ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ЗАЛЕСОВСКОМ ЛЕСХОЗЕ 8
1.1. Состояние изученности вопроса 8
1.2. Рельеф, почвы и климат 14
1.3. Гидрография и гидрологические условия 16
1.4. Типы условий местопроизрастания, типы леса 18
1.5. Группы и категории лесов, рубки ухода за лесом, мероприятия по лесозащите и санитарные рубки 21
1.6. Заготовка семян и питомническое хозяйство, лесные культуры и естественное возобновление 24
1.7. Сенокошение, сбор ягод, заготовка лекарственного и технического сырья, пчеловодство, заготовка пихтового масла, живицы 27
ГЛАВА 2. ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ В ЗАЛЕСОВСКОМ ЛЕСХОЗЕ 30
2.1. Эксплуатационный фонд, размер главного пользования, способы рубок 30
2.2. Повышение продуктивности лесных площадей и их эффективность .. 32
2.3. Рациональное использование древесины 37
2.4. Древесные отходы, древесная зелень, дополнительное сырье 39
2.5. Охрана лесов от пожаров 40
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
3.1. Школьное лесничество, цели и задачи 43
3.2. Организация и содержание работы 45
3.3. Управление школьным лесничеством 46
3.4. Педагогическое значение образования школьного лесничества 48
3.5. Мероприятия по географии на основе школьного лесничества 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Приложение 1 60
Приложение 2 72
Приложение 3 79
Велико и многосторонне значение леса в народном хозяйстве: он служит источником получения древесины и других значимых продуктов. Лес имеет водоохранное, защитное, санитарно-гигиеническое, эстетическое, курортное, противоэрозионное и другое назначения [3].
Актуальность темы. Процессы лесоэксплуатации и лесовыращивания в лесном фонде оказывают друг на друга весьма существенное воздействие и находятся в очень тесной и неразрывной связи, поэтому учителю географии как специалисту в области природных ресурсов необходимо знать основные положения по выращиванию леса, организации и ведению лесного хозяйства, рациональному использованию лесных ресурсов.
Главной ценностью леса является древесина. Древесина считается наиболее универсальным и самым распространенным из всех известных человеку природных материалов.
Лес имеет и косвенные особые полезности, значение которых не ниже, а в некоторых случаях и выше прямых.
Лес оказывает благотворное влияние на климат прилегающих пространств, регулирует водный режим рек. Леса имеют важное санитарно-гигиеническое, культурно-бытовое и эстетическое значение, особенно те, которые расположены вокруг промышленных центров, городов и населенных пунктов [4].
Для выполнения грандиозных работ по лесозаготовкам и лесовосстановлению на вырубаемых площадях, ценных для народного хозяйства древесных пород, необходимы квалифицированные специалисты, которые могли бы более полно использовать лесные ресурсы и земли государственного лесного фонда, повышать продуктивность и улучшать качественное состояние лесов.
Для решения поставленных задач отечественная лесохозяйственная наука и практика располагают научными разработками, а также большим разнообразием лесохозяйственных и других мероприятий, позволяющих обеспечить получение максимальной продуктивности древесины на единице площади.
Использование и воспроизводство лесных ресурсов должно обеспечивать создание лесов более высокого бонитета в сравнении с предшествовавшими им поколениями.
В целом такой подход должен обеспечить удовлетворение возрастающих потребностей страны в древесине и других полезностях леса, одновременно улучшив лесные массивы и усилив их защитные функции.
По отношению к растительным и фаунистическим ресурсам необходимы разработка оптимальных норм их потребления и рациональное ведение соответствующих отраслей хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего). В природе существует регуляция численности популяций живых организмов, за счет которой достигается определенный более или менее постоянный баланс рождаемости и смертности. Неумеренный отлов рыбы или чрезмерный отстрел животных в лесу ведет к нарушению этого баланса и быстрому истощению ресурсов, которые при разумном пользовании легко восстанавливаются. Это же относится и к растениям. В целом по отношению к возобновляемым ресурсам ставится задача максимального их вовлечения в ресурсооборот [8].
Технический прогресс сопровождается одновременным ростом потребностей общества в источниках энергии и материалов, которые человек берет у природы. Но эти ресурсы, увы, не бесконечны.
Как велики потребности страны в древесине на перспективу? Сложившаяся обстановка дает основание полагать, что в наступившем десятилетии будет взят основной курс на использование имеющихся отходов древесины на всех стадиях производства лесопродукции, начиная от лесосеки и заканчивая лесопильно-деревообрабатывающим производством. Это позволит сократить темп прироста объема лесозаготовок по сравнению с настоящим периодом, хотя в целом он будет нарастать, поэтому бережное отношение к лесным богатствам нашей страны, рациональное их использование и своевременное восстановление - задача не только специалистов лесного хозяйства, но и всего населения Земли. Мы должны сохранить и украсить нашу планету для нынешних и будущих поколений людей [44].
Чем разумнее мы будем использовать богатства природы, чем больших успехов добьются промышленность, сельское хозяйство, наука. Чем выше станет производительность общественного труда, тем богаче, краше и культурнее будет жизнь нынешних и будущих поколений. В этом заключается актуальность нашей работы.
С целью изучения возможности использования школьного лесничества в обучении географии и установления эффективных мероприятий по рациональному использованию лесных ресурсов в Залесовском лесхозе нами решались следующие задачи:
- изучить особенности сложившихся в производстве лесохозяйственных мероприятий с учетом местных природных условий;
- предложить пути рационального использования лесных ресурсов и меры по охране лесов от пожаров;
- проанализировать пути использования школьного лесничества в обучении географии.
Объектом исследований являлись лесные ресурсы Залесовского лесхоза, предмет исследований - школьное лесничество.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности учащихся при изучении географии будет более эффективным при условии использования школьного лесничества.
При написании ВКР были использованы следующие методы исследования:
1) Анализ научно-методической литературы по теме выпускной работы,
изучение действующих учебников и программ.
2) Наблюдение, теоретический и эмпирический анализ.
3) Опытно-экспериментальная работа, включенное наблюдение, тестирование и анкетирование.
4) Статистическая обработка полученных данных.
База эксперимента: МБОУ Целинная СОШ №1, находящаяся в с. Целинном Целинного района Алтайского края.
Квалификационная работа выполнялась в течение 2017-2018 гг. Практическая значимость - основные результаты работы апробированы при выполнении заданий на факультативных занятиях по географии в Целинной СОШ №1, а также во внеклассной деятельности. Результаты исследований могут быть использованы учителями географии в качестве методических рекомендаций при проведении занятий, направленных на развитие творческих способностей и интереса к исследовательской деятельности учащихся 7-10 классов.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Обобщив основные виды работы Залесовского лесхоза, с учетом результатов наших исследований, можно предложить использование материалов выпускной квалификационной работы в педагогической деятельности, а так же мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.
1. ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО. Анализ работы "Школьного лесничества" говорит о высокой воспитательной и профориентационной его деятельности. Так активной работой ежегодно охвачено до 25 учащихся, что позволяет выполнить существенный объем лесотехнических работ. Учащиеся с большим удовольствием работают в лесу, осваивают тонкости работы в лесном хозяйстве, пропагандируют бережное отношение к природе среди сверстников, участвуют в форумах, тематических мероприятиях и экскурсиях.
Школьные лесничества играют ключевую роль в воспитательном и исследовательском процессе [16]. Здесь ребята не только приобретают знания и навыки в области лесной экологии. У них формируется четкое осознание экологического, исторического и хозяйственного значения леса в жизни человека.
Школьное лесничество - это наиболее эффективная форма организации коллективной деятельности школьников, развития в них правильного отношения к окружающему миру, укрепления знаний и умений в области географии, а для некоторых учащихся и определения рода занятий в будущем и выбора профессии.
Россия необычайно богата природными ресурсами, которые из-за неумелого использования быстро истощаются и не восстанавливаются. Благодаря созданию школьных лесничеств мы имеем все шансы вырастить экологически подкованное поколение, а, следовательно, и сохранить и приумножить природные богатства нашей страны.
Тестирование по окончании нашего эксперимента показало хороший . результат: 65% учащихся выполнили тест на «отлично», 25% - «хорошо», 10% - «удовлетворительно». Что говорит о высоком интересе учащихся к такой форме организации обучения и организации совместной деятельности, как школьное лесничество. А так же о хорошем усвоении обучающего материала.
2. ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ. Облесение не покрытых лесом земель (пустыри, вырубки, гари). Создание ценных хвойных насаждений.
-посадка лесных культур, 150 га,
- сохранение подроста, 200 га.
3. ЛЕСОЗАЩИТА. Своевременное обнаружение вредителей.
Оздоровление леса путем уборки больных и заселенных вредителями
деревьев, а также уборка сухостоя, ветровала.
- лесопатологическое обследование и надзор за вредителями, 4000 га.
- санитарные рубки, 280 га (7,4 т.м3).
4. ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ. 131904 га, Охрана леса как один из путей бережного рационального использования лесных ресурсов.
- профилактические мероприятия,
- борьба с пожарами.
5. ПОБОЧНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСОМ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Сенокосы используются для нужд лесхоза (содержание лошадей), выделяются работникам лесхоза и местному населению.
Вспомогательное производство и побочное пользование служат одним из путей интенсификации экономической деятельности.
- сенокошение, 1858 га,
- переработка древесины, 7,0 т.м3 - заготовка пихтомасла, 4 т,
- заготовка лексырья, 5 т,
- заготовка папоротника орляка, 20 т.
7. РУБКИ ГЛАВНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. Обеспечение народного хозяйства древесиной при своевременной вырубке спелых и перестойных насаждений.
- сплошнолесосечные, 500 га,
- добровольно-выборочные, 100 га.
8. РУБКИ УХОДА ЗА ЛЕСОМ. Регулируется состав насаждения, обеспечивается господство главных пород уборкой второстепенных, устраняется запущенность.
- уход в молодняках, 664 га/5,3 т.м3,
- прореживание, 297 га/7,1 т.м3,
- проходная, 152 га/4,7 т.м3.
Наряду с предложенными путями рационального использования лесных ресурсов в лесхозе необходимо отметить отрицательные стороны.
К положительным сторонам ведения лесного хозяйства можно отнести:
- увеличение покрытой лесом площади, за счет создания лесных культур и проведения содействия естественному возобновлению.
- в лесхозе создан постоянный питомник и ведутся работы по формированию постоянных лесосеменных участков;
- ведется работа по воспитанию у учащихся любви к природе;
- получен дополнительный средний прирост - 42,3 тыс. куб. м;
- увеличилась площадь хвойных насаждений за счет создания лесных культур хвойными породами на 8061 га;
- уменьшились непокрытые лесом земли на 14176 га за счет их закультивирования;
- увеличился средний запас на 21 куб. м с 1 га лесной площади;
- не снижаются объемы работ по рубкам ухода, которые оказывают положительное влияние на качественное состояние лесов.
Большая часть отрицательных сторон зависит от экономического положения лесхоза, наличия материально-технической базы, наличия сбыта готовой продукции и потребителей на сырье, как например, недоиспользование расчетной лесосеки идет из-за недостатка потребителей, что в свою очередь связано с их тяжелым финансово-экономическим положением (совхозы и другие организации района).
Недостаточный объем переработки древесины в лесхозе, не использование отходов лесозаготовок связан с отсутствием материально-технической базы, но, тем не менее, основные лесохозяйственные мероприятия прямо или косвенно направлены на рациональное использование лесных ресурсов.
9. Сложившиеся в производстве лесохозяйственные мероприятия с учетом природных условий позволяют увеличить покрытую лесом площадь на 5,5%. К путям рационального использования лесных ресурсов можно отнести лесовосстановление, лесозащиту, охрану лесов от пожаров, побочное лесоиспользование, рубки главного использования и рубки ухода за лесом. В сумме эффект от их рационального применения может увеличить рентабельность предприятия на 7-10%. Особое внимание следует уделить профилактике лесных пожаров, так как в лесхозе имеет место косвенный вред от них.
1. Алексеев Е. В. Рубки ухода в связи с типами леса.- Киев, 1926.
2. Анучин Н. П. Лесная таксация. Изд. 4-е, перераб. и доп. Анучин Н. П. -
М.: "Лесная промышленность", 1977, 512 с.
3. Анучин Н. П. Лесное хозяйство и охрана природы. - М.: Лесная промышленность, 1977. - 185 с.
4. Анучин Н. П. Проблемы лесопользования. - М.: Лесная промышленность, 1986. - 264 с.
5. Атрохин В. Г. Лесоводство. Изд. 2-е, перераб. и доп. Атрохин В. Г. М. "Лесная промышленность", 1976.- 288 с.
6. Бурлакова Л. М., Татаринцев Л. М., Рассыпнов В. А. Почвы Алтайского края: учеб. пособие / Алт. СХИ - Барнаул, 1988. - 72 с.
7. Воронцов А. И., Семенова И. Г. Лесозащита - М., "Лесная промышленность", 1975. - 344 с.
8. Воронцов А. И., Харитонов Н. З. Охрана природы: Учебник для техникумов. - Изд. 2-е испр. и доп. - М.: Лесная промышленность, 1979. - 176 с.
9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов.- М.: Педагогическое общество России, 2003. 512с.
10. География. Всё для учителя!» Журналы - М.: Изд. Гр. «Основа» за 2015-2016 г.
11. Еремин, В.А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В.А. Еремин. - М.: Владос, 2014. - 176 c.
12. Залудный И. Н., Моисеев В. С., Логвинов И. В. Основы лесного хозяйства и таксация леса - М., 1970.
13. Кайла С. Справочное пособие по лесовосстановлению. М: Лесная промышленность, 1980.- 81 с.
14. Калинин Л. Б., Моисеев В. С., Логвинов И. В., Мошколев А. Г. Основы лесного хозяйства, таксация леса и охрана природы. - М.: Лесная промышленность, 1985. - 320 с.
15. Каткова О.А. Методические рекомендации по организации школьных лесничеств. - Тюмень: ТОГИРРО, 2013. 64 с.
16. Коржуев, А.В. Педагогика в зеркале исследовательского поиска: На перекрестке мнений / А.В. Коржуев, А.С. Соколова. - М.: Ленанд, 2014. - 208 c.
17. Лесное хозяйство и лесная промышленность. Изд. "Лесная промышленность" - М., 1972.
18. Лесное хозяйство России. Министерство лесного хозяйства РСФСР. - М.: Лесная промышленность, 1983. -184 с.
19. Лесной кодекс Российской Федерации, 1997.
20. Лесная энциклопедия: В 2-х т. (гл. ред. Воробьев Г. И.; ред. кол.: Анучин Н. А., Атрохин В. Г., Виноградов В. Н. и др. - М.: Советская энциклопедия,
1985. - 563 с.
21. Материалы к Государственному докладу о состоянии окружающей природной среды Алтайского края в 1998 году. Барнаул: изд-во ОАО "Алтайский полиграфический комбинат", 1999.- 100 с.
22. Мелехов И. С. Рубки главного пользования. Гослесбумиздат, М., 1963.
23. Молчанов А. А. Гидрологическая роль леса. Изд. АН СССР, М., 1960.
24. Морозов Г. Ф. Рубки возобновления и ухода. Госиздат, Л., 1922.
25. Морозов Г. Ф. Учение о лесе. М., Гослесбумиздат, 1949.- 456 с.
26. Мотовилов Г. П. Лесоустройство. Гослесбумиздат, - М., 1963.
27. Наставление по выращиванию посадочного материала древесных и кустарниковых пород в лесных питомниках. Изд. "Лесная промышленность" - М., 1979. - 175 с.
28. Наставление по рубкам ухода в лесах Западной Сибири. М. - 1995.
29. Нестеров В. Г. Общее лесоводство. Гослесбумиздат, М., 1949.
30. Новосельцева А. И., Смирнов Н. А. Справочник по лесным питомникам. - М.: Лесная промышленность, 1983.- 280 с.
31. Проект организации и развития лесного хозяйства Залесовского лесхоза Алтайского управления лесами. Т. 1, Новосибирск, 1995.
32. Парамонов Е. Г., Нектулин М. Д., Ишутин Я. П. Лесное хозяйство Алтая (посвящ. лесоводам края) - Барнаул: 1997. - 372 с.
33. Писаренко А. И. Лесовосстановление - М., "Лесная промышленность". - 250 с.
34. Положение о школьном лесничестве. - М., 1980.
35. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. 342 с. - (Стандарты второго поколения).
36. Региональный лесной кодекс Алтайского края. - Барнаул, 2003. - 115 с.
37. Редько Г. И. и др. Лесные культуры: Учебник для вузов Г. И. Редько, А. Р. Родин, И. В. Трещевский. - М.: Лесная промышленность, 1980. - 368 с.
38. Ремезов Н. П. и Погребняк П. С. Лесное почвоведение. Изд. "Лесная промышленность", М., 1965.
39. Соколов Г.И, Грачева Л.П. Пособие по вопросам лесного хозяйства и экологии. - Челябинск, 2006. - 170 с.
40. Справочник лесничего (В. Д. Новосельцев, Д. Ф. Горбов, Г. И. Зинов и др. Под редакцией канд. с/х наук В. Д. Новосельцева. - 5-е изд., перераб. - М.: Агрохимиздат, 1986. - 352 с.
41. Таможняя Е.А., Смирнова М.С., Душина И.В. «Методика обучения географии. Учебник и практикум для академического бакалавриата» - Москва, 2016. - 215с.
42. Телишевский Д. А. Комплексное использование недревесной продукции леса. - М.: Лесная промышленность, 1986. - 261 с.
43. Техпромфинплан по Залесовскому лесхозу. - 1999.
44. Уголев Б. К. Древесиноведение с основами лесного товароведения: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Лесная промышленность,
1986. - 368 с.
45. Шиманюк А. П. Дендрология. Изд. 2-е, доп. "Лесная промышленность", 1974,- 264 с.
46. Щелгуков Ю. В., Горюнов А. К., Ярцев И. В. Лесоэксплуатация и транспорт леса: учебник для вузов. - М.: Лесная промышленность, 1989. - 520 с.
47. Ярцев Н. В. Защитное лесоразведение в СССР. - М.: Агропромиздат, 1986. - 263 с.