Использование современных технологий в преподавании истории и обществознания в средней общеобразовательной школе
|
Введение 3
Глава 1. Тееоретические основания изучения возможностей использования современных образовательных технологий в преподавании истории и обществознания 6
1.1 Понятие, функции и значение современных образовательных технологий в
аспекте реализации ФГОС ООО 6
1.2 Структура образовательных технологий 15
1.2 Классификация современных образовательных технологий 18
Глава 2. Особенности практического применения современных образовательных технологий в преподавании истории и обществознания 27
2.1 Анализ форм и методов современных педагогических технологий,
используемых в обучении истории и обществознания 27
2.2 Современные образовательные технологии в преподавании истории и
обществознания 32
2.3 Опыт применения современных образовательных технологий на уроках
истории и обществознания 41
2.4 Методы улучшения использования образовательных технологий в обучении
43
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Глава 1. Тееоретические основания изучения возможностей использования современных образовательных технологий в преподавании истории и обществознания 6
1.1 Понятие, функции и значение современных образовательных технологий в
аспекте реализации ФГОС ООО 6
1.2 Структура образовательных технологий 15
1.2 Классификация современных образовательных технологий 18
Глава 2. Особенности практического применения современных образовательных технологий в преподавании истории и обществознания 27
2.1 Анализ форм и методов современных педагогических технологий,
используемых в обучении истории и обществознания 27
2.2 Современные образовательные технологии в преподавании истории и
обществознания 32
2.3 Опыт применения современных образовательных технологий на уроках
истории и обществознания 41
2.4 Методы улучшения использования образовательных технологий в обучении
43
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Интеграция современных образовательных технологий в учебный процесс истории и обществознания представляет собой актуальное исследовательское направление в контексте современной образовательной среды. В условиях динамично меняющегося мира важно исследовать и оценить эффективность применения новых методов обучения, учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и среднего общего образования (ФГОС СОО) 2023 г.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование особенностей использования современных образовательных технологий в преподавании истории и обществознания, выработка рекомендаций и предложений по использованию новых технологий, с целью развития познавательного и социального интереса к истории и обществознанию в учебной программе, в средней общеобразовательной школе.
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации нередко ставится вопрос об изменении традиций образования, его совершенствовании. 29 декабря 2012 г. был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающий основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования, осуществления образовательной деятельности. Данный нормативно-правовой документ сильно взаимосвязан с современными педагогическими технологиями.
В современных условиях главная задача образования заключается не только в получении школьниками определенных знаний, но и в формировании у них умений и навыков самостоятельного приобретения учебной информации.
Педагог, который активно применяет новые образовательные технологии, достигает более высоких результатов в своей работе, чем тот педагог, который предпочитает организовывать образовательный процесс по традиционной системе.
У современных школьников формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться, разбираться в нескончаемом, бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы. Поэтому очень важна роль педагога в раскрытии возможностей новых образовательных технологий.
Но использование любых образовательных технологий - это еще не гарантия успеха. Важным является разумное соединение наиболее эффективных технологий и личности педагога. Применяя те или иные образовательные технологии, главная цель учителя - уйти от таких недостатков традиционного образования, как: шаблонное построение, нерациональное распределение времени на уроке, отсутствие самостоятельности, пассивность обучающихся, слабая обратная связь, отсутствие индивидуального подхода в обучении. Используя все особенности технологий, следует добиваться непрерывного повышения качества образования, выступить в роли организатора и инициатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучающегося, компетентным наставником и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогического мастерства.
Современная школа вносит свой вклад в развитие учеников, строящийся на базовом, начальном уровне знаний. По-новому преподавать обществознание в российских школах начнут с 1 сентября 2025 года, именно эта дата фигурирует в приказе Минпросвещения. Новая программа с уменьшенными часами на обществознание будет актуальна только для тех, кто будет принят в основную школу (в пятый класс) с 1 сентября 2025 года. Программа по обществознанию в 9м классе составит 34 часа, то есть один урок в неделю. Плюс еще по одному уроку в неделю в 10-м классе и только в 11-м обществознание дважды появляется в расписании. В Министерстве просвещения обещают сделать обновленный курс обществознания «более практикоориентированным».
На основе требований федерального государственного образовательного стандарта в преподавании истории и обществознания реализуются компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Значительный спектр нуждающихся в изучении вопросов обусловливает актуальность исследуемой проблематики и объясняет необходимость проведения системных научных исследований, направленных на поиск и выработку мер по углубленному изучению методических основ современных технологий и организационных механизмов повышения их эффективности в преподавании истории и обществознания.
Степень изученности проблемы
Вопросы и особенности использования современных образовательных технологий рассматривали в своих работах такие авторы как: Байбородова Л.В., Г.К. Селевко, Л.Н. Боголюбов, Е.В. Коротаева, С.А. Мухина, Миронова А.Н., А.А. Факторович и др. [4, 32; 5; 16; 17; 24; 26] М.Т. Студеникин "Современные
технологии преподавания истории в школе" [52] подчёркивает, что применение технических средств - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории - модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения, дает представление о современном устройстве кабинета истории, его наполнении видеоносителями и их применении на уроках истории, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом. Студеникин М.Т. также останавливается на методике применения видеоносителей, компьютерных технологий, возможностей Интернет-ресурсов на уроках истории. Не менее интересен подход В.И. Боголюбова, который в своей статье "Инновационные технологии в педагогике" [7] отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовке педагогов. Н. Шевченко в статье "Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника" [58] подчёркивает, что современное обучение трудно сегодня представить без технологии мультимедиа. Мультимедиа программы открывают широкие возможности для учителей и учеников. Аствацатуров Г. в статье "Технология конструирования мультимедийного урока" "[4] подчёркивает, что творцом урока является учитель, который в свою очередь организует творчество детей, они занимаются сотворчеством. Автор отмечает, что практика применения информационно- коммуникативных технологий в овладении методикой по-прежнему велика. Учитель должен помочь ученику ориентироваться в условиях "информационного обвала". Аствацатуров рассказывает об опыте работы информационно-учебного комплекса состоящего из 4-х компонентов: Информационно-энциклопедический центр; Продукция, позволяющая осмыслить и закрепить материал; Развитие практических умений и навыков, развитие интуиции; Система автоматизации (пакеты прикладных программ, система автоматизации). Автор нацеливает учителя на творческое освоение информационно-коммуникативных технологий. Захарова И.Г. в книге "Информационные технологии в образовании" [17], подчёркивает важность и необходимость применения информационных технологий, - "иначе трудно двигаться дальше". Уже сейчас большое количество учебных познавательных и развивающих материалов представлено в электронном виде. В учебном пособии представлена классификация программных средств информационных технологий обучения с позиции дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс. Даны практические рекомендации по применению гипертекстовой технологии для создания для создания гипертекстовых электронных учебников и авторских, образовательных Web-сайтов силами педагогов. В сборнике "Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического ВУЗа и школы" опубликованы тексты докладов I региональной научной конференции, которая была посвящена созданию и использованию электронных образовательных ресурсов нового поколения, повышению информационно-коммуникативной - компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, внедрению инновационных образовательных технологий, а процесс обучения. В сборнике собран богатый материал об использовании цифровых образовательных ресурсов. Короткова М.В. в статье "Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на
уроках истории"[22] рассматривает тему использования картин, фотографий карикатур, карт. Автор ратует за личностно-ориентированный подход в обучении при использовании наглядных средств, в основе такого обучения, по мнению автора, должен лежать личностно-образовательные смыслы учеников. Чернов А.Н. в статье "Мультимедийный кабинет истории"[56] считает, что понятие "кабинет истории" будет полностью пересмотрено, в нём должно быть современное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, акустическая система,
интерактивная доска, сканер, принтер и др....
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное исследование особенностей использования современных образовательных технологий в преподавании истории и обществознания, выработка рекомендаций и предложений по использованию новых технологий, с целью развития познавательного и социального интереса к истории и обществознанию в учебной программе, в средней общеобразовательной школе.
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в Российской Федерации нередко ставится вопрос об изменении традиций образования, его совершенствовании. 29 декабря 2012 г. был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», устанавливающий основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования, осуществления образовательной деятельности. Данный нормативно-правовой документ сильно взаимосвязан с современными педагогическими технологиями.
В современных условиях главная задача образования заключается не только в получении школьниками определенных знаний, но и в формировании у них умений и навыков самостоятельного приобретения учебной информации.
Педагог, который активно применяет новые образовательные технологии, достигает более высоких результатов в своей работе, чем тот педагог, который предпочитает организовывать образовательный процесс по традиционной системе.
У современных школьников формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться, разбираться в нескончаемом, бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы. Поэтому очень важна роль педагога в раскрытии возможностей новых образовательных технологий.
Но использование любых образовательных технологий - это еще не гарантия успеха. Важным является разумное соединение наиболее эффективных технологий и личности педагога. Применяя те или иные образовательные технологии, главная цель учителя - уйти от таких недостатков традиционного образования, как: шаблонное построение, нерациональное распределение времени на уроке, отсутствие самостоятельности, пассивность обучающихся, слабая обратная связь, отсутствие индивидуального подхода в обучении. Используя все особенности технологий, следует добиваться непрерывного повышения качества образования, выступить в роли организатора и инициатора самостоятельной активной познавательной деятельности обучающегося, компетентным наставником и помощником. Эта роль значительно сложнее, чем при традиционном обучении и требует от педагога более высокого уровня профессионально-педагогического мастерства.
Современная школа вносит свой вклад в развитие учеников, строящийся на базовом, начальном уровне знаний. По-новому преподавать обществознание в российских школах начнут с 1 сентября 2025 года, именно эта дата фигурирует в приказе Минпросвещения. Новая программа с уменьшенными часами на обществознание будет актуальна только для тех, кто будет принят в основную школу (в пятый класс) с 1 сентября 2025 года. Программа по обществознанию в 9м классе составит 34 часа, то есть один урок в неделю. Плюс еще по одному уроку в неделю в 10-м классе и только в 11-м обществознание дважды появляется в расписании. В Министерстве просвещения обещают сделать обновленный курс обществознания «более практикоориентированным».
На основе требований федерального государственного образовательного стандарта в преподавании истории и обществознания реализуются компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Значительный спектр нуждающихся в изучении вопросов обусловливает актуальность исследуемой проблематики и объясняет необходимость проведения системных научных исследований, направленных на поиск и выработку мер по углубленному изучению методических основ современных технологий и организационных механизмов повышения их эффективности в преподавании истории и обществознания.
Степень изученности проблемы
Вопросы и особенности использования современных образовательных технологий рассматривали в своих работах такие авторы как: Байбородова Л.В., Г.К. Селевко, Л.Н. Боголюбов, Е.В. Коротаева, С.А. Мухина, Миронова А.Н., А.А. Факторович и др. [4, 32; 5; 16; 17; 24; 26] М.Т. Студеникин "Современные
технологии преподавания истории в школе" [52] подчёркивает, что применение технических средств - одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории - модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения, дает представление о современном устройстве кабинета истории, его наполнении видеоносителями и их применении на уроках истории, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом. Студеникин М.Т. также останавливается на методике применения видеоносителей, компьютерных технологий, возможностей Интернет-ресурсов на уроках истории. Не менее интересен подход В.И. Боголюбова, который в своей статье "Инновационные технологии в педагогике" [7] отмечает, что обновление школы возможно лишь на путях разработки новых педагогических технологий и соответствующей подготовке педагогов. Н. Шевченко в статье "Интерактивные формы обучения как средство развития личности школьника" [58] подчёркивает, что современное обучение трудно сегодня представить без технологии мультимедиа. Мультимедиа программы открывают широкие возможности для учителей и учеников. Аствацатуров Г. в статье "Технология конструирования мультимедийного урока" "[4] подчёркивает, что творцом урока является учитель, который в свою очередь организует творчество детей, они занимаются сотворчеством. Автор отмечает, что практика применения информационно- коммуникативных технологий в овладении методикой по-прежнему велика. Учитель должен помочь ученику ориентироваться в условиях "информационного обвала". Аствацатуров рассказывает об опыте работы информационно-учебного комплекса состоящего из 4-х компонентов: Информационно-энциклопедический центр; Продукция, позволяющая осмыслить и закрепить материал; Развитие практических умений и навыков, развитие интуиции; Система автоматизации (пакеты прикладных программ, система автоматизации). Автор нацеливает учителя на творческое освоение информационно-коммуникативных технологий. Захарова И.Г. в книге "Информационные технологии в образовании" [17], подчёркивает важность и необходимость применения информационных технологий, - "иначе трудно двигаться дальше". Уже сейчас большое количество учебных познавательных и развивающих материалов представлено в электронном виде. В учебном пособии представлена классификация программных средств информационных технологий обучения с позиции дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции информационных технологий обучения в учебно-воспитательный процесс. Даны практические рекомендации по применению гипертекстовой технологии для создания для создания гипертекстовых электронных учебников и авторских, образовательных Web-сайтов силами педагогов. В сборнике "Цифровые образовательные ресурсы в учебном процессе педагогического ВУЗа и школы" опубликованы тексты докладов I региональной научной конференции, которая была посвящена созданию и использованию электронных образовательных ресурсов нового поколения, повышению информационно-коммуникативной - компетентности педагогов общеобразовательных учреждений, внедрению инновационных образовательных технологий, а процесс обучения. В сборнике собран богатый материал об использовании цифровых образовательных ресурсов. Короткова М.В. в статье "Личностно-ориентированный подход в использовании наглядных средств на
уроках истории"[22] рассматривает тему использования картин, фотографий карикатур, карт. Автор ратует за личностно-ориентированный подход в обучении при использовании наглядных средств, в основе такого обучения, по мнению автора, должен лежать личностно-образовательные смыслы учеников. Чернов А.Н. в статье "Мультимедийный кабинет истории"[56] считает, что понятие "кабинет истории" будет полностью пересмотрено, в нём должно быть современное оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, акустическая система,
интерактивная доска, сканер, принтер и др....
Использование современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания в контексте ФГОС ООО и СОО 2023 года играет ключевую роль в развитии образования, предоставляя педагогам и учащимся широкий арсенал инструментов для обогащения образовательного процесса. Этот период становления новой системы образования в России характеризуется стремлением к формированию высоконравственной, образованной и социально адаптированной личности через использование передовых методов обучения.
Одной из важнейших целей ФГОС ООО и СОО 2023 года является переход к субъектно-ориентированным методам обучения. Использование технологий позволяет не только расширить спектр образовательных возможностей, но и создать среду, способствующую развитию критического мышления, самостоятельности и креативности учащихся.
Внедрение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания демонстрирует их высокий потенциал в повышении эффективности учебного процесса. Интерактивные методы, мультимедийные средства, групповая работа и сотрудничество, использование виртуальных платформ - всё это стимулирует учащихся к активному участию и погружению в учебный материал.
Современные технологии также укрепляют роль педагога как фасилитатора обучения. Учитель становится не только источником знаний, но и организатором образовательного процесса, стимулирующим и вдохновляющим учащихся на исследования и творческое мышление.
Однако, несмотря на многочисленные преимущества, существует ряд вызовов в интеграции этих технологий в учебный процесс. Недостаточная подготовка педагогов, ограниченные ресурсы и доступ к технологиям, а также необходимость адаптации программ к новым требованиям - это лишь некоторые из проблем, требующих внимания и разработки соответствующих решений.
В завершение, внедрение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания, с учетом ФГОС ООО и СОО 2023 года, представляет собой важный шаг в развитии образования. Это создает возможности для более глубокого и интегрированного обучения, способствует развитию ключевых компетенций учащихся и формированию гражданской активности - фундаментальных составляющих будущего развития общества.
Одной из важнейших целей ФГОС ООО и СОО 2023 года является переход к субъектно-ориентированным методам обучения. Использование технологий позволяет не только расширить спектр образовательных возможностей, но и создать среду, способствующую развитию критического мышления, самостоятельности и креативности учащихся.
Внедрение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания демонстрирует их высокий потенциал в повышении эффективности учебного процесса. Интерактивные методы, мультимедийные средства, групповая работа и сотрудничество, использование виртуальных платформ - всё это стимулирует учащихся к активному участию и погружению в учебный материал.
Современные технологии также укрепляют роль педагога как фасилитатора обучения. Учитель становится не только источником знаний, но и организатором образовательного процесса, стимулирующим и вдохновляющим учащихся на исследования и творческое мышление.
Однако, несмотря на многочисленные преимущества, существует ряд вызовов в интеграции этих технологий в учебный процесс. Недостаточная подготовка педагогов, ограниченные ресурсы и доступ к технологиям, а также необходимость адаптации программ к новым требованиям - это лишь некоторые из проблем, требующих внимания и разработки соответствующих решений.
В завершение, внедрение современных образовательных технологий на уроках истории и обществознания, с учетом ФГОС ООО и СОО 2023 года, представляет собой важный шаг в развитии образования. Это создает возможности для более глубокого и интегрированного обучения, способствует развитию ключевых компетенций учащихся и формированию гражданской активности - фундаментальных составляющих будущего развития общества.
Подобные работы
- Использование игровых технологий на уроках истории в 8 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ПЯТЫХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Проектирование урока по истории XIX - XX вв.
с использованием цифровых технологий
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Рефлексия и актуализация духовно-нравственных ценностей общества в процессе обучения
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проектная деятельность школьников на уроках истории 11 класса в
основной общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И ИХ ИЗУЧЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И БЫТА В КУРСЕ ИСТОРИИ РОССИИ 6 КЛАССА
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017





