая психология. Спб.: Питер, 2000. 416 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер Ком, 1999. 679 с.
35. Самсоненко Л.С. Полоролевое воспитание дошкольников в образовательной деятельности ДОО / Л.С. Самсоненко, Ю.А. Загайнова // Вопросы дополнительного профессионального образования. - 2015. - №2 (4). - С. 89-94.
36. Сидоров К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. 2006. №2. С. 224-234.
37. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М.: Перспектива, 1997. 218 с.
38. Сухова Е.И. Формирование личностной компетенции у детей старшего дошкольного возраста / Е.И. Сухова // Воспитание дошкольников. 2012. № 4. С. 4-10.
39. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: Учеб.пособ. - М.: Академия, 1998. 293 с.
40. Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. - 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.
41. Файзуллаева Е.Д. Организация совместных видов деятельности детей как условие становления субъективного (личностного) отношения к другому / Е.Д. Файзуллаева // Психолог в детском саду. 2009. № 4. С. 77-91.
42. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL:
ййр://минобрнауки.рф/пе’№з/3447/111е/2280/13.06.14-ФГ0С-Д0.рбГ (дата
обращения: 22.11.2020).
43. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
44. Шамухаметова Е.С. Значение общения в становлении самооценки ребенка // Новая наука: современное состояние и пути развития. 2016. № 10¬ 2.
45. Якобсон С.Г. Становление ранних форм самосознания детей / С.Г. Якобсон, Л.Р. Адилова // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 12-22.