Только Word
Введение 2
Глава 1. Методы работы с детьми ОВЗ на уроках истории 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 8
1.2. Характеристики современных образовательных технологий в практике обучения детей
с ОВЗ 13
1.3. Наиболее эффективные современные образовательные технологии в обучении детей с
ОВЗ на уроках истории в 5 классе 17
Глава 2. Применение современных образовательных технологий на практике в МБОУ Новоангарская СОШ на уроках истории в 5 классе 21
2.1. Методы применяемые в обучении детей с ОВЗ на уроках истории в 5 классе 21
2.2. Применение современных образовательных технологий на практике в МБОУ
Новоангарская СОШ на уроках истории в 5 классе 38
Заключение 47
Список литературы 50
Трудности специального образования сейчас являются одними из животрепещущих в работе всех органов ведомства Министерства образования и науки России, а также системы особых коррекционных заведений. В первую очередь это связано с тем, что количество детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья быстро растет.
Воспитание детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционноразвивающей среды, обеспечение оптимальных условий и равных возможностей для обучения с обычными детьми в рамках специальных образовательных стандартов и программ, лечения и реабилитации, воспитания и обучения, коррекции нарушений развития, социальной адаптации [6, с. 128].
Конституция Российской Федерации и закон «Об образовании» гласят, что дети с проблемами развития имеют равные права на образование, на ряду с детьми с нормой развития. Важнейшей задачей является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализации и дифференциации, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов инклюзивного образования, а также создание условий для достижения высокого качества общего образования.
Общие проблемы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Ограниченные представления об окружающем нас мире.
2. Многие дети с ограниченными возможностями характеризуются повышенной впечатлительностью (тревожностью): они болезненно реагируют на тон своего голоса и отмечают малейшие изменения в своем настроении.
3. Для большинства таких детей характерно повышение утомляемости. Они быстро впадают в состояние раздражительности, начинают плакать и с трудом сосредоточиваются на своей задаче. Если они терпят неудачу, то быстро теряют интерес и отказываются выполнять задание. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательная тревожность и т.д.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья используются специальные коррекционно-развивающие педагогические технологии для достижения положительной динамики в образовании и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее продуктивные пути совершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации, учащихся к учебе и качества образования.
Овладение современными педагогическими технологиями и их применение учителем является неотъемлемой компетенцией
профессиональной деятельности каждого учителя.
Слово «технология» происходит от греческих слов - искусство, мастерство и - обучение. Поэтому термин «педагогическая технология» буквально означает обучение педагогическому искусству, мастерству.
Каждый ребенок имеет право на получение образования независимо от его места проживания, степени проявления ограничений здоровья, психофизиологических и других характеристик, а также социального статуса.
В настоящее время актуальна проблема поиска наиболее эффективных технологий коррекционной работы с детьми ОВЗ, путей улучшения организации, содержания и методов их обучения, воспитания и социализации.
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности детей с ОВЗ, с одной стороны, а с другой стороны - появлением новых возможностей для адаптации и развития таких детей.
Несмотря на то, что многие педагоги, используя широкую линейку методов, в данное время работают над решением проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Достаточно часто этот существующий набор методов и технологий оказывается недостаточно эффективным для решения этой проблемы [4, с. 43].
Выдающиеся психологи и педагоги работали над изучением проблемы обучения людей с ограниченными возможностями здоровья, ее организации и содержания. Эта проблема раскрывается в исследованиях М. Р. Битяновой, Е. В. Бурмистровой, И. В. Дубровиной, А. И. Красило и др. проблема обучения людей с ограниченными возможностями здоровья не ушла от внимания научной литературы: этим вопросом занимались Н.И. Никитина, М. Ф. Глухова, О. А. Прохорова. Преимущество применение инновационных технологий при построении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья отмечается в работах О.С. Газмана (1991), П.И. Пидкасистого (1996), Г.П. Щедровицкого (1996) и др. Такая технология как игровая, позволяют развивать познавательную, эмоциональную, мотивационную сферы ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретические положения результативного применения инновационных технологий при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья формулировались на основе анализа работ в области психологии и педагогики различных направлений и подходов:
• педагогической психологии (Д.Б. Эльконин);
• педагогической антропологии (К.Д. Ушинский);
• деятельностного опосредования развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн.
Методологической основой исследования явились положения психологии, педагогики и коррекционной педагогики о роли образовательной деятельности в психическом развитии ребенка (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. Д. Эльконин, и др.); об общих и специфических закономерностях онтогенеза нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ (Л. С. Выготский, М. И. Никитина и др.); концепция Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития; теоретико-методологическое обоснование значимости эмоционального развития индивида (П. К. Анохин, Е. П. Ильин, М. И. Никитина и др.); принципы общей и коррекционной педагогики; теории современных инновационных подходов к процессу обучения (Г. К. Селевко, П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров, С.А. Шмаков)....
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья - это тяжелая работа, но при правильном упорстве и уровне мастерства она приносит ценные результаты. Ведь цель инклюзии - это не только интеграция детей с ограниченными возможностями, но и «одна школа для всех». Инклюзивные кампании, методы и приемы могут помочь детям с ограниченными возможностями учиться и достигать успеха, что даст шансы и возможности для эффективной социализации, а это самое главное в данном случае.
Проведенное исследование выявило важность и необходимость инклюзивного образования как для современных российских школ, так и для самих детей. Наличие в классе кого-то, кто не похож на обычных детей, заставляет обоих учителей развивать свои профессиональные навыки, а учеников более терпимо относиться к тем, кто не похож на всех остальных.
В целом можно сделать три важных вывода:
1. Методологическое разнообразие инклюзивного образования огромно. Помимо классических методов, которые используются как в обычном, так и в инклюзивном образовательном процессе, используются вспомогательные методы, направленные исключительно на работу с детьми с особыми потребностями;
2. К сожалению, ни один метод не является универсальным инструментом в обучении детей с отклонениями в развитии. Даже одни и те же заболевания не дают одинакового результата, и поэтому можно только определить, какой метод будет наиболее эффективен на конкретном ребенке на практике. Однако в сочетании с вышеперечисленным методическим разнообразием каждый педагог сможет найти лучшие инструменты для работы с детьми-инвалидами;
3. В школе основы инклюзивного образования достаточно сильны. Есть необходимая основа для того, чтобы инклюзивное образование интенсивно развивалось и приносило пользу тем, кто в нем нуждается - детям.
Но оказалось также, что, несмотря на развитую правовую базу, такое образование сопровождается многими проблемами на этапе внедрения. Прежде всего, это нехватка профессиональных кадров, сопротивление родителей детей с особыми образовательными потребностями, а также четкое понимание того, кто такие «дети-инвалиды» и как с ними лучше работать и взаимодействовать в целом. Оказалось, что некоторые учителя даже не знают, что у них в классе есть дети-инвалиды.
Конечно, инклюзивное образование не является универсальным рецептом для всех видов умственных и физических недостатков. Важность домашнего образования или специальных коррекционных школ, безусловно, высока, но там, где есть возможность обучать детей вместе с их здоровыми сверстниками, ее можно и нужно использовать.
На первый взгляд может показаться, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (в частности, преподавание истории) очень сложно. Однако исследование показало, что существует множество методов и приемов, которые помогают этим детям лучше усваивать материал. Но следует отметить, что эти методы и приемы не являются универсальными, и нужно применять их к каждому ученику, чтобы понять, подходит ли он для конкретного ребенка или нет. Отсеивая неэффективное и оставляя лучшее, можно добиться должного результата в обучении особых детей.
Особые дети имеют все шансы полностью интегрироваться в общество и усвоить необходимые знания, в частности об истории. Комбинируя различные методы и приемы, вы можете помочь этим детям получить базовые знания о прошлом, развить сильный интерес к нему, а также усвоить необходимый минимум для сдачи экзамена по истории, если однажды этот экзамен все же станет обязательным. Но помимо знаний, детей можно научить и тому, для чего предназначена история: любви к Родине, уважению к достойным людям, умению отличать хорошее от плохого, не ошибаться на примере исторических личностей и событий. Иными словами, можно воспитать порядочного и образованного человека, несмотря на то, что он немного отличается от остальных.
В общем, пока еще очень рано говорить об однозначных результатах. Требуется время, контроль и хотя бы один полный выпуск с детьми - инвалидами, чтобы на основании их конечных результатов и динамики за 11 лет обучения можно было сказать, что лучше использовать, а от чего следует отказаться, что дает прогресс, а что-статику или регрессию.
Знаменитый швейцарский просветитель Иоганн Песталоцци сказал: «чтобы изменить людей, нужно их любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. И это абсолютно правильно: без любви к своим особым ученикам даже самый талантливый педагог с лучшей теоретико-методической базой и юридическим сопровождением не сможет добиться того, что произойдет с учителем, который любит всех своих детей, независимо от того, полноценны ли они психически и физически».
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К- С. Лебединской. - М., 1982.
2. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. - К.: Радянська школа, 1986
3. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные
стратегические подходы к работе в интегративном классе. - М.:
Прометей,2015.
4. Бекиш М. А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 43-45.
5. Бианки В. В. Лесная газета. - М.: Мир искателя, 2014. - 440 с.
6. Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. - М., 2010.
7. Войтенко Т. П. Игра как метод обученияи личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. -Калуга: Адель, 2018. - 361с.
8. Воронкова В.В. (ред.) Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида 5-9 классы. Сборник 1 - М.: Владос, 2010.
9. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе, 2011, Владос
10. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989. - С. 105.
11. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2013
12. Гаврилова Е. В. ФГОС и современные технологии в обучении детей
с ОВЗ. Электронный ресурс. Режим доступа:
https://www.adou.ru/conference_notes/154
13. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый - 2015 - №10.
14. Гликман И. З. Теория и методика воспитания. - М.: Владос, 2013. - 168 с.
15. Горбунова С. Г. Инклюзивное образование: риски и задачи // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 540-542....50